Молодежные и детские общественные объединения как институты и агенты социализации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Молодежное и детское движение в современной России представлено широко: в настоящее время насчитывается более 400 тыс. молодежных и детских общественных организаций разного территориального уровня. Наиболее активно институализируются и проявляют себя общественные организации на базе школ и других учебных заведений. Общественные организации, объединяющие детей и юношество, функционируют не только в столичных городах и областных центрах, но и других регионах.

Содержание

Введение
Глава 1. Молодежные общественные объединения, роль в общественной жизни
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности молодежных общественных объединений
1.2 Практические функции молодежных общественных движений и принципы их деятельности
Глава 2. Характерные черты детских движений и детских объединений, его значение
2.1 Детские общественные объединения и организации в современных условиях
2.2 Цели, задачи и функции детских движений
2.3 Скаутское движение как один из видов детских объединений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

творч.раб.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Студент группы СЦ-31

Глава 1. Молодежные общественные объединения, роль в общественной жизни

1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности молодежных общественных объединений

1.2 Практические функции молодежных общественных движений и принципы их деятельности

Глава 2. Характерные черты детских движений и детских объединений, его значение

2.1 Детские общественные объединения и организации в современных условиях

2.2 Цели, задачи и функции детских движений

2.3 Скаутское движение как один из видов детских объединений

Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость - это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Молодые люди уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.

И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.

Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо.

Поэтому процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степени можно вести посредством своего досуга.

Проживая такую непростую, прекрасную и неповторимую пору молодости, все молодые, непосредственно столкнулись с проблемами выбора жизненных ценностей, своего места в окружающем мире, способов познания этого удивительного мира. И именно поэтому молодые люди вступают в ОО, которые помогают им включиться в социальную жизнь, адаптироваться к социальной среде, удовлетворять потребности, интересы и запросы.

Актуальность темы в первую очередь вызвана тем, что именно молодежь - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.

Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества, займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения важно, именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной эта тема является еще и потому, что современная молодежь - явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох - советской, социалистической, и сегодняшней, российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Объектом исследования являются детские и молодежные общественные объединения.

Предметом исследования является деятельность детских и молодежных общественных объединений.

Цель: выявить роль и значение детских и молодежных объединений.

1. Изучить молодежные и детские общественные объединения, их цели, задачи и функции.

2. Изучить деятельность молодежных общественных объединений.

3. Их роль в общественной жизни.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав (первая глава подразделяется на три части, вторая - на две), заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Молодежные общественные объединения, роль в общественной жизни.

1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности

молодежных общественных объединений

Участие молодежи в общественной жизни вообще и политической в частности всегда было одним из значимых направлений в социологии. Молодежь всегда олицетворяла собой все новое, нарождающееся. Молодые люди всегда больше других желали (и осуществляли) изменений в обществе. Энергия молодых часто вносила коррективы в политическую жизнь. Молодежные объединения всегда носили боевой характер, проявляли большую активность. Поэтому знание состояния и тенденций сознания молодых, их поведения интересует исследователей всех без исключения стран.

Молодёжные общественные объединения - общность граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общих интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

По мнению Ильинского, молодежная организация - это такая социальная система, которая рождается по замыслу, иногда в соответствии с идеологией, а также с общей целью и частными задачами. Как правило новая организация создается в рамках существующих организаций. Официально организация создается на основе устава и положения, инструкции, где обозначены права, обязанности и т.д.

Социологические аспекты современного детства - М., 2002. - 230 с. - С. 99. Как правило организация имеет исполнительный и административный характер.

Аспекты молодежных движений. - М., 2004. - 173 с. - С. 65.Залесоцкий определяет самодеятельное молодежное объединение как общность людей, основанную на принципах добровольности и общедоступности, которая объединяется совместной непрофессиональной деятельности.

Признаки самодеятельного молодежного объединения:

1. Коллективный и целенаправленный характер деятельности.

2. Единство ценностных ориентаций и идеологии учащихся.

3. Групповая идентичность.

4. Социально-психологическая позиция.

Слуцкий отмечает, что молодежные объединения обеспечивают непосредственное участие молодых людей в решении собственных проблем, содействуют их становлении, реализации, а также включению в социально-экономическую жизнь общества. Гришин В.А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде.// Общественные, самодеятельные движения. - М., 2003. - 276 с. - С. 63.Молодежное объединение является навыком самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Они выступают как элемент социальной структуры общества и обеспечивают удовлетворения общества в решении разных проблем.

Особенностью молодежного объединения является то, что они могут выступать в качестве субъекта молодежной политики, а также в качестве ее объекта.

Молодежные общественные объединения - социокультурная общность молодых людей, создаваемая ими на основе единства интересов и социальной практики в целях удовлетворения потребностей в самореализации, осуществлении прав и свобод на принципах добровольности и самоуправлении.

Таким образом молодежных объединений удовлетворяет одновременно потребности личности и общества.

Детям также необходимо самостоятельное общественное объединение, оно служит инициативой самодеятельности для пассивного и реального участия в жизни общества, а также утверждения своей личности в значимой степени.

Этапы становления молодежных движений в России:

К первым формам молодежных организаций относятся: кружки, землячество, кооперативы, корпоративные объединения, региональные группы и союзы. Можно связывать зарождение молодежных движений в России с отменой крепостного права (в начале 1860-х гг.).

В первое десятилетие XX в. Существовали направления молодежных объединений:

1. Политическое (революционная, либерально-демократическая, монархическая).

2. Корпоративное (академическое).

4. Религиозное (в основном разновидности христианских сект).

5. Культурно-просветительская (вне политики).

6. Спортивно-патриотическое (в основном скауты).

Задачи молодёжных и детских общественных объединений:

1. Обеспечение адекватности всей работы с детьми в организациях новыми социально- экономическими отношениями;

2. Помощь в решении самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребёнка;

3. Взаимодействуя с другими социальными институтами;

4. Обеспечение равных возможностей в социальном становлении детей;

5. Создание условий для самореализации личности на основе;

индивидуального и дифференцированного подхода Клочкова Л.Т. Детское движение в России: Воспитание школьников. - 2004. - №5/6 - 357 с. - С. 106.

1.2 Практические функции молодежных общественных движений и принципы их деятельности.

молодежный общественный детский скаутинг

1. К основным принципам деятельности молодежных общественных движений относятся:

а) уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена молодежного движения;

б) коллективность в работе, коллегиальность в принятии решений, взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;

в) периодическая отчетность выборных органов и информирование организациями о своей деятельности перед вышестоящими органами;

г) свобода дискуссий, полная гласность в работе всех органов;

д) уважение прав большинства и меньшинства; интересы меньшинства обеспечиваются правом отстаивать свою позицию, в том числе апеллируя к общественному мнению, вести деятельность, не противоречащую уставу, предусмотренного в определенном движении;

е) обязательность выполнения решений вышестоящего выборного органа;

2. В молодежных общественных движениях разграничена компетенция высших и других выборных органов и их аппаратов. Функции и полномочия выборных органов и функции их аппаратов определяются решениями съезда высших органов организаций. На лиц, занимающих выборные должности в молодежных общественных движений и работников аппаратов молодежных движений распространяется законодательство о труде Российской Федерации, а также законодательство о социальном обеспечении и страховании.

Социологические аспекты современного детства - М., 2002. - 230 с. - С. 186.3. Молодежные общественные движения в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

- ежегодно публикует отчет об использовании своего имущества или обеспечивает доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информирует министерство юстиций РФ о предложении о своей деятельности с указанием данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- представляет по запросу министерства юстиции РФ решения должностных лиц молодежных движений, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- допускает представителей министерства юстиции РФ на проводимые молодежными общественными движениями мероприятия.

К основным функциям молодежных общественных движений относятся:

1. Выражение и защита интересов молодежи в государственных и общественных органах;

2. Поддержка инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие молодежи;

3. Содействие в возможностях государственных, хозяйственных организаций, а также использование собственных возможностей для социальной и правовой поддержки своих членов;

4. Участие в соответствии с действующим законодательство м в выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, выдвижении кандидата в Президенты РФ, а также в формировании органов государственной власти и местного самоуправления;

5. Участие в установленном порядке в разработке целевых молодежных федеральных и иных программ;

6. Выступает за дружбу международных организаций и сотрудничество в международных программах.

Глава 2. Характерные черты детских движений и детских объединений, его значение.

2.1 Детские общественные объединения и организации в современных условиях

Общеизвестно, что 11-12 лет - это возраст, когда дети не только активны, но и любознательны. Это пора, когда они начинают искать место в жизни. Подражая взрослым, мальчишки и девчонки хотят общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализовываться.

Детское движение и детские объединении.В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) [1 c. 4] — важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.

Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы). Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный харак­тер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных объединениях.[9 c. 146]

Объединяясь в различные группы, компании, коман­ды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности. Проведенный социологический опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят [29 c. 54]:

־ в своей заботе о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%.), о родном селе, поселке, городе (20,6%);

־ в помощи семье (30,1%);

־ в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%);

־ в дружбе с ребятами разных стран (28,5%);

־ в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружающей жизни (20,6%);

־ в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%);

־ в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми.(12,4%);

־ в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (21,6%).

Типы детских объединений. Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.[38 c. 132]

Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации. [40 c. 80 – 81]

Таблица № 1. Типы детских общественных организаций

№№ Группы ДОО Типы ДОО Оценка эффективности деятельности
Положительная Трудности, проблемы
I. На базе школы:
1. Охватывает всю школу Возможность охватить влиянием всех детей. Обеспечена педагогическая поддержка. Является частью воспитательной системы школы. Сливается со школой, теряет свое лицо как общественная организация.
2. На базе класса Сплочение коллектива вокруг идеи. Обеспечена педагогическим руководством. Класс не является добровольным объединением. Детей объединяет один вид деятельности. Зависимость от классного руководителя.
3. Орган школьного самоуправления как детская организация Не является детской общественной организацией.
4.Разновозрастные детские объединения Добровольность, учет интересов детей, разновозрастное общение. Наиболее перспективный вариант. Отсутствие кадрового обеспечения, своей территории, финансовой поддержки.
II Детские организации вне школы:
5. На базе учреждений дополнительного образования Свобода выбора, добровольность; наличие кадров, финансовая поддержка. Перспективны. Зависимость от администрации УДО. Специфика их работы не закреплена в документах, регламентирующих деятельность УДО.
6. По месту жительства Добровольность, самостоятельность. Разновозрастной состав. Наиболее перспективны. Наличие кадров общественников определяет возможность существования.


Поясним приведенную таблицу. Первая группа ДОО – это организации на базе школы. Здесь существует несколько типов детских общественных организаций:

I. Первый тип детской организации на базе школы предполагает всеобщее членство. Такая организация охватывает всех или абсолютное большинство детей, дает возможность выбрать определенную – единую для всех – программу деятельности. Как и раньше, в пионерской организации, здесь сохранились некоторые ритуалы (прием в организацию и др.).

Изучение детских общественных организаций этого типа позволило сделать следующие выводы:

· В основе создания ДОО, охватывающей всех школьников, лежат не социальные проблемы и заинтересованность ими взрослых и детей, а желание взрослых занять детей, организовать их досуг, оградить от социальных проблем.

· Организатором и инициатором дел такой организации является педагогический персонал школы.

· Ячейкой ДОО является класс. Отсутствие вожатых в классах-отрядах и руководство их деятельностью классным руководителем приводит к полному слиянию деятельности ДОО с воспитательной работой класса.

· В орган самоуправления входят представители всех классов, общие проблемы решаются на школьной конференции. Детская организация теряет признаки общественного, самодеятельного объединения.

· Деятельность ДОО со всеобщим членством чаще всего замыкается рамками школы (организация досуга, оформление школы и так далее).

В этом типе ярко проявляется тенденция слияния со школой.

Эффективность деятельности ДОО на базе класса зависит от позиции педагога и уровня самодеятельности детей.

Третий тип детской общественной организации в школе – штаб, совет – отождествляется с органами школьного самоуправления. В этом случае организация ставит себя в подчиненное положение по отношению к школе, становится замкнутым коллективом, сужает рамки своей социальной деятельности.

Школьное самоуправление, его органы не являются детскими (молодежными) общественными организациями по следующим показателям [31 c. 250 – 251]:

· Выборность органов противоречит принципу добровольности вступления в организацию.

· Цели и содержание деятельности органов самоуправления ограничивается школьными делами.

Органы школьного самоуправления – это скорее объединение детей, что не снижает ценности его деятельности в рамках школы.

Разновозрастная детская организация рассматривает школу как пространство социального действия, решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни.

Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о перспективности создания разновозрастных детских общественных организаций на базе школы. Это определяется следующими их особенностями: отсутствием формальных связей с классом и с учителем; партнерскими, договорными отношениями со школой; возможностью оптимальных связей детей разного возраста друг с другом, что поднимает их воспитательный потенциал; возможностью подготовки старшими своей смены, выращивание лидеров в самой организации; возможностью оптимального учета интересов детей; возможностью реального выбора у детей.

Сегодня детское движение предстает как сложная социально – педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основная их ценность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей, индивидуального самоопределения и социального развития.

Детское общественное объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желание детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения – это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правилами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации – система малых первичных детских структур. Классический пример детской организации – пионерская, скаутская.

Еще одна важная особенность современных детских общественных структур – их право выбирать взрослых руководителей. Нет ограничении в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы.Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское общественное объединение представляет перед собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирование новых устремлений; с другой стороны, оно обуславливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы. Одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.

Сегодня детское движение предстает как сложная социально – педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основная их ценность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей, индивидуального самоопределения и социального развития.

Детское общественное объединение – это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желание детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения – это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правилами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации – система малых первичных детских структур. Классический пример детской организации – пионерская, скаутская.




Еще одна важная особенность современных детских общественных структур – их право выбирать взрослых руководителей. Нет ограничении в базировании детских общественных объединений. Они могут создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных структур, по месту жительства.

Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы.Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и др. Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское общественное объединение представляет перед собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирование новых устремлений; с другой стороны, оно обуславливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы. Одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.


Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лиде­ров в школе через детские общественные организации. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.

Ключевые слова: социальная активность, детская организация, успешность, социальные способности.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время диалога в интересах будущего, все чаще в спорах и дебатах о будущем детей возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры положительного жизненного обретения ими гражданских качеств.

Именно поэтому проблема детских общественных объединений как значимого социального института общества актуальна и своевременна.

Следует признать, что детская организация уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков детского движения, многие из которых видят ее в качестве фактора социализации личности ребенка.

Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России[3].

Таким образом, общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разно­образное по формам и механизмам ре­ализуемых программ и проектов.

Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общест­венных объединений различной терри­ториальной сферы деятельности: меж­дународные, общероссийские, межре­гиональные, региональные, местные.

Деятельность боль­шинства организаций направлена на решение конкретных проблем общест­ва, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию со­циальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодеж­ного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых та­лантов, национально-культурному воз­рождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.

В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной. Причина этого в глубоких социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи, школы). Наиболее актуальным и важным становится сегодня тенденция разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере общественной практики.

В сложившихся условиях наступило время осознать, что вклад в детей сегодня - это вклад в сегодняшнюю безопасность. Укрепление демократии требует хорошо образованного, хорошо информированного, независимого, активного гражданского населения, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения общей цели. Этот процесс культурной трансформации, который соединяет общественные и частные сферы жизни, и должен начинаться с раннего возраста[3].

Организация Объединенных Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное движение в интересах детей - новый этап осуществления Конвенции о правах ребёнка. Стратегия этого движения предполагает активное участие самих детей в жизни обществ, характеризуется процессом становления новой педагогической концепции, в центре которой находится личность ребенка и молодого человека, которая обеспечивает самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и развивающейся личности. Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения.

Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее.

Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью[1].

Хотелось бы подчеркнуть, что в качестве основного критерия успешности воспитания в общественном объединении можно рассматривать уровень социальной активности подростков, что выражается в готовности осуществлять и защищать свои права и интересы, не посягая на права и интересы других; готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных суждений; степени проявления культуры межличностных отношений и общения.

Надо отметить, что в современной детской организации идет не только обновление процесса развития, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, патриотизма. Имен­но в детской общественной организации получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую важно не только группе детей, но и для целого жило­го района, города, области, и даже страны.

Используя в детской организации коллектив - и как цель, и как средство воспитания, решается множество задач и среди них задачу формирования личности школьника так, чтобы по выходу из школы он умел жить работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные, групповые и коллективные интересы, имел опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма, потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и интересов.

Практика использования такого инструмента как детская общественная организация, дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.

Следовательно, детские общественные объединения на современном этапе выступают фактором социального становления личности ребенка и многогранном проявлении общественной и гражданской позиции жизни общества.
Литература:

1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография. – М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. – С.224

Основные термины (генерируются автоматически): детская организация, объединение, подрастающее поколение, детская инициатива, детская общественная организация, общественное объединение, современный этап, социальная активность, социальное становление личности ребенка, юный гражданин России.

Похожие статьи

Детская общественная организация и её воспитательный.

детская организация, подрастающее поколение, объединение, детская общественная организация, детская инициатива, юный гражданин России, современный этап, социальная активность.

Детская общественная организация открывает возможности для самовыражения, самореализации личности, содействует формированию таких сторон социального опыта растущей личности.

Роль детской общественной организации во всестороннем.

Ключевые слова: детская общественная организация, развитие, рефлексия, социальная активность, детский коллектив, социализация, воспитание, личность. Задача социального становления, гармоничного развития личности ребёнка является важной и актуальной для.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность.

Детская общественная организация как одна из форм.

Воспитание достойного поколения — гарантирует цивилизованное будущее России. Литература: 1. Алиева Л. В. детские общественные объединения в.

Проблема организации привлечения школьников к активной.

Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным.

Детская общественная организация перестала быть лишь.

Современная детская общественная организация может быть охарактеризована как объединение.

Похожие статьи. Детская общественная организация и её воспитательный.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале.

Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста. Социально-педагогический потенциал досуга в Центрах детского. Необходимо признать объективно существующий факт, что социализация подрастающих поколений в досуге есть не менее сложный процесс, чем.

Неформальное образование: сущность и перспективы детских.

Сформировавшиеся в последнее время молодежные и детские общественные объединения, все более активно и успешно действуют как вид

- увеличению значимости образования, повышение общей и профессиональной компетентности подрастающего поколения

Читайте также: