Круглый стол проектная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Круглый стол для педагогов Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога.

теоретически обосновать особенности проектного обучения в системе учебных занятий, доказать эффективность её использования. Определить направленность её применения.

Раскрыть понятие проектного обучения.

Определить задачи проектного обучения.

Определить предмет проектного обучения.

Изучить содержание технологии проектного обучения.

Обосновать необходимость внедрения метода проектов в ДОУ на современном этапе.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности). Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности. Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и начального общего образования.

Особое внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты для педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование. В новых федеральных государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность выделена как отдельная образовательная область.

Тема педагогическое проектирования, как способа мотивации инновационной деятельности педагогов очень актуальна, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.

Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во

взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование -продук-тивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.

В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы работники сферы образования активно участвуют в проектах, т. к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

на продуктивности воображения;

силе и свободе творчества;

логичности, последовательности совместной с детьми креативной деятельности;

стимулу к развитию социальной активности;

эмоциональном окрашивании жизни и педагогического процесса, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

Элементы проектной деятельности :

• Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы, формулировка предположения (гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

Задачи проектной деятельности :

• Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

• Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

• Формировать позитивное отношение к работе (ребенок должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

План работы воспитателя по подготовке проекта

Проектная деятельность содержит :

выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

поиск и обработка информации, материала;

включение в проект игр и других видов детской деятельности;

домашние задания для самостоятельного выполнения;

презентация проекта, открытое занятие;

оценка полученных результатов и выводов.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются :

по составу участников;

по целевой установке;

по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

исследовательские - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно – практико - ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.

Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:

внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.);

мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др. ;

профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.);

мотивы личностной самореализации.

Степень сформированности инновационной деятельности у педагога - педагог осознает необходимость самосовершенствования, целеустремленность, осознание путей и способов внедрения новшеств, педагог открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений (примером которым и является педагогическое проектирование,

креативный уровень педагога отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам современной педагогики, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, осваивает компьютерное сопровождение мероприятий, презентации, информатизационные технологии, охотно делится педагогическим опытом, участвует в создании и реализации творческих проектов и педагогическом проектировании, все это мотивирует его инновационную деятельность.

Примерная схема осуществления проекта

программы Виды деятельности

Спортивный мир Виды спорта, их классификация

Географические представления. Работа с картинками о видах спорта, спортивной одежде, ее соответствии разным видам спорта. План спортивной площадки возле дома.

Социальное развитие Тематические занятия по открытию Олимпиады – 2014 в Сочи.

Права и обязанности спортсменов, кто отвечает за спорт в семье.

Оформление газеты: виды спорта в нашей семье в разные сезоны года, с рисунками, сопровождающими текстами.

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Выступление приглашенного спортсмена с рассказом о пользе зарядки, здорового образа жизни, спорта и мире спорта.

Художественная литература Пословицы и поговорки о спорте.

Дома выучить любое понравившееся стихотворение о спорте или семье.

Выпуск семейных газет.

Составление коллажей, аппликаций, посвящённых спорту из природного материала (с участием родителей)

Культурно-развлекательная Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских спортивных развлечений, пантомимы, декламация стихов. Совместное посещение семьями спортивных соревнований.

В данном разделе опубликована программа городского круглого стола "Реализация проектно-исследовательской деятельности в школе - требование ФГОС и напрвление инновации образовательного уклада".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Положениео проведении городской конференции по проектно-исследовательской деятельности
выступление на городской конференции "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников"

доклад с презентацией.

выступление на городской конференции "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников"

доклад с презентацией.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться.

Доклад по теме "Проектно-исследовательские технологии как важнейшее условие реализации ФГОС нового поколения"


Нажмите, чтобы узнать подробности


Районный семинар учителей истории

Круглый стол

- создание условий для обобщения опыта работы и профессионального общения по вопросам организации исследовательской деятельности и организации взаимодействия между педагогами;

- выявление проблем в практической деятельности по реализации исследовательской технологии в школьном обучении.

- предоставить площадку для обмена опытом работы по организации и реализации исследовательской технологии; актуализировать представления педагогов о принципах и особенностях организации и сопровождения учебного исследования;

- выявить проблемы в организации исследовательской деятельности, подготовке учителей к использованию данной технологии; обеспечить включение педагогов в практическую работу, развивающую умения, необходимые для организации и сопровождения исследовательской деятельности учащихся

- создать условия для комфортного и предметного общения педагогов, реализующих или предполагающих реализовывать исследовательскую деятельность в процессе обучения, обеспечить признание особой образовательной значимости учебной деятельности

-педагогические работники образовательных учреждений, заинтересованные в организации и использовании в образовательном процессе исследовательской технологии

Сроки проведения

Этапы круглого

1. Знакомство

2. Психологический настрой

3.Выход на тему круглого стола

Основные виды учебно-исследовательской деятельности:

1-проблемно-реферативное исследование, которое включает: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

2-аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

3-диагностико-прогностическое исследование направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

4-изобретательско-рационализаторское исследование предполагает усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

5-экспериментально-исследовательская деятельность включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата;

6-проектно-поисковая деятельность направлена на поиск, разработку и защиту проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

7-описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.




2) Организация исследовательской работы учащихся

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. Он включает:

- связь с базовой программой соответствующего класса;

- наличие собственной практики научной работы в избранной области;

- возможность консультационной помощи специалистов.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса или занятия, что предполагает:

- доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);

- опору на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);

- достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Данный этап предполагает:

- соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу;

- доступность темы и объема работы возможностям учащихся;

- наличие исследовательского характера темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;

- соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования включает:

- методологическую корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

- соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;

- доступность методики по освоению и реализации школьниками.

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. На данном этапе необходимо учитывать:

- доступность запланированного объема работ;

- доступность объекта исследования;

- адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.

Этап 6. Анализ, выводы. Он включает:

- наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;

- соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели.

Читайте также: