Как оцениваются в историографии отмена крепостного права и великие реформы 1860 70 х гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881 гг.), вошедший в историю под именем Освободителя.

Неудача в Крымской войне вскрыла внутренние недостатки Российского государства.

Причины отмены крепостного права

  1. Крепостная система хозяйствования исчерпала свои возможности и тормозила экономическое развитие России.
  2. Экономика России развивалась экстенсивным путем за счет увеличения посевных площадей и усиления эксплуатации крестьян. Вместо того чтобы использовать передовую сельскохозяйственную технику и внедрять новые методы повышения урожайности, помещики увеличивали оброк и барщину.
  3. Крепостное право тормозило развитие промышленности из-за отсутствия рынка свободной рабочей силы. Неразвитость промышленности и транспортных путей в свою очередь подрывали обороноспособность России.
  4. Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой и поднимали стихийные бунты.
  5. Крепостное право вредило международному авторитету России: западноевропейские державы смотрели на нее как на варварское отсталое государство, в котором существует рабство.

Отмена крепостного права повлекла за собой преобразования во всех областях государственной и общественной жизни.

Правительством был предусмотрен ряд мер по перестройке системы местного управления, судебной системы, армии, образования.

Помещики были обязаны наделить своих бывших крепостных приусадебной, пахотной и сенокосной землей в определенных размерах. Крестьяне должны были оплатить полученную от помещика землю деньгами, а за неимением денег — отработать ее стоимость в течение девяти лет, продолжая нести прежние повинности. Долг за землю был коллективным, т. е. с помещиком рассчитывался не крестьянин, а крестьянская община.

Фиксированная цена на землю установлена не была. Цену назначали сами помещики, что привело к завышению ее реальной стоимости в несколько раз. Всего крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд рублей, т. е. вчетверо больше того, сколько стоила переданная им земля.

До выплаты помещику денег крестьяне считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика и за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк).

Все губернии делились на три полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей.

На большей части территории страны сохранялась общинная форма землепользования. Общинная собственность на землю ограничивала предпринимательскую инициативу крестьян и тормозила экономическое развитие деревни.

Вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность при разорении, в случае болезни или смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

В тех регионах, где до реформы не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Сибирь и т. д.), устанавливался подворный порядок землевладения.

Для других категорий крестьян — удельных (принадлежавших царской фамилии), государственных и крепостных рабочих — отмена крепостничества имела свои особенности.

Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы и на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие, главным образом на уральских заводах, получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Земская реформа

В 1864 г. была проведена реформа местного самоуправления (земская реформа). Были введены выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) органов. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза.

Земства несли ответственность за народное образование, народное здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями.

Городская реформа

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных предприятий, банков). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением сугубо хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Судебная реформа

Судебная реформа содержала совершенно новые принципы — полное отделение судебной власти от административной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд был устным и гласным; суды проходили без участия административной власти; основной формой судопроизводства был состязательный процесс. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел.

В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания и клеймами по приговорам гражданских и военных судов.

От телесных наказаний освобождались женщины. Сохранялось наказание розгами для крестьян, ссыльных, каторжных и солдат.

Военная реформа

В 1864 г. было принято Положение о военно-окружных управлениях, на основании которого территория России была поделена на 13 военных округов во главе с командующим войсками военного округа. Были уничтожены военные поселения. Повысился уровень образования офицеров армии путем создания военных гимназий и юнкерских училищ. В 1874 г. была введена всеобщая и всесословная воинская повинность. Воинскому призыву подлежали все молодые люди, достигшие 21 года, а правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев. Призыву не подлежали единственный сын у родителей и единственный кормилец в семье. Взятые на службу числились в сухопутных войсках 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте — 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе).

Результатом реформы было создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

В 60-е гг. ХХ в. по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 70-х гг. ХХ в. завершилось техническое перевооружение армии.

Реформы в области просвещения

В 1863 г. был принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию: введение выборности ректора, деканов. Университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. было принято Положение о начальных народных училищах. В 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении в них всех сословий. Получило развитие женское образование. В 60-х гг. Х²Х в. вместо закрытых женских учебных заведений стали организовывать открытые, с допущением девушек всех сословий. В 1870 г. было утверждено новое Положение о женских гимназиях. Потребность в высшем женском образовании привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Реформы в области печати

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй. Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Новый Регион: Дешевле свиньи, но дороже лошади – почем продавали уральцев до отмены крепостного права (ФОТО)

Отмена крепостного права в России стала основным событием середины и второй половины XIX века. Проблема экономического и политического переустройства России всегда была в центре внимания историков, как отечественных, так и зарубежных. Решение крестьянского вопроса, то есть освобождение крестьян из крепостного рабства было одной из острейших проблем российского общества в конце 50-х начале 60-х годов XIX века. Существует много оценок историками значения и предпосылок реформы 1861 года.

Как воспринимали эту мирную революцию, проведённую сверху, помещики и либерально настроенная часть интелегенции и дворянства. Оказалась ли царская воля действительно освобождением для крестьян или ещё большим экономическим и политическим закабалением сельских тружеников.

Что предшествовало принятию этого несомненно значимого законопроекта в России. С какими экономическими и политическими показателями подошла Россия к середине XIX века.

Все вышеуказанные моменты необходимо учитывать при рассмотрении анализа этой сложной и очень животрепещущей темы истории нашего отечества.

Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1855 года

Александр II как реформатор

Александр II не был склонен к реформаторству, а скорее наоборот был убеждённым консерватором и сторонником крепостной системы.

Он получил блестящее образование, его учителями были генерал К.К. Мердер, поэт В.А. Жуковский, К.И. Арсеньев, Е.В. Канкрин, Ф.И. Бруннов, М.М. Сперанский.

Предпосылки крестьянской реформы

Так исподволь перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выхода из тяжёлого финансового кризиса, разрешение острых социальных проблем, сохранение положения России в ранге великих держав. А решение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права.

Помещичьи проекты реформы

В стремлении проведения крестьянской реформы Александра II поддерживала либерально настроенная часть помещиков, хозяйства которых были сильнее других втянуты в рыночные отношения.

Этот проект отражал стремление помещиков Нечерноземья к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. Этот проект был отражён в адресе, поданном 16 октября 1859 года Александру II представителями тверского, ярославского и харьковского дворянства – А.М. Унковским, Д.В. Васильевым, П.Н. Дубровиным, Д.А. Хрущёвым и Д.А. Шретером.

Подготовка крестьянской реформы

Летом и осенью 1858 года Александр II предпринял двухмесячную поездку по России. Он посетил Москву, Владимир, Тверь, Вологду, Кострому, Нижний Новгород, Смоленск и Вильну, где заявил о своей решимости освободить крестьян и призвал дворян поддержать другие готовящиеся преобразования.

Большое впечатление на царское правительство произвело восстание крестьян в 1858 году в Эстонии. Ещё в 1816 году эстонские крестьяне получили личную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у своих бывших помещиков за прежние феодальные повинности.

После смерти Ростовцева в феврале 1860 года председателем Редакционных комиссий был назначен министр юстиции В.Н. Панин, убеждёный крепостник, но он уже не мог существенно повлиять на деятельность комиссий и содержание подготовленных к тому времени проектов.

Проведение реформы и её особенности

Правовое положение крестьян

Крестьянское самоуправление

Первоначальной ячейкой было сельское общество, которое могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское управление состояло из сельского схода. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствовавших на сходе.

Мировые посредники

Институт мировых посредников, созданный летом 1861 года, имел большое значение.

Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд – губернскому по крестьянским делам присутствию.

Крестьянский надел

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, также и на крестьянскую надельную. А крестьяне объявлялись только пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьяне должны были выкупить её у помещика.

Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создало бы многомиллионную массу безземельного крестьянства и тем самым могло бы вызвать всеобщее крестьянское недовольство. Требование предоставления земли было главным в крестьянском движении предреформенных лет.

Крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. Крестьянин, получив надел, ещё не становился полноправным хозяином.

Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел.

При крепостном праве некоторая часть зажиточных крестьян имела собственные покупные земли.

Большинство дарственных проиграли и оказались в бедственном положении. В 1881 году министр внутренних дел Н.П. Игнатьев писал, что дарственники дошли до крайней степени нищеты.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик должен был предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела.

Повинности временно-обязанных крестьян

Установленные законом нормы оброка превосходили доход с земли. Считалось, что это – плата за предоставленную в надел крестьянам землю, но это была плата за личную свободу.

В первые годы после реформы барщина оказалась настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. Благодаря этому в очень короткое время (1861-1863) удельный вес барщинных крестьян сократился с 71 до 33%.

Выкупная операция

Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной операции. Для этого в 1861 году было учреждено при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Выкуп оказался выгодной для государства операцией.

Ответ крестьян на реформу

Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-чернозёмных губерниях, в Поволжье и на Украине. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 года в сёлах Бездна и Кандеевка. Они закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

Крестьянское движение 1861-1862 гг. выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством. С 1863 года крестьянское движение резко пошло на убыль. Изменился и их характер. Они сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.

Особенности проведения крестьянской реформы в национальных окраинах

Значение отмены крепостного права

Отмена крепостного права и реформы в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведение ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.

Итоги и последствия реформы

Крестьянская реформа сняла оковы рабства с миллиона российских мужиков. Высвободила затаённую энергию, благодаря которой Россия совершила гигантский скачок в своём экономическом развитии. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Появление у крестьян не только имущественных, но и гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

Капитализация сельского хозяйства вызвала классовое расслоение в крестьянской среде, появилась довольно большая прослойка зажиточных богатых крестьян и в то же время появились такие неимущие крестьянские дворы, которых до 1861 года в деревне не было.

А вот тяжёлая промышленность наоборот переживала кризис, так как её базовая отрасль – чёрная металлургия Урала была основана на рабском труде крепостных и отмена крепостного права привела к дефициту рабочих рук.

Но в то же время начал формироваться новый металлургический район – Донецкий бассейн. Первый завод был основан английским промышленником Юз(ом), а второй построил русский предприниматель Пастухов. Эта новая металлургическая база основывалась на наёмном труде рабочих и была свободна от крепостнических традиций.

Так же значительно увеличилась численность российской буржуазии, в которой было много выходцев из зажиточных крестьян.

Итак, чем же была для России реформа 19 февраля 1861 года? Благом или бедствием для освобождённых крестьян, спасением государства или лишь отсрочкой его краха!?

К реформам Александра II относятся:

  • Отмена крепостного права (1861);
  • Финансовая реформа (1863);
  • Реформа высшего образования (1863);
  • Реформа образования (1864);
  • Земская реформа (1864);
  • Судебная реформа (1864);
  • Цензурная реформа (1865);
  • Реформа городского самоуправления (1870);
  • Реформа среднего образования (1871);
  • Военная реформа (1874).

Эти преобразования решили ряд социально-экономических проблем, проложили дорогу для развития капитализма, расширили границы правового государства и гражданского общества, однако так и не были доведены до конца.

Под влиянием консерваторов к концу правления Александра II некоторые реформы были свернуты.

Отмена крепостного права

Манифест сопровождался рядом актов, касающихся вопросов освобождения крестьян. Основные положения крестьянской реформы:

Готовые работы на аналогичную тему

Отмена крепостного права легла в основу модернизации страны.

Великие реформы

В начале 1862 года впервые в истории страны был опубликован государственный бюджет. Министр финансов М. X. Рейтерн являлся сторонником поощрения частного предпринимательства.

В 1863 году университеты получили либеральный устав, предоставивший широкую автономию, включавшую выборность ректора, деканов факультетов, профессоров, свободу в распределении денежных средств. Вузы могли получать литературу из-за границы и издавать труды без цензурного контроля. Совет университета сам решал административно-хозяйственные, научные и учебные вопросы, а представитель правительственной администрации лишь наблюдал за его работой.

Школьная реформа 1864 года ввела равенство в среднем образовании для представителей всех сословий и вероисповеданий. В классических гимназиях упор был сделан на изучение гуманитарных дисциплин, в реальных гимназиях — на точные и естественные науки. После окончания гимназий в университеты поступали без экзаменов. Обучение в гимназиях и вузах преимущественно было платным. Начальное образование можно было получить в министерских, земских и церковно-приходских школах.

Земской реформой 1864 года началось создание земских органов самоуправления, избираемых населением и занимавшихся местными проблемами.

Городская реформа в 1870 году создала городское выборное самоуправление, строившееся на тех же принципах, что и земское.

Судебная реформа стала наиболее последовательной из всех реформ 60–70-х годов XIX в. Рассмотрение судебных дел было устным, публичным, состязательным, гласным. В процессе принимали участие судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. Мировые судьи решали мелкие гражданские дела. В судопроизводстве признавался принцип презумпции невиновности.

Реформу печати начала отмена в 1865 году предварительной цензуры для столичной прессы и книг. Вводилась карательная цензура, теперь стали наказывать за опубликованные материалы. Для массовых народных изданий и провинциальной печати цензура сохранялась. Оставалась и духовная цензура. Однако печать в этот период стала более свободной.

Военную реформу осуществлял Д. А. Милютин. В 1874 году рекрутскую повинность заменила всеобщая воинская обязанность, распространявшаяся без различия сословий на все мужское население, достигшее 20 лет. Проходило перевооружение, было реорганизовано военное управление, совершенствовалась система военных судов, улучшалась работа военных учебных заведений. Срок службы зависел от образования. Студенты освобождались от воинской службы, однако обычно служили полгода в качестве вольноопределяющихся.

Деятельность Александра II в оценках современников

Деятельность императора Александра II вызвала среди современников огромное количество споров, в плане необходимости реформ, их завершенности и исторического значения.

Деятельность Александра II в целом современники оценили очень высоко. По инициативе крестьянских, земских и городских обществ в его честь были сооружены памятники во многих селах и городах.

Однако большая часть населения не была готова принять перемены в формате, который давала власть, а именно их неполноту и незавершенность.

Огромен объем источников и литературы об Александре II огромны. Его царствование отражено в мемуарах многих ведущих деятелей эпохи, от А. М. Горчакова, великого князя Константина Николаевича и П. А. Валуева до М. Т. Лорис-Меликова и Д. А. Милютина.

Слева политику царя резкой критике подвергли революционеры, начиная с А. И. Герцена и кончая Н .Г. Чернышевским. Ополчились на него и правые консерваторы и реакционеры, начиная с И. С. Аксакова и заканчивая К. П. Победоносцевым и М. П. Погодиным.

Среди апологетических работ можно назвать фундаментальные труды Н. П. Семенова, С. С. Татищева, И. И. Иванюкова. С либеральных позиций критический обзор правления Александра II дан в работах А. А. Корнилова, М. К. Лемке, Ю. В. Гессена, и многих других.

А.А. Корнилов отмечал:

Бессословные земство и город, привлекая разные слои населения к работе на общую пользу, содействовали скреплению общественных групп и классов в единое тело. В этом отношении городская и земская реформы были таким же великим делом, как и крестьянская реформа. Они положили конец преобладанию дворян, демократизировали общество, привлекли к работе на государственную пользу новые слои общества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дореволюционная историография и её оценка отмены крепостного права

В истории реформаторства в России особое место занимает крестьянская реформа 1861 года. Вскоре после реализации проекта отмены крепостного права в общественной мысли России начали появляться аналитические исследования, в которых авторы попытались продемонстрировать свое видение проводимого государственного курса. Либеральные деятели придавали большое значение реформе, другие же характеризовали реформу как ограниченную и несовершенную.

В историографии дореволюционного периода выделялось два направления: либеральное и марксистское.

Исследователями либерального направления являлись И.И. Иванюков, Г.А. Джаншиев, А.А. Корнилов. Марксистское направление объединяло П.Б. Струве, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.

Дореволюционные исследователи уделяли пристальное внимание различным аспектам крестьянской реформы, но практически не рассматривали такой важный вопрос, как ход реализации реформ и влияния этих изменения на общество.

Марксистское направление оказало сильное влияние на формирование и развитие советской историографии крестьянской реформы 1861 года.

1 Иванюков И. И. Падение крепостного права в России - Изд. 2-е. Санкт-Петербург, 1903. С.375 . URL :

2 Иванюков И. И. Падение крепостного права в России - Изд. 2-е. Санкт-Петербург, 1903. С.375 . URL :

… Но, пожалуй, главной особенностью тогдашней историографии крестьян­ской реформы, особенно американской, стал тот факт, что большинство исследований создавалось в тесной связи с советской исторической наукой. Самые первые работы были написаны либо под научным руководством профессора МГУ им. М.В. Ломоно­сова П.А. Зайончковского его стажерами, либо под сильным влиянием его трудов.




Внимание к бюрократическим технологиям и манипуляциям, использовавшимся для решения насущных политических задач, было характерно для американской исто­риографии крестьянской реформы. И это неудивительно, поскольку американская ру­систика находилась в 1960-1980-х гг. под сильным влиянием исторической социоло­гии М. Вебера, в том числе его концепции бюрократии. …

Для англоязычной историографии отмены крепостного права, создававшейся в первые четверть века после его столетнего юбилея, было характерно довольно кри­тическое отношение к великой реформе, которая принесла разочарование и крестьян­ству, и дворянству. Экономисты традиционно критиковали Положения 19 февраля за сохранение и укрепление общины, за урезание наделов и введение тяжелых выкупных платежей, что, во-первых, ограничивало мобильность крестьянства и формирование рынка рабочей силы, во-вторых, негативно влияло на покупательную способность крестьян и соответственно на развитие рынка для промышленности. Согласно рас­пространенным тогда негативным оценкам, реформа, сохранившая многие социально- экономические черты крепостничества, не могла стать и не стала непосредственным стимулом экономического развития…. В свою очередь политические историки, подчеркивая стремление правительства сохранить социальную стабильность, с неодобрением указывали на осторожный, консервативный характер крестьянской реформы и одновременно на тот факт, что она не сумела предотвратить революционную трагедию.

// Российская история. 2011. № 4. С.14-26.

… Но, пожалуй, главной особенностью тогдашней историографии крестьян­ской реформы, особенно американской, стал тот факт, что большинство исследований создавалось в тесной связи с советской исторической наукой. Самые первые работы были написаны либо под научным руководством профессора МГУ им. М.В. Ломоно­сова П.А. Зайончковского его стажерами, либо под сильным влиянием его трудов.

Внимание к бюрократическим технологиям и манипуляциям, использовавшимся для решения насущных политических задач, было характерно для американской исто­риографии крестьянской реформы. И это неудивительно, поскольку американская ру­систика находилась в 1960-1980-х гг. под сильным влиянием исторической социоло­гии М. Вебера, в том числе его концепции бюрократии. …

Для англоязычной историографии отмены крепостного права, создававшейся в первые четверть века после его столетнего юбилея, было характерно довольно кри­тическое отношение к великой реформе, которая принесла разочарование и крестьян­ству, и дворянству. Экономисты традиционно критиковали Положения 19 февраля за сохранение и укрепление общины, за урезание наделов и введение тяжелых выкупных платежей, что, во-первых, ограничивало мобильность крестьянства и формирование рынка рабочей силы, во-вторых, негативно влияло на покупательную способность крестьян и соответственно на развитие рынка для промышленности. Согласно рас­пространенным тогда негативным оценкам, реформа, сохранившая многие социально- экономические черты крепостничества, не могла стать и не стала непосредственным стимулом экономического развития…. В свою очередь политические историки, подчеркивая стремление правительства сохранить социальную стабильность, с неодобрением указывали на осторожный, консервативный характер крестьянской реформы и одновременно на тот факт, что она не сумела предотвратить революционную трагедию.

Читайте также: