Финская система обучения как устроены лучшие школы в мире волкер тимати

Обновлено: 05.07.2024

Когда система школьного образования в Финляндии была признана самой лучшей по результатам теста PISA, педагоги со всего мира принялись изучать опыт финских коллег, пытаясь понять, в чем же заключается их секрет. Американский преподаватель Тимоти Уокер, который два года проработал учителем в хельсинкской школе, утверждает, что в основе всех достижений финских школьников лежит простой принцип: учебный процесс должен приносить радость. Короткий учебный день, минимум домашних заданий и тестирования — это только внешние составляющие успешного обучения. В своей книге Уокер рассказывает, как устроена финская система обучения, почему важно обсуждать с учениками их оценки, как предоставление школьникам выбора и совместное планирование помогут им стать более независимыми, почему обилие наглядных материалов на стенах приводит к снижению успеваемости и зачем учителю нужно играть с детьми на переменах. Он предлагает 33 стратегии, которые возможно применить и в наших, российских, школах.

Редактор И. Беличева

Главный редактор С. Турко

Переводчик Т. Мамедова

Руководитель проекта Л. Разживайкина

Дизайн обложки Ю. Буга

Корректоры Е. Аксенова, О. Улантикова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Арт-директор Ю. Буга

Издательство выражает благодарность переводчику с финского языка Ольге Серегиной за помощь при подготовке книги.

Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

В книге представлена методика обучения русскому языку, стимулирующая интеллектуально-лингвистическое развитие детей младшего школьного возраста.

Пособие подготовлено для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, родителей.

Почему не прожить нам жизнь героями духа

Чем глубже познавал я детей и профессиональную жизнь учителя (а жизнь эта беспредельна), тем больше возмущали меня учебники по педагогике: в них почему-то не чувствовал я любовь и уважение к себе – к учителю – и к своим ученикам. В них я и сейчас не нахожу такого страстного призыва к утверждению прекрасного в жизни и к познанию жизни, с какой страстью устремлены к ним сами дети и я тоже вместе с ними.

Шалва Амонашвили. 2003

Книга подготовлена к Седьмым Чтениям по гуманной педагогике –

Раз Ты сотворил нас по Образу и Подобию Своему, Значит, зародыш зерна Культуры есть Воля Твоя в нас. И раз направил нас на путь учительский, значит, Воля Твоя, чтобы пробуждали мы в Ребенке Дар Твой. Но дай нам силы раскрыть его в самих себе, и дай мудрость, чтобы пробудить Чудный Зародыш в детях наших. Да будет Земля Твоя на Небесах Сияющей Звездой Культуры!

Педагогика

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Пять комплексно развивающих конспектов с использованием иновационных технологий

Пять комплексно развивающих конспектов с использованием иновационных технологий – элементами ТРИЗ, конспекты составлены с учетом использования в пяти образовательных областях.

Основы теории обучения на неродном для учащихся языке

Международный характер образования, развитие академической мобильности в современном мире сделали особенно актуальной проблему обучения иностранных студентов, то есть проблему обучения на неродном для учащихся языке в неродной социокультурной среде. Российская высшая школа обладает в этой области уникальным опытом, в наиболее концентрированной форме накопленном на подготовительных факультетах для иностранных студентов. Монография представляет собой попытку обобщения этого опыта с точки зрения общих закономерностей и вытекающих из них требований к эффективности обучения иностранных учащихся.

Цель работы – дать систематическое изложение основ теории обучения на неродном языке на примере педагогической системы предвузовской подготовки иностранных студентов. Есть также надежда, что монография послужит катализатором для плодотворной дискуссии и для дальнейших исследований.

Работа адресована преподавателям, профессиональная деятельность которых связана с обучением иностранных учащихся, всем интересующимся теоретическими и практическими основами обучения на неродном языке в неродной социокультурной среде, а также тем, кто проходит курс повышения квалификации по методике обучения иностранных студентов. Книга будет полезна преподавателям, начинающим работать в иноязычной аудитории.

Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире

Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире - i_001.jpg

Редактор И. Беличева

Главный редактор С. Турко

Переводчик Т. Мамедова

Руководитель проекта Л. Разживайкина

Дизайн обложки Ю. Буга

Корректоры Е. Аксенова, О. Улантикова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Арт-директор Ю. Буга

Издательство выражает благодарность переводчику с финского языка Ольге Серегиной за помощь при подготовке книги.

© 2017 Timothy D. Walker

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Моим детям, Мисаэлю Кариджу и Адалии Джой

Отдельное спасибо Паси Сальбергу, который с первого года моей работы в Хельсинки поддерживал меня в желании писать о финском образовании с точки зрения иностранца. Я очень рад, что он подготовил предисловие для этой книги. Кроме того, я благодарен бывшим коллегам по общеобразовательной школе Ressu в Хельсинки, где провел два замечательных года. Работая над книгой, я также общался с финскими педагогами из других школ, и они всегда находили время со мною побеседовать, за что я очень им признателен.

До переезда в Хельсинки у меня было несколько талантливых американских наставников. Большое спасибо Брайану, Генри, Джоанне, Кэти, Линде Лю, Лизе, Стивену и Трише. Кроме того, хочу выразить благодарность своим домочадцам, чья любовь приносит мне много радости: жене Йоханне и детям Мисаэлю и Адалии. И, наконец, я глубоко признателен Господу Богу за то, что он милостиво благословил мое начинание.

Еще в 2000 году книга, подобная этой, просто не могла быть написана. Тогда основные тенденции мировой педагогики выглядели совершенно иначе. В Англии вот уже 10 лет полным ходом шли фундаментальные реформы в сфере образования: будучи ориентированными на повышение показателей и частую аттестацию школьников, они перевернули жизнь как учеников, так и учителей. В Швеции и вовсе попытались решить проблему радикально: там ввели ваучеры, благодаря которым родители, желающие обеспечить детям альтернативное образование, могли выбирать бесплатные школы нового типа. В Восточной и Юго-Восточной Азии (Японии, Гонконге, Южной Корее и Сингапуре) также переориентировали образовательные системы, сделав упор на ускоренные темпы обучения и достижение более высоких показателей, особенно по чтению, математике и естественным наукам . В США с целью повысить результаты учащихся и процент успешно получивших среднее образование во многих штатах проводили эксперименты, ужесточив отчетность для учителей и школ. Одним словом, во главу угла в сфере образования в тот период ставили высокие достижения. Если бы эту книгу писали в начале 2000-х, то, как и во многих подобных работах того времени, в ней говорилось бы о новых моделях для повышения эффективности преподавания, стратегиях преображения слабых школ и важнейших целях по изменению системы образования в целом.

На международной конференции педагогов, собравшихся, чтобы поделиться опытом и перенять друг у друга наиболее удачные идеи по разработке образовательных программ или повышению их качества, большинство учителей выбрало бы в качестве ориентира упомянутые выше страны. Возможно, на подобных встречах также рассказывалось бы о происходящем в Австралии, Новой Зеландии, Германии или Нидерландах. Там внедрялись новые интересные модели, позволяющие отслеживать прогресс в обучении, информировать родителей о достижениях школ и внедрять передовые формы управления образованием. Именно туда чаще всего ездили в ту пору мои коллеги со всего мира, там же осуществлялись совместные исследовательские проекты. Что же касается Финляндии, то вряд ли хоть кто-нибудь рассчитывал найти здесь что-либо интересное в сфере образования.

Все изменилось за один день, в декабре 2001 года, когда Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты первого международного исследования, в котором приняли участие 15-летние школьники из разных стран мира. Тест под названием Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment; PISA) показал, насколько хорошо они освоили родной язык, математику и естественные науки; причем оценивались не только теоретические навыки, но и умение применять знания на практике. После публикации результатов этого теста маленькое северное государство вдруг оказалось в центре всеобщего внимания . Вопреки ожиданиям, Финляндия, население которой едва дотягивает до 5,5 млн человек, обошла 31 страну. Более того, оказалось, что достижения учеников в различных школах и регионах Финляндии практически не отличались и что ситуация в семье влияла на результаты не так сильно, как в других странах. Да еще вдобавок финны сумели добиться успеха, потратив очень мало средств. Неудивительно, что это сбило с толку всех, кто так или иначе связан с образованием.

Неожиданный выход Финляндии на передовые позиции удивил не только международное педагогическое сообщество и мировые СМИ. Руководители системы образования, преподаватели и ученые-исследователи в самой Финляндии тоже были потрясены. Казалось, никто не мог убедительно объяснить, почему финские дети продемонстрировали самые высокие, по международным стандартам, результаты. Вплоть до декабря 2001 года девятилетние средние школы, которые появились в Финляндии в 1970-е годы, подвергались в обществе самой суровой всесторонней критике. Учителя старших классов и преподаватели университетов утверждали, что эти новые учебные заведения медленно, но верно понижают уровень знаний и навыков, ожидаемый от школьников при переходе на следующую ступень образования. Часть работодателей также присоединилась к негодующему хору, заявив, что у молодого поколения возникают проблемы с трудовой этикой, ведь теперь детям в школах внушают, что следует стремиться к комфорту и избегать напряженной работы. Наряду с этим некоторые родители считали, что более талантливые дети в средней школе лишены пространства для развития и возможности полностью раскрыть свой потенциал. Если же для изменения ситуации и предлагались какие-то решения, то они были позаимствованы из опыта других стран. В число предлагаемых реформ входили: создание более высоких стандартов, сбор подробной информации о достижениях учеников, предоставление родителям более широких возможностей при выборе школы и создание специализированных учебных заведений для одаренных детей. Но после декабря 2001 года неприятие финской системы среднего образования практически сошло на нет. Поэтому спасибо тесту PISA, без него эта книга вряд ли увидела бы свет.

Для кого ? Для преподавателей, которых волнует качество их работы. Для учителей, которым интересен опыт зарубежных коллег и близка тема выгорания. Для родителей, чьи дети на семейном обучении. Для тех, кто хочет узнать об укладе в зарубежных школах. Для чиновников от образования (сомневаюсь, правда, что они ее прочтут и сделают хоть какие-то выводы). Для всех, кто хочет понять, как улучшить процесс усвоения знаний и что может дать ребенку школа.

Кто автор ? Американский учитель, который несколько лет провел в финской школе и не перестает удивляться мировоззрению и подходу к образовательному процессу своих коллег из Финляндии.

Чего в книге нет ? Полноценных учебных планов или схем построения уроков. Советов родителям, как вести со своими детьми-школьниками. Революционных и прорывных идей, которые взрывают и переворачивают сознание. Фактических подробностей обо всей системе образования в Финляндии. Инструкций, как лучше применять описанные советы.

Что не понравилось ? Название утверждает, что раскроет секрет финской системы образования. Автор увлекся частностями и исследования системы целиком не получилось. Возможно, он мог бы оправдать отсутствие какой-либо систематизации и более глобальных выводов стремлением дать практические советы. Некоторые рекомендации показалисьпримитивными и очевидными (проветриванию помещений посвящено страниц 10). Иногда было ощущение, что я читаю о советской школе (система шефства, учитель не идет на поводу у родителей, уравниловка детей). Последний недостаток был развеян последующими объяснениями. Не припомню, чтобы в моем детстве радость обучения занимала хоть какое-то значимое место в системе ценностей учителя. В связи с этим хотелось бы больше подробностей о том, как устроен процесс: какие предметы изучаются, что происходит на экзаменах, куда идут учиться финны после окончания школы и т.д.

Очень краткое содержание :

Глава 1. Хорошее самочувствие. Частые перемены позволяют детям оставаться энергичными в течение всего дня. Учителя регулярно, несмотря на погоду, каждый перерыв отправляют детей на улицу. Стоит рассматривать перемену как стратегический инструмент для усвоения знаний. Они повышают внимательность учеников, дети работают более сосредоточенно и меньше отвлекаются. Мозг устраивает себе естественные перемены, погружаясь в мечты и отвлеченные мысли. Это освежает и позволяет освободить нейронные контуры, которые замыкаются, когда человек концентрируется. Не стоит перегружать расписание. У детей должны быть блоки свободного времени для развития спонтанности и креативности мышления.

К важным стратегиям хорошего самочувствия автор также относит: 1) решение не загромождать классы (оказывается, скандинавский минимализм способствует концентрации внимания и повышает ценность вывешенных по особому случаю детских работ); 2) возможность дышать свежим воздухом (маленькие финны сами во время урока открывают окна или просят проветрить помещение); 3) перенесение занятий из классов на природу; 4) правила поведения, составленные вместе с учениками.

Глава 2. Сопричастность. Педагогам необходимо налаживать контакты не только с учениками, но и с другими взрослыми в школе и за ее стенами. Преподаватели в Финляндии придают огромное значение общению с коллегами. Труд учителя рассматривается как процесс, предполагающий постоянное сотрудничество с другими. Педагоги регулярно собираются вместе с другими работниками школы и обсуждают индивидуальные потребности детей.

Улучшить взаимоотношения с учениками помогут индивидуальные приветствия каждое утро, совместные обеды и визиты к ним домой. Примечательно, что учителя ходят в гости к ученикам с целью узнать их получше и выяснить пожелания на новый учебный год, а вовсе не для инспекции. В первые дни после каникул многие преподаватели вели свой класс в зал, чтобы организованно играть там с ними. Это успокаивает и снимает нервное напряжение, которое многие испытывают в начале года.

Необходимо воздавать должное достижениям своих учеников. Радость от достигнутых успехов наполняет смыслом работу детей, мотивирует их на эффективную учебу и помогает сообществу учащихся. Причем это не какие-то формальные грамоты, а возможность публично представлять результаты своих исследований и труда. Тематические вечера, чтение вслух собственных произведений, общий блог класса подходят для этого куда лучше.

Обучение в начальных классах завершается школьным лагерем. На школьников возлагается ответственность за финансовую сторону этой поездки. Чтобы набрать нужную сумму, ученики организуют мероприятия, например, сладкие ярмарки. Когда у детей появляется коллективная мечта, это очень сплачивает. Нужно выбрать реалистичную цель вместе с детьми.

В Финляндии существует государственная программа против травли учеников. Она включает профилактические меры: школьники моделируют негативные ситуации с помощью компьютерной программы и проводятся ролевые игры. Также расписан алгоритм действий для педагогов и учеников, которые узнали о случае травли или были в нее вовлечены. Акцент делается на путях разрешения конфликта. Также в финских школах популярна система шефства старших учеников над младшими. Если смешать детей из разных классов, то ученикам не придется брать на себя определенную роль, которой их наделили в собственном классе. Шефство помогает учителям делегировать часть своих забот и обязанностей, что способствует уменьшению стресса у педагогов и повышению ответственности и самостоятельности у учеников.

Как чиновники от образования, так и родители доверяют учителям, потому что уважают их профессионализм (думаю, тут не сможет сдержать подступающую слезу даже самый стойкий российский учитель). Всеобщая убежденность, что преподаватели хорошо справляются с работой без внешнего давления, приносит в итоге выигрыш всем. Вызывающая страх необходимость постоянно отчитываться о результатах может помешать человеку переживать радость от ощущения ответственности за процесс. Это одинаково справедливо и для детей, и для взрослых. Учителя могут разделить с учениками ответственность за оценку их работ. Это связано с риском, но потенциальная польза велика: снижается уровень стресса, уменьшается нагрузка на учителя, возрастает влияние учеников на учебный процесс. В результате дети лучше усваивают материал и испытывают больше радости.

Глава 4. Мастерство. Финские учителя добиваются хороших результатов с помощью методов, далеких от передовых или инновационных. Учитель регулярно объясняет школьникам новый материал, стремясь обучать самому важному, поскольку часов, отведенных на освоение программы, не так много. Они пользуются ресурсами учебника, рассматривая их как ценное подспорье, а не как тягостную повинность, лишающую их труд радости.

Финны не увлекаются техническими средствами обучения. Модные технологии могут отвлечь учителей от работы над самым важным. По данным исследований, ученики, которые умеренно пользуются компьютерами в школе, показали более высокие результаты в учебе, чем те, кто использует их постоянно. Политики хотят, чтобы образование было задачей, которую можно решить без особых усилий, просто расстегнув кошелек. Но передовые технологии в этом далеко не главное. Значительно важнее накопленный учителями опыт, которым они могут делиться друг с другом.

Автор предлагает также использовать музыку на уроках. В одной из школ ученики даже играли на барабанной установке. Музыка на уроках математики помогает улучшить результаты учебы. Музыкальные упражнения позволяют распознавать закономерности, видеть структуру и запоминать порядок чисел.

Педагогам лучше поменьше хвалить учеников, им следует делать акцент на критике — объективной, предметной и конструктивной. Чтобы добиться прогресса, нужно устранить слабые места. Для обеспечения полноценной обратной связи нужно оставлять резервное время на уроке, не заполняя его до последней минуты объяснением материала или контрольными. В классе нужно ставить ясные и достижимые цели. Самое важное — определить, что могут сделать ученики для подтверждения результата. Итоговые тесты в Финляндии построены таким образом, чтобы ученик продемонстрировал, как усвоил материал, предоставив доказательства полученных знаний. Принципиальное отличие финских выпускных экзаменов заключается в том, что они проверяют способность справляться с неожиданными задачами. Школьников там регулярно просят показать, как они ориентируются в таких вопросах, как эволюция, безработица, этика в спорте, приверженность диетами и пр. Эти темы затрагивают сразу несколько учебных предметов и требуют продемонстрировать знания и навыки из самых различных сфер.

Перед тем, как распечатать ведомости, преподаватели обсуждают с детьми их итоговые оценки. Ученик получает возможность высказать свое мнение на этот счет. Подобная практика демонстрирует уважение педагогов к детям и укрепляет отношения между учителями и учениками.

Глава 5. Мировоззрение. В Финляндии учителя разделают подход к жизни, ориентированный на изобилие, а не на дефицит. Для них не важно, как они выглядят по сравнению с другими. Этим объясняется постоянное сотрудничество с коллегами. Стоит отойти от системы конкуренции и постараться работать лучше самому, независимо от того, как идут дела у других педагогов.

1) Стремитесь к состоянию потока — оно не только вызывает приятные ощущения, но повышает производительность и развивает полезные навыки. 2) Будьте толстокожими — никогда не сомневайтесь в своем профессионализме и подавайтесебя соответствующим образом. Педагоги, у которых в классе больше всего радости, еще и самые стойкие. Их уверенность не зависит от формальных показателей. Когда они делают ошибки, то быстро их исправляют и восстанавливаются. Автор предлагает для повышения эмоциональной устойчивости вести дневник, выписывая в одну колонку все причины, которые вызвали беспокойство в течение дня. Во вторую же можно записать то, как все обстоит в реальности, оценив ситуацию трезво.3) Сотрудничайте с коллегами за чашкой кофе — сама структура школы способствует взаимодействию между учителями. Почти половину уроков они проводят совместно с напарниками. Они испытывают в этом насущную потребность и делают это легко и непринужденно. Если вы искренне верите, что повышаете свой профессионализм, работая в согласии с другими, то сумеете без труда найти простые способы сделать это. Базой для успешной работы финских коллег служит их мировоззрение. 4) Приглашайте экспертов — этот подход позволяет сбросить с плеч часть груза и не выступать в роли мастера на все руки. Стоит признать профессионализм других и извлечь из него пользу. Приглашая на занятия коллег, преподаватель показывает ученикам, что хочет учиться у других. Важно больше доверять детям, позволяя иногда учить других.5) Действительно отдыхайте в отпуске 6) Не забывайте о радости — вопреки утверждениям некоторых специалистов, хорошее настроение и успехи в учебе вовсе не противоречат друг другу. Наоборот, чем лучше настроение, тем выше результаты. Фактор радости помогает продолжать преподавательскую деятельность.

Резюме : Мнение о книге у меня сложилось неоднозначное. Я не уверена, что она будет полезна преподавателям, потому что сама не являюсь экспертом по педагогической литературе. Возможно, любой учитель знает обо всем, что написано выше. Со страноведческой точки зрения книга весьма интересна. Бонусом к описанию финских школ идет сравнение их с американскими, поскольку автор учился и работал изначально в США. Некоторые советы мне показались достаточно общими и банальными. Видимо, вопрос в том, чтобы их действительно выполнять. Регулярно и целенаправленно.

Текст определенно внушает оптимизм, доказывая, что улучшить систему образования на государственном уровне возможно. Не лозунгами, деньгами, контролем и кнутом, а осмысленной последовательной согласованной деятельностью всех участников процесса. Особо меня порадовало совмещение радости и эффективности — для человека, закончившего школу в России, это кажется оксюмороном.

Книга пригодится всем, кто хочет получать больше радости от работы и получения знания, а также хочет помочь детям найти мотивацию и удовольствие от учебы.

Тимоти Д. Уокер - Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире

Когда берешь подобную книгу, ждёшь, что автор раскроет секреты успеха финского образования. Но этого не происходит. Единственное, что я отметила, финны более практичны в обучении. Но как они при этом учатся - нам не раскрывают :(

valeriya_veidt

4 апреля 2019 г. 18:26

Хоть я и борец за правильность употребления профессиональных понятий (владение профессиональным тезаурусом), всё же придираться к названию книги в данном случае считаю неуместным. Конечно, мои ожидания были несколько завышенными — как же, ведь автор должен был рассказать о системе (а значит, и всех её взаимосвязанных элементах!) обучения в Финляндии. Но знаю по опыту, что порой наименование профессиональных книг не всегда зависит от воли автора, поскольку издательство в этом вопросе играет не самую последнюю роль (нужны продажи-продажи-продажи!), а издаваться за свой счёт очень недешёвая затея. Кроме того, я оправдываю Тимоти Уокера ещё и потому, что существуют трудности перевода, да и требовательность к терминологической однозначности разнится в педагогической науке разных стран, чего…

Читайте также: