Кратко по оперативно розыскной деятельности рб

Обновлено: 05.07.2024

Оперативно-розыскная деятельность как один из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан. Обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Борьба с преступлениями.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.06.2015
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА"

Институт повышения квалификации

и переподготовки кадров

Реферат

по дисциплине "Судоустройство и прокурорский надзор"

Тема: "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Республике Беларусь"

Общие положения и понятия

Оперативно-розыскная деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь № 289-З от 09.07.1999г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон). Закон состоит из 7 глав, включает 26 статей.

Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) относится к одному из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В отличие от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью, ОРД имеет отличительные черты, основными из которых являются: правовой розыскной преступление

- направленность, прежде всего, на борьбу с тайно замышляемыми, подготавливаемыми, совершаемыми (совершенными) преступлениями;

- наличие специальных сил, средств и методов, используемых в борьбе с преступностью преимущественно на конспиративной основе;

- исключительная компетенция осуществления ОРД только перечисленными в Законе государственными органами.

- участие в борьбе с преступностью отдельных лиц на конфиденциальной основе с обеспечением их правовой и социальной защиты.

Задачами ОРД являются:

- предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих совершающих или совершивших;

- розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;

- охрана государственных секретов;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности.

ОРД не может осуществляться для решения задач не указанных в Законе.

В криминологическом аспекте ОРД является одним из профилактических средств, применяемых государственными органами.

В криминалистическом аспекте ОРД является эффективным средством установления фактических данных, могущих быть доказательствами по уголовному делу.

Статья 4 Закона определяет следующие принципы ОРД: законность, соблюдение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации означает сохранение в тайне конкретных направлений оперативной работы.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.

Статья 11 Закона относит к ОРМ опрос, наблюдение, слуховой контроль, прослушивание переговоров, снятие информации с технических каналов связи и др.

Основаниями для проведения ОРМ согласно ст. 12 Закона являются: сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела, событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности, лицах, скрывающихся от уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; наличие возбужденного уголовного дела и др.

Допускается вынужденное причинение вреда интересам личности или государства должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении служебного или общественного долга. Причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Согласно ст. 17 Закона, сведения о системе организации, источниках, способах, методах, планах и результатах ОРД, лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, лицах, оказывающих этим органам содействие на конфиденциальной основе, а также о тактике проведения ОРМ относятся к государственной тайне.

Предание гласности сведениям о вышеуказанных лицах допускается только с их письменного согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законодательством. Лица, виновные в разглашении этих сведений, несут ответственность по закону.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению или ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокуратуру или суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Если в предоставлении запрошенных сведений будет отказано, или лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

Материалы, полученные в результате ОРД, содержащие информацию, не связанную с совершением правонарушений, уничтожаются не позднее чем через три месяца с момента их получения. Исключение составляют случаи, когда эта информация необходима для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРМ, запрещается:

- проводить ОРМ в интересах религиозных организаций, политических партий, общественных объединений, а также отдельных лиц;

- принимать негласное участие в работе государственных органов, в деятельности религиозных организаций, политических партий, общественных объединений в целях оказания влияния на характер их правомерной деятельности;

- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну граждан, иные их права и законные интересы и стали известны при проведении ОРМ;

- подстрекать, склонять, побуждать граждан к совершению противоправных деяний (провокация);

- искусственно создавать обстановку (ситуацию), оказывать на лицо, в отношении которого проводится ОРМ, воздействие, исключающие возможность свободного выбора характера деяний, в том числе реализации права на добровольный отказ от преступления.

Статья 17 Закона запрещает разглашать сведения о системе организации, источниках, способах, методах, планах и результатах ОРД, ее источниках, способах получения оперативной информации. Разглашение таких сведений рассматривается как наруше­ние о законодательства и служебной дисциплины. Именно поэтому проведение ОРД регламентировано нормативными правовыми актами закрытого характера.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Республике Беларусь и их правовой статус.

Согласно ст.7 Закона, право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов государственной безопасности;

3) органов пограничной службы;

4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;

4-1) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;

5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6) таможенных органов;

7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Законом задачи исключительно в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Беларусь, во взаимодействии между собой.

Перечень оперативных подразделений, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенцию и организацию работы определяют соответственно Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, начальник Службы безопасности Президента Республики Беларусь, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министр обороны Республики Беларусь.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности, определенных настоящим Законом, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

1) принимать в соответствии со своей компетенцией необходимые меры по защите конституционных прав и свобод граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа уголовного преследования и определения суда (постановления судьи) о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым этим органом или судом (судьей) к производству;

2-1) исполнять в пределах своих полномочий определения судов о розыске ответчиков, постановления судебных исполнителей о розыске должников по гражданским и экономическим делам;

3) выполнять в соответствии с международными договорами Республики Беларусь запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

4) информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь;

5) соблюдать требования конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

6) обеспечивать безопасность и сохранность имущества должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких от преступных и иных противоправных посягательств.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, указанные в ст.11 настоящего Закона;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

3) создавать и использовать информационные системы;

4) использовать по договору помещения, транспортные средства, средства связи, иное имущество юридических или физических лиц;

5) использовать в целях конспирации документы, легендирующие личность сотрудников, подчиненность и принадлежность организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

6) собирать и изучать документы и сведения, которые характеризуют деятельность организаций, а также отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений;

7) ходатайствовать при наличии достаточных оснований перед соответствующими контролирующими органами о проведении до возбуждения уголовного дела проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

8) получать от юридических и физических лиц безвозмездно или за вознаграждение информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, о безвести пропавших, а также привлекать их к необходимому содействию для подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий;

9) создавать в установленном порядке легендированные организации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные о лицах, необходимые для принятия решений о (об):

1) допуске к сведениям, составляющим государственные секреты;

2) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности;

4) установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества;

5) обеспечении безопасности должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких;

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.

Для защиты жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам личности или государства должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Безопасность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их близких обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 22 Закона надзор за соблюдением законности при осуществлении ОРД осуществляется прокуратурой.

Объектом прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является точное и единообразное исполнение законов, иных НПА, которые регламентируют ОРД органов и должностных лиц ее осуществляющих.

Пределы прокурорского надзора за законностью деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД ограничены ст.22 Закона, в соответствии с которой сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конференциальной основе предоставляется прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Прокурор не вмешивается непосредственно в ОРД органов, осуществляющих ее, не вторгается в вопросы организации и тактики проведения конкретного ОРМ. Прокурорский надзор не распространяется до полной осведомленности о тактике и методике ОРД, прокурор не может подменять начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в его руководстве подчиненными должностных лиц Прокурор обязан осуществлять надзор только за законностью при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих ОРД и их должностных лиц.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З (ред. от 01.07.2014) "Об оперативно-розыскной деятельности";

2. www.allby.tv - "Оперативно-розыскная деятельность: общие положения";

3. www.bargu.by - "Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Настоящий Закон определяет содержание и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности, регулирует правоотношения, возникающие при ее осуществлении.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - деятельность, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом государственными органами (далее, если не определено иное, - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность) с соблюдением конспирации, проведением оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно, направленная на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее, если не определено иное, - граждане), прав и законных интересов организаций, собственности от преступных посягательств, обеспечение безопасности общества и государства.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

близкие – близкие родственники и члены семьи должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также гражданина, оказывающего или оказывавшего содействие на конфиденциальной основе органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, либо иные граждане, которых должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или гражданин, оказывающий или оказывавший содействие на конфиденциальной основе органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, обоснованно считают близкими;

гражданин, оказывающий или оказывавший содействие на конфиденциальной основе органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, – гражданин, привлеченный органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудничеству на конфиденциальной основе, гражданин, который, не являясь должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, участвует или участвовал на конфиденциальной основе в оперативно-розыскном мероприятии либо содействует или содействовал на конфиденциальной основе его подготовке и (или) проведению – по контракту либо по заявлению гражданина в соответствии с настоящим Законом;

компьютерная информация – сведения, воспринимаемые (воспринятые) комплексом программно-технических средств;

контракт – договор о содействии на конфиденциальной основе, заключаемый органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с гражданином в соответствии с настоящим Законом;

легендированная организация – организация, созданная органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, либо иная организация, используемая органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности с сохранением в тайне такого использования;

материалы оперативно-розыскной деятельности – оперативно-служебные документы и материальные носители информации, содержащие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и сведения, полученные при их проведении, а также иные сведения и документы, полученные при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

оперативно-розыскное мероприятие – способ действия, применяемый органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности в целях получения сведений в соответствии с настоящим Законом;

оперативно-служебные документы – постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия, специальное задание, протокол оперативно-розыскного мероприятия, справка, рапорт, акт, письменный запрос и (или) запрос в электронном виде (далее – письменный запрос) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, письменное уведомление прокурора или его заместителя и иные документы, образующиеся при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

предметы и документы – вещества, вещи, иные объекты, имущественные права, программные продукты, в том числе изъятые из оборота и ограниченно оборотоспособные, полученные или использованные при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

средства негласного получения (фиксации) информации – технические средства, оборудование, аппаратура, приборы, приспособления, препараты, программные продукты и другие изделия, специально созданные, разработанные, запрограммированные или модернизированные для негласного получения (фиксации) информации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

штатный негласный сотрудник – должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о принадлежности которого к органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, сохраняются в тайне и которое исполняет свои должностные обязанности на конфиденциальной основе.

Статья 3. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

сбор сведений о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь;

предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление граждан, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

розыск обвиняемых, скрывшихся от органа уголовного преследования или суда и (или) местонахождение которых этим органам неизвестно, граждан, без вести пропавших (безвестно исчезнувших), а также осужденных к наказанию в случаях, установленных законодательными актами;

установление персональных данных граждан, которые погибли (умерли);

установление персональных данных граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения;

установление имущества, которое подлежит или может подлежать аресту в уголовном процессе;

обеспечение безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близких, а также сохранности их имущества от преступных посягательств, обеспечение безопасности иных граждан в соответствии с законодательными актами;

сбор сведений для принятия решений о допуске граждан к государственным секретам, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды, к участию в оперативно-розыскной деятельности, к содействию на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

защита государственных секретов.

Статья 4. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности

Отношения, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, регулируются законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь.

Законодательство об оперативно-розыскной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, конспирации, проведения оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно.

Статья 6. Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 7. Соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Государство гарантирует соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечивается посредством установления обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций при осуществлении оперативно-розыскной деятельности допускается в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других граждан в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Конспирация при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с сохранением в тайне сведений:

об организации, тактике, силах, средствах, методах, планах оперативно-розыскной деятельности, применяемых при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

об оказании гражданами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

о гражданах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

об организациях в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

о должностных лицах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые участвуют или участвовали в оперативном внедрении, штатных негласных сотрудниках, а также об иных должностных лицах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с актами законодательства;

о проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскных мероприятиях и об иной осуществляемой ими деятельности при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности.

Статья 9. Проведение оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно

Оперативно-розыскное мероприятие, проводимое гласно, предусматривает уведомление должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, гражданина, в отношении которого оно проводится, и получение согласия этого гражданина на его проведение.

Оперативно-розыскное мероприятие, проводимое негласно, проводится должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, без уведомления гражданина, в отношении которого оно проводится, и получения согласия этого гражданина на его проведение.

Статья 10. Права и обязанности граждан в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности

Граждане в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности имеют право согласиться на оказание содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или отказаться от оказания такого содействия.

Граждане, в отношении которых проводятся или проводились оперативно-розыскные мероприятия, имеют право:

отказаться от участия в оперативно-розыскных мероприятиях, которые проводятся гласно;

обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд в соответствии с законодательными актами;

на возмещение вреда, причиненного им при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с актами законодательства;

ознакомиться с полученными о них сведениями в случаях, если в отношении их в возбуждении уголовного дела отказано, или производство по уголовному делу прекращено, или прекращено уголовное преследование в связи с отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, или в связи с отсутствием в их деяниях состава преступления, или судом вынесен оправдательный приговор и эти граждане располагают сведениями о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий и полагают, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению или ограничению их прав, свобод и законных интересов.

Граждане, привлеченные органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) участию в них, имеют право:

предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на безвозмездной или возмездной основе сведения, необходимые для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности;

предоставлять принадлежащие им на праве собственности, находящиеся у них в пользовании помещения, транспортные средства, средства связи, иное имущество для использования по договору органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

получать вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

на компенсацию затрат, понесенных в связи с их участием в оперативно-розыскных мероприятиях, а также на устранение наступивших в связи с этим для них негативных последствий;

обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд в соответствии с законодательными актами;

на сохранение в тайне сведений об оказании ими содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, заключенного в связи с участием в оперативно-розыскном мероприятии, при условии возврата или оплаты ими всего полученного по этому договору;

использовать средства негласного получения (фиксации) информации для исполнения своих обязанностей при оказании содействия на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Граждане, привлеченные органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к подготовке проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) участию в них, обязаны:

сохранять в тайне сведения об оказании ими содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

сохранять в тайне сведения, ставшие известными им в связи с участием в оперативно-розыскном мероприятии;

указывать источник своей осведомленности при предоставлении сведений, необходимых для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

соблюдать условия специального задания.

Граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, помимо прав, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, имеют право:

на доступ к государственным секретам в объеме, который необходим им для исполнения своих обязанностей при оказании содействия на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

на обеспечение своей безопасности и безопасности их близких, а также сохранности их имущества от преступных посягательств, связанных с оказанием ими содействия на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

заключать контракт с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, исполняют обязанности, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. Граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по контракту, помимо обязанностей, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, обязаны соблюдать условия контракта.

Современный период правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД) в Республике Беларусь можно назвать наиболее значимым, так как с правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации.

Характерные черты и особенности данного этапа:

· закрепление общих правил ОРД на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного (т.е. перераспределение нормативно-правового материала с ведомственного на законодательный уровень);

· резкое усиление значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;

· необходимость учета в правовой регламентации отдельных направлений ОРД такого фактора, каким является непосредственное действие конституционных норм;

· нормативное закрепление неразрешенного противоречия между старым и новым пониманием цели ОРД: в “узком” смысле слова - между необходимостью борьбы с преступностью и защите человека и общества от преступных посягательств; в “широком” смысле слова – между необходимостью борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью “противника и враждебных элементов” (получением информации о них) и обеспечением безопасности личности, общества и государства;

· законодательное определение ОРД;

· существенное законное расширение субъектов (государственных органов), наделенных правами на осуществление ОРД и резкое обострение необходимости правовой регламентации, с одной стороны, специфики каждого из субъектов (включая раздел сфер влияния), а с другой – выделение общих правовых положений, единых для всех субъектов, осуществляющих ОРД;

· правовая регламентация вневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в ОРД;

· включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права, например, возникающие в сфере частной детективной деятельности.

1.1 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности

ОРД как государственно-правовая функция базируется на системе норм, содержащихся в различных источниках, разной регулятивной значимости. Правовое регулирование отношений, возникающих в этой деятельности, обеспечивает режим законности, направленность оперативно-розыскных мер на охрану законных прав и интересов граждан, общества, государства. В нормах права, на которых основана ОРД, учтены научно познанные закономерности преступности, особенности совершения уголовно-наказуемых деяний и маскировки правомерной деятельности, а также наиболее эффективные организационно-тактические варианты осуществления оперативно-розыскных мер.

Под правовой основой ОРД следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.

В настоящее время ситуация с правовым регулированием ОРД изменяется в наилучшую сторону несмотря на то, что оно только формируется. Тем не менее, пока нельзя утверждать, что законотворческий процесс закончен и определены как оптимальные границы правового регулирования ОРД, так и его уровни.

Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзаконных нормативных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели и место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности.

В иных видах правоохранительной деятельности вопрос о правовых основах не ставится. Такое положение обусловлено тем, что этим видам деятельности соответствуют аналогичные отрасли права (уголовно-процессуальная, административно-процессуальная и т.д.). ОРД по своему содержанию носит комплексный многоуровневый характер. Отношения, возникающие при ее осуществлении, частично регулируются самостоятельными отраслями права. Конспиративный характер ОРД обуславливает необходимость принятия закрытых (в основном ведомственных) нормативных актов. Именно поэтому правовая основа ОРД имеет сложную структуру, в которой выделяют правовые основы в широком и узком смысле данного понятия.

Сюда же относятся нормы права, которые содержат указания о необходимости применения оперативно-розыскных мер, устанавливают основания уголовной ответственности, определяют перечень преступных деяний и ответственность за их совершение. Речь идет в первую очередь о нормах уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но они, как и первые, непосредственно ОРД не регламентируют.

Так, в уголовно-процессуальном законодательстве определяются: задачи уголовного судопроизводства: обстоятельства, подлежащие доказыванию; поводы и основания для возбуждения уголовного дела; понятие и виды судебных доказательств и т.д. Нормы уголовного закона определяют понятие преступления; устанавливают основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности; формируют составы конкретных преступлений и т.д. Все это служит ориентиром в организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений.

Правовую основу в узком смысле данного понятия составляют нормативно-правовые положения, непосредственно регламентирующие оперативную работу. Данные нормы содержатся как в законах, так и в подзаконных и ведомственных актах. Причем последним принадлежит доминирующая роль в нормативной регламентации.

Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, имеют закрытый (конфиденциальный) характер. В этой связи для соблюдения законности в ОРД ч. 2 ст.5 устанавливает специальный порядок (обязательное согласование с Генеральным прокурором Республики Беларусь).

Таким образом, правовая основа ОРД носит комплексный характер. Она не исчерпывает себя отмеченными ранее законодательными актами, так как их перечень гораздо шире и многограннее. Однако все перечисленные акты являются основополагающими в правовой регламентации ОРД.

Отметьте 2 редакции для одновременного просмотра

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 07.03.2022 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 2015 г. №307-З

Об оперативно-розыскной деятельности

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 2015 г. № 307-З

Об оперативно-розыскной деятельности

Изменения и дополнения:

Принят Палатой представителей 26 июня 2015 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2015 года

Настоящий Закон определяет содержание и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности, регулирует правоотношения, возникающие при ее осуществлении.

Читайте также: