Кратко сформулируйте основную мысль отрывка в чем проявилось художественное мастерство тургенева

Обновлено: 07.07.2024

И. С. Тургенев считал необходимым дать оценку стоявшему у власти господствующему классу. Нужно было ответить на вопрос о том, имеются ли в дворянстве передовые культурные силы, которые могут взять на себя сложную задачу преобразования русской жизни.

Писатель сумел на ста страницах текста охватить сложный материал.

События романа изложены в восьми днях, которые трижды прерываются. Только в первом случае описывается жизнь Рудина за два месяца пребывания у Ласунской. В течение первых дней развертывается история любви Рудина и Натальи. Уже в этом эпизоде рисуются личные отношения героев, проявляются их взгляды. В последующих эпизодах двух дней и в концовке автор показал Рудина в действии. В роман также введены рассказы о молодости Рудина. Тургенев описал и образы других действующих лиц, имеющих какое-либо отношение к герою.

Умение в нескольких эпизодах показать сложное содержание — показатель художественного мастерства писателя.

Через весь роман проходит противопоставление Рудина дворянскому окружению. Герой романа Тургенева выделяется как человек исключительный, хотя и связанный со своей средой. Выше Рудина во многом оказалась лишь Наталья.

В первых главах романа автор представил второстепенных персонажей. Лежнев, Липин, Волынцев, Басистов — порядочные, культурные люди. Ласунская — избалованная барской жизнью дама. Пигасов, Пандалевский — люди с низким моральным уровнем.

В конце второй главы Ласунская и ее гости узнают, что вместо барона Муффеля в имение приехал Рудин.

Этот человек лет тридцати пяти изменил привычный порядок в доме Ласунской, поразив всех красотой, умом, красноречием. Тургенев показал своего героя мечтателем, живущим высокими интересами, видел в нем человека одаренного.

В образной, поэтичной форме говорит Рудин Наталье о себе, о своей любви.

Герой Тургенева плохо знает деревню. Он жил в столицах и за границей, вращаясь среди дворянской интеллигенции, поэтому язык, жизнь простого народа для него чужды.

Еще один интересный прием писателя — отзывы о нем окружающих.

Образ Лежнева контрастирует с характером Рудина, но он тоже типичный представитель передового дворянства 50-х годов XIX века.

Эти герои в романе раскрываются параллельно.

На самом деле Рудин и Лежнев не удовлетворяли писателя полностью, потому что не отвечали его представлению об общественном деятеле, который был нужен в 50-е годы для разрешения труднейших задач народной жизни.

Рудину противопоставлен и Пегасов, делец, не брезгующий никакими средствами для достижения личных целей.

Правдивость Тургенева и чувство ответственности, какое он испытывал, решая вопрос о том, какие люди нужны России, помогли ему стать выше личных симпатий. Писатель в лице Рудина создал обобщенный образ передового дворянского интеллигента 50-х годов. Н. Г. Чернышевский говорил о Рудине как о предшественнике и учителе новых людей, которые должны встать во главе исторического движения со свежими силами.

Его мастерство, как писателя пейзажиста, проявилось в том как он преподносит описания пейзажей. Описания настолько живые, что при прочтении читатель начинает все это ощущать, будто он своими глазами смотрит на "прекрасный июльский день", когда "все краски смягчены,светлы, но не ярки". В своей голове вы же уже представили, что это был за день? Мы явственно начинаем чувствовать запах полыни, гречихи, скошенной травы, всего лишь читая об этом. + этими описаниями он показывает отношение героя, его настроение и чувства, переживания.

В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями.

Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное представление о них. Только

после того как было сказано о городе, его улицах, о доме и комнате, в которой живет Кукшина, Тургенев рисует ее портрет: “На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Подчеркивая ряд несоответствий во внешнем облике Кукшиной (молодая – несколько растрепанная; в шелковом – не совсем опрятном платье, снижающих ее образ деталей (“круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик”), Тургенев дает авторский комментарий к портрету,

Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь?

Чего ты пружишься?” (Глава XIII).

Для характеристики героев автор использует разнообразные лексические и фразеологические средства( пословицы и поговорки, идиоматические выражения или архаизмы и просторечия). Так, в речи Павла Петровича Кирсанова много специфичных слов и выражений, характерных для помещичьего лексикона XIX века. Эти выражения он употребляет, перемешивая их со словами литературного языка.

Вместо общенародного этот, этим Павел Кирсанов говорит эфтим, эфто, вместо принцип – принсйп; очень часто он прибегает к витиеватым оборотам речи, например: “А вот извольте выслушать. В начале вашего пребывания в доме моего брата, когда я еще не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами…”; “Ваши слова избавляют меня от некоторой печальной необходимости…”; “Чувствительно вам обязан” и т. д. Вместо “Вы все шутите” Павел Петрович говорит Базарову: “Вам все желательно шутить”; вместо “предупреждаю вас” – “считаю долгом предупредить вас”.

Такие выражения, как “извольте”, “позвольте полюбопытствовать”, “приличествует”, ” не имею чести знать”, “не угодно ли пожаловать”, “считаю долгом” и т. п., представители дворянской аристократии считали признаком изысканного и светского тона, Тургенев не только воспроизводит лексикон Павла Петровича, но и объясняет его происхождение. “В этой причуде, – пишет автор, – сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном язъгзе, употребляли одни – эфто, другие-эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…” (Глава X).

Стиль речи англомана Павла Петровича, иронически настроенного ко всему отечественному, отличается также обилием иностранных изречений, пословиц, поговорок, нередко искусственно перемешанных с русской лексикой.

Избегая резких, кричащих эпитетов, Тургенев использует в качестве определений к отвлеченным существительным столь же отвлеченные, большей частью относящиеся к области эмоций прилагательные или причастия, например, “глухие рыдания”, “холодный ужас”, “изящное смирение”, “пленительная веселость”. Сочетания абстрактных, не бьющих в глаза своей новизной определений с подобными же определяемыми словами, благодаря их однотипности, не производят впечатления неожиданности и оригинальности, но Тургенев к этому и не стремится. Писатель хочет подчеркнуть, что речь идет об обычных человеческих эмоциях.

Однако в. зависимости от авторского замысла на фоне подобных словосочетаний появляются и яркие, неожиданные определения, то лирически, то сатирически окрашенные, например, “будет с него губернского фимиама”, “чиновник в благонамереннейше-застегнутом вицмундире”, “сладкоглазый старик”, “прилизанного лица”, “фешенебельное время для прогулки”. Сатирическая окраска достигается в приведенных примерах различием и удаленностью друг от друга сфер,, в которых обычно употребляются определяемые и определяющее слова.

Большую роль в языке романа играют сравнения. Опираясь на традиции устного поэтического творчества народа, Тургенев черпает большинство сравнений из окружающего человека мира, например: “исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам”; “мы теперь голодны, как волки”; “Васька, мальчик лет семи, с белою как лен головою…”; “Ее коса (княгини Р.) золотого цвета Й тяжелая, как золото, падала ниже колен”; Фенечка “высматривала как зверек”; “Дуняша… посматривала на него, пробегая мимо перепелочкой”; “Дворовые мальчишки бегали за “дохтуром”, как собачонки”.

При выяснении основного конфликта “Отцов и детей” нельзя ограничиться алгебраическим решением проблемы: “теория разбивается о жизнь”. Весь вопрос п том, какая именно теория, каково ее социальное и политическое содержание.

В отличие от консервативно-либерального лагеря, демократические журналы разошлись в оценке проблем тургеневского романа: “Современник” и “Искра” увидели в нем клевету на демократов-разночинцев; “Русское слово” и “Дело” заняли противоположную позицию.

Ведущие критики журнала “Современник” не могли откликнуться иа роман ” Отцы и дети “; Добролюбов к этому временя умер, а Чернышевский был арестован. С рядом статей о романе Тургенева в “Современнике” выступил М. А. Антонович. В своих статьях (“Асмодей нашего времени”, “Промахи”, “Лжереалисты”, “Современные романы” )рл> руководствовался рядом тактических соображений, не позволивших ему с достаточной степенью объективности оценить роман Тургенева.

И хотя идейно-политическая предпосылка М. Антоновича была верной, эстетические принципы критика при подходе к роману оказались противоположными эстетическим принципам Чернышевского и Добролюбова: М. Антонович подменял по существу то, что фактически было отражено в романе, тем, что, по его мнению, хотел сказать автор. Критик изучил замысел писателя, но весьма поверхностно проанализировал результат, то есть сам роман. Полемическая раздраженность М. Антоновича привела к тому, что б стал отрицать социальную значимость и даже художественную ценность романа, приравняв его к ретроградному роману бездарного писателя В. И. Аскочеиского, и даже назвал “Отцы и дети” родоначальником антинигилистических романов.

М. Антонович превратно истолковал и образ Базарова, сочтя героя обжорой, болтуном, циником, пьянчужкой, хвастунишкой, жалкой карикатурой на молодежь, а весь роман – клеветой на молодое поколение.

Верно указав на весьма существенные стороны тургеневского замысла, продиктованные классовой тенденцией писателя, Антонович в то же время не обратил внимания – ни на противоречия в мировоззрении Тургенева, ни на борьбу между его классовой тенденцией и реалистическим изображением жизни. Естественно, что такая полемическая односторонность, даже при верной “сходной политической позиции, помешала критику объективно оценить проблематику романа.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

1. Прочитайте словарную статью. Определите, в каком значении
употреблено слово сочинение в предложении 2.

1) Создание какого-нибудь литературного или музыкального произведения. Сочинение пьесы, Сочинение етихотворения.

2) То, что сочинено; художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное сочинение.

3) Вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное сочинение, Домашнее сочинение.

4) В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. Сочинение и подчинение предложений.

2. Назовите средства выразительности, использованные автором текста (обоснуйте ответ)

a) разговорная лексика
б) ряды однородных членов предложения
в) вводные слова
г) эпитеты
д) метафоры
e) метонимия
ж) парцелляция
з) олицетворения
и) сравнения
к) экспрессивно окрашенный синтаксис

3. Выполните фонетический разбор слова кушанья.

4. Выпишите из предложения 1 слово с непроизносимым согласным звуком. Подберите, если возможно, проверочное слово.

5. Выпишите из текста деепричастие совершенного вида прошедшего времени. Выполните его морфологическй разбор.

6. Выпишите из текста отрицательные наречие. Объясните его правописание

7. Выпишите из предложения 2 сочинительные, противительные союзы и выполните их морфологический разбор.

8. Выполните синтаксический разбор словосочетания хвалил сочинения.

9. Выпишите из предложений все составные сказуемые и определите их тип.

10. Определите, каким членом предложения является обособленный оборот в предложении 3.

11. Укажите правильную характеристику предложения 2:

a) сложное предложение с несколькими придаточными
б) простое предложение с однородными сказуемыми
в) многочленное сложное предложение с ведущей бессоюзной связью

12. Выпишите номера предложений, входящих в состав композиционных частей текста:

a) зачин
б) основная часть
в) концовка (вывод)

13. Композиция текста, при которой автор в конце повествования
возвращается к его началу:

a) кольцевая
б) с последовательным развитием действия
в) с нарушенной хронологией

14. Определите функционально-стилистическую принадлежность
текста (обоснуйте ответ):

a) язык художественной литературы
б) научный (научно-популярный)
в) публицистический
г) официально-деловой

15. Определите отношение автора к описываемым явлениям (обоснуйте ответ):

a) сарказм
б) ирония
в) негодование

16. Кратко сформулируйте основную мысль отрывка. В чём проявилось художественное мастерство Тургенева-романиста в создании образа этого персонажа? Согласны ли вы с автором? Запишите свой ответ в форме рассуждения.

Читайте также: