Краткосрочный план урока по литературе

Обновлено: 02.07.2024

Формировать знания по теме урока, сформировать представление об особенностях произведения, выработать умение делать выводы, воспитывать последовательность и быстроту действий в решении задач урока.

Все учащиеся смогут:

Определять жанровые особенности произведения, анализировать прочитанное.

Большинство учащихся будут уметь:

Выявлять специфическую особенность произведения.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить проект по теме, тест по тексту.

Излагать последовательно изученный материал.

Ключевые слова и фразы:

Творчество, анализ, образ, тема, жанр, стиль, классика ,искусство, творчество, образ, нравственность.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения: Какими путями проникает истина в душу человека?

Можете ли вы сказать, почему. произведение не утратило свою силу и актуальность в наши дни.

Подсказки: нравственное начало, талант, образность, анализ, критик, статья, литературоведение.

Крити-ческое мышле-ние, но-вые подхо-ды в препо-дава-нии и обуче-нии

Цель: пробудить желание быть активным.

Ожидаемый результат: дети психологически настраиваются на урок.

Цель: Разделить учащихся на творческие группы.

Ожидаемый результат: учащиеся объединяются в группы .

3.Ознакомление с целями урока.

Беседа с учащимися.

Формулируют тему урока.

Ожидаемый результат: дети строят предположения и озвучивают результат.

Цель: организовать работу в группе.

Каждый ученик в группе понимает, как он будет работать на уроке.

Цель: определение уровня концентрации учеников на уроке, настроить учащихся на продуктивную деятельность.

Ожидаемый результат: дети выполняют упражнение, которое учит быть внимательным при изучении темы, а также помогает определить уровень подготовки к уроку

Цель: организовать работу по формированию вопросов.

Ожидаемый результат: учащиеся грамотно составляют сложные вопросы, различают факт и мнение.

2.Учитель делит учащихся на группы с помощью смайликов, на обратной сторон которых изображены иллюстрации по теме: любовь, доброта, счастье, духовность.

3.Учитель проводит беседу с учащимися:

-О чем мы сегодня будем говорить?

-Какой вид работы поможет достигнуть цели?

6.Учитель проводит межгрупповой опрос.

Учащиеся участвуют в разминке, изучают бортовой журнал группы, делятся на группы.

Определяют ключевые слова урока: поиск и душа; составляют кластер .

Используя для этого вопросы по материалу домашнего задания.

Учащиеся принимают участие в межгрупповом опросе, в котором дают понятия из текста произведения, в ответах необходимо раскрыть суть понятия.

Учебник, маркир-овочная таблица, раздаточ-ный материал, критиче-ские статьи, поэтиче-ские сборники.

Оцени-вание для обучения,

Новые подхо-ды, крити-

Работа по теме урока

Цель: дать представление учащимся об основных понятиях материала, развитие логического мышления и быстроты реакции.

Ожидаемый результат: ученики будут понимать особенности текста, научатся составлять вопросы высокого порядка.

Цель: понять уровень понимания или непонимания материала.

Ожидаемый результат: ученики высказывают свое мнение.

Цель: формировать умений работы с литературой

Ожидаемый результат: учащиеся будут понимать значение понятий по материалу теста.

Цель: выработать критерии оценивания презентаций.

Ожидаемый результат: дети определяют для себя направления и способы оценивания работ одноклассников.

1.2 Письмо Раскольникову.

- Раскольников как преступник.

Применяют стратегию ПОПС

влияния на развитие процесса оценивания одноклассников у учащихся.

Ожидаемый результат: дети усваивают новый материал путем составления коллективных мини-программ по теме урока, уровень которых высокий и содержательный.

-Раскольников, как личность, вызывающая сострадание.

Цель: развитие критического мышления

Ожидаемый результат: уч-ся понимают мир героев романа.

-Теория Раскольникова как угроза человечеству.

Цель: развитие умения соотносить понятия.

Ожидаемый результат: уч-ся соотносят свое видение с авторским.

- Почему роман Достоевского актуален в наши дни?

Цель: составить денотатный график по теме.

Ожидаемый результат: уч-ся определяют предпосылки и результат поставленной перед ними задачи.

Цель: формирование нравственной позиции.

Ожидаемый результат: уч-ся раскрывают связь прослушанного стихотворения с темой урока

1.Учитель предлагает внимательно отвечать на вопросы, знакомит с особенностями опроса

3. Учитель предлагает принять участие в составление критериев успеха, комментирует предложения учеников.

4.Учитель помогает учащимся в работе составлений презентаций и предлагает после их защиты дать групповую оценку.

Учащиеся активно принимают участие в опросе; затем, используя стратегии составляют презентации, прослушивают выступление подготовленного ученика, принимают активное участие в определение критериев оценивания. Группой отражают изученный материал в кластере, и дают коллективную оценку выступающим.

Принимают участие в разминке, определяют связь разминки с темой урока.

Учебник, кластер, таблицы, критиче-ские статьи.

лидер-ство, новые подхо-ды в препо-

оцени-вание для обуче-ния и оцени-вание обуче-ния

Цель: определение смысла изучения романа.

Ожидаемый результат: уч-ся определяют, что есть нравственность для человека.

Цель: обнаружение проблемных моментов.

Ожидаемый результат: ученик должен почувствовать, что обратная связь помогает ему учиться.

Цель: раскрыть эмоциональное состояние ученика по ходу урока

Ожидаемый результат: ученики, используя оценочные слова, дают характеристику своему эмоциональному состоянию во время урока.

2.Учитель просит принять участие в обратной связи, чтобы представить для себя, чего достигли учащиеся, работая на данном уроке:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Как вы оцениваете свое участие на уроке?

Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если общение не ничего нового не принесло – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – желтый, чахлый лист.

И в завершении, скажите:

- За что бы вы себя могли похвалить?

Затем учитель с помощью комментариев дает суммативную оценку учащимся,

объясняет значимость выполнения домашнего задания.

Учащиеся определяют нравственную позицию Раскольникова, заполняют лист обратной связи, работают над рефлексией.

Карта урока, лист обратной связи.

Дополнительная информация : Словарь юного литературоведа, сборники критических статей.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

ИКТ компетентность
Связи с ценностями

История России 19 столетия

Работать над индивидуальным подходом к ученику.

Развивать рефлексивность - умение анализировать себя и свои действия со стороны, и в соответствии с этим умение корректировать себя.

Работать над тем, чтобы сделать обучение более доступным, помогать в получении оптимальных знаний всем учащимся;

Разнообразить вопросы и задания, требующие применения мышления на высоком уровне;

При составлении критериев успеха применить стратегию использования примеров работ ученика, так как, наверняка, дети успешно обучаются, видя работу, которая немногим лучше, чем их текущий результат

История, русский язык .Пробуждение интереса к проблеме самопознания.

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

На мой взгляд, цели урока соответствовали программному материалу, возрастным особенностям. Обучение направлено на формирование грамотной и развитой интеллектуально личности. Запланированная дифференциация способствовала тому, чтобы ученик выступал в роли искателя истины, исследователя, сумел выразить себя, свое отношение к изучаемому, приобрел опыт духовных и эстетических переживаний, то есть взрослел нравственно. Учащимся был предложен разноуровневый материал со сложными текстами и широкой тематикой, и при этом дающий возможность осваивать тему удобным для них способом. Взаимооценивание должно сыграло важную роль, поскольку оно повысило уровень мотивации, дало возможность ученикам общаться на своем языке, повысило уверенность в себе, а мне, как учителю, позволило отстраниться от процесса и наблюдать его. Думаю, дети поняли, что участвовали в собственном осмыслении знаний.

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

1:Познавательный: развивается творческая деятельность ученика - он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать, у него более высокая работоспособность.

2Социальный: у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, его душа. А если развиты эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого я стараюсь.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

1. Выявление пробелов в знаниях учащихся; мобилизация учащихся на самоанализ

2.Для побуждения учеников к активности давать интересные задания, связанные с реальной жизнью.

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Узнала, что некоторые ученики умеют прогнозировать свои действия, открыты по отношению к новому; выявила пассивных и активных учащихся; дети уверены, что могут достигнуть чего-либо, если приложат усилия для выполнения задания, с удовольствием работают по предложенным стратегиям.


Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Развитие умений понимания автора, смысла его высказывания, его позиции, слов, которыми он эту позицию выразил, поиск значимых формальных элементов. Воспитание отзывчивости на слово, понимания его красоты, сопереживания мыслям и чувствам автора.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Результаты учебной деятельности

Учащийся научатся навыкам анализа лирического произведенения, ученик учится сопереживать мыслям и чувствам автора, отзываться на слово.

Источники, оснащение и оборудование

Учебник литературы , презентация

1.Мотивационный этап:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация учебной деятедьности

Опрос басни С.Михалкова

Кому принадлежат слова? Чего тебе надобно, страче?

Из какой сказки слова:Жил-был поп , толоконный лоб?

Кому принадлежат строки: Буря мглою небо кроет , Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя

Сказка о попе и его работнике Балде.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Запись в тетради

Операционный этап:

В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру.

27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль.

Учащиеся слушают , извлекают информацию.

Чтение стихотворения учителем. н Восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).

- О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

Александрийский столп 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.

пиит – поэт.“всяк сущий” - существующий. тунгус народность Восточной Сибири. муза богиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

- Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

- Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.

- Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”?

- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

Чтение 2 строфы.

Где будет жить душа поэта после смерти?

К кому обращена поэзия Пушкина?

Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

Чтение 3 строфы.

- Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?

Чтение 4 строфы.

- В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

- Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

“Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов?

Каким должен быть поэт?

Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

- Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

- Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

Вывод делают сами учащиеся

Сюжет составляет судьбу Пушкина на фоне исторических событий

Записывают в тетради

Ответы учащихся, используют учебники

Священный, возвышенный.

Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

“…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия. Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами

Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чувства добрые лирой пробуждать

Помогать человеку стать человеком с большой буквы

Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

Инструктаж домашнего задания

Записывают задание в дневники

Сегодня на уроке я узнал…

Знания, полученные на уроке, пригодятся

Достиг или не достиг цели урока учитель?

Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

(психические особенности, речевая характеристика, социальная, бытовая, интимная и природная обстановка)– становление и развитие.(составление диаграммы Венна опираясь на цитату Н.Г. Чернышевского, стр,5

Запись в тетрадь: Картина жизни , нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями, называется художественным обзором.

Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах, по парам.

3. Закрепление материала

Художественный образ – форма отражения жизни искусством, это плод фантазии художника, созданный его вымыслом. Художественная литература обогащает наши знания о жизни. Она воспитывает людей, прививает человеку высокие и благородные понятия, чувства, любовь к Родине, развивает в человеке чувство прекрасного. Художественная литература тесна связана с жизнью общества и с историей

5.Последующее задание

стр, 5-6, пересказать

Записывают в дневник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Лирика поэта.

1.познакомить с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; выполнить задания к тексту, закрепить, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

3. воспитывать у учащихся интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

стр, 7-10, пересказ, стр,11-12, конспект

Рассказывают домашнее задание

2. Изучение нового материала

*Запись и анализ цитаты –эпиграфа к уроку (слова Гоголя о Пушкине, стр.14)

*Рассказ учителя о жизни Пушкина

Родился 6 июня 1799года в Москве в дворянской семье, отец – Сергей Львович, служивший в молодости в гвардии, мать – Надежда Осиповна, внучка Ибрагима (арапа Петра первого).

Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах, по парам.

3. Закрепление материала

-Вопросы: стр.25, 26

Уч-ся выполняют задания в группах, по парам, индивидуально

5.Последующее задание

Наизусть стихотворение А.С.Пушкина по выбору (любовная и дружеская лирика)

Записывают в дневник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2. Развивать у учащихся умение выразительно читать, анализировать прочитанное.

3. Воспитывать интерес к творчеству поэта.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

Наизусть стихотворение А.С.Пушкина по выбору (любовная и дружеская лирика)

Рассказывают домашнее задание

2. Изучение нового материала

Роман в стихах – художественное произведение, в котором сочетается эпическое и реалистическое изображение жизни.

Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишья и заключительное двустишье.

В своём романе А.С.Пушкин борется за реализм, всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью.

В романе перед нами проходят яркие образы и картины жизни и высшего света, и провинциального дворянства, и крепостного крестьянства.

В этом произведении Пушкин нарисовал жизнь конца 10-х –первой половины 20-х годов 19 века. Это было время подъёма национального самосознания, пробуждённого войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. У молодёжи того времени усиливается интерес к мыслителям и писателям Запада, ширится знакомство с английской литературой. Разрушается патриархальный уклад жизни.

В романе Пушкин создал образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показал его в многогранных связях с обычной окружающей жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.

Пушкин работал над романом около 8 лет.

Основная тема романа – передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу и народу.

Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах, по парам.

3. Закрепление материала

Чтение отдельных глав из романа с комментариями и анализом

Уч-ся выполняют задания в группах, по парам, индивидуально

5.Последующее задание

Дочитать отрывки из романа до конца

Записывают в дневник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Онегин и Татьяна

Цели: 1. Формировать у учащихся потятие о типах образов Татьяны и Онегина.

2. Развивать навыки анализа художественного произведения.

3. Воспитывать чувство чести и достоинства.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

-Вопросы по содержанию романа (из учебника)

Рассказывают домашнее задание

2. Изучение нового материала

Но все-таки Евгений выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отличает в нём преданность мечтам, резкий ум, чувство чести и благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года. Хандра и скука овладели Онегиным. Он покидает светское общество и пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, но из этого ничего не получается, прежние настроения продолжают владеть им.

Ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.

Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах, по парам.

3. Закрепление материала

Работа по анализу произведения по вопросам учебника.

Уч-ся выполняют задания в группах, по парам, индивидуально

Дневник двойной записи

5.Последующее задание

Выучить наизусть письмо Татьяны к Онегину.

Записывают в дневник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о нравственных проблемах романа, их общечеловеческом значении.

2. Развивать у учащихся творческое мышление, познавательную активность.

3. Воспитывать интерес к творчеству поэта.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

Рассказать наизусть Письмо Татьяны к Онегину.

Рассказывают домашнее задание

2. Изучение нового материала

В своём романе А.С. Пушкин борется за реализм, всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью. Его герои живут и действуют в обстановке русской действительность того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. Их поступки перестают быть загадочными. Наоборот, всё в их поведении объяснено или общественными условиями, или их душевными качествами.

Уч-ся слушают, записывают, обсуждают в группах, по парам.

3. Закрепление материала

Чтение отрывков из романа.

Поработаем с текстом произведения:

Ответьте на вопросы учебника, стр. 64

Уч-ся выполняют задания в группах, по парам, индивидуально

Дненик тройной записи

5.Последующее задание

Записывают в дневник

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тема: Сочинение

Цели: Продолжить формировать умения уч-ся писать сочинение грамотно, последовательно.

Задачи: 1.продолжить формировать у учащихся умения писать сочинения грамотно, последовательно.

2.продолжить развивать умения писать сочинения;

3.продолжить воспитывать интерес к русскому языку и литературе, самостоятельность

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Актуализация знаний

2.Подготовка к сочинению

Предлагается написать число в тетрадях, тему сочинения, составить план к сочинению.

Уч-ся пишут в тетрадях число, тему сочинения , составляют план к сочинению.

3. Работа над сочинением.

Корректировка написанных работ учащихся. Напоминание о соблюдении всех правил составления текстов-рассуждений.

Работа в чистовиках, соблюдая все нормы оформления письменных работ.

Уч-ся знакомятся правилами составления текстов-рассуждений, работают в чистовиках.

4.Письмо сочинения

Предлагается написать сочинение в тетрадях

Уч-ся пишут сочинение в тетрадях

5.Последующее задание

Повторить пройденные материалы

Записывают в дневник и в тетрадь

Деятельность учителя

Деятельность ученика

М.Ю. Лермонтов. Лирика.

Цели: 1.Формировать у учащихся понятие о жизни и творчестве поэта, познакомить с основными темами его стихотворений.

2. Развивать у учащихся речь, память, логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к творчеству поэта.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

Повторение пройденных материалов. Вопросно-ответная беседа

Рассказывают домашнее задание

2. Изучение нового материала

Чтение эпиграфа к уроку, стр. 72

М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Семейная жизнь родителей поэта сложилась несчастливо. Отец Лермонтова, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать происходила из знатного и богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла смириться с неравным браком своей единственной дочери. Ее вмешательство обостряла конфликт в семье Лермонтова. После рождения сына мать Лермонтова заболела туберкулезом и умерла ,трехлетний Миша остался на воспитании бабушки, хотя отец был против.

Бабушка очень любила своего внука. Она приложила все свои усилия и материальные средства для образования, воспитания и укрепления здоровья единственного внука: няня – немка, француз –гувернёр, личный врач, дети соседских помещиков в доме для совместных занятий рисованием, музыкой, охотой; поездки на кавказские минеральные источники для укрепления здоровья. Переезд из имения Тарханы в Москву, чтобы подготовить внука в Московский университетский благородный пансион. Лермонтов был настолько хорошо подготовлен, что его приняли сразу в четвёртый класс. Он был лучшим учеником, в это время он учится рисованию, учится играть на фортепиано, скрипке, увлекается поэзией Пушкина, сам начинает писать стихи. Когда до окончания пансиона остается несколько месяцев, Лермонтов подает прошение об увольнении в знак протеста против реформ в пансионе, которые ввел Николай I. В 1830 году без затруднений поступает в Московский университет. Недостатки университетского преподавания он восполняет самообразованием. За годы учения в пансионе и в университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм, 3 драмы. Дерзкие ответы Лермонтова восстановили против него университетское начальство, ему посоветовали подать заявление об увольнении, он без сожаления покидает стены учебного заведения. Поэт едет в Петербург и пытается поступить в Петербургский университет, но там отказываются зачесть ему 2 курса московского университета и он поступает в школу гвардейских прапорщиков. В 1834 году Лермонтов был произведён в офицеры и выпущен в гусарский полк.

Светская жизнь, насыщенная балами и праздниками продолжалась до 1840 года. В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль сын французского посла, Эрнест де Барант, приревновал Лермонтова к красавице М.А. Щербатовой. Они оба ею увлекались, но княгиня, по словам современников, отдавала свое предпочтение Лермонтову. Это разозлило Баранта. На дуэли первым стрелял Барант и промахнулся, Лермонтов выстрелил в сторону. За дуэль Лермонтов был арестован и отправлен на войну на Кавказ, там он проявил мужество, был представлен к награде, в которой было отказано. Осенью награжден золотой саблей за храбрость.

5.5.1.2 - использовать существительные, местоимения правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

- определить тему текста с продолжительностью не более 2-3 минут.

-представлять информацию в виде рисунков.



Живопись, картина, краски, пейзаж, портрет, кисть.
Скажите !
Человек, который рисует картины.(художник)
Предметы ,которыми пользуется художник(краски ,полотно, мольберт)
Название картины, где изображена природа (пейзаж)
Узнаете ли этого художника?

III. Изучение материала

Прослушайте аудиозапись(2 раза) и выполните задания.

Что вы знаете об Абылхане Кастееве? Что вы узнали о художнике? Какие работы вам знакомы? В)Определите тему прослушанного текста .
Задание-активатор .

Измените личные местоимения так, чтобы они отвечали на вопрос: Чей?

Ознакомьтесь с теоретическими сведениями о притяжательных местоимениях из учебника.

Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, ваш, наш, её, его, их. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? и указывают на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь.

Задание2 Составьте словосочетания раскрывая скобки. Поставьте вопросы к выделенным словам. Составьте предложения со словосочетаниями, правильно согласовывая их в роде, числе и падеже.

Физкультурная минутка

Ученики прослушивают аудиозапись ,отвечают на вопросы ,а сильные учащиеся дополняют информацию о художнике.

Уч-ся знакомятся с материалом из учебника.

Учащиеся повторяют упражнения-движения мультяшного героя

- отвечает на них. -определяет тему текста

Дескриптор: - составляют словосочетания, раскрывая скобки (притяжательные местоимения + существительные) - составляет предложения , правильно согласовывая их в роде, числе и падеже




Аудиозапись




Учебник. Часть 2 Таблица «Притяжательные местоимения)

Читайте также: