Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки консультация для родителей в доу

Обновлено: 05.07.2024

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Почему ребенок не хочет убираться

Когда малыш повзрослеет, он может капризничать из-за того, что не хочет убираться. Одна из причин такого поведения, что он проверяет родителей. Крохе интересно, что будет, если не выполнить поручение. В этом случае спокойно и твердо, без крика, истерик и потакании повторяйте просьбу. Спросите, нужна ли ваша помощь.

Если ребенок все равно отказывается убираться, отступите. Через некоторое время ему что-нибудь станет нужно. Например, попросит печенье или сок. В этом случае, скажите, что дадите только после того, как кроха выполнит незавершенную работу и обязательно предложите помощь. Совместная уборка ускорит процесс и поможет наладить контакт с малышом.

Как уговорить ребенка убирать игрушки

Когда вы просите ребенка что-то выполнить, говорите спокойно, уверенно, твердо и доброжелательно. Не кричите и не раздражайтесь. А когда кроха выполнит задание, не забудьте похвалить за проделанную работу и добрый поступок.

Если описанные выше методы не работают, можно перейти к следующему способу. Скажите, что если он не уберется, вы уберете игрушки самостоятельно и спрячете изделия на несколько дней. Если малыш так и не выполнил просьбу, спокойно соберите игрушки, сложите в коробку и уберите на два дня. Обязательно скажите, что раз он не убрался, вы спрятали игрушки, как и обещали.

Проявите твердость и не поддавайтесь на уговоры! Даже если кроха слёзно будет просить только книжку или один маленький конструктор. Отдайте предметы только в тот день, на который договаривались. Когда отдаете игрушки, обязательно договаривайтесь с ребенком, что тот после игры обязательно уберет игрушки на место.

Еще один интересный и действенный способ - завести штрафной ящик, куда отправляются игрушки, которые не убраны к конкретному часу. Каждый раз напоминайте крохе об уборке и, что приближается час, к которому все должно быть убрано. Неубранные игрушки убирайте в ящик и не отдавайте дня два.

Приучайте делать уборку и делайте уборку вместе ежедневно в одно и то же время. Поможет календарь уборки, где каждый пройденный день уборки вы будете вместе заклеивать интересными стикерами или наклейками. Когда малыш уберется, пусть он выберет понравившуюся наклейку и заклеит нужную дату. Показывайте такой календарь родственникам и друзьям, говорите, какой малыш молодец, что он самостоятельно каждый день убирает за собой игрушки.

Лучший метод при приучении детей к порядку - поставить ребенка в условия, когда он захочет убираться самостоятельно. Поможет и собственный пример. Всегда поддерживайте чистоту и порядок в доме, регулярно делайте уборку и постепенно вовлекайте в процесс малыша.

Давайте ребенку задания, которые он в силах выполнить. При этом помогайте крохе, но не делайте все за него. Это не только воспитает самостоятельность, но и не сделает уборку чем-то тяжелым и неприятным. Еще несколько рекомендаций, как приучить детей к домашним обязанностям, вы найдете здесь .

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Конечно, у каждой семьи свои особенности и привычки. Безусловно, Вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж Вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению Ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно Вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрущки, если Вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание.

Для того, чтобы облегчить для малыша процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д. Никитин Б.П. (СПб, 1998) советует для того, чтобы легче было уложить кубики в коробку, на дно ее положить лист с разметкой, куда и как класть кубики ( разметка может быть как черно-белая, так и цветная). Конечно, в этом случае необходимо учитывать возраст и возможности ребенка.

Если у Вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру . В главе “Игры для родителей и детей” описана одна из них (“Помоги маме”). Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а Вы - дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а Вы получите информацию о том, как Ваш малыш воспринимает Вас и Ваши просьбы (или приказы) .

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у Вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша , то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если Вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки . Пусть ребенок знает, что Вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это - правило для всех членов семьи. Если же Вы предъявляете ребенку ультиматум : уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно “зарабатывать”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для родителей.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?

Когда в доме появляется ребенок, то рано или поздно мама с папой начинают хвататься за голову "кругом игрушки". Убирать самим - не вариант, если Вы не собираетесь делать это всю жизнь. Кроме того человеку в жизни необходим навык аккуратного обращения с вещами и организации пространства и рабочего места, а мама с папой уже не смогут быть всегда рядом.

Рано или поздно каждого родителя начинают раздражать разбросанные по дому игрушки, ведь их сбор начинается лишь после того, как чадо уже уснуло. Но все хотят вырастить ответственного человека, приспособленного к жизни в обществе. Не стоит думать, что элементарный навык по сбору игрушек никак не пригодится в будущем. Если после двухлетки родители безропотно еще убирают устроенным им в течение дня разгром в квартире, то на пятилетнего ребенка уже начинают просто кричать. Но глупо требовать даже от пятилетки, чтобы он взял и собрал свои игрушки, если родители не начали его учить этому, как только он стал понимать речь и мог выполнять малейшие просьбы.

Что же делать, если ребенок не хочет убирать игрушки? Сразу стоит заметить, что учить ребенка убирать игрушки надо уже тогда, когда он начинает их активно разбрасывать самостоятельно. То есть детей в возрасте 1-1,5 года не стоит считать слишком маленькими для этого, ведь закрепить этот полезный навык можно где-то до 3 лет.

С учетом того, что дети любят все повторять за взрослыми, в первую очередь необходимо следить, чтобы в доме был порядок. Трудно привить любовь к чистоте, если ее нет. Родителям стоит начать с себя: не разбрасывать вещи, не оставлять чашки по всей квартире. Уборку игрушек лучше начинать тогда, когда ребенок уже наигрался, но еще не устал.

Годовалых малышей можно попросить поставить 1-2 игрушки на место, обязательно напомнив, где именно оно находится. Обычно детки воспринимают это как продолжение игры и с удовольствием выполняют такую просьбу. Со временем объем убираемых игрушек малышом увеличится, и мама обязательно дождется того дня, когда он сам их все уберет.

Методы воздействия, связанные с ограничением, запугиванием, указанием не целесообразны, так как рано или поздно они потеряют силу. А в некоторых ситуациях могут нанести вред психическому здоровью ребенка и помочь выработке комплексов и страхов.

Выделяется несколько принципов, которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек.

-Во-первых, пример. Навряд ли Вы сможете объяснить малышу, что содержать свои вещи в порядке удобно и нужно, если Ваши вещи разбросаны по всему дому.

-Во-вторых, игра. Да-да, любой даже самый упрямый малыш не останется равнодушен к искреннему желанию взрослого поиграть или посоревноваться. Дети с удовольствием сортируют предметы по цветам и назначению, ищут дом потерявшегося зайчика или едут на машине в гараж.

-В-третьих, понимание. Ребенок обязательно должен понять "для чего это нужно". Когда дети понимают смысл наших требований, понимают для чего им нужно выполнить данное действие, они делают правильные выводы и в будущем принимают это как нужный естественный процесс. Для чего это нужно? Попробуйте объяснить это сначала себе, а потом уже ребенку.

Если игрушки мешают Вам, но находятся в игровой зоне, это ещё не повод их убирать. А вот если у Вас на столе, то это все равно, что Вы заняли бы его место для игр своими вещами - объясните ему это.

Разбросанные игрушки должны мешать ребенку, чтобы он это осознал. Не убирайте их раньше этого момента.

Не ищите за него потерянные вещи, объясните, что если класть их на место такого происходить не будет.

Если он наступил и сломал игрушку, объясните, почему это произошло, но не спешите покупать новую или чинить, так он может не успеть испытать чувство сожаления и осознать ситуацию. Вместо этого он может подумать, что таким способом удобно добиваться покупки новой игрушки.

-В-четвертых, введите правила. Ограничьте место беспорядка, например, доставать игрушек не более, чем поместится на каком то определенном пространстве. Или доставать только по 1 коробке, убрал коробку достал следующую. Распределить игрушки по коробкам, так чтобы они представляли собой полноценные наборы для игры лучше вместе с ребенком, а так же подобрать картинки к коробкам, для создания условия развития самостоятельности ( он сам будет выбирать какую коробку взять ,потому что знает что внутри).

-И в-пятых, поощрение. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он убрал всего одну вещь. Он такой помощник. Помогайте ему, возможно так ему будет легче и веселее, в этом нет ничего плохого. Это не Ваша слабость, это естественное желание помогать близкому, а он потом пусть поможет Вам убрать свои вещи и вы вместе отправитесь, например, пить чай.

Я надеюсь, что эти несложные пять принципов помогут вам воспитать в ребенке естественное желание соблюдать порядок и прибираться после игры.

hello_html_31cc7191.jpg

Главное в обучении – системность: убирать игрушки надо каждый день, а не в зависимости от настроения родителя или ребенка, исключение составляют лишь дни болезни.

Одним из вариантов является наличие стимула: можно пообещать малышу почитать сказку или разрешить посмотреть мультик лишь после того, как он уберет все игрушки. Если уборка происходит вечером, перед сном, то игрушки тоже можно уложить отдыхать.

Для детей, которые категорически отказываются собирать игрушки, можно завести специальную коробку, в которую отправятся все разбросанные вещи. Мама их собирает сама, но игрушки из этой коробки не отдаются ребенку на протяжении нескольких дней.

О том, почему дети не хотят уби­раться и как пре­вра­тить уборку в раз­ви­ва­ю­щее заня­тие. “В вос­пи­та­нии не тре­бу­ется ни излиш­няя мяг­кость, ни суро­вость – тре­бу­ется разум­ность.” Свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (с)

«Ребе­нок играл и в какой-то момент необ­хо­димо уби­рать игрушки. Мно­гие роди­тели ста­ра­ются с ран­него дет­ства при­учить малыша уби­рать игрушки и мно­гие при этом тер­пят фиа­ско. Попро­буем разо­браться почему. На мой взгляд, самый саж­ный важ­ный момент при при­уче­нии ребенка к уби­ра­нию игру­шек – это коли­че­ство игру­шек у совре­мен­ных детей и орга­ни­за­ция их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы дево­чек тоже регу­лярно обща­ются. Мама Кати посто­янно жалу­ется, что Катя не уби­рает игрушки и маме каж­дый вечер при­хо­дится делать уборку вме­сто Кати. У Оли­ной мамы такой про­блемы нет.

Давайте загля­нем домой к каж­дой девочке и посмот­рим, что же про­ис­хо­дит вечерами.

У Кати много заме­ча­тель­ных игру­шек. Целый игру­шеч­ный рай. Из-за изоби­лия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки акку­ратно хра­нятся в боль­ших короб­ках в дет­ской ком­нате. Точ­нее, так хоте­лось бы маме. В иде­але. В реаль­но­сти дела обстоят так. Каж­дый вечер Катя и мама перед сном начи­нают уби­рать игрушки. Точ­нее, Катя про­дол­жает играть, а мама бес­си­стемно запол­няет пустые кон­тей­неры игруш­ками и закры­вает крыш­ками. В одну коробку попа­дают и кубики, и куклы, и набор док­тора. В дру­гой коробке мы най­дем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пира­мидки и т.д. Ком­ната при­об­ре­тает внешне опрят­ный вид. Деся­ток боль­ших раз­но­цвет­ных кон­тей­не­ров акку­ратно стоят по пери­метру ком­наты. Утром Катя начи­нает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому про­сто выва­ли­вает игрушки из каж­дого кон­тей­нера на пол. Ком­ната начи­нает напо­ми­нать свалку. Катя роется в игруш­ках, ее вни­ма­ние пере­клю­ча­ется от одной игрушки к другой.

А что же с Олей?

У Оли немного игру­шек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор док­тора, машинка, кон­струк­тор, пира­мидки. С пер­вого взгляда может пока­заться, что в Оли­ной ком­нате шка­фов больше, чем игру­шек. Дей­стви­тельно, суще­ствен­ную часть ком­наты зани­мают невы­со­кие стел­лажи, на кото­рых акку­ратно раз­ло­жены игрушки. Куклы сидят на полке, неко­то­рые игрушки лежат в пла­сти­ко­вых ящич­ках или кор­зи­ноч­ках, кон­струк­тор в коробке. Оля пом­нит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама нико­гда не пере­кла­ды­вает вещи девочки. Поэтому Оля нико­гда не тра­тит время на поиски. Она про­сто достает с полки то, что ей нужно. А после игры уби­рает. Да, ино­гда ока­зы­ва­ется убрано не все, ино­гда неко­то­рые детали зака­ты­ва­ются под кро­вать. Бывает, что мама Оли в отсут­ствие тра­тит немного вре­мени на то, чтобы раз­ло­жить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется стран­ным, что Оля уби­рает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего стран­ного. У каж­дого ребенка есть внут­рен­няя тяга к порядку. Она даже силь­нее, чем у взрос­лого. Но взрос­лый спо­со­бен сам орга­ни­зо­вать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все все­гда лежит на своих местах, и он может найти нуж­ную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка пере­ме­ща­ются, как в слу­чае Кати, то ребе­нок не живет в состо­я­нии порядка. Поэтому задача роди­те­лей – орга­ни­зо­вать про­стран­ство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было боль­шого коли­че­ства игру­шек, чтобы каж­дая игрушка имела свое место. Тогда ребе­нок смо­жет под­дер­жи­вать порядок.

Отдельно стоит пого­во­рить и о раз­лич­ных роди­тель­ских при­тя­за­ниях и тре­бо­ва­ний. Все­гда ли тре­бо­ва­ния роди­те­лей адек­ватны и все­гда ли ребе­нок может их выполнить?

Тру­до­лю­бие через игру

Есть еще вари­анты, как пре­вра­тить непо­сред­ственно про­цесс уборки в игру. Учи­ты­вая пси­хо­ло­ги­че­ские фак­торы, не стоит также забы­вать о воз­расте и доступ­ных игро­вых мето­дах в целях вос­пи­та­ния тру­до­лю­бия. Исполь­зуя немного фан­та­зии, можно научить ребенка под­дер­жи­вать поря­док без выра­ботки нега­тив­ных ассо­ци­а­ций к про­цессу уборки.

Кре­а­тив­ный спо­соб вызвать инте­рес – при­ду­мать полез­ные изоб­ре­те­ния для уборки. Это может быть что угодно из под­руч­ных мате­ри­а­лов. Напри­мер, из ненуж­ной кар­тон­ной коробки можно сде­лать реак­тив­ный само­лет по сбору игру­шек. Ков­ром-само­ле­том, кото­рый соби­рает вся­кие мелочи, может стать кусок кар­тона. Такой спо­соб раз­ви­вает твор­че­ское мыш­ле­ние, рас­ши­ряет кру­го­зор, ведь необ­хо­димо при­ду­мать что-то новое и полезное.

Квест, а не ультиматум.

Если есть время – лучше нари­со­вать карту из 7–10 стан­ций. Ребе­нок путе­ше­ствует от одной стан­ции к дру­гой и на каж­дой его встре­чают мест­ные жители и дают зада­ния. Жите­лям одного города нужно очи­стить дно озера (помыть рако­вину), дру­гого – помочь собрать уро­жай (все тот же рас­сы­пан­ный лего), тре­тьи про­сят пора­бо­тать в саду (полить цветы). А на чет­вер­той стан­ции жители могут про­сто уго­стить путе­ше­ствен­ника ябло­ком. Конеч­ная цель путе­ше­ствия (мульт­фильм) тоже имеет зна­че­ние, хотя боль­шин­ство детей увле­чется и самим про­цес­сом – при­клю­че­ни­ями, ожи­да­нием новых встреч.

Можно заве­сти общие семей­ные суб­бот­ники. Напри­мер, гене­раль­ной убор­кой зани­маться всем вме­сте, чтобы не только мама, но и все члены семьи под­клю­чи­лись. Таким обра­зом, дети будут чув­ство­вать себя частью кли­нин­го­вого про­цесса, а не наблю­да­те­лями со сто­роны. Еже­дневно можно взять за пра­вило уборку 10-минутку перед ужи­ном, например.
Ино­гда сов­мест­ный труд может вре­менно усту­пить место состя­за­нию. Для него удобно пове­сить на холо­диль­ник таб­личку, где каж­дый будет отме­чать вымы­тую им посуду или выне­сен­ный мусор. А через неделю под­ве­сти итоги и награ­дить побе­ди­теля. Даже если взрос­лые будут про­дол­жать все делать обыч­ным обра­зом, азарта ребенка хва­тит на всех.

Какую бы игру вы не выбрали, не забы­вайте о похвале и награ­дах. Конечно, моти­ва­ция уборки ради муль­ти­ков или кон­фет не педа­го­гична. Очки, набран­ные во время убо­роч­ных игр должны быть при­ят­ной мело­чью – наклей­кой, инте­рес­ной открыт­кой, дет­ским жур­на­лом. Ребенку будет инте­ресно копить и зара­ба­ты­вать эти очки, если он смо­жет потра­тить их на что-то суще­ствен­ное, напри­мер, поход в музей или зоо­парк. Приз можно назна­чить зара­нее. А можно напи­сать целый спи­сок раз­ных наград с рас­цен­ками, пусть ребе­нок сам выбирает.

Разум­ность в вос­пи­та­нии, о кото­рой гово­рил Свя­ти­тель Фила­рет, должна быть и в деле при­уче­ния к труду. Конечно, малень­ких детей проще увлечь игрой, и необ­хо­димо это делать, потому что лучше так, чем уль­ти­ма­тумы, нака­за­ния и выра­ботка нега­тив­ных ассо­ци­а­ций вкупе с потра­чен­ными нерв­ными клет­ками роди­те­лей. К тому же игры раз­ви­вают фан­та­зию и логику, так или иначе учат систем­ному мыш­ле­нию и акку­рат­но­сти. Однако дети рас­тут, и поня­тие игры должно посте­пенно заме­няться поня­тием ответ­ствен­но­сти. Поря­док и уборка игру­шек, а затем и лич­ных вещей, а затем и осталь­ного дома должны стать ответ­ствен­ным делом, и, в конеч­ном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в ран­нем дет­стве это будет ради очков и наград. Но взрос­лея, ребенку полезно будет понять, что тру­дится он не только для себя, но и для окру­жа­ю­щих. Посе­ян­ные зерна тру­до­лю­бия в дет­стве обя­за­тельно дадут доб­рые плоды в будущем.

А как Вы при­уча­ете детей к труду? Поде­ли­тесь сове­тами на нашем форуме!

Читайте также: