Кратко объясните что объединяет данные тексты самостоятельно напишите небольшой текст

Обновлено: 04.07.2024

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, подсказанные памяткой: о чём говорится в тексте; сколько в нём абзацев; какие слова выделены; какие слова вам непонятны?
Пользуясь выделенными словами, перескажите текст.
Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык. У разных народов языки разные, но везде выступают как средство общения, без которого не может быть такого человеческого сообщества, как народ.
Русский язык — язык русского народа. Однако им пользуются как государственным языком нашей страны и другие народы, населяющие Россию. Более того, он является также средством межнационального общения.
В качестве иностранного языка русский язык изучают в школах и вузах многих стран мира.

Решение

Тема текста − русский язык.
В тексте 3 абзаца. Выделенные слова являются ключевыми, по которым можно понять основной смысл текста.
Нам непонятно слово межнациональный − оно означает существующий между нациями, национальностями.

Привет всем! Скоро самостоятельная и требуется ответ на вопрос, вдруг попадется…спасиб…
Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Опреде-
лите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.
I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения об-
ратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.
. Крепостное право на крестьян. и на дворовых людей
отменяется навсегда.
. Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а
равно следующие за сим повинности в пользу помещика оп-
ределяются преимущественно по добровольному между по-
мещиками и крестьянами соглашению.
. Приобретение в собственность крестьянами полевых
земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование,
допускается не иначе как с согласия помещика.
. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при по-
средстве выкупной операции, обязаны вносить в казну еже-
годно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка
по шести копеек на рубль с назначенной правительством вы-
купной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи
именуются выкупными. (Из Манифеста 19 февраля 1861 г.)
II. Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста си-
нонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения).
Приведите 5—6 примеров слов, в которых написание приставок
регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно.
Имя Александра II отныне принадлежит истории. На-
чало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколе-
ния этого не забудут!
Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остано-
виться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, — пусть пол-
ный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое,
алчное противодействие закоснелых помещиков, их вол-
чий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда
против них власть и свобода, образованное меньшинство и
весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Гер-
цен)

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Определение основной темы и мысли текста

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Определение темы текста

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Выделение основной мысли

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

  • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
  • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
  • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.

Как правильно выделять основную тему и мысль

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

Задачи: подвести детей к выводу о том, что предложения в тексте объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, что в тексте всегда можно обнаружить основную мысль или главное переживание автора, что к тексту всегда можно подобрать название, что можно по опорным словам составить текст.

Оборудование: карточки с текстами для групповой работы, тексты и задания для индивидуальной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

1. Организационный момент.

На новый урок
Дал старт заливистый школьный звонок.
Вы готовы, ребята, писать?
Быстро отгадывать и сочинять?

- Ребята, начнём урок родного русского языка.

- Что вы от него ждёте?

- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

2. Целеполагание и мотивация обучения.

- Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Нас ждут новые вопросы, ответ на которые мы будем искать.

3. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, для начала вспомним, что такое речь? Для чего нужна речь? Какие бывают предложения по интонации и по цели высказывания?

А вот чтобы тему урока узнать, надо запись расшифровать.

16, 17, 16, 18, 15, 30, 6

Да, сегодня на уроке вы будете учиться определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов.

- Итак, начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Прочитайте две записи. Какую из них можно назвать текстом? Объясни свою точку зрения.

(Тексты даны на индивидуальных карточках).

1) В ясные осенние дни готовит себе ёж зимнюю постель. Таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под снегом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Всю зиму проспит ёж. Никто не найдёт его норки, никто не потревожит до самой весны!

2) Осенью у ежей мало добычи. Саше и Маше подарили хорошенького ёжика. Ёж проводит в зимней спячке более шести месяцев. Однажды наша кошка увидела ежа. Ежи-млекопитающие животные из отряда насекомоядных. Ёж охотится ночью.

- А я уже знаю, какая запись является текстом! Просто я не могу это объяснить!

- Ребята, а вы можете объяснить? Давайте рассуждать вместе.

- Можно ли сказать, что обе записи на одну тему.

- В какой записи все предложения связаны по смыслу?

- С какой целью составлена первая запись, какая в ней основная мысль? Расскажи своими словами.

-Можно ли определить основную мысль второй записи?

- К какой записи можно подобрать несколько названий? Придумай два. Пусть одно название соответствует теме, а другое выражает основную мысль.

Тема текста - это предмет речи, ответ на вопрос "о чем говорится в тексте?".
Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос "что говорится в тексте?".

Каждый текст создается с определенной целью: рассказать о событиях, описать предмет, человек или явление природы или выразить свое отношение к чему-либо. Эта цель определяет тему текста – предмет речи.

Чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на вопрос: о чем говорится в тексте?
Часто тема выносится в заголовок текста, чтобы читателю было сразу понятно, о чем пойдет речь. Автор текста по-своему понимает и раскрывает тему своего высказывания.

К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.

Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чем пойдёт дальше речь.
В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод.

Основная мысль текста – это мысль, которую хотел донести до читателя автор (это вывод, жизненный урок)

Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте, то формулируем основную мысль текста.

В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.

Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.

Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.

Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.


Как найти основную мысль текста:

Внимательно прочитайте текст.

Определите тему текста, то есть о чем говорится в тексте (подчеркните самые важные и часто повторяющиеся слова)

Подумайте, о чем говорится в каждом абзаце (выделите основную мысль каждого абзаца, определите микротемы)

Подумайте, в каком из абзацев содержит обобщающая мысль, которая может раскрывать в других абзацах – это и будет главная мысль текста.

Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения.

Я хотел устроить бал.

И я гостей к себе (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ……(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости (не идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек не (нашли)

-Назовите слова, которые вы добавляли. Кто может перечислить все слова?

-Ребята, на какую тему данное стихотворение

-как бы вы озаглавили стихотворение

-Ребята, а что именно говорится в стихотворении о пироге?

-Это и есть главная мысль стихотворения что такое главная мысль (главная мысль-это то, что говорится в тексте о предмете)

Динамическая пауза.

Игра "Времена года". Для игры используются четыре шапочки из бумаги: Зима, Весна, Лето, Осень. Придумать слова, соответствующие данному времени года.

- Дополни каждое высказывание нужным словом: тема, переживание, смысл, мысль и запиши в тетрадь.

Все предложения в тексте написаны на одну : (их объединяет общая :).

Все предложения в тексе связаны по :

В тексте всегда можно обнаружить основную : или главное : автора.

- А теперь, ребята, вы сумеете научно объяснить, почему запись 1 является текстом, а запись 2 - нет?

- Какие условия не выполняются в записи 2?

- А какая ещё отличительная черта есть у текста?

5. Физминутка.

Раз - поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

Коза, козлята, волк, кузнец, съел.

Муха, денежка базар, самовар, паук, комар.

-Какие слова вам помогли определить сказку? (Опорные слова)

-Что такое опорные слова (Опорные слова - это слова, по которым можно определить тему текста)

-Как еще называются опорные слова ( Ключевые, главные)

Прочитайте опорные слова, добавьте другие

1)Старик, старуха, испекла…(колобок)

2) Теремок, мышка, лягушка….(теремок)

-Как вы угадали сказки? (помогли опорные слова)

-В чем нам помогают опорные слова? (по ним можно легко узнать сказку)

7. Закрепление изученного материала.

- Но мы не выполнили самое главное задание урока. Ведь у нас урок творчества. Мы с вами должны создать собственные тексты. Но прежде чем приступим к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания.

1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.

Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.

2. Подобрать слова к теме.

3. Придумать связный рассказ по теме "Книга - мой лучший друг".

(Задание является основным, носит творческий характер).

Детям, испытывающим затруднения, можно в индивидуальном порядке дать опорные слова. (Читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую).

1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.

Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь дальше на север. Другие облюбовали тут место для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.

2. Подобрать слова к теме.

3. Придумать связный рассказ по теме "Красота осеннего леса".

После выполнения задания зачитываются тексты. Ученики называют более удачные на их взгляд, учитывая соответствие теме и основной мысли, точное употребление слов, связь предложений, образность языка.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Что является темой текста?

- Какова основная мысль текста?

- Чем отличается тема текста от его основной мысли?

- Что должен отражать заголовок текста?

- Для чего нужны опорные слова?

- Что можете сказать о работе своих одноклассников?

- Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

- А сейчас создадим свою картину. Вернём листики на ветки деревьев. Оцените свою работу на уроке. Зелёный листик - "знаю", жёлтый - "сомневаюсь", красный - "не знаю".

Читайте также: