Критерии эффективности деятельности педагогических работников школы 2019

Обновлено: 28.06.2024

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

от 5 июля 2019 года N 1994-р

Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга

В целях повышения эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга:

1. Утвердить примерные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (далее - показатели и критерии), согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Администрациям районов Санкт-Петербурга:

2.1. Довести настоящее распоряжение до сведения руководителей государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.

2.2. Дать поручение руководителям государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, назначить ответственных лиц по заполнению форм "эффективных контрактов", привести в соответствие с утвержденными примерными показателями и критериями показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений.

3. Отделу государственной службы, кадров и организационной работы Комитета по образованию:

3.1. Довести настоящее распоряжение до сведения руководителей государственных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

3.2. Разместить настоящее распоряжение на сайте Комитета по образованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

4. Руководителям общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию:

4.1. Назначить ответственных лиц по заполнению форм "эффективных контрактов".

4.2. Привести в соответствие с утвержденными примерными показателями и критериями показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников образовательного учреждения.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Асланян И.А.

Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 5 июля 2019 года N 1994-р

Примерные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга

Критерии оценки эффективности

Освоение обучающимися образовательных программ начального, основного, среднего общего образования

Достижение метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ начального, основного, среднего общего образования

Достижение показателей предметной обученности

Доля обучающихся, не освоивших образовательные программы начального, основного, среднего общего образования

Позитивная динамика учебных и внеучебных достижений обучающихся (в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.), в исследовательской деятельности по предмету

Доля обучающихся от общего их числа в образовательном учреждении, участвовавших в олимпиадах различного уровня (районный, городской, всероссийский и т.д.)

Количество обучающихся, занявших призовые места на предметных олимпиадах различного уровня (районный, городской, всероссийский и т.д.)

Количество обучающихся, занявших призовые на Всероссийской олимпиаде школьников и международной олимпиаде

Доля обучающихся от общего их числа в образовательном учреждении, участвовавших в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п. различного уровня (районный, городской, всероссийский и т.д.)

Количество обучающихся, занявших призовые места в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п. различного уровня (районный, городской, всероссийский и т.д.)

Доля обучающихся, занятых дополнительными видами и формами внеурочной деятельности в образовательном учреждении

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий. Наличие и выполнение программы по здоровьесбережению

Отсутствие травматизма обучающихся

Обеспечение непрерывного повышения профессионального мастерства

Участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, пр.

Повышение квалификации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна"

Наличие собственного сайта, методических разработок и публикаций

Участие в профессиональных конкурсах (всероссийский, городской, районный уровни)

Участие в инновационной деятельности

Реализация проектной деятельности

Владение информационно-коммуникационными компетенциями

Участие в работе профессиональных ассоциаций, сообществ

Активное участие в работе профессиональных ассоциаций и сообществ

Степень вовлеченности в национальную систему учительского роста

Педагогическое сопровождение молодых специалистов (наставничество)

Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогических работников образовательного учреждения

Участие в добровольной независимой оценке профессиональной квалификации

Наличие документа, подтверждающего прохождение независимой оценки профессиональной квалификации

Наличие индивидуального образовательного маршрута дальнейшего профессионального совершенствования

Уровень коммуникативной культуры при общении со всеми участниками образовательного процесса

Наличие (отсутствие) обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей обучающихся) и/или обучающихся на деятельность учителя

Своевременное и качественное ведение необходимой документации

Обеспечение доступности качественного образования

Работа с детьми с особыми потребностями в образовании (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.)

Реализация программ (проектов, мероприятий) поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности в обучении

Реализация программ (проектов, мероприятий) поддержки детей "группы риска". Степень вовлеченности слабоуспевающих учеников и учеников из "группы риска" в работу

К педагогическим работникам могут применяются понижающие коэффициенты к итоговой сумме процентов в следующих случаях:

0,25 - в случае применения дисциплинарного взыскания в виде выговора на время его действия;

0,5 - в случае применения дисциплинарного взыскания в виде замечания на время его действия;

0,85 - в случае нарушения установленных сроков представления отчетности и запрашиваемой информации или представления ошибочных или недостоверных сведений.

Примерные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга

Критерии оценки эффективности

Уровень овладения воспитанником ОО (группы ОО) необходимыми навыками и умениями по образовательным областям образовательной программы дошкольного образования

Доля воспитанников, овладевших необходимыми навыками и умениями по образовательным областям образовательной программы дошкольного образования

Участие воспитанников ОО (группы ОО) в смотрах, выставках, конкурсах, соревнованиях районного и городского уровней

Доля мероприятий районного и городского уровней, в которых воспитанники ОО (группы ОО) принимали участие

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий. Наличие и выполнение программы по здоровьесбережению

Отсутствие травматизма обучающихся

Обеспечение непрерывного повышения профессионального мастерства

Участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, пр.

Наличие собственного сайта, методических разработок и публикаций

Уровень и статус участия в профессиональных конкурсах (всероссийский, городской, районный уровни)

Участие в инновационной деятельности

Владение информационно-коммуникационными компетенциями

Реализация проектной деятельности

Участие в работе профессиональных ассоциаций, сообществ

Активное участие в работе профессиональных ассоциаций и сообществ

Степень вовлеченности в национальную систему учительского роста

Педагогическое сопровождение молодых специалистов (наставничество)

Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогических работников образовательного учреждения

Участие в добровольной независимой оценке профессиональной квалификации

Наличие документа, подтверждающего прохождение независимой оценки профессиональной квалификации

Наличие индивидуального образовательного маршрута дальнейшего профессионального совершенствования

Уровень коммуникативной культуры при общении со всеми участниками образовательного процесса

Наличие (отсутствие) обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей воспитанников)

Профориентационная работа, проводимая с воспитанниками и их родителями (законными представителями)

Своевременное и качественное ведение необходимой документации

Обеспечение доступности качественного образования

Работа с детьми с особыми потребностями в образовании (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.)

Реализация программ (проектов, мероприятий) поддержки детей, проявляющих выдающиеся способности

К педагогическим работникам могут применяются понижающие коэффициенты к итоговой сумме процентов в следующих случаях:

0,25 - в случае применения дисциплинарного взыскания в виде выговора на время его действия;

0,5 - в случае применения дисциплинарного взыскания в виде замечания на время его действия;

0,85 - в случае нарушения установленных сроков представления отчетности и запрашиваемой информации или представления ошибочных или недостоверных сведений.


Структура зарплаты по ТК РФ

Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они могут быть установлены:

  • Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
  • Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
  • Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе – положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.

Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:

  • участия в этом процессе членов трудового коллектива;
  • недопущения ухудшения условий оплаты труда каждого конкретного работника по сравнению с трудовым законодательством в результате выполнения условий, включенных во внутренний нормативный акт (ст. 135 ТК РФ).

Зарплата в бюджетных учреждениях

Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).

единые рекомендации 2017

Последние несколько лет комиссия занята развитием положений новой системы оплаты за труд в ГУП и МУП, введенной постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Новая система, в частности, учитывает возможность существенного увеличения дохода за счет стимулирующих доплат.

Виды стимулирующих выплат, возможных в бюджетных учреждениях, установлены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818:

  • доплаты за непрерывность стажа и выслугу лет;
  • премии, относящиеся к результатам работы;
  • поощрения за интенсивный труд и какие-либо достижения в работе;
  • доплаты за качество труда.

Если для первых 2 видов выплат, которые имеют или могут иметь количественную привязку, может быть достаточно наличия положения о премировании, то вторые 2 вида (качественные) требуют разработки специальной системы оценки и, соответственно, отдельного документа. Этот специальный документ может представлять собой единый нормативный акт, объединяющий правила начисления всех возможных видов стимулирующих выплат.

Критерии стимулирования

Смыслом системы стимулирования за качественные достижения является повышение:

  • заинтересованности каждого работника в увеличении собственного вклада в деятельность учреждения;
  • качества работы учреждения в целом.

В основу системы оценки показателей качества, интенсивности и достижений должны быть заложены:

  • разработка их перечня;
  • создание количественной системы их оценки - баллов;
  • разработка алгоритма их учета в общей сумме зарплаты.

Обязательными условиями системы являются:

  • наличие у работника четкого понимания своих трудовых обязанностей и тех критериев, которые повлияют на оценку эффективности их выполнения;
  • влияние вклада конкретного работника на итоги работы учреждения в целом;
  • абсолютная понятность и прозрачность критериев качественной оценки.

Учитывая разнообразие сфер деятельности бюджетных учреждений, законодатель дает им большую самостоятельность в разработке собственных систем поощрения. Однако при их создании нужно руководствоваться не только едиными рекомендациями 3-сторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, но и законодательными актами регионов и отраслевыми методическими разработками по данному вопросу.

Все составляющие разработанной бюджетным учреждением системы поощрения за качественные достижения отражаются в специальном внутреннем нормативном акте — положении о стимулирующих выплатах.

Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендовано указывать оценочные критерии, относящиеся к каждому конкретному работнику, непосредственно в трудовом договоре (эффективном контракте) с ним. Если давно работающий сотрудник переводится на новую систему оплаты труда, это может быть отражено в допсоглашении к трудовому договору.

В процессе оценки результатов труда каждого работника учитывается мнение:

  • самого работника;
  • профсоюзной организации;
  • руководителей непосредственно работника и учреждения в целом.

Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В ткой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты пед.работнику определяется следующим образом:

  1. рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам;
  2. бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты учителям, делятся на общее количество баллов;
  3. величина 1 балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.

Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании. Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, в которой предусмотрено, в частности, место для указания перечня критериев стимулирующих доплат к его зарплате, приведена в постановлении Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения

Особенности стимулирования педагогических работников

Система-2018 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ (письмо от 20.06.2013 № АП-1073/02). Эти рекомендации разработаны на основе распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказа Минтруда РФ от 13.05.2013 № 202, письма Минтруда РФ от 13.06.2013 № 14-1/10/2-3236 и предназначены для бюджетных учреждений, работающих по программам образования:

  • дошкольного;
  • общего;
  • начального и среднего профессионального.

В рекомендациях Минобрнауки РФ регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:

  • привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
  • общедоступность критериев оценки;
  • размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.

Стимулирование руководителей

В рекомендациях Минобрнауки РФ предусмотрены следующие направления оценки труда руководителей:

  • соблюдение учреждением требований законодательства;
  • взаимодействие с органами государственно-общественного управления;
  • соответствие качества предоставляемых услуг запросам их потребителей;
  • доступность информации об учреждении;
  • наличие дополнительных культурных и социальных проектов;
  • увеличение числа молодых педагогов;
  • выявление одаренных детей и работа с ними;
  • наличие оздоровительных программ;
  • организация спортивной работы;
  • наличие программ дополнительного образования.

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительно значимы:

  • профилактика правонарушений;
  • возможность учебы по индивидуальным планам;
  • положительная динамика результатов проверки уровня подготовки;
  • результаты аттестации учреждения.

Для руководителей общеобразовательных учреждений также будут важны:

  • проведение мероприятий по профориентации и предварительной подготовке по выбранному профилю;
  • процент выбытия обучающихся;
  • результаты сдачи ЕГЭ выпускниками учреждения в сравнении с данными по стране.

Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ

В качестве критериев стимулированных выплат — 2017 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рекомендациях Минобрнауки РФ приведены следующие:

  • наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей;
  • отслеживание особых достижений подопечных;
  • взаимодействие с родителями;
  • внесение предложений по совершенствованию программы обучения;
  • организация и проведение оздоровительных мероприятий;
  • работа с детьми из неблагополучных семей;
  • участие в создании наглядных образовательных элементов и др.

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:

  • положительная динамика результатов контроля полученных знаний;
  • участие в общих проектах учреждения.

Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.

Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.

В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в интернете.

Итоги

Стимулирующие доплаты, включенные в систему оплаты труда педагогических работников бюджетных учреждений, не только позволяют увеличить доход педагогов, но и способствуют росту эффективности их работы и улучшению показателей учреждения в целом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: