Как меняется наташа под влиянием элен кратко

Обновлено: 04.07.2024

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Описывая в начале романа тринадцатилетнюю Наташу Ростову, Толстой подчёркивает её живость, непосредственность. Эта черноглазая девочка с большим ртом, и чёрными кудрями некрасива, но очень обаятельна. Смех её звонкий, заразительный, голос прекрасный, она любит музыку, пение. Говорит Наташа просто, искренне, эмоционально. Эта героиня не поражает внешней красотой, но непосредственность и обаяние делают её образ прекрасным.

Происхождение, воспитание


Наташа родилась в семье графа Ильи Андреевича Ростова и графини Натальи Ростовой. Семья графа жила в Москве. В семье были ещё дети, но Наташа была любимицей родителей. Эта очень живая, весёлая девочка иногда при гостях вела себя слишком вольно, за что мать делала ей замечания. Родители наняли ей учителя пения, так как Наташа была музыкальна и обладала чудесным голосом. Они позаботились, чтобы девочка научилась танцевать, ездить верхом, плавать.

Элен была дочерью князя Василия Курагина. О её детстве и отрочестве автор не упоминает, но, скорее всего, воспитывали её так, чтобы она умела держаться в светском обществе, но не заботились о развитии нравственных качеств.

На первых страницах романа Элен появляется в салоне Анны Павловны Шерер в бальном платье с шифром (вензелем, составленным из инициалов царя либо царицы). Этот шифр указывает, что она фрейлина императорского двора. Фрейлинами становились и некоторые выпускницы института благородных девиц, так что, возможно, Элен воспитывалась в таком институте.

Характер

Хотя обе героини принадлежат к светскому обществу, они совершенно разные. Единственное, что их объединяет — это то, что она обе неумны. Автор показал, что Наташа живёт, в основном, не разумом, а чувствами, сердцем. У Элен же нет ни разума, ни искренних чувств, ни сердечных привязанностей — это пустая светская львица. При всей внешней красоте внутренняя красота у неё отсутствует.

Внутренняя красота Наташи проявляется во многих эпизодах, например, во время отъезда из Москвы при наступлении наполеоновских войск она убедила мать в том, что нужно оставить своё добро, а на подводы погрузить раненых. В этом проявилась доброта и патриотизм Наташи.

А в это время в петербургском салоне Элен опровергали слухи о жестокости войны и с восторгом говорили о Наполеоне. Сама же Элен во время Отечественной войны была озабочена тем, как бы выгодно выйти замуж за иностранного принца, хотя была замужем за Безуховым. Для того, чтобы развестись с ним, она приняла католичество. В этом проявились такие её черты характера как расчётливость, эгоистичность, отсутствие патриотизма. Таким образом, время Отечественной войны 1812 года обнаружило полное нравственное ничтожество Элен.

Отношение к семье

В романе не показано никакой привязанности Элен к родителям. Ходили слухи, что она и её брат Анатоль были влюблены друг в друга, и отец удалил сына из своего дома, чтобы семья не была опозорена.

Элен вышла замуж за Пьера Безухова только из-за его богатства и сразу стала ему изменять. У неё в любовниках были Долохов, Борис Друбецкой и многие другие. Элен была порочна и совершенно лишена добродетели.

Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Элен Курагиной (таблица)

Параметры сравнения

Наташа Ростова

Элен Курагина

Вывод

Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Элен Курагиной показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Но Толстой не только восхищается благородными поступками, внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни.

Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья – вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.

Толстой гордится своей героиней, гордится её умением любить, её добротой, умом, женственностью. Наташа Ростова – пример, достойный подражания, пример для тех, кто ищет свой путь в жизни.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Описывая в начале романа тринадцатилетнюю Наташу Ростову, Толстой подчёркивает её живость, непосредственность. Эта черноглазая девочка с большим ртом, и чёрными кудрями некрасива, но очень обаятельна. Смех её звонкий, заразительный, голос прекрасный, она любит музыку, пение. Говорит Наташа просто, искренне, эмоционально. Эта героиня не поражает внешней красотой, но непосредственность и обаяние делают её образ прекрасным.

Отношение к семье

В романе не показано никакой привязанности Элен к родителям. Ходили слухи, что она и её брат Анатоль были влюблены друг в друга, и отец удалил сына из своего дома, чтобы семья не была опозорена.

Элен вышла замуж за Пьера Безухова только из-за его богатства и сразу стала ему изменять. У неё в любовниках были Долохов, Борис Друбецкой и многие другие. Элен была порочна и совершенно лишена добродетели.

Характер

Хотя обе героини принадлежат к светскому обществу, они совершенно разные. Единственное, что их объединяет — это то, что она обе неумны. Автор показал, что Наташа живёт, в основном, не разумом, а чувствами, сердцем. У Элен же нет ни разума, ни искренних чувств, ни сердечных привязанностей — это пустая светская львица. При всей внешней красоте внутренняя красота у неё отсутствует.

Внутренняя красота Наташи проявляется во многих эпизодах, например, во время отъезда из Москвы при наступлении наполеоновских войск она убедила мать в том, что нужно оставить своё добро, а на подводы погрузить раненых. В этом проявилась доброта и патриотизм Наташи.

А в это время в петербургском салоне Элен опровергали слухи о жестокости войны и с восторгом говорили о Наполеоне. Сама же Элен во время Отечественной войны была озабочена тем, как бы выгодно выйти замуж за иностранного принца, хотя была замужем за Безуховым. Для того, чтобы развестись с ним, она приняла католичество. В этом проявились такие её черты характера как расчётливость, эгоистичность, отсутствие патриотизма. Таким образом, время Отечественной войны 1812 года обнаружило полное нравственное ничтожество Элен.

Эта девушка, с одной стороны, очень положительная: она рассудительна, порядочна, добра, готова жертвовать собой. Если говорить о ее внешности, то она очень хороша. Это стройная грациозная брюнетка с длинными ресницами и роскошной косой.

Изначально в нее был влюблен Николай Ростов, но они не смогли пожениться, потому что родители Николая настояли на том, чтобы отложить свадьбу.

Жизнь девушки в большей степени подчинена разуму, а не чувствам. Толстой не очень любит эту героиню, несмотря на все ее положительные качества. Он оставляет ее одинокой.

лучший женский образ в романе война и мир

Автор считает ее бедной духовно, наделяя при этом привлекательной внешностью. Надо заметить, что для Толстого характерно подчеркивание духовного богатства при помощи не слишком выразительной наружности.

Автор считает Соню заурядной, обычной и, возможно, не достойной счастья.

Женское счастье Марьи Болконской

Сестра Болконского не ошиблась: ничего не желая для себя, она тем не менее встретила человека, который искренне полюбил ее. Марья стала женой Николая Ростова.

Два, казалось бы, совершенно разных человека идеально подошли друг другу. Каждый из них пережил разочарование: Марья – в Анатоле Курагине, Николай – в Александре Первом. Николай оказался тем человеком, который смог увеличить достаток семьи Болконских, сделав жизнь супруги счастливой.

Марья окружает мужа заботой и пониманием: она одобряет его стремление к совершенствованию самого себя через упорный труд, через ведение хозяйства и заботу о крестьянах.

foto1

foto1

foto1

foto1

foto1

Сочинения

Меню сайта

Наташа Ростова и Элен Безухова в романе "Война и мир"

В романе "Война и мир" Л.Н. Толстой в замечательных картинах, в живых, одухотворенных образах воссоздал "аромат и запах времени". Следуя правде жизни и в то же время используя прием художественного противопоставления (антитезы). Толстой рассматривает так называемый женский вопрос, который волновал в 60-е годы XIX века передовую общественность, на примере женских образов — антиподов: Наташи Ростовой и Элен Курагиной.
Полнее всего взгляды Толстого на место и роль женщины в обществе раскрываются в образе Наташи Ростовой. Наташа — самый обаятельный женский образ романа. Она воплощение молодости, непосредственности. Она поэтична и женственна. В начале романа Наташа- девочка, полная жизненных сил, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Простая, нравственно чистая жизнь семьи Ростовых была той атмосферой, в которой выросла Наташа.
Толстой показывает духовную связь Наташи с народной жизнью. Вспомним ее пляску, ее увлечение пением дядюшки, который "пел так, как поет народ". Простота, естественность, душевная красота Наташи объясняются тем, что она "умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всем русском человеке". Именно это народное чувство вызвало ее волнение в сцене чтения манифеста — не ложнопатриотические восторги, а естественное, исконное чувство любви к Родине, подобно тому, которое испытывали солдаты, сражаясь на поле Бородина. Всем сердцем воспринимает она смысл и значение общенародного бедствия, не рассуждая, не произнося громких фраз. Это же заставляет ее добиться, чтобы подводы были отданы раненым, и от души радоваться тому, что раненых удастся вывезти из Москвы.
В эти страшные дни испытаний для родины Элен Курагина, будучи хозяйкой светского салона, "играет в патриотизм". Циничным выглядит запрет говорить по-французски, ездить во французский театр и надевать парижские платья. Такой лжепатриотизм вряд ли поможет одержать победу над Наполеоном.
В отличие от Элен. духовная красота Наташи проявляется в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим Элен в деревне, на лоне природы, она никогда не наслаждалась "ароматом весенней ночи, горькими запахами осенней земли". Наташа не поражает внешней красотою, и тем не менее она истинно прекрасна. "В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь не определена, руки тонки, но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо".
Внешний и внутренний облик "блестящей красавицы" Элен писатель показывает нам всегда в однообразно красивой улыбке. Мы понимаем, что это маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность "великолепной княгини", В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. "Где вы — там разврат, зло", – в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена сущность ее и окружающего ее общества.
Совсем иным представляется и внешний, и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения или огорчения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери "с изуродованным злобой лицом". В сцене у постели раненого Андрея "худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно". Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств — страдания, радости, любви, надежды.
Улыбка Элен — застывшая, лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это "улыбка радости и успокоения", то "счастливая", то "задумчивая", то "появившаяся из-за слез". Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Глаза Элен мы не видим, они красивы, наверное, как плечи и губы. Но Толстой не рисует ее глаз, потому что они не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно: "любопытные", "умоляющие", "сухие", "широко раскрытые, испуганные".
Внутренняя, духовная красота Наташи основана на высокой способности и потребности любить. Вспомним Наташу, после смерти князя Андрея, убитую, поглощенную своим горем. "Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь". Трагические события врываются в светлый мир молодой, расцветающей жизни, но они не ожесточают Наташу, а лишь закаляют ее душу. Оказавшись в театре. Наташа безразлична к окружающим людям, — к дамам "в драгоценных камнях на голом теле". Наташе кажется диким то, что она видит на сцене. Толстой показывает оперу как нечто насквозь фальшивое, далекое от жизни и созданное на потребу общества Элен.
После знакомства с Элен "Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило перед нею, уже казалось ей вполне естественным; но зато все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто все это было давно, давно прошедшее". Поддаваясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая, живая, выразительная улыбка. "Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбалась Наташа". Мы видим, что Наташа попала под влияние Элен и все в ней изменилось: ее улыбка, манеры поведения. Толстой воспроизводит сложную внутреннюю жизнь своей героини, борьбу добра и зла в ее смятенной душе. Толстой сожалеет, но не осуждает свою героиню. Он вовсе не хочет создавать идеальный образ безупречной, добродетельной девушки. Живая, как сама жизнь, Наташа не лишена недостатков и слабостей, в душе ее, как в душе каждого человека, борются "дурные и добрые начала". Вот эту борьбу, этот процесс сложной духовной жизни своих героев — "диалектику души" — раскрывает Толстой.
Душевные страдания многому научили Наташу, во многом она стала другой. Но как бы она ни изменилась, и после замужества любовь остается главным содержанием ее жизни. Став женой и матерью, Наташа утратила свое прежнее девичье очарование, но сущность ее натуры осталась той же — исчезло лишь внешнее проявление этой жизненной силы, той страстной способности любить, которою она всегда жила. Глубже, серьезнее, строже "стала ее полная любви душа", и именно это позволило ей не умом, а сердцем понять общественные интересы Пьера.
Изображение Наташи-матери в финале романа до сих пор вызывает споры. Одних огорчает происшедшая в ней перемена: она перестала петь, "бросила все свои очарованья", замкнулась в кругу семьи. Но нельзя не видеть и другого. Наташа не только кормит и растит детей — она их воспитывает в полном единодушии с Пьером, она принимает участие "в каждой минуте жизни мужа"; его мысли были ей известны и дороги уже потому, что Наташа "знала все то, из чего это выходило — всю душу Пьера". Противопоставив Наташу Ростову и Элен Курагину. Толстой совершенно определенно высказал свои взгляды по вопросу о смысле жизни женщины: назначение женщины — семья, нравственное влияние на мужа и детей; вне семьи женщина или несчастна, или порочна, или смешна. Именно поэтому в конце романа Элен умирает "от дурной болезни", а Наташа счастлива в своей семье.

Наташа Ростова и Элен Безухова в романе "Война и мир" (2 вариант)

Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. Герои его романа-эпопеи “Война и мир”, как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. Как правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с "большим светом", который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе порочные черты своего класса. Каждый герой - порождение среды, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен и Наташа.
И Наташа, и Элен - женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию. Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “не изменяющуюся улыбку”, “очень открытую грудь и спину” - “античную красоту тела”. Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь “глаза – это зеркало души”. Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы. Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Затем она снова переходила к “сияющей улыбке”.
Наташа Ростова красива совсем по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем. У неё слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Наташа - щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может "зареветь, как ребенок", то есть быть естественной и не стесняться этого. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.
Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить стоит. Ему хочется действовать, делать людям добро. Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы. Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа. Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому жизнь Элен - однообразна и скучна. А у Толстого "спокойствие - душевная подлость". Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное - хочет всем помочь.
Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Для неё брак – лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, – наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в её жизни никакой роли. Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вот Наташа – женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать – вот основные жизненные положения женщины. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Лучше быть “плодовитой самкой”, чем “великосветской львицей”.

Оказавшись в театре. Наташа безразлична к окружающим людям, - к дамам "в драгоценных камнях на нагом теле". Наташе кажется бешеным то, что она лицезреет на сцене. Толстой показывает оперу как нечто насквозь фальшивое, дальнее от жизни и сделанное на потребу общества Элен.
После знакомства с Элен "Наташа возвратилась к отцу в ложу, совершенно теснее подчиненная тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило перед нею, теснее казалось ей вполне природным; но зато все минувшие идеи ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как словно все это было издавна, издавна прошедшее". Поддаваясь губительному воздействию Элен, Наташа невольно ей подражает. Изменяется ее милая, жива, выразительная улыбка. "Нагая Элен сидела подле нее и идиентично всем усмехалась; и точно так же усмехалась Наташа". Мы видим, что Наташа попала под воздействие Элен и все в ней изменилось: ее улыбка, манеры поведения. Толстой воссоздаёт трудную внутреннюю жизнь своей героини, борьбу блага и злобна в ее смятенной душе. Толстой сожалеет, но не осуждает свою героиню. Он вовсе не желает творить идеальный образ безупречной, доброй девицы. Жива, как сама жизнь, Наташа не лишена изъянов и слабостей, в душе ее, как в душе каждого человека, сражаются "дурные и благие начала". Вот эту борьбу, этот процесс трудной духовной жизни своих героев - "диалектику души" - открывает Толстой.
Искренние мученья многому обучили Наташу, во многом она стала другой. Но как бы она ни поменялась, и после замужества любовь остается основным содержанием ее жизни. Став супругой и мамой, Наташа утратила свое минувшее девичье очарование, но суть ее натуры осталась той же - исчезло лишь наружное проявление этой актуальной силы, той страстной возможности любить, которою она всегда жила. Глубже, серьезнее, требовательнее "стала ее полная любви душа", и конкретно это позволило ей не разумом, а сердечком понять общественные интересы Пьера.
Изображение Наташи-матери в финале романа до сих пор вызывает споры. Одних разочаровывает происшедшая в ней перемена: она закончила напевать, "бросила все свои очарованья", замкнулась в кругу семьи. Но нельзя не созидать и иного. Наташа не только кормит и растит малышей - она их воспитывает в полном единодушии с Пьером, она принимает роль "в каждой минутке жизни мужа"; его идеи были ей знамениты и дороги теснее потому, что Наташа "знала все то, из чего это выходило - всю душу Пьера". Противопоставив Наташу Ростову и Элен Курагину. Толстой абсолютно определенно высказал свои взгляды по вопросу о смысле жизни дамы: предназначение дамы - семья, добронравное воздействие на супруга и малышей; вне семьи дама либо несчастна, либо безнравственна, либо смешна. Конкретно потому в конце романа Элен умирает "от дурной хвори", а Наташа счастлива в собственной семье.

Читайте также: