Возникновение и деятельность политических партий государственной думы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Формирование политических партий в России в начале XX в.

Разложение сословного строя и новая стратификация общества на основе развивающегося капитализма и индустриализации способствовали формированию в России политических партий. В начале XX в. было создано в общей сложности более 150 политических партий — общероссийских, региональных и национальных. Основы для их легализации возникли с изданием Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу создания союзов и проведения собраний. Росту либеральных партий способствовали избирательные кампании в Государственную Думу, а радикальных — массовые народные выступления.

Процесс формирования российской многопартийности имел специфические особенности по сравнению со странами Западной Европой.

Во-первых, политические партии возникли в России значительно позже, чем в передовых странах Западной Европы и Америки, где процесс генезиса партийных течений и организаций был связан с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодально-абсолютистской системы, начавшейся в XVII в.

Во-вторых, иной, чем на Западе, была последовательность возникновения партий. В Западной Европе ранее всего возникли консервативные партой, затем — либеральные и лишь потом — социалистические. Очередность их возникновения была обусловлена эволюцией европейского капитализма: партии консервативной ориентации выражали интересы крупных аграриев и торговцев доиндустриальной эпохи, либеральные — интересы промышленной, финансовой и торговой буржуазии, связанные с развитием индустрии, пролетарские партии появились в условиях обострения противоречий буржуазного общества. В России, где крупная капиталистическая промышленность соседствовала с пережитками феодализма, первыми возникли партии социалистической ориентации, затем появились либеральные партии и. наконец, консервативные.

В современной научной литературе отмечается, что при всем своем многообразии политические партии в России представляли три основных направления общественной мысли — консервативное, либеральное и социалистическое. Политические партии подразделяются на пять основных типов:

Представителями разных политических партий предлагались различные пути и методы модернизации страны.

Социальную опору правых организаций составляло поместное дворянство, терявшее свое привилегированное положение, а также часть беднейшего населения, напуганная разрушением привычного уклада жизни и необходимостью приспосабливаться к новым условиям. Наибольшей известностью среди лидеров черной сотни пользовались помещики В.М. Пуришкевич и Н.Е. Марков.

Исходной посылкой, объединявшей все направления и течения в русском либерализме, являлось признание в теории и на практике приоритетности эволюционного пути общественного развития. Либералы отстаивали необходимость постепенного и поэтапного реформирования политической системы, сохранение преемственности власти, высказывались за использование таких институтов старой власти, как монархия, постоянная армия, полиция, бюрократический аппарат.

Партия кадетов объединяла в своем составе представителей русской профессуры, либерально настроенных помещиков, средние городские слои. Ее лидером являлся профессор-историк П.Н. Милюков. Ведущую роль в ней играли представители титулованного дворянства — князья П.Д. Долгоруков и Д.И. Шаховской, правоведы С.А. Котляровский, В.М. Гессен, С.А. Муромцев, историки А.А. Корнилов и А.А. Кизеветтер, экономист П.Б. Струве и др.

Политическим идеалом кадетов был конституционно-парламентский строй, основанный на разделении трех ветвей власти: представительной, исполнительной и судебной, независимых друг от друга. Законодательная власть принадлежала монарху и двухпалатному парламенту, избранному на основе всеобщего избирательного права. Исполнительная власть передавалась ответственному перед парламентом министерству. Судебная власть становилась независимой и отделялась от администрации. Предполагалось расширение прав органов местного самоуправления, распространение их на всю территорию государства, избрание путем всеобщего и равного голосования.

Ориентируясь на западные образцы парламентского строя (главным образом английского), кадеты стремились к введению в России норм демократического правового государства. Их программу открывал раздел об основных правах граждан, предусматривавший отмену сословных различий и установление равенства граждан перед законом без различия пола, вероисповедания и национальности. Предусматривалось введение комплекса политических свобод (совести и вероисповедания, печати, собраний и союзов, неприкосновенности личности и жилища, передвижения).

Политическая программа октябристов носила консервативный характер. Они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии, были противниками парламентаризма и ответственного думского министерства, выступали за сохранение имущественного и образовательного цензов, ценза оседлости при выборах в Государственную думу, в органы местного самоуправления и суда.

Будучи сторонниками унитарного государственного устройства, кадеты и октябристы не признавали права наций на выход из состава Российской империи. Кадеты требовали предоставления автономии и права культурно-национального самоопределения (использование родного языка в школах, высших учебных заведениях, суде) Польше и Финляндии, допускали предоставление областной автономии. Октябристы были решительными противниками национальной автономии, за исключением Финляндии, считая, что предоставление личности гражданских и политических прав является достаточным для защиты прав национальных меньшинств.

Общим местом аграрной программы кадетов и октябристов было стремление к максимальному сохранению хозяйства капиталистического типа. Октябристы в решении аграрного вопроса делали акцент на ликвидации архаичной системы земледелия, повышении производительности труда. Вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли фактически снимался ими с повестки дня. В основе своей программа октябристов совпадала с аграрной программой П.А. Столыпина. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. При сохранении помещичьей собственности капиталистического типа они выражали готовность пожертвовать крупными помещичьими латифундиями, являвшимися экономической основой авторитарной власти и постоянным источником недовольства населения. Отчуждение помещичьей земли предполагалось провести за выкуп за счет государства и самих крестьян.

В рабочем вопросе либералы высказывались за право рабочих и служащих на забастовки, создание профсоюзов, арбитражных судов, кооперативов, страховых обществ и др. Кадеты выступали за поэтапное сокращение рабочего дня, предложили систему мер охраны труда наемных рабочих и служащих.

Политические партии социалистической ориентации распадались на социал-демократические и неонароднические (эсеровские). В отличие от либералов, они отстаивали не эволюционный, а революционный путь развития общества, связывали демократические реформы с ликвидацией самодержавия и созданием социалистического строя. Однако в понимании сущности перехода к социализму и путей его достижения у них имелись существенные отличия.

Партия социалистов-революционеров (эсеров) оформилась в 1901 —1902 гг. на основе объединения народнических кружков и групп, действовавших в XIX в., и считала себя продолжательницей дела народовольцев. Главным теоретиком и лидером партии являлся В.М. Чернов — выходец из крепостных крестьян, занимавшийся подпольной работой с гимназических лет. Видными деятелями партии были М.А. Натансон, Б.В. Савинков, Е.К. Брешко-Брешковская, Е.Ф. Азеф. В отличие от организаций социал-демократии партия эсеров не сложилась как единая, дисциплинированная и централизованная, в ней всегда было много анархии, самодеятельности отдельных лидеров и кружков.

Эсеровская политическая программа предусматривала установление демократической республики и предоставление всем гражданам всеобщего избирательного права и демократических свобод.

В национальном вопросе эсеры заявляли себя сторонниками федеративного устройства, широкой автономии областей и общин, а также национальных регионов с признанием за ними права на самоопределение вплоть до отделения (это право предусматривалось для Польши и Финляндии).

Спектр методов борьбы, используемых эсерами, включал пропаганду, агитацию, все формы внепарламентской борьбы (стачки, демонстрации и др.). В качестве эффективного средства политической работы, способа мобилизации революционных и дезорганизации правительственных сил эсеры признавали индивидуальный террор. Террористическую деятельность осуществляла Боевая организация эсеров, руководимая сначала Г.А. Гершуни, а затем Е.Ф. Азефом (являлся также агентом охранки). Жертвами эсеровского террора стали министры внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, некоторые губернаторы. В период революции 1905—1907 гг. эсерами было совершено 200 террористических актов.

И меньшевики, и большевики обосновывали необходимость создания в России революционной рабочей партии. Однако меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских социал-демократических партий с открытым доступом туда всех желающих, идеологическим плюрализмом, легализмом, большой самостоятельностью местных комитетов, слабой дисциплиной и склонностью к компромиссам с либеральной буржуазией. Большевики требовали строгого соблюдения партийной дисциплины, настаивали на широких полномочиях Центрального комитета, пополнявшегося путем кооптации, на безоговорочном подчинении ему местных организаций.

Большевики и меньшевики выделились в самостоятельные партии.

В аграрном вопросе большевики выдвигали программу национализации земли, превращение ее в государственную собственность. Меньшевики выступали за муниципализацию земли, суть которой состояла в узаконении частной собственности на имевшиеся у крестьян наделы, передачу помещичьих земель во владение органам местного самоуправления — муниципалитетам, у которых крестьяне должны были арендовать землю.

Требования РСДРП по рабочему вопросу включали установление восьмичасового рабочего дня, минимальной заработной платы, страхования рабочих за счет государства и хозяев, охрану труда и др.

Программа РСДРП по национальному вопросу включала признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав Российского государства, признание права населения на получение образования на родном языке, использование родного языка наравне с государственным в общественных и государственных учреждениях. Задачи классовой борьбы пролетариата всегда были приоритетными для социал-демократии, а решение этих задач связывалось с интернациональным сплочением рабочих всех национальностей.

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в Петербурге. Из избранных в Думу 499 делегатов на первом заседании присутствовало 436 депутатов из Европейской губернии Российской империи.

В первый же день депутатов заставили принести обет верности императору и поставить подписи под соответствующей присягой.

Партийный состав I Государственной думы был сложным.

Первый фланг (по степени доверенности к правительству) представляли октябристы, прогрессисты, партия демократических реформ и автономисты. На левом же фланге ведущей парламентской фракцией стали кадеты – 34%, их успех в известной мере объяснялся и тем, что революционные партии (эсеры, социал-демократы) бойкотировали выборы, и кадеты, таким образом, представляли на них самую левую оппозиционную силу.

Беспартийные крестьянские депутаты, несмотря на неравные условия выборов, составили более 40% всех депутатов.

1 государственная дума

До открытия Думы на крестьян открыло охоту Министерство внутренних дел. Было организовано правым октябристом Ерогиным общежитие для крестьянских депутатов. Прекрасное помещение, отличный стол должны были привлечь крестьян к октябристам. В общежитие же приходили пропагандисты, проводившие монархическую пропаганду.

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Между Думой и правительством сразу же наметились разногласия.

  • создание ответственного перед Думой Министерства;
  • введение всеобщего избирательного права;
  • упразднение Государственного Совета;
  • отмена смертной казни;
  • амнистия политическим заключённым и ссыльным;
  • практическое осуществление основных гражданских свобод и пр.

По настоятельному требованию крестьянских депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих земель, удельных монастырских и церковных земель.

Однако Николай II отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес и поручил ответить на него главе правительства И.Л. Горемыкину. 13 мая 1906 года он выступил в Думе с правительственной декларацией. На все основные требования думского адреса правительство ответило отказом, причём наибольшее раздражение вызвало у него предложение по разрешению аграрного вопроса.

8 мая 1906 года был внесён законопроект по земельному вопросу от кадетской партии за подписью 42 депутатов. 19 мая 1906 года свой аграрный законопроект внесли трудовики.

Общим в двух проектах было требование образования государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землёй (в пользование).

Трудовики предлагали обратить в земельный фонд земли не только помещичьи, но и другие категории земель – т.е. фактически – национализацию земли, плата помещикам за землю не предусматривалась, т.е. крестьянская фракция оказалась левее кадетской, вопреки надеждам верховной власти.

Правительству же аграрные проекты трудовиков и даже кадетов представлялись слишком радикальными. Решение Думы о выпуске своего обращения к стране по аграрному вопросу, принятое в ответ на правительственное заявление (опубликованное 20 июня 1906 года) и категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель, давало повод обвинить Думу в революционности и распустить её.

9 июля 1906 года был обнародован царский манифест о роспуске Думы. Для смягчения негативной реакции был одновременно отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Новым председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин, сохранивший так же пост министра внутренних дел.

В то время по Петербургу гуляла эпиграмма, сочинённая Ф. Куликовым:

Свобод российских не понять,
Чужим аршином не измерить.
У них особенная стать.
В свободы наши надо верить!

По оценке одного из лидеров кадетской фракции В.А. Оболенского:

Председательствовал во II Думе кадет Ф.А. Головин.

Октябристы безоговорочно поддерживали все начинания П.А. Столыпина.

Большевики и трудовики ставили на обсуждение острые вопросы:

Основным вопросом во II Думе оставался аграрный. В ходе аграрных прений со своей программой выступил П.А. Столыпин.

Левые партии предложили аграрный проект трудовиков, близкий по сути эсеровской программе социализации земли.

Итак, законодательная инициатива и энтузиазм российских парламентариев вновь столкнулись со стремлением правящих кругов ограничить права Думы.

Роспуск II Думы иногда называют третьеиюньским государственным переворотом, а установившуюся в 1907 году политическую систему – третьеиюньской монархией.

Акт 3 июня был совершён в нарушении Манифеста 17 октября и Основных законов 1906 года, отмена которых не могла произойти без санкций Государственной думы, он означал по сути возврат к прежней форме правления – абсолютной монархии.

Новый избирательный закон делал ставку на помещиков и крупную буржуазию.

Из рабочих могли участвовать в голосовании только самостоятельные квартиросъёмщики, представительство крестьян было сокращено почти вдвое. Кавказ и Польша также смогли прислать в III Думу меньше депутатов, чем по результатам предшествующих выборов. Население сибирских и среднеазиатских губерний было лишено права голоса. Общее число членов Думы сокращалось до 442.

Новое положение о выборах позволило создать такую Думу, которая стала послушным и легкоуправляемым сверху органом.

Аграрный вопрос в III Думе рассматривался в форме поддержки столыпинской реформы, так как кадеты, октябристы и монархисты в Думе ставили перед собой ту же задачу, что и правительство – не допустить новую революцию.

Только социал-демократы, отрицательно относившиеся к столыпинским преобразованиям, не питали конституционных иллюзий и использовали Думу в своих пропагандистских целях.

IV Дума была последней (1912-1917).

Однако Николай II упустил шанс сохранить монархию, закрыв заседание Думы. С думской трибуны всё отчетливее звучали призывы к созданию подотчетного парламенту правительства, придание Думе реальных законодательных функций.

Но изменений в государственной структуре не происходило.

14 декабря 1916 года П.Н. Милюков снова выступает, подчеркивая, что неуступчивость самодержавия фатальна, так как надвигается более грозная революция, чем в 1905 году.

В ночь на 28 февраля из революционно настроенных депутатов Думы был создан Временный комитет членов Государственной думы, которым по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 года сформировано Временное правительство.

Одной из его функций являлась организация выборов Учредительного собрания – высшего органа народного представительства в новой демократической и парламентской республике России. Так завершилась деятельность первого российского парламента.

В этой статье вы сможете прочесть о том, как происходило становление российского парламентаризма. Для вас будут представлены основные этапы становления парламентаризма в России.

Также вы сможете изучить, как проводилось образование политических партий и начало российского парламентаризма.

Понятие парламентаризма

Парламентаризм – система правления, которая характеризуется четким разграничением функций исполнительных и законодательных властей при доминировании парламента.

Парламентаризм

Парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в форме законов. Парламентаризму присущи сессии, парламентские слушания, пленарные заседания.

Этапы формирования парламентаризма

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как происходило зарождение российского парламентаризма, следует узнать, какие партии, участвующие в политической жизни, существовали в начале XX века.

Парламентаризм в России

Кроме того, данная партия подняла вопрос о государственном социальном страховании и уголовной ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.

Умерено-прогрессивная партия в свою очередь выступала против автономий и федераций. Она настаивала на том, что царь должен иметь неприкосновенность и власть обязана нести ответственность перед представителями народа. Однако в трудовой сфере умерено-прогрессивная партия полностью поддерживала предыдущую партию, выступая за рабочее время длительностью в 8 часов.

Торгово-промышленный союз склонялся к правлению с конституционным монархом и кабинетом министров, которые будут опираться на большинство. Целью данной партии стало экономическое содружество торгово-промышленных классов, а представители данного содружества должны были занять места в парламенте и общественных организациях.

ac82aac46cbc7

В конце концов, все вышеперечисленные партии образовали праве крыло и выступали за народность и православие. В это же время на правом фланге произошли существенные изменения в партиях и союзах, что в дальнейшем поспособствовало признанию правления самодержавной монархии.

Расстрел демонстрации 1905


Начало революции произошло после того, как в январе 1905 года 140 тысяч рабочих шли к царю подавать петицию о своих нуждах, в этот момент их расстреляли полицейские и царские войска. Это происшествие вызвало негодование всей страны. Начало российского парламентаризма кратко описано ниже, а также представлены партии, которые входили в Государственную думу.

Особенности возникновения российского парламентаризма

Государственная дума избиралась 11 декабря 1905 года на основе избирательного закона. Выборы были многоступенчатыми, и в них принимали участие 25 миллионов человек, однако, голосовать не имели право рабочие, женщины, учащиеся, матросы и солдаты.

Открытие Думы Николаем 2

27 апреля Государственную думу торжественно открыл Николай II. В состав Думы входили кадеты (34%), октябристы (14%), трудовики (23%), меньшевики (4%).

  • предметы, которые требовали издания, изменения и дополнения законов;
  • государственная роспись доходов и расходов главных управлений;
  • отчет государственного контроля о росписи доходов и расходов;
  • дала об отчуждении государственного имущества;
  • дела о постройке железных дорог за счет казны;
  • дела, которые вносились на рассмотрение в Думу по особым повелениям.
  • управление министерством, которое назначал он лично;
  • все законодательство об армии и флоте;
  • разрешение займов в случае, если Дума не утверждает их во время сессии.
  • гарантии гражданских свобод;
  • отмену смертной казни;
  • бесплатное образование;
  • проведение аграрной реформы;
  • удовлетворение требований национальных меньшинств.

ГосДумы РИ

Вторая Дума отличалась от первой тем, что в ней преобладали умеренные либералы, а также появились представители правых партий. Для II Думы, как и для I, одним из главных вопросов был аграрный. Уже в начале июня 1907 года Дума была распущена.

IV Государственная дума начала свою работу в 1912 году, и существенной разницы между IV и III Думами не было, так как большинство мест принадлежало октябристам. Проработала Государственная дума до 1915 года, после чего ее распустили на каникулы.

Вновь собраться IV созыву удалось аж в 1916 году, затем ее вновь распустили и собрали в 1917. Окончательный роспуск произошел в декабре этого же года.

До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации.

Русский монархический союз

Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.

Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.

Партия конституционных демократов (кадеты)

Трудовая народно-социалистическая партия

Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.

Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.

Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.

Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.

Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.

Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.

Читайте также: