Что такое системный подход кратко в информатике

Обновлено: 02.07.2024

2. Развивать потребность в систематическом осмыслении, переработке и оценивании большого объема информации, что является необходимым условием для дальнейшего продолжения образования.

ВложениеРазмер
informatsionnye_sistemy.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 (получение новых знаний)

Определить значимость системного подхода как одного из основополагающих методов изучения науки информатики

  • применительно к реальным физическим объектам (Солнечная система, молекула как система атомов, компьютер как система аппаратного и программного обеспечения);
  • к абстрактным объектам, являющимися продуктами теоретического обобщения (система счисления, система синтаксических правил русского языка, периодическая система Д.И. Менделеева);
  • к процессам, включающим человеческую деятельность (система образования, система подготовки авиадиспетчеров, система телевещания, система работы актера над собой К.С. Станиславского)

Общим для всех систем является:

Система состоит из взаимосвязанных элементов, выполняющих общие функции, что позволяет рассматривать их как единое целое.

Все следующие объекты можно рассматривать как системы: кристалл как система атомов, живой организм как система клеток, компьютер, коллектив класса, Вселенная как система звезд и планет…

Согласно общей теории систем любой реальный объект (предмет, явление, событие) можно рассматривать как систему. В то же время любую систему можно рассматривать как самостоятельный объект.

Предполагаемый ответ: и, да и нет. Употребляясь в разных контекстах, отражают разные взгляды на объект.

Объекты, в которых отражен системный характер: система отсчета, система охлаждения двигателя, банковская система, система социального обеспечения, операционная система ЭВМ, система безопасности, файловая система компьютера…

Чтобы кокой-то объект можно было рассматривать как систему, необходимо прежде всего уметь выделять в нем основные составляющие его элементы и взаимосвязи между ними. Причем, связи могут иметь различную природу: физическую, химическую, биологическую, социальную…

Элемент системы – составная часть системы, объект, выполняющий определенные функции в системе в рамках данной задачи.


В данном уроке рассматривается, что такое системный подход, система, компоненты системы и системный эффект, какие бывают системы, что такое надсистема и подсистема. На примерах рассматривается работа в текстовом редакторе Microsoft Word: печать текста, вставка рисунка и фигурного текста, сохранение документа.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Системы объектов. Состав и структура системы"

Итак, состояние составного объекта определяется значениями его собственных признаков и состоянием объектов-частей. Например, компьютер включается после нажатия кнопки Пуск на системном блоке.

Системный подход – это подход к описанию сложного объекта, при котором называют его составные части, рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние. Сложный объект принято называть системой, а его составные частикомпонентами системы.

Система – это любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое.

Например, цветок состоит из стебля, листочков, лепестков и сердцевины. В данном случае система – это цветок, а стебель, листочки, лепестки и сердцевина – это компоненты системы.

Любой реальный объект по своей природе очень сложен, поэтому его рассматривают как систему.

Разберём более подробно каждую из них.

Материальные системы – это системы, которые можно ощутить, потрогать руками. Они делятся на природные и технические.

Природные системы – это системы, созданные природой. Например, животное, растение, море и так далее.

Технические системы – это системы, созданные руками человека. К ним относятся компьютеры, машины и другие.

Нематериальные системы – это системы, которые нельзя ощутить. Например, английский язык, химический язык и так далее.

Смешанные системы – это системы, которые содержат в себе материальные и нематериальные элементы. Здесь можно выделить социальные системы, то есть это системы, которые образуют люди, объединённые чем-то общим. В качестве примера можно взять школу. Здесь присутствуют как материальные системы: школьное здание, оборудование, учебники и так далее, так и нематериальные системы: расписание уроков, звонков и прочее.

Система определяется не только набором и признаками её элементов, но также взаимосвязями между элементами. Одни и те же элементы могут образовывать различные по своим свойствам системы. Это зависит от взаимосвязей, которые их объединяют. Например, из мяса и картошки можно приготовить разные блюда: тушёную картошку с мясом или пюре и жареное мясо. Или с помощью круга и треугольника можно нарисовать как мальчика, так и девочку.

Структура – это порядок, в котором объединились элементы, составляющие систему.

С помощью схемы состава описываются состав и структура системы. В состав системы может входить другая система. Итак, система в состав которой входит ещё одна система, называется надсистемой, а система, которая входит в состав, называется подсистемой. Так же, как и с множествами, имя надсистемы находится в схеме состава выше, чем имена подсистем, которые в неё входят. В состав подсистемы может входить ещё одна или несколько подсистем. Таким образом, получается многоуровневая структура системы, в которой один и тот же элемент может быть, как надсистемой, так и подсистемой.

Для большей наглядности разберёмся на примере. В состав компьютера входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки.

Итак, системный блок, монитор, клавиатура, мышь и колонки в свою очередь так же являются системами, так как каждый из этих элементов состоит из множества взаимосвязанный частей. Например, в состав системного блока входят процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск и так далее. Имеем следующее: компьютер – это система. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь и колонки в свою очередь являются подсистемами и надсистемами одновременно, так как в их состав входят множество элементов. Как говорилось ранее в системный блок входят процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск и другие элементы.

Главное свойство любой системы – возникновение системного эффекта, то есть при объединении элементов системы, у неё появляются новые признаки, которыми до этого не обладал ни один элемент в отдельности.

Например, системный блок компьютера. Как говорилось ранее, он состоит из множества элементов: процессор, блок питания, материнская плата, жёсткий диск и так далее.

Но если из этого списка убрать хотя бы один элемент, то системный блок работать не будет. Так, например, если убрать блок питания, то системный блок не запуститься. Если мы уберём материнскую плата, а как известно это важнейший элемент системного блока, то компьютер так же не будет работать.

Или же возьмём к примеру велосипед.

Составные компоненты велосипеда (рама, руль, колеса, педали, сиденье) зависят друг от друга. Качество данной системы – способность ездить на велосипеде. Ни одна составная часть не обладает этим свойством. Но в свою очередь если собрать их вместе, то появляется такое качество, как способность ездить на велосипеде.

Итак, во второй части нашего урока мы с вами познакомимся с графическими возможностями текстового редактора Microsoft Office Word.

Выполним первое задание:

Для начала напечатаем необходимый текст.

Теперь вставим картинку. Для этого на ленте выберем вкладку Вставка, затем кнопку Рисунок. Далее указываем путь к нашей рабочей папке, выбираем файл Антошка.jpg и нажимаем кнопку Вставить. Для расположения картинки так, как показано в примере, необходимо выделить рисунок (нажать один раз левой кнопкой мыши на нём), затем на ленте выбрать появившуюся вкладку Формат (Работа с рисунками). В группе Упорядочить нажать кнопку Положение, в появившемся меню выбрать необходимое положение рисунка относительно текста. В данном случае это положение сверху справа с обтеканием текста вокруг рамки.

Сохраним полученный документ в рабочей папке под именем Антошка.

Итак, откроем документ Животные.docx. В первом четверостишии рассказывается про корову. Значит нам необходимо вставить рисунок Корова.jpg. Для этого на ленте выбираем вкладку Вставка и нажимаем кнопку Рисунок, далее указываем путь к нашей рабочей папке, выбираем необходимый рисунок и нажимаем кнопку вставить. Так как рисунок большой, необходимо взять за любой из углов рисунка и потянуть до нужных размеров. Для сохранения пропорций, уменьшать рисунок необходимо по диагонали. Затем выбираем на Ленте вкладку Формат, нажимаем кнопку Положение и выбираем необходимое. В данном случае Положение сверху слева с обтеканием текста вокруг рамки. Таким же образом вставляем остальные картинки.

Во втором четверостишии говорится про лошадку, значит вставляем соответствующую картинку, перед этим поставив курсор в начале данного четверостишия. При необходимости уменьшаем размер. В группе упорядочить выбираем Обтекание текстом и в появившемся меню пункт – Внутри текста. Таким же образом вставляем и в третье четверостишие рисунок Овечка.jpg. Перед этим поставим курсор в конце второй строки. Выбираем обтекание текстом В тексте. Сохраняем документ в своей рабочей папке под именем Животныe1.docx.

Переходим к третьему заданию.

В данном задании мы с вами научимся создавать декоративные записи и вставлять картинки из коллекции Microsoft . Итак, необходимо создать поздравительную открытку ко Дню Рождения. Образец предоставлен на экране.

Подведём итоги. Сегодня мы научились

Вставлять изображения из файла и картинки из коллекции Microsoft Office Word с помощью вкладки Вставка;

Изменять размеры и положение изображений в тексте;

Вставлять декоративный текст с помощью вкладки Вставка.

Системный подход – это подход к описанию сложного объекта, при котором называют его составные части, рассматривают их взаимодействие и взаимовлияние.

Система – это любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое.

Системы бывают материальные, нематериальные и смешанные.

Материальные системы – это системы, которые можно ощутить, потрогать руками. Они делятся на природные и технические.

Природные системы – это системы, созданные природой.

Технические системы – это системы, созданные руками человека.

Нематериальные системы – это системы, которые нельзя ощутить.

Смешанные системы – это системы, которые содержат в себе материальные и нематериальные элементы.

Норберт Винер

Рисунок 1. Норберт Винер

Кибернетика (в переводе с греческого – кормчий, рулевой) – это наука, изучающая общие закономерности процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Основная идея, изложенная в книге Винера заключалась в том, что управление в любых системах – биологических, технических, общественных – определяется одними и теми же информационными законами и тесно связано с обменом информацией.

Система ( в переводе с греческого- составленный) – это группа объектов и связей между ними, выделенных из среды и рассматриваемых как одно целое.

Система

Рисунок 2. Система

Системный подход состоит в том, что объект исследования рассматривается как система с учетом всех взаимосвязей между её частями.

Системы различают:

  • естественные (природные);
  • искусственные (созданные людьми).

Любая искусственная система создается с определённой целью. Объекты системы называются компонентами. Связи между частями предают системе особые свойства, которых нет ни у одного отдельного компонента системы. Свойства системы нельзя определить суммой свойств её компонентов. Если в компоненте системы выделяются отдельные части и существуют связи между ними, то этот компонент называется подсистемой (системой более низкого уровня). Часто каждая система имеет надсистему (систему более высокого уровня).

Готовые работы на аналогичную тему

Пример систем

Рисунок 3. Пример систем

Система $S$ состоит из двух подсистем $S_1$ и $S_2$, а также элементов Г и Д.

Системы бывают замкнутые и разомкнутые.

Разомкнутые системы просты в обращении, в них поток информации идет только в одну сторону. Примером может служить светофор или табло. Недостатком разомкнутых систем является то, что регулятор должен знать точную модель самого объекта, что на практике чаще всего неизвестно, и что такие системы подвержены внешним воздействиям о которых у него нет никакой информации. Проблема решается добавлением канала обратной связи. Системы с обратной связью называют замкнутыми системами или системами с цикличной подачей информации.

Системы с обратной связью широко используются в технике. Примерами служат автопилоты на судах и самолётах, регуляторы частот вращения турбин или двигателей, роботы с датчиками обратной связи (камеры, различные температурные датчики…).

Примером обратной связи в обществе может служить жалобы граждан на работу органов управления. Для чего существуют специализированные сайты и приемные или контактные телефоны приемных комиссий.

Обратная связь может быть положительной и отрицательной. Положительная связь, когда регулятор сам стремится увеличить разницу между заданным значением и сигналом обратной связи. Зачастую в этом случае система переходит в колебательный режим, что используется в генераторах колебаний. Другим примером положительной обратной связи служат цепные химические или физические реакции (горение, взрывы, ядерная реакция).

Обратная связь, при которой регулятор уменьшает или стремиться уменьшить разницу между фактическим состоянием самого объекта и заданной целью, называется отрицательной.

Системный подход ознаменовал появление нового научного направления – системного анализа. В задачи которого входит изучение сложных систем ( биологических, технических, экономических, социальных) на основе управления и теории информации.

Во многих системах взаимодействие между подсистемами можно рассматривать как управление. Такие системы (их называют системами управления) всегда содержат управляющий объект (регулятор) и управляемый объект. Итог управления или цель чаще всего задается извне и регулятор процесса управления является только исполнителем. Например, водитель служебной машины исполняет указания своего начальника и никогда не решает сам, куда ехать.

Системы управления делятся на автоматические и автоматизированные. Автоматические системы работают без участия человека, например автопилот, а автоматизированные системы работают под управлением человека, а всю информацию собирает и обрабатывает компьютер.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система и системный подход. Учитель информатики Якушина Ю.А. МБОУ Андреевска.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Система и системный подход. Учитель информатики Якушина Ю.А. МБОУ Андреевска.

Система и системный подход. Учитель информатики Якушина Ю.А. МБОУ Андреевская СОШ 2016

Что такое система Система – это совокупность материальных или информационных.

Что такое система Система – это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью


Свойства систем Целостность Система есть абстрактная сущность, обладающая цел.

Свойства систем Целостность Система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определенная в своих границах.

Синергичность Однонаправленность действий в системе, которая приводит к усиле.

Синергичность Однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата Свойства систем

Свойства систем Эмерджентность Наличие у целостной системы особых свойств, не.

Свойства систем Эмерджентность Наличие у целостной системы особых свойств, не присущих ее подсистемам или элементам.

Свойства систем Холизм Составляющие одной формы системы.

Свойства систем Холизм Составляющие одной формы системы.

Иерархичность Каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама.

Иерархичность Каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы). Свойства систем

Системный подход Системный подход – направление методологии научного познания.

Системный подход Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

 Основные принципы системного подхода Системность

Основные принципы системного подхода Системность

Основные принципы системного подхода Целостность - позволяющая рассматривать.

Основные принципы системного подхода Целостность - позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Основные принципы системного подхода Иерархичность строения - то есть наличие.

Основные принципы системного подхода Иерархичность строения - то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Основные принципы системного подхода Структуризация - позволяющая анализирова.

Основные принципы системного подхода Структуризация - позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Основные принципы системного подхода Множественность - позволяющая использова.

Основные принципы системного подхода Множественность - позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Основные принципы системного подхода Системность - свойство объекта обладать.

Основные принципы системного подхода Системность - свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Системный анализ

Модели систем

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 518 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.07.2016 5976
  • PPTX 5.5 мбайт
  • 116 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Якушина Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

В чём суть системного подхода? Приведите пример.

Ответ

Подход к описанию сложного объекта, при котором не просто называют его составные части, но и рассматривают их взаимодействие и взаимовли­яние, принято называть системным подходом. При этом сложный объект называют системой, а его части-компонентами (элементами) системы.

При системном подходе учитывается взаимодей­ствие и взаимовлияние всех компонентов систе­мы.

Например, школа — это система. Все ее объекты связаны отношениями и имеют общую цель.

Пример отсутствия системного подхода. Если исчезнут из системы полевые мыши, то хищным птицам нечем будет питаться.

Читайте также: