Критерии эффективности проекта в школе

Обновлено: 05.07.2024

Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений

Профессиональный рост педагога

- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;

- профессиональные и личностные достижения педагогов;

- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив по волонтерской деятельности, а также по взаимодействию с детскими и молодежными объединениями.

Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.

контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой); анкеты (самоанализ).

Уровень педагогической деятельности

положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий.

анкета по самоанализу; анализ результатов волонтерской деятельности, работы детских и молодежных объединений, интервью, инструментарий фокус-групп

Обобщение педагогического опыта

- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);

система открытых мероприятий по теме опыта;

- публикации (как электронные, так и печатные);

- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;

- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.

анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп,

метод экспертных оценок

Авторские методические продукты

разработка и выпуск авторских продуктов:методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы.

метод экспертных оценок

Продуктивность образовательного процесса

- положительная динамика сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся повышения у учащихся интереса к учебе;

- динамика повышения качества знаний о нравственных ценностях, положительного развития мотивов, организаторских, реализующих, оценочных и рефлексивных умений учащихся.

анкеты, методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся

Удовлетворенность результатами инновационной деятельности

степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью

Рефлексивная педагогическая компетентность

осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе нравственных ценностей;

отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;

повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности

контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта

Взаимодействие всех участников инновационной деятельности

- - определение нравственных ценностей как целей волонтерской деятельности;

- - создание системы взаимодействия, установление партнерских связей с детскими и молодежными объединениями;

- - благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.

анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности

Качество управления инновационным процессом

- рациональное планирование инновационной деятельности;

мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности;

- наличие системы стимулирования педагогов.

наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок

Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений

Академические компетенции

- знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по проблемеформирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;

- нормативная правовая база по вопросам молодежной политики, волонтерской деятельности, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями;

- знание возрастных психологических особенностей учащихся;

- знание социокультурных факторов и условий формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;

- знание теоретических и методических основ волонтерской деятельности, детского и молодежного движения.

метод экспертных оценок

Управленческие

- способность к системному анализу деятельности по решению проблем формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;

- способность к подбору и мотивации персонала для работы по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся;

- владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью решения проблем формирования нравственных ценностных ориентаций, организации волонтерской деятельности;

- содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования.

Социально-личностные

- установка на признание ценности личности учащегося и реализация этого признания в деятельности;

- уважение ценностей, прав, интересов и потребностей учащихся;

- установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, отношений, взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;

- установка на продвижение в учреждении образования ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;

- учет возрастных психологических особенностей учащихся;

- установка на создание условий для формирования у учащихся нравственных ценностных ориентаций в процессе нравственно-ориентированного обучения, воспитания, волонтерской деятельности, а не навязывание их.

анкеты, интервью, метод экспертных оценок

Критерии и показатели сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся

знания, представления, понятия, идеи о нравственных ценностях

анкеты, наблюдения, методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся

анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,

методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся

организаторские и реализующие умения по актуализации нравственных ценностей в деятельности и поведении

инструментарий для анализа результатов деятельности,

методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся

способности, умения рефлексии и оценки деятельности и поведения на основе нравственных ценностей

анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,

методы диагностики уровней сформированности компонентов нравственных ценностных ориентаций учащихся

Ожидаемые результаты:

При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся. Ожидается осуществление успешного процессаформирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений.

Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений.

Будет апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – волонтеров, членов детских и молодежных объединений, которая будет обеспечивать формирование нравственных ценностных ориентаций посредством организации волонтерской деятельности.

Реализация инновационного проекта будет содействовать:

-практическому решению проблем формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;

-внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов в процессе нравственного воспитания учащихся, реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями;

-воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, в основу личностной позиции которой положены сформированные нравственные ценностные ориентации;

-повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды учреждений образования, направленной на формирование нравственно зрелой, разносторонне развитой, социально активной и творческой личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии, показатели и способы изучения эффективности реализации муниципального инновационного проекта, критерии и показатели успешного развития обучающихся в условиях МИП.

канд.пед.наук., зав. кафедрой

МАОУ СОШ № 30 г. Томска

общего образования РФ

МАОУ СОШ №30 г. Томска

Основное предназначение проекта удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В рамках проекта на основе системно-деятельностного и средового подходов разрабатывается обогащено-содержательная модель развития личности обучающегося, структура которой задается интеграцией целевого, содержательного, организационного, дополнительного, индивидуального образования и внеурочной деятельности. Выявлены критерии и определены показатели успешного развития школьников: когнитивный, мотивационно-эмоциональный, средовой и деятельностно-практический, в соответствии возрастными категориями школьника подобран диагностический инструментарий.

Критерии и показатели успешного развития обучающихся в условиях МИП

Когнитивный критерий:

Понимание роли и значения обогащено-содержательной среды в школе для развития личностных качеств обучающихся в разных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой и профессиональной);

Оценка способностей и личностных качеств (интеллектуальных, творческих способностей и талантов);

Знание качеств личности, способствующих развитию творческих успехов (самостоятельность, активность, креативность, целеустремленность и др.).

Мотивационно-эмоциональный критерий:

Потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;

Познавательный интерес и любознательность (самопознание, самоопределение, саморазвитие, самореализация);

Эмоциональность, чувствительность, воля к достижению поставленной цели.

Средовой критерий:

Удовлетворенность отношениями с субъектами окружающей среды;

Ощущение психологического и социального комфорта в развивающей среде;

Социальная идентичность себя с успешной личностью в социуме.

Деятельностно-практический критерий:

Включенность в разные виды деятельности;

Удовлетворенность процессом и результатами видов деятельности;

Продукт деятельности как результат развития разных видов способностей и талантов.

В рамках инновационного проекта был подобран диагностический инструментарий изучения эффективности его реализации. Одним из важнейших и поддающихся эмпирическому изучению показателей эффективности работы школы в условиях проекта, является удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. Удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления.

Целью исследования эффективности процесса интеграции является выявление их реального состояния, анализ изменений, происшедших в субъектах интеграции, а также определение эффективности влияние процессов интеграции на развитие субъектов – детей, родителей, педагогов, а также проводилась работа по изучению субъективных мнений относительно четырех сторон педагогического процесса – деятельностной, организационной, социально-психологической и административной.

Одним из основных показателей эффективности работы школы в рамках проекта, является Личность учащегося (воспитанника), его самочувствие, интересы, включенность в творческую деятельность, наличие эмоционального единства участников взаимодействия. Удовлетворенность жизнедеятельностью в образовательно-воспитательном пространстве школы. А также удовлетворенность родителей и педагогов работой школы в условиях проекта. Насколько осведомлены все субъекты, мотивированы и т.д.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности реализации проекта

Критерии эффективности

реализации проекта

Методики изучения

1. Сформированность индивидуальности учащегося

учащихся, метод анализа личностных достижений

2. Нравственная направленность личности учащихся, воспитанность

Тест Н.Е. Щурковой

«Размышляем о жизненном

2. Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью школы в рамках проекта

1. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Методика А.А. Андреева

родителей работой школы

Методика Е.Н. Степанова

3. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности в школе

Методика Е.Н. Степанова

4. Морально-психологический микроклимат в творческих объединениях учащихся

Цветопись А.Н. Лутошкина

В ходе исследования проблемы выбора диагностического инструментария по выявлению уровня удовлетворенности всех субъектов проекта школьной жизнью, были проанализированы и изучены в практическом применении две основные методики:

Е.Н. Степанов и А.А. Андреев разработали методики изучения удовлетворенности участников образовательного процесса различными его аспектами с определением общего индекса удовлетворенности для каждой из групп субъектов (родители, ученики, педагоги) без анализа индекса удовлетворенности каждой стороной педагогического процесса.

Для получения более подробных результатов изучения удовлетворенности мы воспользовались диагностическим инстументарием, разработанным М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой. Преимущество данной методики состоит не только в возможности формулирования подробных выводов по каждому аспекту функционирования школы в рамках проекта, но и в возможности составления на их основе плана коррекционной работы с практическими рекомендациями. Кроме этого, опросники М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой адаптированы к возрастным особенностям младшей (9-11 лет), средней (6-8 классы), старшей (9-11 классы) групп школьников и содержат формулировки вопросов, доступные для понимания школьниками соответствующей возрастной категории.

Данные методики очень информативны. Методики построены таким образом, что просматриваются основные характеристики взаимодействия всех участников дополнительного образования.

Основные характеристики взаимодействия всех участников дополнительного образования:

удобство организации для его участников (режим, расписание);

функционирование детского коллектива;

психологический климат в педагогическом коллективе;

система взаимоотношений "педагог-ученик (воспитанник);

система взаимоотношений "педагог-родитель ученика".

Соответствие материально-технической базы целям и задачам.

Соответствие организации взаимодействия участников дополнительного образования целям развития личности.

В связи с данными характеристиками можно отследить основные показатели удовлетворенности всех субъектов участвующих в проекте.

Физическое самочувствие школьников (это показатель результативности, главным образом, организационной и управленческой стороны проекта).

Мотивация участия в проекте, занятие позиции субъекта (это показатель заинтересованности учащихся в пространстве дополнительного образования).

Все эти показатели с учетом специфических особенностей могут быть применены и для педагогов и родителей.

К проведению диагностики предъявляются следующие требования:

- выборка участников должна составлять не менее 30 % от каждой возрастной группы и 30% родителей учащихся каждой возрастной группы;

- предпочтительно участие в диагностике всех педагогов школы и педагогов участвующих в проекте;

- анонимность опроса, проявление высокого уровня заинтересованности в результатах исследования.

Работа по исследованию удовлетворенности всех участников проекта различными его сторонами стала ежегодной систематической практикой административного звена школы и выполняет задачи прикладного характера.

Изучение общего показателя удовлетворенности образовательным процессом по методике А.А. Андреева, Е.Н. Степанова в условиях МИП

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательные проекты, критерии оценки их эффективности

1. Этапы и процедуры педагогического проектирования.

2. Конкурсы образовательных проектов.

3. Экспертиза образовательных проектов.

1. Этапы и процедуры педагогического проектирования

1.1 Основные этапы педагогического проектирования

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

1.2 Содержание основных процедур педагогического проектирования

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:

диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);

формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;

создание образа результата;

поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);

обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;

комплексная экспертиза результатов реализации проекта (СНОСКА: Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).

Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами, как определение замысла, или эскиз проекта; разработка моделей действия (стратегия); планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление документации (СНОСКА: Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. — СПб., 1995).

В. В. Сериков предлагает такую последовательность: разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям; формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса; подбор педагогических средств; прогнозирование вариантов поведения педагога; диагностика результатов (СНОСКА: Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: концепция и технологии. — Волгоград, 1994).

1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

2. Этап реализации проекта.

3. Рефлексивный этап.

4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

2. Конкурсы образовательных проектов

Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Таким образом, все разрабатываемые и внедряемые образовательные проекты отвечают законам современности.

Разработчик метода проектов , американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов :

1. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.

2. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

3. Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

4. Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление шкатулки с вышивкой, комплекта детской одежды Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания. По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

• краткосрочные — на 4-6 уроков;

• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

· защита на Ученом Совете;

· диалог исторических или литературных персонажей;

3. Экспертиза образовательных проектов

Экспертная деятельность, как особый вид исследования имеет такие структурные компоненты: сбор и анализ информации, определение проблем исследования и их ранжирование, формулирование гипотезы и цели исследования, планирование, определение инструмента и критериев исследования, контроль и оценка, корректировка.

Как всякая деятельность, экспертная деятельность, может иметь следующее целеполагание:

Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям, либо существующим требованиям или традициям.

Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства, а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).

Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи, выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориентаций проекта и его ценностно-смысловых оснований.

Параметры экспертизы образовательных проектов включают:

1. Общие критерии – позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.

– актуальность представленного проекта:

необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;

– новизна (оригинальность) проектной идеи:

принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;

локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;

фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);

улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;

– транслируемость проектной идеи:

экстраординарность условий реализации идеи иди возможность ее тиражирования.

Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным устан6овкам проекта.

2. Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.

– полнота структуры проекта:

анализ образовательной ситцуации, развернутая конценция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации;

– степень проработанности структурных элементов проекта:

полнота, углубленность, конкретность и т.д.;

– согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).

Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагается инновационные преобразования.

3. Конкретные практические критерии – позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.

соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;

наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса);

– инструментальность (управляемость) проекта:

наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.

Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект.

Таковы типологические группы критериев оценки инноваций в образовании, которые в реальной экспертизе могут быть конкретизированы относительно предметного содержания проектной работы и технологизированы относительно ее способов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Виды проектов в школе.

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Виды проектов в школе.

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов.

На страницах педагогических изданий, в материалах конференций постоянно присутствуют как описание реального опыта учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода. В данной статье не ставится задача подробного анализа метода проектов на обобщающем уровне. Рассмотрим лишь один его компонент, который, по нашему мнению, является наиболее важным, сложным и наименее разработанным, и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода.

Речь идет о критериях оценки проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с современными подходами, должен быть диагностичным.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею. Правильное, грамотное определение критериев оценки (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.) — залог верного оценивания любой деятельности, метода.

Говоря о методе проектов, имеем в виду педагогический инструмент, позволяющий

учителю решать определенные образовательные задачи. Успешность любого метода зависит от ряда условий (организационных, экономических, квалификации педагога и др.). Очевидно, что один и тот же метод, используемый педагогами, к примеру, с различными уровнями подготовленности даст различные результаты. А что означает оценить успешность, эффективность метода? И кто эту оценку производит? Вероятно, в первую очередь сам учитель, использующий метод, и, возможно, его коллеги в качестве экспертов, а также внешние по отношению к образовательному учреждению эксперты (как, например, при оценивании конкурсных ученических проектов). Они оценивают степень достижения того результата, который предполагается при использовании данного метода. Тогда возникает вопрос — что это за результат? Общеизвестно, что результат любой педагогической деятельности — решение образовательных задач. Любая педагогическая деятельность ориентирована на позитивные изменения личности учащегося, конкретнее — на приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств. Исходя из этого, попробуем определить, какой же результат предполагает метод проектов. Для этого придется немного углубиться в терминологию.

Проект (в самой общей формулировке) — реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на бумажных или электронных носителях (иногда дополняемых моделью или макетом). Проект разрабатывается с целью его последующей реализации. Например, по инженерно-конструкторскому или архитектурно-строительному проекту изготавливают какую-либо конструкцию или возводят сооружение.

Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта — это уже

реализация проекта.

Творческий проект предполагает объективное творчество, т.е. привнесение в культуру общества чего-то, чего ранее не было. Практика показывает, что некоторые учебные проекты школьников вполне можно отнести к разряду творческих. Но недопустимо всех детей настраивать на получение объективно-творческого результата (следуя принципам природосообразности, обучению в зоне ближайшего развития каждого ребенка и т. п.). Другая крайность: при определении изначально всех ученических проектов как творческих происходит искажение, обесценивание самого смысла творчества. Думается, правильнее говорить об учебном проекте в рамках метода проектов. Учебный проект при этом может быть как субъективно, так и объективно творческим (а это уже покажет оценка), но творческий компонент в проектной деятельности учащихся должен присутствовать непременно, иначе эту деятельность нельзя будет назвать проектной.

Что касается реального продукта проектной деятельности учащихся (изделие, макет, модель, стенд, спектакль и т. д.), то применительно к методу проектов это лишь один из результатов проектной деятельности, по которому удобно оценивать качество проекта в целом. Но продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения.

Ограничиваясь оценкой продукта, мы упускаем из виду процесс. А ведь в методе проектов, повторимся, важна сама деятельность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, практическая, презентативная).

Прежде, чем говорить о критериях оценки проектной деятельности учащихся, дадим ей общую характеристику. Проектная деятельность учащихся (ПДУ) — высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе ПДУ у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

Необходимо отметить, что в предлагаемой методике оценки ПДУ конкретные свойства и качества личности учащегося оцениваются через внешние их проявления в ходе выполнения и защиты проекта. Поэтому при разработке критериев оценки ПДУ рассматриваются различные ее аспекты и компоненты и для каждого предлагается свой комплекс критериев.

Выделяем следующие аспекты оценки ПДУ и соответствующие им объекты оценивания, т.е. то, что непосредственно оценивается.

Читайте также: