Анализ последний срок краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Приезд детей на похороны

У Анны было пятеро детей. Погибли двое ее сыновей, первенцы, которые родились один для Бога, а второй — для царя. Приехала Варвара проститься со своей родительницей из районного центра, а Илья и Люся — из провинциальных городков, находящихся неподалеку.

Вариант 2

Проблема поколений всегда волновало писателей. И многие писатели об этом говорят. Но что же не так с этим? На этот вопрос пытается ответить В.Г Распутин.

В повести нам рассказывается, о старухе Анне и её семье. Старуха уже видит смерть, даже считает её своей подругой. И когда она почувствовала, что смерть вот-вот, её заберёт, она решает позвать своих детей, которых было пятеро. Варвара уже хочет оплакать мать, она это делает, сначала на кровати, а потом переходит на стол, ведь там удобнее.

Дочка Люся уже строчит себе траурное платье, и ритм машинки попадает в такт Вариных слёз. Варвара приехала к матери из роённого центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков. Таня живёт в Киеве, и Анна ждёт не дождётся её приезда. А в родной деревне Анны жил сын Михаил со своей семьей. На следующий день после приезда, старуха почувствовала жизнь, и дети не верили в это.

В этот же день Михаил и Илья начали пить, они пили так много, что у них закончились идее, за что пить, и они просто синичий. Благодаря алкоголю они бежали от осознания, что мать, может умерит в любой момент. Так же Михаил и Илья никогда не работали, и не знают счастья от этого, единственное в чем они видели счастье, это выпивка. Люся вспоминала, как в детстве у нее был конь, но которого слишком сильно запрягали, и он не смог с этим справится, и умер. Пока дети пили и вспоминали свою молодость, Анна вспоминает Татьяну, которая не была похоже на всех, которая была мягкая, нежная, человечная. Но она не пришла, и старуха решилась умереть, пока дети здесь, и чтоб сразу все похоронили. Анна ложится спать, но уже в последний раз.

Этой повестью В.Г Распутин, показал нам, что нынешнее дети, какими бы они небыли, они всегда заняты чем-то своим, а не своими родителями. На примере Анны мы видим, что всем все ровно, что с матерью, их больше волнуют свои проблемы, а некоторые так вообще не приезжают, как сделала Татьяна. Михаил и Илья боятся смерти матери, но вместо того чтобы, провести с ней время, они пьют пытаются в алкоголе затопить свою боль. Детей по сути ничего не связывает сейчас, как смерть матери, что огорчает, ведь раньше, дети поддерживали общение друг с другом. Из этого произведения мы можем вынести мораль, что нужно проводить время с близкими, а то рано или поздно, будет поздно, и никогда не стоит ставить работу выше семейных проблем.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Разбойники Шиллера↑ ДругиеАнализ повести Прощание с Матерой Распутина →

Илья и Михаил напиваются

Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту. Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям. Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет. Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.

В повести — катастрофа ухода из жизни, вернее, ее ожидание, смягчена: старуха Анна действительно многое пережила, вырастила детей, она умирает в родном доме, она видит круг близких ей людей (кроме загадочно не явившейся любимой дочери Таньчоры). Да и сама смерть ее случилась как бы за кулисами: дети не дождались ее и разъехались до смерти матери. Повесть в целом порой вовсе не выглядит трагичной.

Кстати, мотив ссоры даже у гроба сближает повесть

Старуха решает умереть

С образом Анны в повести связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязь с природой, отношение отцов и детей), с образами детей — злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей).

Половину текста повести занимает изображение детей: они раскрываются через поступок, речь, авторские оценки. Люся — человек твердый, последовательный, но жесткий, живущий по законам разума, а не чувствa; Варвара — добра, но неумна, в ней нет душевного такта. Сын Михаил — грубиян и пьяница, но именно с ним и его женой живет мать. Бесхарактерный Илья, много поездивший по свету, так и не приобрел ни ума, ни опыта. А Таньчора, бывшая в детстве самым ласковым ребенком, не приехала вообще. Автор никак не объясняет ее поступок, рассчитывая, что читатель добрый ее оправдает, найдя для этого свои доказательства, а недобрый – осудит. Перед нами попытка применить вариативный принцип в изображении поступков персонажей, который в разной форме в своем творчестве в 70-е годы испытывали В. Распутин н А. Битов.

Автор показывает, что нравственный потенциал поколения, идущего на смену деревенским старикам, значительно ниже: уход от деревни чреват для него необратимыми последствиями. Глобальный процесс перемен захватывает и тех немногих молодых, которые остаются на селе: снижается их привязанность к земле, ответственность перед ней, ослабляются родственные связи. Это элементы того явления, которое позднее будет названо раскрестьяниванием.

Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004

Последний срок краткое содержание

Главные герои Анна – старая женщина, мать пятерых детей, добрая, работящая, заботливая женщина. Другие персонажи Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами. Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям. Илья – средний сын, также житель города. Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить. Татьяна – самый младший ребенок Анны, добрая и ласковая женщина. Мирониха – лучшая подруга Анны. Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка. Краткое содержание

Валентин Распутин — известный писатель, получивший популярность благодаря произведениям “Край возле самого неба”, “Человек с того света”, “Молодая гвардия”, рассказ “Уроки французского”, “Наташа”, “Век живи — век люби”, “Живи и помни”, “Прощание с Матёрой”, “Пожар”. Не так давно вышла в свет его книга “Эти двадцать убийственных лет” (2013 год). Очень много других произведений написал Распутин за свою жизнь, которые принесли ему всероссийское призвание и славу.

Повесть “Последний срок” — это рассказ о старой женщине Анне, которая вот уже почти подводит итоги своей жизни, но в один прекрасный день она продолжает жизнь, как будто воскресая на смертном одре. Старуха с каждым днем все меньше двигалась, не могла полноценно есть, пить, а за несколько дней до своей смерти и вовсе перестала шевелиться. Ее сын Михаил понял, что ее в скором времени ждет смерть, поэтому разослал телеграммы своим сестрам и брату.

Все они понимают, что матери действительно осталось жить несколько дней, и приезжают уже попрощаться с ней. Но, чувствуя рядом своих родных кровинушек, Анна и вправду словно воскресает и возвращается к жизни. Она с нетерпением ждет приезда своей Таньчоры — любимой доченьки. Старуха свято верит в то, что смерть придет к ней сразу после того, как все ее дети соберутся возле ее кровати.

Анна понимает, что, возможно, это для нее последний шанс, такой себе подарок судьбы, чтобы проститься с детьми, с подругой детства Миронихой и спокойно покинуть этот мир. Женщина не упускает ни одного момента и все время проводит с детьми, советуя им как можно чаще собираться вместе, не ссориться, не завидовать друг другу и помнить, что они — родные, и забывать об этом нельзя. Она дает последние указания, опираясь на наблюдения за жизнью своих детей — подсказывает, что они делают правильно, а о чем забывают. Припоминает все самое яркое и приятное из жизни, разговаривает со своей подругой, прощаясь и благодаря ее за все.

В отличие от старухи, понимающей всю ценность последнего момента, ее дети не понимают, зачем быть рядом с матерью, ели она идет на поправку и чувствует себя хорошо. Они занимаются своими делами, не обращая внимания на то, что, возможно, они в последний раз видят маму живой. Все пятеро детей уезжают, покидая матерь. Она умирает в одиночестве, хоть и просила детей остаться с ней, предчувствуя свою скорую кончину. Они не слушали — их каждого ждет своя семья, работа, заботы и домашние дела. А мать уже чувствует себя лучше, а значит — задерживаться в ее доме незачем.

Дети Анны упустили возможность использовать последний срок и провести время с мамой — пообщаться, выразить заботу, любовь и уважение, уделить частичку своего драгоценного времени. Образ детей — это изображение современного поколения, напрочь забывшего о семейных ценностях и важности родителей в жизни любого ребенка. Бездушие и черствость души присуща почти всем современным людям — они думают о собственном благополучии и часто забывают о тех, кто эту жизнь им дал.

Дети не должны отодвигать приезд в гости к родителям на второй план. Потому что рано или поздно они очень пожалеют, что упустили прекрасные моменты общения с родителями. Обмен опытом, рассказы о жизни, простые посиделки за обеденным столом — это очень простые, но такие важные вещи. Дети должны ценить каждую минуту, проведенную с матерью и отцом.

Повесть нарушает проблему родителей и детей — они не всегда правильно понимают друг друга, ценности, возможно, уже немного отличаются, ритм жизни уже совсем другой. В произведении дети Анны не понимают, что судьба дает им последний шанс, чтобы бросить все и провести последние дни с умирающей матерью. Они выбирают свои семьи, работу и другие заботы, оставляя мать наедине с собой. Она остается один на один со смертью — никто не держит ее за руку в момент ухода в лучший мир, никто не плачет у нее на груди, никто не рыдает, выйдя из комнаты. Она совсем одна.

Наверное, каждый должен задуматься о том, что жизнь не вечна и мы должны прививать своим детям любовь и уважение к окружающим. Если они будут уважать окружающих — будут уважать и нас, родителей. Любовь к миру и людям прививается в семье. Мы — то поколение, которому важно не потерять семейные ценности.

События в произведении длятся всего три дня. Эти дни отведены умирающей старухе Анне, чтобы проститься с детьми, переосмыслить свою жизнь.

Анна, главная героиня повести, простая русская женщина, которая очень любит своих детей, честно прожившая свои 80 лет. Ей не страшно умирать, но чувствуя свой недалекий уход, она хочет проститься с детьми, повидав их напоследок.

Во внутренних монологах Анны, ее размышлениях о прожитом времени кроется чистая, величественная душа мудрой русской женщины. Анна все прощает детям, даже их уезд перед ее смертью.

Большая часть повести посвящена описанию образов детей Анны. Все они заняты своей жизнью, редко вспоминая о матери. Сын Михаил, в которого и доживала мать, собрал их проститься с ней перед смертью. Дети Анны приехали все, кроме ее любимой дочери Татьяны, которая так и не явилась по своей занятости проститься с родным человеком. Дети были уверены в том, что похоронят мать и сразу уедут, но получилось так, что Анна еще прожила три дня. Ей стало лучше физически, когда увидела своих детей.

Дети Анны стали современными, их поколение утратило всю связь с деревней, а вместе с этой утратой они потеряли все положительные нравственные качества. Они эгоистичны и озлоблены, не находят времени для родных им людей. Так и не дождавшись смерти матери, они уезжают.

Анна умирает. В этом ее продолжительном уходе из жизни, в описании характеров детей автор показал нравственные проблемы современников, проблемы эгоизма, озлобленности на всех, зависти, вечной занятости, что не дает возможности быть внимательнее к родным людям. Трагедия детей еще и в том, что они сами не понимают всего этого.

Анализ 2

В этом произведении автор, рассказывая незатейливую историю о старухе, собравшейся умирать и желающей попрощаться со своими пятерыми детьми, размышляет по поводу смерти русской деревни и нравственном развитии современного общества.

Восьмидесятилетняя Анна, собравшаяся попрощаться перед смертью со своими детьми, является яркой представительницей старой российской глубинки, носительницей патриархальных нравов. В ходе повествования Распутин показывает, что все ее дети отошли от подобного мировосприятия, хотя и двигались в разных направлениях.

Дочь Люся олицетворяет прагматичное отношение к жизни. Она, конечно, приехала попрощаться с матерью, но интересуется только деталями предстоящих похорон. В частности, не теряя времени, она шьет тут же себе платье для этой церемонии.

При этом, на примере Люси, переехавшей в райцентр, писатель показывает тягу к корням, к оставленной деревенской жизни, которая не до конца выветрилась у новых горожан. Вид родной деревни пробуждает у Люси теплые воспоминания о старом коне. Однако все это только ностальгия, система ценностей и отношение к жизни у нее изменились.

Другая дочь – Варвара представлена более сентиментальной. Она выражает глубокую скорбь, но, будучи человеком небольшого ума, начинает оплакивать мать, пока та еще жива. Варвара не перебралась в город, но ее внутренний мир также подвергся изменениям под влиянием веяний времени. Корень писатель видел не столько в перемене людьми места жительства, сколько во внутренних изменениях.

Третья дочь Анны – Татьяна, которую мать именуют как в детстве Танчура, вообще, не приезжает из Киева. Это символизирует полный разрыв старого и нового жизненного уклада. В произведении подчеркивается, что Татьяна была самой любящей и именно ее приезда мать хочет дождаться. Однако влияние нового общества сильнее родственных чувств.

Сыновья умирающей Анны Илья и Михаил символизируют новое отношение к жизни, показанное через сцену их совместной попойки. Несмотря на то, что Илья живет в городе, он постоянно ищет лучшего и хочет устроиться в жизни, а Михаил более безалаберный и ему достаточно родной деревни, их взгляды во многом схожи. Братья не труженики, они не увлечены каким-то делом, поэтому работают лишь по необходимости, спустя рукава. Разумеется, что при такой жизни каждый из них постоянно накапливает много негативных эмоций, которые они снимают одним способом – через выпивку, дающую им хотя бы на время психологический комфорт.

Смерть старой Анны символизирует, что мир неуклонно меняется, а пример ее детей, по мысли Распутина, должен показать, что в духовном отношении изменения не ведут к лучшему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Распутина Последний срок

Популярные сегодня темы

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

Я живу в большой и дружной семье, у меня есть мама и папа, сестра, две бабушки и два дедушки. Все мы живем вместе, в огромной и просторной квартире. Я учусь в школе, сестренка ходит в детский сад.

В настоящее время компьютеры имеют большое значение для человечества. Они помогают в работе, в учебе и даже в отдыхе. С помощью компьютера можно почитать книгу, послушать музыку, и даже купить билет на самолет.


Место и время действия

События повести происходят в XX веке в неназванной российской деревне.

Главные герои

  • Анна – старая женщина, мать пятерых детей, добрая, работящая, заботливая женщина.

Другие персонажи

  • Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.
  • Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям.
  • Илья – средний сын, также живет в городе.
  • Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.
  • Татьяна – младшая дочь Анны, добрая и ласковая.
  • Мирониха – лучшая подруга Анны.
  • Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Краткое содержание

Глава 1

Главы 2–3

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4–5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила – и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Глава 7

Наконец она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды в голодное послевоенное время Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Главы 8–11

Заключение

В своем произведении Валентин Распутин поднимает проблему забвения своих истоков, своих корней. Люди, закованные в панцирь собственного эгоизма и безразличия, утрачивают богатое духовное наследие своих предков.

Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.

Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям.

Илья – средний сын, также житель города.

Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.

Татьяна – самый младший ребенок Анны, добрая и ласковая женщина.

Мирониха – лучшая подруга Анны.

Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий.

Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней, времени, дарованном небесами главной героине произведения для последней перед смертью встречи с детьми.

Основным персонажем повести является образ восьмидесятилетней старухи по имени Анна, живущей в заброшенной российской деревеньке с семьей младшего сына Михаила. В качестве прототипа главной героини писатель использует свою родную бабашку, олицетворяющую народную мудрость, духовность, щедрую материнскую любовь.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг приезда детей Анны, вызванных телеграммой Михаила, о приближающейся смерти матери, которую женщина оттягивает для прощания с родными. К смерти Анна испытывает спокойное отношение, понимая естество природного человеческого увядания, однако предчувствие смертного часа заставляет женщину желать лишь минутной встречи с дочерями и сыновьями, которые волею судьбы разбросаны по всей стране.

Большую часть повествования писатель описывается поведение детей Анны, раскрывая их характеры посредством поступков, слов и давая им собственную авторскую оценку.

Одна из дочерей, Люся, представляется в повести в качестве твердого, последовательного человека, живущего не в соответствии с чувствами, а по закону жесткого разума. В отличие от нее Варвара является доброй женщиной, но глупой, в которой отсутствует душевный такт. Старший сын Илья всю жизнь ищет свой жизненный путь, много передвигаясь по России, но, отличаясь бесхарактерностью, не приобретает практического опыта и житейской мудрости. Младший ребенок, Михаил, проживающий совместно с умирающей матерью, изображается грубияном и алкоголиком. Писатель упоминает еще об одной дочери Анны, Таньчоре, живущей в далеком Киеве и не приехавшей проститься с матерью по неизвестным причинам.

Образы детей используются писателем для раскрытия типичных представителей современного общества, демонстрирующих собственную занятость, огромное количество бытовых и рабочих проблем, требующих много времени и сил, вспоминающих лишь изредка своих престарелых родителей, которые живут на этом свете исключительно мыслями о детях. Автор акцентирует читательское внимание на нелепости и неискренности поступков семьи Анны, отличающихся бездуховной черствостью, бессердечием и мрачным эгоизмом.

Смысловая нагрузка повести передает авторский замысел, заключающийся в названии произведения, дословно подчеркивающего не только последние дни жизни старой деревенской женщины, но и дающего последний шанс для ее детей на исправление совершенных ими жизненных ошибок, в том числе и по отношению к матери.

Повесть является глубоко нравственным произведением, изображающим реалии современной действительности, затрагивающим насущные психологические проблемы человеческих взаимоотношений.

Краткое содержание

Глава 1

Главы 2-3

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4-5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила, и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Глава 7

Наконец, она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды, в голодное послевоенное время, Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал, и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Смерть матери

На следующее утро старушка смогла сесть на постель и попросила позвать свою подругу Мирониху. Младшая дочь все не ехала, поэтому Анна боялась, что не сможет ее дождаться. Она прекрасно понимала, что живет не собственной жизнью, а Бог прибавил ей сил, чтобы попрощаться с детьми, которые томятся в ожидании смерти. Сестры были заняты домашними делами, часто скандалили, а братья продолжали выпивать.


Ходя по полям, девушки вспоминают родные места и понимают, что здесь они оставили нечто важное.

Анна наконец-то смогла увидеть давнюю подругу. В разговорах и воспоминаниях прошло еще несколько дней. Дети начали собираться в обратный путь, а младшая дочка так и не приехала. Старушка подумала, что теперь ей можно умереть, чтобы окружающим не пришлось вновь приезжать. Ночью ее не стало.

Приезд детей на похороны

У Анны было пятеро детей. Погибли двое ее сыновей, первенцы, которые родились один для Бога, а второй — для царя. Приехала Варвара проститься со своей родительницей из районного центра, а Илья и Люся — из провинциальных городков, находящихся неподалеку.

Анна идет на поправку

Дочь Люся вспоминает прежнюю жизнь

Горожанка Люся, вспоминая свою прежнюю жизнь, с большой радостью и теплотой вспоминает Игреньку, любимого коня, который был очень слабым и в конце концов умер. Много таскал Игрень, да не осилил. Люся, бродя по пашне и полям вокруг деревни, понимает, что не выбирает сама, куда ей идти, а ведет ее какая-то сила, посторонняя, обитающая в здешних местах. Жизнь, казалось, вернулась назад, так как Люся потеряла что-то ценное, необходимое, забыла что-то, без чего нельзя…

Тема повести

Но намного шире и разнообразнее тематика повести, не ограничивается она чем-то одним. Распутин поднимает в произведении следующие проблемы: взаимоотношения между родственниками, старость, причины алкоголизма, отношение к чести и совести, страх смерти.

План пересказа

  1. Приезд детей.
  2. Ожидание смерти матери.
  3. Долгие разговоры и воспоминания.
  4. Кончина старушки.

В своем повествовании писатель поднимает тему забвения собственных истоков и корней. Люди, которые находятся в футляре своего эгоизма, теряют бесценное духовное наследие далеких предков.

Начало событий

80-летняя женщина находится в критическом состоянии, но пока еще остается жива. Ее дочки знают об этом благодаря запотевшему зеркалу, которое они поднесли к губам мамы. Варвара полагает, что стоит начать отпевать ее. Сначала она рыдает у кровати старушки, а затем уходит плакать к столу, где Люся заканчивает шить траурное платье, которое успела скроить, еще находясь в городе.

У женщины было 3 дочки и 2 сына. Она постоянно жила вместе с Михаилом в селе. Другие дети приехали проводить ее в последний путь из города, где находились все это время. Анна ждала лишь Таню, работающую в Киеве. Все сели за стол, мужчины начали выпивать, так как не знали, чем еще себя занять. Позже к ним присоединились и сестры. Около полуночи они решили проверить, не померла ли мать.

Следующий день прошел в домашних хлопотах. Дети не знали, как скоротать время, ожидая момента, когда старушка умрет. Братья купили в местном магазине пару бутылок водки и снова сели выпивать. Иногда мама приходила в себя. Она шевелила губами, издавая непонятные звуки, вырывавшиеся из ее груди. Дети, стоя около Анны, нервно томились предчувствием смерти и жалели не только женщину, но и самих себя.

Однако старушка начала постепенно оживать. Она уже стала узнавать собственных детей и попросила их сварить немного жидкой манной каши. Анна радовалась, что смогла увидеть всех перед кончиной и беспокоилась об их жизни, желая видеть окружающих только счастливыми. Лишь младшая дочка все еще не приехала. Вскоре женщина повеселела и начала говорить.

Она жаловалась на Михаила, что когда тот пьет, то сильно ругается с женой и мамой.

Илья и Михаил напиваются

Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту. Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям. Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет. Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.

Читайте также: