Кпк проектная деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

В программе раскрыта роль инновационных образовательных технологий как средства получения нового образовательного результата у обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НО.

Основная часть программы посвящена организации и руководству проектной деятельностью обучающихся. Проектная является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, и способствует обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся, развитию творческих способностей и активности, социальной адаптации, формированию познавательных мотивов обучения.

Раскрыта технология развития у обучающихся начальной школы навыков ставить проблему-вопрос и планировать цель-результат деятельности, находить необходимую информацию, презентовать свои знания.

Программа будет интересна педагогам, участвующим в реализации ФГОС НОО (учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня), методистам, заместителям руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе.

Программа разработана и составлена с учетом требования ФГОС. Содержит поурочное планирование, примерные тема проектных работ.

ВложениеРазмер
proektnaya_deyatelnost_v_shkole.docx 43.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50

Педагогическим советом Директор

ГБОУ СОШ №50 ГБОУ СОШ №50

Автор-составитель: Пыжова Е.И., учитель русского языка и литературы.

Место курса проектная деятельность в школьной программе

Методы и технологии

Требования к ЗУНам по окончанию реализации программы

Личностные и метапредметные результаты

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Перечень тем проектно-исследовательской работы для учащихся 5-9 классов для прикрепления к педагогу

В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования среди которых:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы;

- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- построение индивидуальной образовательной траектории;

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;

- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.д.

Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной деятельности.

Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в команде.

Проектная и исследовательская работа проводится учениками 5-9 классов ГБОУ СОШ № 50 под руководством педагога. Руководитель проектно-исследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса.

Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика.

Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества.

Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая часть учебной деятельности.

- познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД);

- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);

- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);

- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);

- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);

- сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;

- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска;

- развить познавательные потребности и способности, креативность;

- развить коммуникативные навыки (партнерское общение) (коммуникативные УУД);

- сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

- формирование умения решать творческие задачи;

- развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.

Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник.

В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью овладения учебным предметом.

Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. При этом руководителю проекта необходимо учитывать разновозрастность детей общей группы. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.

Группы умений, которые формирует курс:

  1. Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных задач);
  2. Социального воздействия (формирование умений сотрудничества в рамках исследовательской групповой деятельности, формирования умения оказывать помощь одногруппникам и умения принимать помощь, умение следить и корректировать ход исследовательской деятельности);
  3. Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников);
  4. Информационные (умение самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализ и систематизация);
  5. Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих достижений и результатов работы, умение построения выступления);
  6. Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки, полученные в ходе выполнения конкретных задач, умение определять, чему следует учиться далее);
  7. Управленческие (умение проектировать процесс, планировать время и распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять обязанности в групповой работе).

Этапы проектной деятельности:

Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих принципов :

- непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного образования как единого целостного образовательного процесса;

- индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной деятельности;

- системность учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных детей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация, конференция, комплексная работа, и т.д.

В данной связи в целях логического завершения деятельности предлагается внести в учебный план школы проведение итоговой научной конференции учащихся для презентации результатов проведенного исследования.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями ФГБОУ СОШ № 50. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии ФГБОУ СОШ № 50 или на конференции, проводимой в ФГБОУ СОШ № 50.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены конкретным учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные группой учащихся).

Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части: разработка проекта, практическая реализация и защита.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

В курсе повышения квалификации отражены особенности организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Предназначен для педагогов любых образовательных организаций и других работников образования.



Почему стоит пройти обучение у нас

Образец выдаваемого документа:

По окончании обучения слушателям выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.

Удостоверение

Выдается после окончания обучения. Оригинал высылается Почтой России, копия — на Ваш электронный адрес.

Свидетельство

Справка об обучении

Выдается при зачислении на обучение.
Высылается на Ваш электронный адрес сразу после одобрения заявки.

Категория слушателей:

педагоги ступеней начального, основного и среднего общего образования любых образовательных организаций и другие работники образования (лица, имеющие/получающие высшее или среднее профессиональное образование).

Цель курса:

раскрыть содержание нормативно-правовых основ государственной политики в области образования, определить педагогические аспекты обучения и воспитания, предоставить теоретические основы общей и педагогической психологии, охарактеризовать возрастные и психологические особенности обучающихся младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, определить особенности обучения как составной части педагогического процесса, охарактеризовать современные методы обучения, ознакомить с теоретическими основами педагогических технологий, определить особенности применения технологии проектного обучения, а также организации исследовательской деятельности обучающихся.

Отзывы обучающихся на курсах повышения квалификации

Благодарность

Благодарность

Благодарность

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: