Кто должен кварцевать классы в школе

Обновлено: 05.07.2024

В прошлом году дочь пошла в первый класс. На одном из родительских собраний кто-то предложил купить в кабинет аппарат кварцевания воздуха. В силу собственных знаний, я сразу высказалась против этой идеи. Но большинство родителей решили покупать и стали обвинять меня в том, что я плохая мать.
Мои доводы против кварцевой лампы были такими:

  • согласно сертификату на прибор, он разрешен только в медицинских учреждениях, а школа не является медучреждением;
  • в документах СПиН относительно разрешенного оборудования кабинета начальной школы упоминаний кварцевой лампы нет;
  • по тем же нормам учитель должен перед уроками и между уроками проветривать кабинет в любое время года, а наш учитель даже в коридор дверь не открывает, чтобы малыши не бегали и не шумели;
  • все приборы, содержащие ртуть, на данный момент уже запрещены для применения в кабинете физики, что уж говорить о кабинете начального класса;
  • как у любого прибора, должна быть инструкция по технике безопасности, заверенная директором, отделом образования и одобренная пожарными, — на этот прибор ее нет;
  • насколько я понимаю, лампа к этому прибору имеет определенный срок службы и должна быть документация по замене ламп — типа журнала учета времени работы с назначением ответственного за своевременную замену.

Все эти мои доводы не достучались до других родителей. Может, все-таки я заблуждаюсь, и кварцевая лампа в кабинете начальной школы необходима.

Отвечает Комаровский Е. О.

В период сезонного распространения заболеваемости острыми респираторными заболеваниями в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступают многочисленные вопросы о возможности и безопасности применения бактерицидных ламп в помещениях пребывания детей в детских садах для обеззараживания воздушной среды.

Дошкольные, школьные образовательные организации в период подъема заболеваемости острыми респираторными заболеваниями зачастую становятся местом возникновения и распространения заболеваний, а особенности функционирования таких организаций способствуют распространению инфекций.

Очень часто родители забывают, отправляя своих детей в учреждение с первыми признаками заболевания, что одного-двух больных детей достаточно, чтобы инфекция воздушно-капельным путем передалась другим воспитанникам в классе или группе. Именно поэтому в периоды эпидемического подъема особое внимание нужно уделять организации утреннего фильтра при приеме детей в детский сад или школу, чтобы не допустить детей с признаками заболевания к пребыванию в коллективе.

Очень важным мероприятием для предотвращения возникновения и распространения инфекций в период эпидемического подъема является осуществление дезинфекционных мероприятий в учебных помещениях и групповых. Помимо широко используемых организационных мероприятий, химических методов дезинфекции, в настоящее время в образовательных организациях все чаще применяется метод ультрафиолетового обеззараживания помещений.

При ультрафиолетовом обеззараживании помещений воздействие облучения на структуру микроорганизмов, находящихся в воздухе и на различных поверхностях, приводит к замедлению темпов их размножения и вымиранию.

Ультрафиолетовое бактерицидное облучение воздушной среды помещений осуществляют с помощью ультрафиолетовых бактерицидных облучателей и установок, которые применяются с целью снижения уровня бактериальной обсемененности.

Для проведения обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях с длительным нахождением детей наиболее рациональным и безопасным является применение ультрафиолетовых бактерицидных ламп закрытого типа. У закрытых облучателей бактерицидный поток от ламп, расположенных в небольшом замкнутом пространстве корпуса облучателя, не имеет выхода наружу. В этом случае обеззараживание воздуха осуществляется в процессе его прокачки через вентиляционные отверстия, имеющиеся на корпусе, с помощью вентилятора. Главное отличие таких ламп в том, что их можно использовать при постоянном и длительном присутствии детей, так как они абсолютно безопасны и не выделяют избыточного количества ультрафиолетовых лучей и озона.

Но обязательно нужно помнить о том, что эксплуатация бактерицидных облучателей должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями, указанными в паспорте и инструкции по эксплуатации. К эксплуатации бактерицидных установок не должен допускаться персонал, не прошедший необходимый инструктаж в установленном порядке.

В организации должна проводиться очистка колб ламп и отражателей облучателей бактерицидных установок от пыли согласно графику, утвержденному в установленном порядке. Бактерицидные лампы, отработавшие гарантированный срок службы, указанный в паспорте, должны заменяться на новые.


Случай в Благовещенске

Учащиеся гимназии Благовещенска получили травмы глаз во время уроков в школе. В результате прокурорской проверки было установлено, что в помещении учебного кабинета несколько часов оставалась включенной ультрафиолетовая лампа для кварцевания. По правилам, этот процесс должен осуществляться на переменах и без детей. Как выяснилось, преподаватель забыла отключить лампу перед началом урока.

Второго сентября ученики гимназии обратились в Амурскую областную детскую клиническую больницу и поликлинику ДГКБ, сообщили в региональном Минздраве. После осмотра офтальмологами было установлено, что из 28 детей 27 получили ожоги роговицы глаз, им было назначено амбулаторное лечение. У школьников диагностировали электроофтальмию.

Очки офтальмолога


Инструктаж проводился

По словам главы областного ведомства, устройства, использование которых необходимо в период пандемии, обязана приобрести школа, средства на это выделяются. Согласно СанПиН, утвержденным постановлением главного санитарного врача № 16 от 30 июня 2020 года, обеззараживание воздуха в учебных заведениях — обязательно. Оно производится разными способами. В произошедшем инциденте ключевую роль сыграло неправильное использование оборудования, пояснила Яковлева.

лампа


— Лампа представляет собой устройство с ультрафиолетовым излучением, под которым, если долго находиться, можно получить ожоги. Так и случилось в Алексеевской гимназии, дети получили ожоги роговицы глаз. Хорошо, что это не привело к тяжелым последствиям, все школьники находятся в удовлетворительном состоянии, лечение проходят амбулаторно, им прописали капли для глаз, — добавила Светлана Яковлева. — Бесспорно, школа принесла свои извинения, и мы к ним присоединяемся. При этом еще до инцидента министерством образования и науки Амурской области было проведено отдельное совещание, на котором руководителям школ объяснили, как использовать рециркуляторы, дезинфицирующие средства, санитайзеры, рекомендовали педагогам организовать разъяснительную работу с детьми. Таким образом, информационная работа была проведена, но повлиял человеческий фактор: учитель зашел в класс и забыл выключить лампу.

В Алексеевской гимназии, в свою очередь, отказались комментировать ситуацию.

Как сообщила министр образования Амурской области, ситуация была взята на контроль областного правительства. Губернатор Василий Орлов также поручил проинспектировать все образовательные учреждения области.


По строгим правилам

В частности, согласно этому руководству, на помещения с бактерицидными установками должен быть оформлен акт ввода их в эксплуатацию и заведен журнал регистрации и контроля, а к эксплуатации такого оборудования не должен допускаться персонал, не прошедший необходимый инструктаж в установленном порядке.

ультрафиолетовая лампа


При применении такого типа ламп нужно помнить о безопасности. Если лампа не выключена, то ожог глаз гарантирован. Для этого достаточно просто находиться в поле зрения этой лампы, необязательно, чтобы она висела прям перед классом. Следует выбирать правильное оборудование, например, безопасные рециркуляторы, где исключен человеческий фактор и не нужно никакого включения по журналу ответственным лицом, — добавил он.

Ответственность за школой в целом

школа


Образовательная организация обязана создавать условия, обеспечивающие жизнь и здоровье детей. Более того, у нас существует общее правило, когда юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работниками: то есть если по вине педагога возник вред жизни и здоровью ребенка, то отвечает школа (только если этот вред не был причинен вследствие уголовного преступления). В данном случае это, скорее всего, было неосторожностью учителя, и в этом смысле школа несет ответственность, — отметила Карагодина. — Недавно, в 2019 году, в закон об образовании также добавили норму, в которой прямо говорится, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.

Учить детей нужно. Это аксиома. Это знают все. Но ещё важнее сохранить здоровье детей в новых обстоятельствах.

Периодически пишу про требования Роспотребнадзора на новый учебный год - читайте здесь и здесь

Но интересная штука получается. Говорят одно, а на местах происходит другое.

С одной стороны в школах нужны разные средства защиты детей - антисептики, санитайзеры, бесконтактные термометры, безопасные бактерицидные лампы для обеззараживания воздуха и прочее.

Но как понимают это на местах? Везде по-разному.

В одной школе сказали - денег нет и не будет, придумывайте сами как вы будете все это покупать. Посыл понятен - ищите спонсоров. А где их искать, когда сейчас у всех трудности, непонятно.

Из другой школы позвонила учительница, им сказали на совещании, что пусть классные руководители покупают хотя бы антисептики на свой класс. Думаю, что администрация не имеет права предлагать это учителям.

А вот сегодня сама слышала, как одна родительница задала вопрос своему губернатору, что в школе начали собирать деньги на все эти средства и приспособления, правильно ли это?

И губернатор ответил:

-не имеют право собирать деньги. Сообщайте нам - какая школа, какой класс, кто именно сказал, будем разбираться. Деньги заложены в бюджете.

Вот всё- таки интересно получается. Вроде бы деньги должны быть в региональных бюджетах, но по факту денег на это нет.

Можно всех понять-но как быть в конкретных ситуациях. Ведь следом за рекомендациями пойдут проверки на местах с выводами.

И вот учителя рассуждают так:

-Нашей школе дали два термометра на 500 человек, как нам быть?

-Денег на будет. Ищите спонсоров.

-У нас антисептики стоят в столовой, в туалетах, и где дети руки моют. На другое средств нет.

-Стоят по одному обеззараживателю на каждом этаже, но этого ничтожно мало.

-Как мы сможем очищать воздух и защищать детей.

И правда, как будут выкручиваться школы, у которых нет средств на всё это, непонятно.

Вот эти картинки, скорее всего про школы, где есть финансирование. Это в лучшем случае школа с хорошим финансированием, а что делать другим, я говорю про регионы, гне таких возможностей нет)) Где много или мало детей, но о них надо тоже думать. Ведь здоровье прежде всего.

А что говорит про это министр Просвещения Сергей Кравцов?

Ответ Сергея Кравцова:

Ждать осталось недолго. Первое сентября уже на носу.

А у вас что про это слышно? Пишите в комментариях. Да и про ваше отношение к этим антисептикам- нужны- не нужны.

Но что-то мне подсказывает, что родители должны прислушаться к мнению министра и не собирать деньги на все эти нововведения. Ни под каким предлогом.

Пусть я накликаю чей-то гнев, но должен ведь бюджет позаботиться о детях, как думаете. Или хотя бы чиновники в этом лице. Вы согласны или нет?

А может быть пришла пора чиновникам уменьшить свои доходы в пользу школ? Ведь это наши общие дети и урезание происходит сейчас везде, во всех сферах. Это моё сугубо личное мнение. Кто согласен или нет- пишите))

Читайте также: