Психолого педагогическая поддержка родителей в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования целью которого является : вовлечение родителей в деятельность дошкольной организации, построение различных стратегий взаимодействия с ними в процессе воспитания и развития ребенка, оказание психолого-педагогической поддержки в осуществлении семейного воспитания.

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ГОСО ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО

В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации

Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

1) функционально-ролевая, - участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны четко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребенка;

2) личностная, - педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь четкую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога, как личность со своими интересами, особенностями.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений. Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются:

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.

1.Изучение семей воспитанников.

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам ДОУ нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника.

2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребенка, выявление семей с особыми потребностями.

3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребенка.

4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Письменные формы:

- синквейн и другие.

- переписка по электронной почте;

4. Наблюдения: - ребенка в разных видах деятельности

-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).

5. Проективные игровые и рисуночные методики: - Рисунок семьи;

- Рисунок несуществующего животного;

- Домики и другие.

2.Реклама дошкольной образовательной организации

Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия ДО с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьей роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. ЗАДАЧИ:

1. Повышение социального статуса дошкольного образования

2. Повышение рейтинга дошкольной образовательной организации.

3. Привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в организацию

4. Повышение авторитета педагогов организации в глазах родительской общественности, других социальных институтов.

5. Оптимизация оценки качества профессиональной деятельности педагогов, организации в целом

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации * Страничка группы на сайте ОО: достижения группы; фото- и видео-альбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога.

2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фото-отчеты.

3. Открытые показы различных видов детской деятельности

4. Совместные детско-родительские мероприятия: -досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; -трудовые, благотворительные и другие акции.

3.Информационное обеспечение

Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей. ЗАДАЧИ:

1.Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитанияю

2.Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников, посредством использования ИКТ:

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи : структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем : воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характеры и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Психолого-педагогическая поддержка семьи осуществляется на разных этапах деятельности педагога-психолога ДОУ : диагностическом, прогностическом, практическом, заключительном.

Психолого-педагогическая поддержка семьи должна быть направлена на:

• улучшение семейного микроклимата;

• формирование положительных взаимоотношений в семье;

• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

• формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

У многих родителей, имеющих разный уровень психолого-педагогической культуры, отмечается недостаточное понимание, принятие ребенка, осознания того, что его эмоциональная сфера – базовая основа личности, необходимости психологической защиты и обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Отсюда неумение справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка.

В МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя наиболее часто используются следующие формы организации психолого-педагогической поддержки семьи :

практические занятия для родителей;

Анализ полученных в ходе диагностического этапа данных, позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство воспитанников МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя характеризуются частыми подъёмами и спадами настроения, раздражительностью, наличием страхов, нервозностью, болезненностью, плаксивостью, конфликтностью, агрессивностью.

2. 3% родителей внешний вид ребёнка доставляет им неприятные ощущения, 24% - интеллектуальные возможности детей, 59% - их речь. У 43% родителей неприятные ощущения вызывает поведение ребенка, у 3% - его двигательная неловкость. 3% родителей ответили, что их ничего не беспокоит. По всей видимости, это тот небольшой процент родителей, которые не осознают наличие проблем в развитии их детей, или пытаются скрыть их.

97% родителей считают своих детей добрыми и любящими.

35% родителей утверждают, что их дети проявляют свою любовь через ласки, 84% - через поцелуи и объятия, 51% - говорят о своей любви, 3% - делают то, что не нравится родителям (с целью обратить внимание родителей на себя, т. к. они испытывают недостаток внимания, нуждаются в нем).

3. В МБДОУ д/с №23 2% детей практически отвержены в семье и семейная ситуация для них крайне неблагоприятная. 24% детей чаще всего чувствуют себя отвергнутыми и ситуация для них в семье неблагоприятная. 37% детей могут периодически немного раздражать родителей, но ситуация для них в семье средне благоприятная. 37% детей чувствуют себя любимыми, нужными, необходимыми, и ситуация для них в семье благоприятная.

4. 54% родителей считают, что Ребенок – самая большая ценность в их жизни. Они стремятся не только понять, но и узнать его, относятся к нему с уважением, придерживаются наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, они действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.

Для 46% родителей забота о ребенке – вопрос первостепенной важности. Они обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой они чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Среди обследованных семей не было выявлено таких, у которых есть серьезные проблемы с воспитанием ребенка, которым недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью.

5. 10% родителей можно упрекнуть в нерешительности и желании пустить все на самотек. Если они не изменят своего поведения, то могут не дождаться исполнения мечты о дружной семье, где каждый готов помочь другому, способен сочувствовать и сопереживать.

5% родителей слишком активно берут на себя роль старшего, который должен вмешаться во все дела детей, не давая им действовать самостоятельно. Им кажется, что достаточно сказать веское слово взрослого человека, и все конфликты, которые неизбежно возникают между детьми, решаться сами собой. Эта в корне неправильная позиция неизбежно повлечет за собой поистине трагические ошибки.

У 85% родителей отношения с детьми вполне благополучные (или близкие к тому, чтобы ими стать). Конечно, без ссор между детьми в их семьях не обходится, но их гораздо меньше, чем в большинстве других семей. Остается продолжать в том же духе и не терять доверие, которое существует между ними и их малышами.

6. 74% семей нравится их ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы.

77% семей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Если стремление к симбиотическим отношениям выражается в реальности, то данную группу детей можно отнести к гиперопекаемым.

7. 9% обследованных семей характеризуется наличием нервно-психического напряжения в отношениях между родителями и детьми.

2% семей испытывают чувство вины (в плане наличия недостатков в физическом и психическом развитии своего ребенка).

В 2% семей выявлена семейная тревога.

8. 18% родителей показали очень низкую степень суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. 82% - среднюю степень.

4% родителей выражают контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования.

60% родителей испытывают среднюю степень эмоциональной близости к своим детям.

29% родителей сотрудничают со своими детьми, что как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. 4% родителей показали низкий уровень сотрудничества с детьми, что может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений. Непоследовательность родителя (32%) может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности.

4% родителей считают, что их мнение, поступки, действия являются авторитетными для детей. 64% родителей считают, что их поступки не оказывают никакого влияния. 32% родителей думают, что их поступки имеют среднюю силу влияния.

89% родителей показали среднюю степень удовлетворенности, что может свидетельствовать о наличии некоторых нарушений в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

На основе полученных результатов был запланирован прогностический этап психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника, а именно:

- проведение занятий по предупреждению агрессивности в поведении,

- снижению эмоционального напряжения (комплекс релаксационных упражнений, техники музыко- и арттерапии,

- созданию положительного эмоционального настроения в группе и нормализации степени социально-психологического климата в детском коллективе,

- проведение просветительской работы с родителями,

1. Выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

2. Определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

3. Выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);

4. Организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

5. Повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка;

Можно предложить следующие темы консультаций для родителей:

- Психологический климат в семье – залог психического здоровья ребенка.

- Если Ваш ребёнок берёт чужие вещи.

- 10 правил, как научить ребёнка слушаться.

- Семья и воспитание.

- Ночные кошмары (или Если ребёнку приснился страшный сон).

- Упрямство (родитель - ребёнок).

- Семья как фактор развития у ребёнка способности к сопереживанию.

- Если у ребёнка закрепилась вредная привычка.

- Научите ребёнка делать добро.

- Ссоры в присутствии детей.

- Отцы утратили ориентиры.

- 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребёнка.

- Родители + дети = дружба или Как сохранить покой в семье.

Итак, изучение научной литературы по данной проблеме и применение её на практике позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.

Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его физического и душевного здоровья, которое зависит от преобладания определенных жизненных норм в поведении ребенка, а это, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от родителей. Чем богаче человеческая личность духовно, тем серьезнее и ответственнее она относится к детям.

Повышение уровня педагогической компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Основанием для оценки результатов труда родителей являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Взрослея, ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, подготовить его к доступным ему видам деятельности. Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии позволяет не только скоррегировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога. В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов. Реализация компетенций происходит.

Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери

Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери Иванова Екатерина Викторовна Сидорова Наталья Геннадьевна Тесная эмоциональная связь с матерью начинает формироваться еще во внутриутробном.

Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС Согласно новому федеральному образовательному стандарту воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании детей, обеспечении психолого.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Ф. И. О. ребёнка, дата рождения. Ребёнок от 1-ой беременности, протекавшей с угрозой прерывания в 1-ом триместре. Роды 1-ые срочные с массой.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника I. Информативные сведения 1. ФИО 2. Дата рождения 3. Проживает по адресу 4. В состав семьи входит 3 человека: • мама – • сестра – 5.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. В свою очередь деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе “воспитатель — родитель”, требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

И воспитатель, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает.

Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива — уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.

Не всегда удается ладить со своим ребенком. Частые капризы, плачь и конфликты зачастую возникают из-за того, что родителю бывает трудно понять своего ребенка, найти к нему подход.

Психологическая поддержка родителей давно зарекомендовала себя как одно из направлений психологической помощи.

Её необходимость наиболее ощутима при взаимодействии психолога с семьей воспитывающего ребенка, который пошел в детский сад и родители не могут давать ему столько внимания как раньше. Среди таких семей, а особенно матерей очень часто проявляется состояние растерянности, трудности понимания и принятия правил и норм группы.

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

Родительская поддержка – это процесс: в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, который помогает ребенку избежать ошибок, который поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю.

Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения. И здесь основополагающим выступает психологические сопровождение.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от ступени образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

  • созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
  • повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
  • повышению психологической компетентности родителей и педагогов;
  • поддержке родителей;
  • развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

Чтобы выстраивать конструктивные взаимоотношения с семьей, психолог должен знать социальный и культурный контекст, внутри которого существует семья, ее структурные особенности, характер установок по отношению к ребенку. С этой целью мы изучаем внутрисемейные отношения: проводим анкетирование, предлагаем тесты, обобщаем семейный опыт по вопросам, в частности, физического, экологического, умственного воспитания в семье, а также организуем родительские конференции, клубы, семинары-практикумы, тренинги, интересуемся педагогической культурой родителей. Задача психолога на данном этапе — помочь родителям понять, каков уровень их педагогической грамотности, какие цели воспитания преследуются в семье, каким образом они пытаются их реализовать. Педагог – психолог тесно взаимодействует с воспитателями, специалистами и непосредственно с детьми и их родителями.

Для психологической поддержки семьи мы привлекаем родителей в построение жизни в детском саду и используем такие формы сотрудничества с семьей:

Дни открытых дверей: анкетирование, с помощью анкет мы получаем информацию о степени вовлеченность родителей в процесс воспитания детей, узнаем их пожелания и ожидания; просмотр детских утренников, вечеров досуга, совместная деятельность по созданию мини-музеев, экскурсии, совместная исследовательская деятельность, просмотр открытых занятий, проведение “Дня здоровья” все это проводится совместно с родителями.

Общие родительские собрания: родительские субботники, трудовые десанты, индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, клубы “Здоровая семья”, “Успешные родители”, “Семейная гостиная” консультации педагогов – специалистов, горячая линия для родителей, где они могут задать интересующие их вопросы о развитии из ребенка и жизни детского сада.

Собрания родителей по группам; папки-передвижки, совместное оформление фотовыставки детского сада, информационные стенды на которых идет постоянная смена информации о жизни группы; библиотечки семейного чтения, создание “экологической тропы”, работа по озеленению территории, посадка саженцев.

  • вера в важность и необходимость совместных действий семьи и ДОУ;
  • в то, что семья способна к позитивным изменениям;
  • учет интересов и возрастных особенностей детей и родителей;
  • использование активных форм взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ.

Благодаря налаживанию сотрудничества психолога, педагогов, родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной и сложной для решения.

Таким образом, специфика работы с семьями воспитанников заключается в психологической поддержке взрослых, снятии недоверия к специалистам. Всем своим поведением воспитатель и педагог должны проявлять искренний интерес ко всему, чем живет ребенок, уважение к его родным, готовность к тесному контакту с ними. Это взаимодействие осуществляется путем организации коллективных дел.

В приложении мы приводим примеры анкет для родителей.

Методические рекомендации “Беседа с родителями”

Обычно психологическому исследованию ребенка предшествует беседа с его родителями и воспитателем.

Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ребенку пока можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Особо активного ребенка иногда рискованно оставлять одного он может что-нибудь сломать или повредить. На этот случай желательно наличие ассистента, который займет ребенка, пока психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в отдельную комнату, а второго попросить последить за ребенком.

Уже во время предварительной беседы начинают вестись записи, которые будут продолжаться в течение всего обследования. Пока что можно записать фамилию и ими ребенка, дату рождения, сослав семьи, имеющееся проблемы. В дальнейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же ребенком).

Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Лучше сначала просто выслушать родителей. Полезно записывать детали, выясняющиеся по ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные родителем или воспитателем слова и выражения. “Во время занятия витает в облаках. ”, “Всегда добьется своего…”, “Сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает. ”, – подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая потеряется, если вы попытаетесь перевести их на более строгий язык.

  • получить общее представление о том, как родитель (воспитатель) воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, которая его беспокоит;
  • познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети);
  • собрать анамнестические данные, сведения о семейной и садовской ситуации.
  • проблемы, связанные с умственным развитием;
  • поведенческие проблемы;
  • эмоциональные и личностные проблемы;
  • проблемы общения;
  • неврологические проявления.

Проблема, заявленная родителем (воспитателем), может не соответствовать реально существующей. Например, неуспеваемость ребенка, воспринимаемая как следствие нарушений в умственном развитии может в действительности объясняться эмоциональными отклонениями или сниженной мотивацией. Подлинной причиной поведенческих нарушений может оказаться умственная отсталость, приводящая к непониманию ребенком тех или иных ситуаций. Тем не менее, приведенные выше направления сбора анамнеза все равно окажутся полезными. Возможно лишь, что в последующей беседе, которая будет проводиться уже после психологического обследования ребенка, придется собрать сведения и по некоторым дополнительным направлениям. Не имеет смысла стараться во всех случаях собирать полный анамнез. Это занимает очень много времени, а значительная часть полученных сведений часто оказывается не нужна.


В России дошкольное образование не так давно получило статус самостоятельного уровня общего образования. Поэтому был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Среди них имеют место и требования к психолого-педагогическим условиям. Одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Одна из задач ФГОС ДО — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9). В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагога-психолога с родителями является создание наиболее комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье, возрождение семейного и духовно-нравственного воспитания [3; 14].

Задачами психолого-педагогического сопровождения родителей являются:

− способствовать стимулированию мотивации родительской активности, становлению партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОУ;

− знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей в дошкольном возрасте;

− способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания своих детей;

− создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки всех родителей;

− организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного роста каждого ребенка.

Основные принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями:

Преемственность согласованных действий.

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ Открытость по отношению к семье воспитанника.

Доброжелательный стиль общения педагога-психолога с родителями.

Формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей

1. 1. Родительские собрания, выступления педагога-психолога по следующим вопросам: адаптация детей в ДОУ, гиперактивность детей, развитие познавательных процессов, и т. д.

1.2. Анкетирование. Сбор информации о семье, социальном статусе семьи, потребностях в информации, для подбора тем для следующих групповых консультаций, лекций, бесед.

1.3. Открытые занятия с детьми для родителей, которые дают возможность родителям увидеть, насколько педагогически грамотная, психологически комфортная и безопасная среда создана в ДОУ.

1.4. День открытых дверей. Психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, рассказывает о том, с какими вопросами и в какое время можно обращаться к психологу.

1.5. Психодиагностика. Проведение психодиагностики ребенка в присутствии его родителей, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии своего ребенка.

1.6. Семинары. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, выбора способа улучшения взаимопонимания в семье.

1.7. Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство родителей между собой, на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания. Данные занятия могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания.

1.8. Консультация родителей. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, педагог-психолог оказывает родителям воспитанников действенную помощь.

Педагог-психолог ДОУ широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Наиболее часто востребованные по проблемам адаптации ребенка к условиям детского сада; проблемам в поведении; детские страхи; проблемам развития познавательных процессов.

Консультационный центр предназначен для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (неорганизованные дети). В Консультационном центре предоставляется родителям помощь на бесплатной основе. Здесь родители могут получать помощь по различным интересующим их вопросам воспитания дошкольников.

Главными задачами Консультационного центра являются: оказание психолого-педагогической помощи родителям, направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка; определение уровня развития ребенка; психолого-педагогическое обследование детско-родительского взаимодействия.

Консультационный центр осуществляет следующие функции:

Информационно-просветительская форма работы

Наиболее эффективной информационно — просветительской формой работы является создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о всех проводимых мероприятиях. Об эффективности проводимой педагогом — психологом работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление к индивидуальным контактам с педагогом — психологом; размышление родителей о правильности использования каких-либо методов воспитания; повышение их активности, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, консультационный центр, дошкольное образование, ребенок, дошкольный возраст, личностный рост, образование детей.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное.

дополнительное образование, дополнительное образование детей, детский сад, образовательный процесс, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, развитие ребенка.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный.

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие.

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Образовательная программа по консультативному пункту.

В работе консультативный пункт опирается на Приказ Департамента образования города Москвы

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка.

Консультативный пункт и Центр игровой поддержки ребенка в системе дошкольного образования города Москвы 2009.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников.

детский сад, дошкольное образование, ребенок, учреждение.

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.

Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют.

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации.

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

Читайте также: