Коррекция детско родительских отношений в неполной семье в деятельности педагога психолога школы

Обновлено: 30.06.2024

Семья является основным фактором формирования личности ребенка. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к работе, нравственные и культурные ценности. Семья была и остается важнейшей социальной средой для формирования личности и основой психологической поддержки и образования. В современном обществе семья - нестабильный институт. Многие дети воспитываются у одиноких родителей.

Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается быстрый рост числа разводов как в России, так и на Западе.

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в последние десятилетия в мире наблюдается явная тенденция к увеличению числа одиноких родителей или семей с одним родителем, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса воспитания детей. социализация ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении, а также неудачном преодолении семейного конфликта.

Проблема исследования - количество разводов и уязвимость детей в ситуациях распада семьи растут. В семьях с одним родителем есть особенности воспитания и развития, которые могут привести к негативным последствиям в развитии ребенка.

Цель работы — изучение проблемы детско-родительских отношений в неполной семье.

Объектом работы являются дети из неполных и полных семей и их родители.

Предметом данной работы являются детско-родительские отношения в неполной семье.

Гипотеза по данной работе заключается в том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются как в эмоциональном, так и интерактивных планах, что обуславливает различные результаты воспитания детей в таких семьях.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

- определение понятия “неполная семья” и источников ее формирования в современной психологии;;

- провести исследование детско-родительских отношений в неполной семье;

- оценить эффективность педагогической работы по развитию детско-родительских отношений в неполных семьях

- эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений в неполной семье.

Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности развития и воспитания детей, вопросы их психического здоровья рассматриваются в ряде работ отечественных социологов, психологов и педагогов (Д. Варга, В.Н. Дружини, Р.В. Овчарова и другие)

Методы исследования: 1) Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). 2) Методика "Рисунок семьи"

Практическая значимость работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских отношений позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми в неполных семьях. Теоретическая значимость работы в том, что отношения между родителями и детьми достаточно важный момент в воспитании детей, становления их как личностей в социуме.

Структура работы. работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка

1.1. Определение понятия “неполная семья”

Неполная семья - довольно распространенное явление в современном обществе. Многие люди склонны недооценивать потенциал таких социальных явлений в деле правильного образования и формирования полноценной личности.

Существуют самые противоречивые мнения о семьях, в которых только мать занимается воспитанием ребенка. Некоторые думают, что это всегда плохо, другие говорят, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. А вот третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, потому что родитель, который остается с ребёнком, несет личную ответственность за все, что происходит в этой семье, и не пытается обвинять в неудачах, ошибках других членов семьи. 1 В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца. 2

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть одинаково принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

- воспитательную (отцовство и материнство, общение с детьми и их воспитание);

- хозяйственно-бытовую (удовлетворение материальных потребностей семьи и укрепление здоровья);

- эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);

- духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);

Очевидно, что в семье с одним родителем (неполное семейство) эти функции не могут быть полностью реализованы. Другими словами, существует много проблем, связанных с семьями с одним родителем, включая социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические проблемы.

В неполной семье самое важное для будущих супругов - пример брака. Поэтому у детей - будущих супругов и родителей нет четкой возможности создать культуру чувств, отношений, характерных для отношений между мужем и женой. Будущие мужья, воспитанные без отца, часто принимают поведение женщин или формируют искаженное представление о мужском поведении как о агрессивном, резком и жестоком. А будущие жены, выросшие без отца, имеют худшие представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им гораздо сложнее правильно понять своего мужа и сыновей. Вот почему в таких семьях, конечно, больше причин для конфликтов и разводов.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

- распространение добрачных связей,

- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

- утрата семьей своей производственной функции;

- неподготовленность молодежи к браку;

- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания.

В большинстве случаев неполная семья возникает в результате развода родителей и женщины, рожающей незаконнорожденных детей (каждый десятый ребенок, рожденный вне брака). Среди причин распада семьи сексуальные расстройства далеко не в последнюю очередь. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворенность является основанием для половины разводов. Большинство разведенных супругов также отмечают недовольство физической стороной своей жизни.

Сексологи считают, что половое воспитание населения и, особенно, молодежи, а также их духовная и сексуальная культура могут уменьшить число семейных бедствий. Кроме того, средний уровень образования матерей в семьях с одним родителем и, следовательно, их квалификация ниже, чем у матерей в полноценных семьях. Неполная семья часто имеет финансовые трудности. Все это объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний преступник происходит из неполной семьи.

Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. Это очень травмирует детей дошкольного и подросткового возраста.

Грудные дети, чья эмоциональная и психологическая связь с матерью очень сильны, переживают то же, что и женщина. Но если для взрослого эта стрессовая ситуация становится трудным испытанием, ее последствия могут быть фатальными для младенца.

В возрасте от 3,5 до 6 лет ребенок не может правильно понять изменения в семье и часто винит себя во всем. Будучи подростком, развод родителей может помешать решению проблем, связанных с возрастом, и усложнить процесс вторичной индивидуации и разделения. Именно в это время для ребенка важна поддержка как родителей, так и особенно отца, который играет важную роль в социальной адаптации подростка. Детский опыт может варьироваться от летаргической депрессии до апатии, яркого негативизма и демонстрации несогласия с мнением родителей.

Травма от развода родителей также увеличивается, потому что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он обязан просто поддержать решение родителей. Распад семьи может представлять для него крах его мира и провоцировать различные реакции протеста, фобии и депрессии. Несколько факторов могут влиять на тяжесть детских переживаний:- характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

- особенности протекания процесса развода;

- с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

- характер взаимоотношений бывших супругов после развода.

Иногда родитель, с которым остается жить ребенок после развода, позволяет себе агрессивные выпады в сторону второго родителя или транслирует ребенку свое негативное отношение к бывшему брачному партнеру. В некоторых случаях это могут делать оба родителя, пытаясь организовать коалицию с ребенком, для того чтобы получить от него поддержку или отомстить бывшему супругу. Ребенок, таким образом, оказывается втянутым в конфликт лояльности. Это чревато нарушением процесса формирования эго-идентичности, снижением самооценки и самопринятия, появлением комплекса неполноценности, так как это связано с обесцениванием образа отца, который является неотъемлемой частью собственной самооценки ребенка.

Существуют также функционально неполные семьи. В этой категории есть два родителя, но профессиональные или иные причины оставляют мало времени для семьи. Общение с детьми, как правило, возможно, только в выходные дни, и зачастую время ограничено несколькими часами.

Кроме того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Чтобы обеспечить экономическое благополучие своих детей, отец / мать, как правило, довольно редко проводят время в семье, и поэтому ребенок растет только вместе с матерью или только с отцом.

Таким образом, положение неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Более того, это влияние является многосторонним. С социально-экономической точки зрения такие дети менее защищены в экономическом отношении и с большей вероятностью останутся сами по себе из-за переутомления и переутомления матери. С медицинской точки зрения эти дети более восприимчивы к различным формам заболеваний, которые являются тяжелыми, и чаще встречаются у взрослых соматических заболеваний. Если мы посмотрим на психологические и педагогические аспекты этого влияния, мы можем заключить, что дети-одиночки часто страдают от нервных и психических расстройств, поведенческих проблем, формирования дефектного типа личности и многих психологических трудностей (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки). 5

Отсутствие позитивного общения, дезорганизованные семейные отношения приводят к отчуждению ребенка, к его сомнениям, а также к развитию качества как безответственного отношения к школе, нежелания работать, изоляции и враждебности. Недовольство семейными отношениями с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которые постепенно становятся особенно значимыми в развитии общественной жизни. И часто антисоциальные нормы и ценности такой группы усваиваются быстрее, чем знакомые.

Поэтому неполную семью можно отнести к кризису социальной ситуации развития, поскольку она не только не способствует накоплению опыта социального взаимодействия среди молодых поколений, но и часто является причиной различных отклонений в социализации личности ребенка.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ - тема научной статьи по науковедению из журнала Актуальные проблемы современной науки

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

В статье рассмотрена социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в неполно семье

Ключевые слова: семья, ребенок, коррекция, тренинг, консультирование.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION PARENT-CHILD RELATIONSHIP

IN AN INCOMPLETE FAMILY

The article deals with the social and pedagogical correction ofparent-child relations in parent family

Keyworlds: family, child, correction, training, consulting.

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность. Распад семьи - острая проблема современного общества. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую.

В результате ребенок, социальное развитие которого происходит в неполной семье, может испытывать затруднения в установлении контактов со сверстниками и другими участниками совместной деятельности, в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в достижении социальной успешности в профессиональной деятельности. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.

В последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей или семей с одним воспитывающим родителем, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса социализации ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении, а также неудачном преодолении семейного конфликта.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной научного и методического обеспечения социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений, что не позволяет эффективно осуществлять социально-педагогическую помощь неполным семьям.

Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне:

- в социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери;

- в медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте.

Недостаток позитивного общения, дезорганизованные семейные отношения обуславливают возникновение отчужденности ребенка, его неуверенности в себе, а также развитие таких качеств, как безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Неполная семья может быть отнесена к кризисной социальной ситуации развития, поскольку не только не способствует накоплению у подрастающего поколения опыта социального взаимодействия, но, зачастую, является причиной возникновения различных отклонений в социализации личности ребенка. Нарушение эмоциональных отношений в семье приводит к дисгармонии детско-родительских отношений, что влечет за собой нарушения в поведении ребенка, трудности общения со сверстниками, личностные проблемы.

Консультирование - одна из форм профессиональной социально-педагогической деятельности. При организации социально-педагогического консультирования по поводу детско-родительских взаимоотношений необходимо учитывать специфические особенности детского возраста.

Социально-педагогическая групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности -от благосостояния и образования до адаптации и восстановления.

Тренинг является формой групповой работы. Процесс группового общения стимулируется специально разработанными, взаимосвязанными между собой упражнениями, ролевыми играми, элементами психодрамы, вербальными и невербальными упражнениями в парах и минигруппах, групповыми проблемными дискуссиями.

Технические приемы и упражнения, которые могут быть применены в тренинге, стимулируют приобретение и осмысление эмоционально-чувственного опыта решения проблем взаимоотношений, а значит, и перестройку прежнего, непродуктивного опыта.

В соответствии с этим в тренинге могут быть использованы те или иные техники и методы социально-педагогического и психологического воздействия. При групповой работе в наибольшей степени эффективны методы, наполненные действием, движением, ярким проявлением эмоций. Дополняя друг друга, различные приемы помогают достичь целостного, а поэтому и более эффективного результата изменений детско-родительских отношений

Актуальность исследования коррекции детско-родительских отношений в неполных семьях является результатом осознания проблемы неполных семей, увеличения их количества в последние десятилетия, а также неразработанностью системы социально-педагогической помощи неполным семьям.

Кроме того, следует отметить недостаточность научного и методического обеспечения социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений, что не позволяет эффективно осуществлять социально-педагогическую помощь неполным семьям.

Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Ослабление воспитательного потенциала неполной семьи обуславливается, как правило, отсутствием отца, мужчины в окружении ребенка, а также нарушением внутрисемейных отношений. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного развития.

Проводя исследование коррекции детско-родительских отношений в неполных семьях, выявляются проблемы неполных семей и пути их решения, изучаются социально-педагогические методы коррекции и оптимизации детско-родительских отношений в неполных семьях, проводится экспериментальное исследование, разрабатывается и внедряется комплекс мер, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, разрабатываются рекомендации по коррекции и оптимизации детско-родительских отношений в неполных семьях.

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. - М., 2003.

2. Григорьева, Е. Дети после развода / Е.Григорьева // Семья и школа. - 1995.

3. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М., 2006.

4. Кочубей, Б. И. Мужчина и ребенок / Б.И. Кочубей. - М., 1990.

5. Технологии социальной работы / под ред. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Целуйко, В.М. Неполная семья / В.М. Целуйко. - Волгоград, 2006.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

🖇

Но книга представит несомненный интерес и для широкого круга читателей, так как в ней даны диагностические методики, позволяющие выяснить проблемы взаимоотношений родителей с детьми, определиться с системой воспитания, сложившейся в семье, разобраться с теми трудностями, которые возникают практически в каждой семье, где есть дети.

Автор: Марианна СИЛЬЧЕНКО
педагог-психолог,
ГБУ ГППЦ ДОгМ,
Москва
Источник: журнал "Школьный психолог" 2018 год №3

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА"
ЦЕЛЬ: гармонизация взаимоотношений “родитель—ребенок”.
Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.

🌱

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Предложенный комплекс занятий может быть использован в качестве сопровождения коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении или в начальной школе (1–2 раза в месяц), а также как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), так как детям дошкольного возраста еще не свойственна высокая степень саморегуляции и рефлексии.
Занятия рекомендуется проводить в кабинете психолога или в другом помещении, разделенном на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу; “мастерская” для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер для телесно-ориентированных упражнений.

🌱

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Бумага форматов А4, А3, А2, цветная бумага различной фактуры, фольга, газеты, картон; ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, пластилин; цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь); различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; секундомер; атрибуты костюмов сказочных героев; клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки.

🌱

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.

Автор: Ирина ВОЛОБУЕВА, г. Минск, Республика Беларусь
Источник: журнал "Школьный психолог"

8 ЗАНЯТИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ТРЕНИНГ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ "ПОЗНАЙ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЁНКА"
Методические рекомендации по проведению тренинга детско-родительских взаимоотношений и коррекции эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста.
Предназначены для педагогов-психологов дошкольных и школьных учреждений.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "СЕКРЕТЫ ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ"
Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ПОДРОБНЕЕ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"
Источник: Журнал "Школьный психолог" №28/2000
ОПИСАНИЕ 10 ЗАНЯТИЙ - В ФАЙЛЕ!

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК "ОСТРОВ ОБЩЕНИЯ"

📍

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

🌱

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования конструктивных детско-
родительских отношений, способствующих развитию у детей
самостоятельности и ответственности.

🌱

ЗАДАЧИ:
- Актуализировать потребность участников в повышении родительской
компетентности;
- Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
- Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
- Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в
создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на
принятии и взаимном уважении.

🌱

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из 8 занятий с родителями, построенных в форме
групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Также родителям предлагаются индивидуальные консультации для оказания помощи в решении конкретных проблем взаимодействия с детьми.

ПОДРОБНЕЕ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

🖇

Бланк стандартизированного интервью (Ослон В. Н.)

🖇

Методика исследования родительских установок и реакций (PARY)

🖇

Тест на определение отношения родителей к ребенку

🖇

Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

АРТ-АЛЬБОМЫ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (ДЕТСКИЙ И ВЗРОСЛЫЙ) Е.Васина, А.Барыбина
Предлагаемые арт-терапевтические альбомы (детский и взрослый) могут стать незаменимыми помощниками в работе практического психолога, занимающегося консультированием детей и их родителей. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным. Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отношений: принятие ребенка, особенности взаимоотношений родителя и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, совместная деятельность и многое другое.

Альбомы могут быть использованы родителями самостоятельно. Они будут интересны тем, кто хочет гармонизировать свои отношения с ребенком, достичь более глубокого взаимопонимания и доверия.

Работа с альбомом может строиться по Вашему усмотрению: его можно заполнять непосредственно на консультациях, а также использовать в качестве домашнего задания с дальнейшим обсуждением при встрече.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эти изменения и негосударственную школу. В работе школьного психолога тоже появились новые стандарты работы. Но, как показала практика, это не означает, что работа школьного психолога меняется кардинально. Основные направления работы остаются теми же.

Переход на новые стандарты позволяет психологической службе школы больше внимания уделять работе с родителями и их детьми. Форм и способов такого взаимодействия в рамках школы немного, но они есть, и очень эффективные. Это детско-родительские игры.

Во-вторых, на игру может прийти любой член семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье.

В-третьих, пока родители собираются, можно что-то важное обсудить со всеми вместе или по отдельности.

Можно наблюдать, как общаются дети в неформальной обстановке, и много интересного почерпнуть из взаимодействия родителей со своими детьми. Эти материалы пригодятся в дальнейшей уже индивидуальной работе с ребенком и родителями. И в-пятых, детско-родительская игра проходит всегда весело и очень живо. Все уходят с положительными эмоциями, родители становятся ближе к своим детям. Часто после игры весь класс с родителями продолжает праздник за стенами школы, что важно для сплочения классного коллектива.

Игру можно приурочить к какому-то празднику и значительно облегчить работу учителя. Часто нет времени подготовиться к школьному празднику, а здесь можно и поиграть, и соблюсти все школьные требования, не нарушая планового хода школьных мероприятий. Игру психологи придумывают исходя из потребностей класса и особенностей возраста.

Предлагаем вашему вниманию сценарии игр, которые мы проводили с первого по четвертый класс. Сценарий можно модифицировать и использовать для других возрастов.

Обычно об игре родителям и детям сообщается за неделю до мероприятия. И желательно, чтобы игра проходила не в классе, а в другом помещении. Это тоже делается с психологическим умыслом, чтобы сменить обстановку и дать ученикам возможность изменить роли.

Психолог встречает родителей, объясняет им их роль в игре, потом идет за детьми. В 1–2-м классах родители садятся вместе со своими детьми ( дети чувствуют себя комфортнее), в 3–4-м классах дети и родители становятся участниками разных команд. Это продумывается психологом заранее. Если дети этого возраста сидят вместе со своими родителями, то сильно зажимаются, — это мы наблюдали во время проведения игр.

Можно подготовить презентацию и украсить помещение, но это по возможности, если у психолога есть

🖇

Но книга представит несомненный интерес и для широкого круга читателей, так как в ней даны диагностические методики, позволяющие выяснить проблемы взаимоотношений родителей с детьми, определиться с системой воспитания, сложившейся в семье, разобраться с теми трудностями, которые возникают практически в каждой семье, где есть дети.

Автор: Марианна СИЛЬЧЕНКО
педагог-психолог,
ГБУ ГППЦ ДОгМ,
Москва
Источник: журнал "Школьный психолог" 2018 год №3

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА"
ЦЕЛЬ: гармонизация взаимоотношений “родитель—ребенок”.
Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.

🌱

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Предложенный комплекс занятий может быть использован в качестве сопровождения коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении или в начальной школе (1–2 раза в месяц), а также как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), так как детям дошкольного возраста еще не свойственна высокая степень саморегуляции и рефлексии.
Занятия рекомендуется проводить в кабинете психолога или в другом помещении, разделенном на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу; “мастерская” для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер для телесно-ориентированных упражнений.

🌱

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Бумага форматов А4, А3, А2, цветная бумага различной фактуры, фольга, газеты, картон; ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, пластилин; цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь); различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; секундомер; атрибуты костюмов сказочных героев; клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки.

🌱

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.

Автор: Ирина ВОЛОБУЕВА, г. Минск, Республика Беларусь
Источник: журнал "Школьный психолог"

8 ЗАНЯТИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ТРЕНИНГ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ "ПОЗНАЙ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЁНКА"
Методические рекомендации по проведению тренинга детско-родительских взаимоотношений и коррекции эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста.
Предназначены для педагогов-психологов дошкольных и школьных учреждений.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "СЕКРЕТЫ ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ"
Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ПОДРОБНЕЕ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ "СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"
Источник: Журнал "Школьный психолог" №28/2000
ОПИСАНИЕ 10 ЗАНЯТИЙ - В ФАЙЛЕ!

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК "ОСТРОВ ОБЩЕНИЯ"

📍

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

🌱

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования конструктивных детско-
родительских отношений, способствующих развитию у детей
самостоятельности и ответственности.

🌱

ЗАДАЧИ:
- Актуализировать потребность участников в повышении родительской
компетентности;
- Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
- Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
- Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в
создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на
принятии и взаимном уважении.

🌱

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из 8 занятий с родителями, построенных в форме
групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Также родителям предлагаются индивидуальные консультации для оказания помощи в решении конкретных проблем взаимодействия с детьми.

ПОДРОБНЕЕ - В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

🖇

Бланк стандартизированного интервью (Ослон В. Н.)

🖇

Методика исследования родительских установок и реакций (PARY)

🖇

Тест на определение отношения родителей к ребенку

🖇

Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

АРТ-АЛЬБОМЫ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (ДЕТСКИЙ И ВЗРОСЛЫЙ) Е.Васина, А.Барыбина
Предлагаемые арт-терапевтические альбомы (детский и взрослый) могут стать незаменимыми помощниками в работе практического психолога, занимающегося консультированием детей и их родителей. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным. Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отношений: принятие ребенка, особенности взаимоотношений родителя и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, совместная деятельность и многое другое.

Альбомы могут быть использованы родителями самостоятельно. Они будут интересны тем, кто хочет гармонизировать свои отношения с ребенком, достичь более глубокого взаимопонимания и доверия.

Работа с альбомом может строиться по Вашему усмотрению: его можно заполнять непосредственно на консультациях, а также использовать в качестве домашнего задания с дальнейшим обсуждением при встрече.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эти изменения и негосударственную школу. В работе школьного психолога тоже появились новые стандарты работы. Но, как показала практика, это не означает, что работа школьного психолога меняется кардинально. Основные направления работы остаются теми же.

Переход на новые стандарты позволяет психологической службе школы больше внимания уделять работе с родителями и их детьми. Форм и способов такого взаимодействия в рамках школы немного, но они есть, и очень эффективные. Это детско-родительские игры.

Во-вторых, на игру может прийти любой член семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье.

В-третьих, пока родители собираются, можно что-то важное обсудить со всеми вместе или по отдельности.

Можно наблюдать, как общаются дети в неформальной обстановке, и много интересного почерпнуть из взаимодействия родителей со своими детьми. Эти материалы пригодятся в дальнейшей уже индивидуальной работе с ребенком и родителями. И в-пятых, детско-родительская игра проходит всегда весело и очень живо. Все уходят с положительными эмоциями, родители становятся ближе к своим детям. Часто после игры весь класс с родителями продолжает праздник за стенами школы, что важно для сплочения классного коллектива.

Игру можно приурочить к какому-то празднику и значительно облегчить работу учителя. Часто нет времени подготовиться к школьному празднику, а здесь можно и поиграть, и соблюсти все школьные требования, не нарушая планового хода школьных мероприятий. Игру психологи придумывают исходя из потребностей класса и особенностей возраста.

Предлагаем вашему вниманию сценарии игр, которые мы проводили с первого по четвертый класс. Сценарий можно модифицировать и использовать для других возрастов.

Обычно об игре родителям и детям сообщается за неделю до мероприятия. И желательно, чтобы игра проходила не в классе, а в другом помещении. Это тоже делается с психологическим умыслом, чтобы сменить обстановку и дать ученикам возможность изменить роли.

Психолог встречает родителей, объясняет им их роль в игре, потом идет за детьми. В 1–2-м классах родители садятся вместе со своими детьми ( дети чувствуют себя комфортнее), в 3–4-м классах дети и родители становятся участниками разных команд. Это продумывается психологом заранее. Если дети этого возраста сидят вместе со своими родителями, то сильно зажимаются, — это мы наблюдали во время проведения игр.

Можно подготовить презентацию и украсить помещение, но это по возможности, если у психолога есть

Читайте также: