Кто должен мыть столы в школьной столовой

Обновлено: 04.07.2024

В школе организованно питание обучающихся. Осуществление этой деятельности требует реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом.

В столовой помещения распределены следующим образом:
✪ буфетно-раздаточный зал,
✪ обеденный зал на 40 посадочных места,
✪ моечная кухонной и столовой посуды.

Столовая школы работает в буфетно-раздаточном режиме. Списочная численность работающих 3 человека.

С целью осуществления контроля за организацией питания и качеством готовой продукции создана бракеражная комиссия, которая проводит следующие мероприятия:

✪ ежедневный контроль качества;
✪ регулярный контроль и количественный анализ горячим питанием учащихся;
✪ социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.

Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьной столовой, участвует в проведении витаминизации блюд, входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей производством (повар-бригадир) столовой, представителем администрации школы, членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не поступает в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления, и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.

Ежедневно контролируется медицинским работником школы и соблюдение норм хранения готовой продукции.

Периодический контроль за работой школьной столовой осуществляется представителями органов управления образованием, а также работниками Роспотребнадзора.

II. Охват питанием школьников

В школе ежемесячно анализируется охват питанием учащихся по классам по предоставлению соответствующей отчетности от классных руководителей.

III. Показатели культуры обслуживания

В столовой за каждым классом закреплены столы. Питание школьников организуют в соответствии с графиком, который разработан исходя из режима учебных занятий. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог, дежурный администратор.

Контроль за работой школьной столовой осуществляется медицинским работником, администрацией школы, Попечительским советом.

Прием пищи обучающиеся осуществляют под присмотром классных руководителей.

Характеризуя уровень соблюдения профессиональной этики, необходимо отметить, что по результатам проверок в прошлом учебном году не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.

IV. Показатели условий обслуживания

В школе уделено большое внимание укреплению и обновлению материально-технической базы школьной столовой.

В рамках реализации комплекса мер модернизации образования в 2008 году произведен капитальный ремонт буфетно-раздаточного зала, моечной, заменено все технологическое и холодильное оборудование.

Обеденный зал школьной столовой имеет удобную конфигурацию, эстетически оформлен, оборудован мебелью.

Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды.

В помещении столовой для мытья рук учащимся организовано специальное место.

V. Информированность родителей и учащихся об организации питания

С целью улучшения организации питания учащихся в школе проводятся мероприятия по следующим направлениям:
✪ подготовка и утверждение документов по организации питания;
✪ инструктивные совещания для классных руководителей;
✪ совещания при директоре;
✪ родительские собрания;
✪ сайт школы.

В школе проводятся опросы и анкетирования учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.


Типовая форма 10-дневного меню для учащихся 1-4 классов, обучающихся в 1-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Типовое 10-дневное меню для учащихся 1-4-х классов, обучающихся во 2-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Трудовое законодательство прямо не требует от бизнеса составлять должностные инструкции, но регулирующие организации (Роструд, ПФР, ФСС) рекомендуют их к применению. Также они могут использоваться в практике разрешения должностных споров и для повышения эффективности трудовой деятельности. Конкретно в этом материале вашему вниманию предлагается должностная инструкция кухонного работника.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции кухонного работника

1. Общие положения

  1. Кухонного работника нанимает и увольняет заведующий учреждением, по рекомендации шеф-повара.
  2. Кухонный работник подчиняется шеф-повару.
  3. На время отсутствия работника (отпуск, командировка, болезнь) его замещает другой работник, назначенный шеф-поваром.
  4. Лицо, принимаемое на эту должность, должно отвечать следующим требованиям:
    • среднее (профильное средне-специальное) образование;
    • действующая медицинская книжка;
    • успешно законченное медицинское обследование;
    • требования к рабочему стажу не предъявляются.
  5. Кухонный работник должен знать:
    • отраслевые стандарты и административные нормы;
    • основы эксплуатации кухонного оборудования;
    • способы подготовки ингредиентов для изготавливаемых блюд;
    • критерии безопасности пищевых ингредиентов;
    • стандарты расходования пищевых ингредиентов;
    • стандарты проведения уборки в кухонном помещении;
    • правила использования дезинфицирующих и моющих препаратов;
    • назначение посуды, кухонных приспособлений, используемого инвентаря;
    • правила работы с грузами;
    • правила работы с упаковкой (тарой);
    • требования к качеству выполняемой работы;
    • стандарты пожарной безопасности и трудовой дисциплины;
    • используемые на кухне санитарно-гигиенические нормативы.
  6. Кухонный работник руководствуется:
    • действующими законами;
    • отраслевыми стандартами;
    • документами учреждения;
    • содержимым данной инструкции.

2. Обязанности

На кухонного работника возложены следующие функции:

  1. Помощь поварам в приготовлении блюд.
  2. Помощь другим кухонным работникам в рамках своей компетенции.
  3. Информирование шеф-повара о возможных проблемах с качеством ингредиентов, готовых блюд, работой кухонного оборудования.
  4. Переноска грузов, доставляемых на кухню, и их сортировка.
  5. Размещение готовых блюд на раздаче.
  6. Вскрытие упаковок доставленной продукции.
  7. Подготовка кухонного оборудования к началу работы.
  8. Поддержание текущей работы кухонного оборудования.
  9. Проверка состояния кухонного оборудования в конце смены.
  10. Уборка пищевых отходов.
  11. Чистка мусоросборников в соответствии с установленным графиком.
  12. Регулярная дезинфекция санитарно-технического оборудования
  13. Отбор и сортировка пищевых ингредиентов.
  14. Участие в уборке кухонного помещения.
  15. Чистка кухонного оборудования, посуды, инвентаря.
  16. Уход за выданной работодателем фирменной одеждой.
  17. Соблюдение в своей работе санитарно-гигиенических нормативов, стандартов трудового распорядка, норм пожарной безопасности.
  18. Прохождение регулярных медицинских осмотров, в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Кухонный работник несет ответственность в следующих случаях:

  1. За ущерб, полученный учреждением из-за его действий, — в пределах, обозначенных в соответствующих положениях трудового законодательства.
  2. За невыполнение трудовых обязанностей — в границах, указанных в трудовом законодательстве.
  3. За совершенные в ходе работ правонарушения — в порядке, определенном соответствующими статьями законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения шеф-повару по оптимизации своих трудовых процедур.
  2. Принимать участие в собраниях персонала учреждения, где затрагиваются вопросы работы кухни.
  3. Получать доплаты по мере выполнения плановых показателей.
  4. Требовать от сотрудников получения доступа к необходимой в работе информации.
  5. Требовать от руководства кухни поддержания условий, нужных для эффективного выполнения своей работы.

5. Условия труда

  1. Кухонный работник получает от работодателя комплект фирменной одежды (халаты, перчатки и пр.), используемый им в работе.
  2. Кухонный работник может привлекаться к работе по праздникам и выходным, в соответствии со своим рабочим графиком и правилами учреждения.
  3. Кухонный работник может быть привлечен к выполнению своих обязанностей на выезде, для помощи в обслуживании торжественных мероприятий, в соответствии с правилами учреждения.

Основные параметры составления документа

В действующем законодательстве не установлен формат должностной инструкции. Есть рекомендованные формы, которые используются работодателями, адаптирующими их под свои нужды. Эти рекомендации касаются основных параметров инструкции, таких как её структура.

Рекомендованный формат инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные обязанности.
  • Права сотрудника.
  • Ответственность сотрудника.

Эти базовые разделы определяют основные параметры взаимодействия специалиста и его нанимателя. Многие компании, если хотят детальнее прописать какие-то трудовые параметры, добавляют следующие части:

  • Условия работы.
  • Параметры для определения результатов работы.
  • Порядок должностных связей.

Вспомогательные разделы особо популярны в крупном бизнесе, с сотнями сотрудников на разнообразных должностях. Чем полнее инструкция, тем меньше времени они будут тратить на индивидуальные разбирательства.

Общие положения

Во вступительной части приведены общие параметры трудовой деятельности:

  • Кому из руководителей подчиняется сотрудник.
  • Кто его нанимает и увольняет.
  • Кто его подменяет.
  • Каких умений ждет от него работодатель.
  • Каков требуемый уровень опыта и образования.

Требования к навыкам кандидата на должность имеют наиболее индивидуальный характер. Они должны соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Ряд отраслей имеет свои специфические требования к навыкам сотрудников. Так, для работников кухни детских садов необходимо знание санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.5.2409-08). Подобные особые требования нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Здесь раскрывается содержание трудовой функции, чье использование устанавливает статья 57 ТК. Список обязанностей можно разделить на 3 части:

  • Основные, соответствующие профилю профессии.
  • Второстепенные, которые могут различаться на разных предприятиях, в зависимости от их организационно-правовой формы, кадровой политики и пр.
  • Традиционные, включающие требования к соблюдению стандартов трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! Возможное изменение обязанностей должно быть согласовано с работниками. Поэтому с самого начала нужно исчерпывающе описать должностные функции, чтобы не переделывать документ.

Ответственность

Данный раздел устанавливает возможности привлечения служащего к ответственности. Этот список приведен в общем виде, с минимумом конкретных формулировок, поскольку ответственность может быть установлена лишь в ходе административных и юридических процедур.

Права

Помимо описания стандартных прав, которыми обладают большинство работников, — на получение информации, участие в собраниях, внесение предложений — сюда можно добавить и дополнительные возможности для сотрудника. Так, для ряда профессий есть возможность останавливать процесс производства или распоряжаться выделенными денежными средствами.

Условия работы

Данный раздел добавляется, если наниматель хочет включить описание каких-то дополнительных особенностей работы. Так, сюда можно добавить упоминания о нестандартном трудовом графике, бесплатной рабочей одежде, частичной оплате компанией образования или расходов на связь и транспорт.

Составление должностной инструкции проходит ряд этапов:

  • Подготовка чернового варианта.
  • Его обсуждение с юристом, сотрудником кадровой службы, будущими коллегами специалиста.
  • Создание варианта с учетом их замечаний.
  • Распечатывание на фирменном бланке, с включением атрибутов официального документа.
  • Проставление подписей руководителями организации, с которыми согласовывалось её составление.
  • Визирование инструкции директором.
  • Знакомство с документом сотрудника, и проставление им своей подписи.

Внимание! Сотрудник имеет право получить в отделе кадров свою копию инструкции в бумажной или электронной форме. В последнем случае нужно предварительно удалить из неё все личные сведения.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Уборка в школе - Санитарный надзор

Санитарный надзор

Уборка в школе

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, а в школах, работающих в две смены – дважды в день. Для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания предусмотрен перерыв не менее 30 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации должна проводиться генеральная уборка. Причем проводить ее надо непременно с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается.

Также не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, уборке помещений пищеблока, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте. Дезинфицирующие и моющие средства должны храниться в соответствии с инструкцией в недоступном для обучающихся месте. Готовятся дезинфицирующие растворы для мытья полов непосредственно перед применением в туалетных комнатах и в отсутствии обучающихся.

С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:

- механическое удаление остатков пищи;

- мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;

- мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40оC и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны;

- ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;

- обработка всей столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению:

Не йтральное пенное моющее средство Аквалон. Способ применения:

Нанести несколько капель на губку или посуду, потереть посуду и смыть чистой водой. Для мытья в растворе добавить 50-70 мл. в зависимости от степени загрязнения на 3 литра воды.

Дезинфицирующее средство Ника-Хлор.

Рабочие раствора страдства "Ника-Хлор" готовят в пластмассовых, эмалированных или стеклянных емкостых путем растворения необходимого количества в водопроводной воде (путем легкого помешивания).

Для приготовления моюще-дезинфицирующих растворов те же количества средства растворяют в 0,5% растворах моющих средств (5г. моющего средства на 1 л раствора или 50г. на 10 л. раствора).

- ополаскивание посуды в третьей секции ванны проточной водой с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;

- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.

Инструкция по предупреждению коронавирусной инфекции для работников столовой школы

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция содержит основные требования, предъявляемые к санитарному режиму на пищеблоке (столовой) и личной гигиене работников пищеблока, особенностям режимов доступа на пищеблок, организации питания, санитарной обработке помещений и другие необходимые мероприятия для противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

1.2. Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников пищеблока.

1.3. В связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции работники допускаются к работе после детального изучения данной инструкции по предупреждению коронавируса на пищеблоке и профилактических мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, а также с соблюдением всех мер предосторожности.

1.4. Работники пищеблока (столовой) должны соблюдать данную инструкцию, иметь прививки в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям, личную медицинскую книжку установленного образца, в которую внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях и о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

1.5. Работники пищеблока с целью соблюдения требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции должны :

    строго соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по профилактике распространения COVID-19 в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
  • содержать в порядке и чистоте свое рабочее место;
  • содействовать и сотрудничать с администрацией образовательной организации в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, незамедлительно сообщать своему непосредственному руководителю и дежурному администратору либо руководителю образовательной организации о любом ухудшении состояния своего здоровья, в т.ч. о проявлении признаков новой коронавирусной инфекции;
  • внимательно выполнять свои должностные обязанности, не отвлекаться;
  • пользоваться и правильно применять СИЗ, одноразовые маски, одноразовые перчатки, кожные антисептики для обработки рук, дезинфицирующие средства согласно условиям и характеру выполняемой работы; незамедлительно уведомлять прямого руководителя или руководителя образовательной организации о любой ситуации, несущей угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, о происшедшем несчастном случае, ухудшении состояния своего здоровья;
  • придерживаться всех требований и предписаний по нераспространению новой коронавирусной инфекции;
    знать пути передачи, признаки заболевания, меры профилактики коронавирусной инфекции.
    1.6. Работники пищеблока (столовой) должны знать, что механизмами передачи коронавирусной инфекции являются воздушно-капельный, контактный, фекально-оральный.

1.7. Работники пищеблока должны быть оснащены санитарной одеждой, санитарной обувью и санитарными принадлежностями, дезинфицирующими средствами.

1.8. Работникам пищеблока необходимо:

  • санитарную одежду и обувь хранить в установленных для этого местах;
  • верхнюю одежду, обувь, головные уборы, а также личные вещи оставлять в гардеробе;
  • выполнять работу исключительно в чистой санитарной одежде и менять ее по мере загрязнения;
  • производить смену масок не реже 1 раза в 3 часа;
  • обрабатывать руки дезинфицурующими средствами;
  • своевременно проводить дезинфекцию своего рабочего места. 1.9. С целью предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, желудочно-кишечных, паразитарных и иных заболеваний работникам пищеблока необходимо знать и строго соблюдать нормы и правила личной гигиены:
  • коротко подстригать ногти, не наносить на них лак;
  • тщательно мыть руки с мылом (обладающим дезинфицирующим действием) перед тем как начать работу, переходя от выполнения одной операции к другой, после перерыва в работе, прикосновения к загрязненным предметам, а также после посещения санузла, перед приемом пищи и по окончании работы.

2. Санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников пищеблока к работе

2.1. В образовательной организации организована работа по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и системная работа по информированию работников о рисках новой коронавирусной инфекции COVID-19, мерах личной профилактики, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью при появлении первых симптомов ОРВИ.

2.2. При входе в здание работник должен вытереть ноги об резиновый коврик, пропитанный дезинфицирующим средством.

2.3. Перед началом работы всем работникам пищеблока ответственным сотрудником измеряется температура тела с занесением результатов в журнал термометрии.

2.4. При температуре 37,1 и выше, либо при иных явных признаках ОРВИ, работник пищеблока не допускается к работе и направляется домой для вызова медицинского работника на дом.

2.5. Каждый работник должен оповещать о любых отклонениях в состоянии здоровья. Работник с симптомами заболевания не допускается к работе. Возобновление допуска к работе возможно только при наличии справки лечебного учреждения о выздоровлении.

2.6. Работники пищеблока обязаны выполнять правила личной гигиены и производственной санитарии.

2.7. Перед началом работы необходимо вымыть руки. Для механического удаления загрязнений и микрофлоры руки моют теплой проточной водой с мылом в течение 1-2 минут, в том числе после сотового телефона, обращая внимание на околоногтевые пространства. Оптимально пользоваться сортами мыла с высокой пенообразующей способностью. Затем руки ополаскивают водой для удаления мыла и обрабатывают дезинфекционными средствами (антибактериальные средства для рук, содержащие не менее 60% спирта, (влажные салфетки или гель)).

2.8. Надеть санитарную одежду, сменную обувь, одноразовую маску для лица.

3. Санитарная обработка помещений пищеблока во время работы

3.1. Профилактическая дезинфекция проводится на системной основе и включает в себя меры личной гигиены, частое мытье рук с мылом и обработку их кожными антисептиками, дезинфекцию столовой и кухонной посуды, проветривание и обеззараживание воздуха, проведение влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств.

3.2. Выполняя работу, следует поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте, не загораживать его и проходы к нему, между оборудованием, столами, стеллажами, к пультам управления и рубильникам, пути эвакуации и иные проходы ненужными предметами, пустой тарой, инвентарем, лишними запасами сырья, кулинарной продукцией. Пустую тару, следует вовремя убирать в предназначенное для этого место.

3.3. Следует регулярно (каждые 3 часа) проветривать помещения пищеблока.

3.4. Обеззараживание воздуха проводить при помощи бактерицидного облучателя закрытого типа (рециркулятором), который может применяться круглосуточно в присутствии людей.

3.5. Смену одноразовой медицинской маски производить не реже одного раза в 3 часа (в случае ее увлажнения – немедленно).

3.6. Использованную медицинскую маску уложить в полиэтиленовый пакет и завязать его, а затем выбросить в мусорное ведро.

3.7. В случае, если используются многоразовые маски для лица, использованные маски сложить в пакет. Многоразовую маску нужно выстирать с мылом или моющим средством, затем обработать с помощью парогенератора или утюга с функцией подачи пара. После обработки маска не должна оставаться влажной, поэтому в конце её необходимо прогладить горячим утюгом, уже без функции подачи пара.

3.8. После каждой смены деятельности работник пищеблока должен вымыть руки с мылом.

3.9. На период распространения коронавирусной инфекции для вытирания рук следует использовать одноразовые бумажные полотенца.

3.10. Во время работы не рекомендуется трогать руками лицо.

3.11. В случае, если технологические процессы позволяют обеспечить расстояние между работниками, рекомендуется находиться на расстоянии не менее 1,5 метров между людьми.

3.12. В середине рабочей смены всем работникам пищеблока ответственным сотрудником повторно измеряется температура тела с занесением данных в журнал.

3.13. В случае ухудшения здоровья, работник обязан незамедлительно поставить в известность своего руководителя и обратиться за помощью к медицинскому работнику.

3.14. Перед началом работы, а также не реже чем через 6 часов, провести влажную уборку помещений пищеблока с применением дезинфицирующих средств. Уборку помещений проводить с использованием разрешенных к применению дезинфицирующих средств, соблюдая время экспозиции и концентрацию рабочего раствора дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией к препарату.

3.15. Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп:


  • хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06 %, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0 %);
  • кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0 %);
  • катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5 %);
  • третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05 %);
  • полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2 %);
  • спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70 % по массе).

3.16. Дезинфицирующие средства следует хранить в упаковках изготовителя, плотно закрытыми в специально отведенном сухом, прохладном и затемненном месте, недоступном для детей. Меры предосторожности при проведении дезинфекционных мероприятий и первой помощи при случайном отравлении изложены для каждого конкретного дезинфицирующего средства в Инструкциях по их применению.

3.17. Количество одновременно используемой на пищеблоке посуды и приборов должно обеспечивать потребности организации (учреждения). Не допускается использование посуды с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированной, с поврежденной эмалью.

3.18. При использовании для мытья посуды специализированных моечных машин необходимо следовать инструкциям по их эксплуатации, при этом применять режимы обработки, обеспечивающие дезинфекцию посуды и столовых приборов при температуре не ниже 65°С в течение 90 минут.

3.19. Мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:


  • механическое удаление остатков пищи;
  • мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;
  • мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40°С и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны;
  • ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
  • обработка всей столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению;
  • ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны проточной водой с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
  • просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.

3.20. Прием пищи работниками пищеблока должен быть организован в строго отведенном для этого месте. Запрещается принимать пищу на рабочем месте. При применении одноразовой посуды производится сбор использованной одноразовой посуды в одноразовые плотно закрываемые пластиковые пакеты, которые подвергаются дезинфекции в конце рабочего дня.

3.21. Во время работы на пищеблоке следует соблюдать инструкцию по предупреждению коронавирусной инфекции для работников пищеблока (столовой), меры безопасности, приведенные в эксплуатационной документации предприятия – изготовителя дезинфицирующих средств.

4. Алгоритм действий в случае подозрения в заболевании работника пищеблока коронавирусной инфекцией

4.1. Работник пищеблока, у которого имеются подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, извещает своего непосредственного руководителя и администрацию образовательной организации о своем состоянии.

4.3. Использовать бактерицидные облучатели или другие устройства для обеззараживания воздуха и (или) поверхностей для дезинфекции воздушной среды помещения (при наличии). В случае необходимости, обеспечить проведение дезинфекции помещений силами специализированной организации.

4.4. В случае выявления заболевших после удаления больного и освобождения помещений от людей проводится заключительная дезинфекция, при необходимости силами специализированных организаций. Для обработки используют наиболее надежные дезинфицирующие средства на основе хлорактивных и кислородактивных соединений. Обеззараживанию подлежат все поверхности, оборудование и инвентарь производственных помещений, обеденных залов, санузлов. Посуду больного дезинфицируют путем погружения в дезинфицирующий раствор и далее обрабатывают по изложенной в п. 3.18, 3.19 данной инструкции схеме. Воздух обрабатывается в присутствии людей с использованием закрытых переносных облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.

4.5. При подтверждении у работника пищеблока заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 руководитель образовательной организации либо уполномоченное должностное лицо формирует сведения о контактах работника в рамках исполнения служебных обязанностей за последние 14 дней и уведомляет Оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и всех работников, входящих в данный список, о необходимости соблюдения режима самоизоляции.


  1. 5. Мероприятия, необходимые для обеспечения санитарно-гигиенической безопасности, проводимые работниками пищеблока по окончании работы

5.1. Навести порядок на рабочем месте, инструменты, приспособления и кухонный инвентарь продезинфицировать разрешенными дезинфицирующими средствами, убрать в специально предназначенные места.

5.2. Проветрить помещение. Произвести влажную уборку всех помещений пищеблока с использованием дезинфицирующих средств.

5.3. При обработке поверхностей необходимо соблюдать время экспозиции и концентрацию рабочего раствора дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией к препарату.

5.4. Убрать санитарную одежду и обувь в отведенные для этого места.

5.5. Вымыть с мылом руки, вытереть бумажным полотенцем, обработать антисептическим раствором.

6.1. Работники пищеблока несут ответственность за соблюдение требований настоящей инструкции по предупреждению коронавирусной инфекции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. При наличии признаков коронавируса необходимо соблюдать режим самоизоляции. В случае нарушения требований и создания угрозы распространения заболевания коронавирусной инфекцией или его распространения, распространителя могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: