Внедрение рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

________С. Г. Сторожук

Приказ № 42 от 28.06.2021

реализации мероприятий по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

п. Светлый Светлинского района Оренбургской области

Программа воспитания опирается на базовые ценности российского общества: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность.

Результат освоения программы воспитания - это личностное развитие дошкольников, проявляющееся:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Дорожная карта является инструментом по оптимизации процесса разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в ДОУ.

Цель: системная организация деятельности педагогического коллектива по разработке рабочей программы воспитания. Дорожная карта представляет собой систему мероприятий по следующим направлениям:

- мероприятия содержательного характера;

- обсуждение проекта рабочей программы воспитания с участниками образовательных отношений;

- материально - техническое обеспечение.

1- й этап - планирование и подготовка: изучение состояния воспитательного процесса в дошкольном учреждении, сбор предложений и идей участников образовательных отношений по развитию системы воспитания и социализации воспитанников, проведение Педагогического совета, формирование рабочей группы по созданию рабочей программы воспитания.

2- й этап - сбор идей и предложений участников образовательных отношений в рабочую программу воспитания, обсуждение предложений с педагогическим коллективом и родительской общественностью.

3- й этап - создание Рабочей программы воспитания.

4- й этап - разработка календарных планов воспитательной работы на 2021/22 учебный год.

5- й этап - обсуждение и согласование Рабочей программы воспитания на Педагогическом совете, с родительским комитетом ДОУ.

6- й этап - внесение изменений в ООП ДО в соответствии с обновленными требованиями ФГОС.

7- й этап - нормативно-правовое обеспечение: создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты учреждения.

1.2. Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) самостоятельно разрабатывает и реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы

1.3. Рабочая программа воспитания (далее Программа) и календарный план воспитательной работы принимается педагогическим советом образовательного учреждения и утверждается приказом руководителя.

1.4. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы направлены на гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное развития; приобщения детей к культурному наследию; физическое развитие и культуру здоровья; трудовое воспитание; экологическое воспитание

1.5. Освоение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

2. Цели и задачи рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы:

2.1. Рабочая программа и календарный план воспитательной работы

определяют содержание и организацию воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

2.2. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы обеспечивают развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

1. развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

3. Содержание и структура рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

3.1 Рабочая программа воспитания содержит следующие разделы:

Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования;

Раздел 2. Цель и задачи воспитания;

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности;

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

3.2. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Титульный лист должен содержать:

- наименование образовательного учреждения

- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)

- Требования к формулировке - Рабочая программа воспитания МБДОУ

- Ф. И. О составителя

- год составления программы

Раздел 1.

Особенности воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования

В первом разделе может быть размещена информация: о специфике расположения детского сада, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах организации, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках учреждения, а также важных для организации принципах и традициях воспитания.

Объем раздела 0,5 – 1 страницы текста

Раздел 2.

Цель и задачи воспитания

Во втором разделе на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые детскому саду предстоит решать для достижения цели.

Основные задачи: организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми; объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.

Дошкольная образовательная организация вправе уточнять и корректировать задачи в зависимости от особенностей ООП и особенностей контингента детей, посещающих ДОО.

Объем раздела 0,5 – 1 страницы текста

Раздел 3.

Виды, формы и содержание деятельности

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая и т. п.) Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: игра, беседа, экскурсия и т. п.) Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности

В разделе необходимо показать, каким образом будут реализованы поставленные цели и задачи воспитания. Раздел может состоять из набора тематических модулей, которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из направлений воспитательной работы детского сада (например, творческие соревнования, праздники, фольклорные мероприятия, физкультурные события, организация предметно-эстетической среды, работа с родителями и т. д)

Необходимо представить виды, формы и содержание работы как на уровне образовательной организации так и на уровне группы и в индивидуальной работе с дошкольниками.

Раздел 4.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Четвертый раздел посвящен самоанализу воспитательной работы в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования. Важно перечислить основные направления, критерии и способы осуществления.

Желательный объем – не более 0,5 - 1 страницы текста.

3.3 Важно учесть, что программа воспитания должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми. К рабочей программе воспитания разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы.

3.4 Требования к оформлению календарного плана воспитательной работы

4. Механизм реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

4.1. Ежегодно на заседании педагогического совета (август) принимается и утверждается рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

4.2. Руководитель утверждает по образовательному учреждению рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы и разрешает ее реализацию в текущем учебном году. Основанием для приказа является решение педагогического совета. Ответственность за работу педагогического совета и издания приказа возлагается на руководителя дошкольного учреждения.

4.3. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) о реализации программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

5. Сроки реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной работы

5.1. Рабочая программа разрабатывается на срок не более 1 учебного года.

5.2. В ходе реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы возможны изменения и дополнения

6. Организация контроля за реализацией рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

6.1. Контроль выполнения рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы педагогами и освоение их воспитанниками осуществляется старшим воспитателем систематически, но не менее двух раз в год.

6.2. Общее руководство реализацией рабочей программы воспитания осуществляется руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета.

6.3. Ответственность за реализацию рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы возлагается на администрацию ДОУ.

6.4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетентности, за реализацию не в полном объеме рабочей программы воспитания, качество образования выпускников ДОУ, а также за жизнь, здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения.

6.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к учреждению и осуществлению образовательной деятельности образовательное учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок действия настоящего положения: до внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности

7. Оформление

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times new roman 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине.

Заголовки выделяются жирным шрифтом.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы составляется в одном экземпляре.

Положение о неделе трудового воспитания

Положение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.


Тема выступления: "Внедрение в работу дошкольной организации примерной рабочей программы воспитания".


Участники конференции много писали о практической ценности выступления Оксаны Алексеевны и мы решили опубликовтаь его в виде текста для тех, кому удобнее читать, а не смотреть видео. Далее - прямая речь Оксаны Алексеевны. С записью конференции Вы можете ознакомиться по ссылке.

Поездки по регионам в процессе августовских совещаний показывают, что у многих детских садов возникают трудности при написании программ воспитания. Сама практическая составляющая воспитательного процесса в детском саду, это, можно сказать, привычная работа, привычная составная часть, привычный компонент работы любого воспитателя. Но всё это мы должны еще и оформить документально. Важно правильно расставить акценты.


При этом мы руководствуемся двумя основополагающими документами, которые определили приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного образования:

·Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, который определил перспективы социально-экономического развития России до 2024 года
·Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474, который продлил эту стратегическую перспективу на период до 2030 года.

Как видите, формулировка целей и целевых показателей здесь совпадают. Таким образом, мы попадаем в такую ситуацию, когда воспитательная работа не становится одноразовой акцией. Воспитательная составляющая деятельность любой образовательной организации становится непременным атрибутом любого образовательного процесса, непременной составной частью любой образовательной программы (общеобразовательной или профессиональной) и это перспектива нашей работы, как минимум, на ближайшие 10 лет.
Мы возвращаем приоритетную роль в системе воспитания, обучения и развития обучающихся на любом уровне образования.

В этих условиях образовательные организации вынуждены достаточно оперативно использовать заложенное в законе "Об образовании" право и компетенцию на самостоятельную разработку рабочих программ воспитания дошкольных образовательных организаций. При этом образовательная организация должна самостоятельно определить, каково приоритетное направление воспитания, так как в каждой образовательной программе любого детского сада воспитательные задачи реализуются наравне и в комплексе с задачами развивающими и обучающими. Но речь идет о том, чтобы создать один документ, не переписывая основную образовательную программу.

Так какие же выбрать приоритетные направления воспитания?

При этом дошкольные образовательные организации должны понимать, что сама примерная программа воспитания носит не нормативный, а лишь нормативно-рекомендательный характер.

То есть, если выстроить иерархию законодательства Российской Федерации:
Самый верхний уровень занимает наш основной закон - Конституция,
затем идут Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы и кодексы, далее нормативные акты Правительства, приказы Федеральных Министерств и ведомств Федеральных служб, и в самом низу этой иерархии - наши нормативные рекомендательные документы, а примерная рабочая программа воспитания именно таковым и является.

Не нужно забывать о рекомендательном характере, поэтому мы можем использовать в этой программе все, что действительно считаем важным и нужным. Сама программа строится не только с учетом каких-то приоритетных направлений воспитания, но и с учетом базовых ценностей, которые мы воспитываем в наших детях, начиная со школьного возраста.

Кроме того, есть очень хорошее соответствие между теми приоритетными направлениями, которые определены в нашей примерной рабочей программе воспитания и приоритетными направлениями, которые мы можем сформулировать согласно закону или стратегии развития воспитания.



Нужно построить преемственность между этими направлениями и показать взаимосвязь между ними. И в этом заключается огромная трудность для дошкольных образовательных организаций.

Главная трудность в том, что в нашей примерной рабочей программе нет методических рекомендаций. В ней выделены новые направления воспитания, которые нужно осмыслить, понять и еще раз построить взаимосвязь между традиционными приоритетными направлениями, сформулированными в законе и стратегии и теми, которые появились в примерной программе воспитания.

Еще одной трудностью у дошкольных образовательных организаций является некоторая пассивность отдельных муниципальных методических служб, которые плохо себе представляют, каким образом они могут осуществлять сопровождение детских садов, создание и, затем, реализацию рабочих программ воспитания.

Не в обиду сказано муниципальным методическим службам, но их специалисты, очень ответственно подходя к своей работе, все-таки порой робеют оказывать методическую поддержку там, где сами пока не слишком компетентны. То есть, мы говорим о необходимости обучения и на этом уровне.

Дошкольные образовательные организации говорят: "Дайте нам какую-то основу". Рабочая программа воспитания - это и есть та основа, но как с ней работать - пока что не все знают и умеют. Здесь ведь не получиться что-то у кого-то взять, скопировать или списать так, чтобы получилась хорошая рабочая программа. Все-таки в законе (в новой статье) закреплена компетенция дошкольной образовательной организации по самостоятельной разработке и утверждению рабочих программ воспитания - это обязательно нужно иметь ввиду. А то, что касается методической поддержки, то вы в том числе, помимо своих муниципальных методических служб, региональных институтов развития образования можете привлекать и ресурсы компании МЭО, которыми создана своя модельная программа.


Точно также между положениями Федерального закона, между положениями Стандарта дошкольного образования, примерной рабочей программой воспитания, и рабочей программой воспитания детского сада необходима дополнительная прослойка, которая называется модельной рабочей программой воспитания.
Сейчас самые продвинутые авторские коллективы, которые в свое время создали комплексные образовательные программы дошкольного образования, занимаются разработкой рабочих программ воспитания на основании своих комплексных.
Такая же модельная рабочая программа воспитания разрабатывается у нас в компании "Мобильное Электронное Образование". Мы даже будем проводить курсы повышения квалификации по этой тематике (узнать больше).

Вы можете получить доступ к этой модельной программе и понять, как ее реализовать для создания своих рабочих программ мы приглашаем вас пройти курсы повышения квалификации по теме "Рабочая программа воспитания ДОО: разработка и реализация" и выделить те приоритеты, которые вы сможете включить в обязательную часть вашей рабочей программы и те направления воспитания, которые являются приоритетными для конкретного детского сада.

Тогда действительно, у вас получится жизнеспособный документ, который поможет педагогам реализовать ту самую воспитательную составляющую образовательного процесса, наполненную новыми смыслами, ориентированную на разработку ценностей, в том числе, через традиционные и понятные педагогам виды и направления воспитательной работы, про которые мы уже говорили.

По итогу программы слушатели смогут скорректировать ООП ДОУ и локально-нормативную базу ДОУ под текущие требования законодательства РФ и требованиям к формированию системы управления качеством дошкольного образования на региональном уровне.
Получить более подробную информацию можно, оставив заявку по ссылке

У детских садов новая обязанность – составить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Срок – до 1 сентября 2021 года . Алгоритм действий и пример программы смотрите в рекомендации. Там же – образец приказа, чтобы утвердить программу в составе ООП.

Проведите педсовет

Новые требования связаны с поправками, которые внесли в Закон об образовании. Чтобы помочь коллегам разобраться в изменениях, обсудите их на педсовете.

Объясните, что поправки призваны усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Поставьте задачу на ближайший год – подготовить такую программу воспитания, которая поможет каждому педагогу сосредоточиться на решении воспитательных и развивающих задач в комплексе с обучающими.

Рассмотрите понятия, которые добавили в Закон. Расскажите, в чем суть изменений и как они повлияют на работу коллектива. Для наглядности раздайте коллегам памятку




Создайте рабочую группу

Создайте рабочую группу, которая займется подготовкой программы воспитания и календарного плана. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и методистов, педагога-психолога.

Состав группы утвердите приказом. Издайте положение о ее работе.

Составьте проект программы воспитания

Поручите рабочей группе составить проект программы воспитания в детском саду. Пусть определит ее примерное содержание и структуру.

Содержание программы воспитания

Попросите привлечь к разработке родителей. Для этого оформите уголок на стенде, куда родители смогут прикреплять свои предложения. Также поручите провести опрос на родительском собрании. Тема опроса – как родители представляют себе воспитательную программу, что хотели бы в ней видеть.


Разработайте проект календарного плана воспитательной работы

Поручите рабочей группе составить к программе воспитания проект календарного плана воспитательной работы детского сада. Можно сделать его на год или на весь период освоения дошкольной программы и корректировать при необходимости.

Попросите разделить план на несколько частей в соответствии с направлениями, закрепленными в модулях программы воспитания. Проверьте, указали ли возрастную категорию воспитанников, для которой организуете мероприятия.


Согласуйте проекты с родителями

Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития детского сада. При желании направьте доработанные проекты родителям повторно и дождитесь их мнения.

Утвердите программу воспитания и план

Сделайте рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы частью ООП (п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для этого внесите изменения в основную образовательную программу детского сада.

Рассмотрите окончательные версии проектов рабочей программы воспитания и календарного плана на заседании педагогического совета. Если замечаний нет, издайте приказ и включите программу воспитания и план в состав ООП ДО.

Читайте также: