Экспериментальная деятельность в раннем возрасте в доу

Обновлено: 02.07.2024

Сентябрь

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Октябрь

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

Ноябрь

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

  • Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
  • Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

  • Познакомить со свойствами губки.
  • Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

Декабрь

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

  • Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
  • Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Дать детям название цветов, активизировать речь.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Январь

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

  • Формировать словарь: части тела.
  • Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

  • Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
  • Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
  • Создание положительного эмоционального настроения.

Цель: Развитие тактильных ощущений.

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Февраль

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

  • Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
  • Создание положительного эмоционального настроения.
  • Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

Цель: Знакомство со свойствами снега.

  • Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
  • Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Март

Цель: Обучение детей действиям по показу.

  • Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
  • Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  • Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
  • Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
  • Повышать эмоциональное настроение.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

Цель: Развитие слухового внимания детей.

  • Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
  • Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

Апрель

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

  • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
  • Развивать смекалку, любознательность.
  • Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
  • Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
  • Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

  • Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
  • Учить различать и самим регулировать его силу.
  • Поднятие эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  • Поднимать эмоциональное настроение у детей.
  • Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

Май

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

  • Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
  • Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Цель: Развитие любознательности у детей.

  • Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
  • Развивать усидчивость, терпение.
  • Вызвать чувство радости и удивления.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.

Автор: Зачесова Ирина Олеговна, воспитатель МКДОУ №18 г. Сегежи Республики Карелия.

  • Маккоева Ирина Олеговна
  • 18 ноября 2015
  • 40170
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Познакомить со свойствами губки.

Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Развивать тактильные ощущения.

Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Развивать тактильные ощущения.

Дать детям название цветов, активизировать речь.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Формировать словарь: части тела.

Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .

Создание положительного эмоционального настроения.

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Развивать тактильные ощущения.

Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Создание положительного эмоционального настроения.

Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).

Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

Повышать эмоциональное настроение.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Учить различать и самим регулировать его силу.

Поднятие эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Цель: Развитие любознательности у детей.

Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .

Развивать усидчивость, терпение.

Вызвать чувство радости и удивления.

Развивать мелкую моторику рук.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике".

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста:"Знакомство с водой"


Опытно - экспериментальная деятельность в группе раннего возраста.

Тема: Опыты с бумагой.Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.Задачи исследования: - Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовател.


Статья "Опытно – экспериментальная деятельность в группе раннего возраста"

Эксперименты с детьми раннего возраста.

Презентация проекта:"Наш друг - Снеговик" 2018 г.


Проект "Наш друг - Снеговик" - опытно – экспериментальная деятельность в группе раннего возраста


Консультация для родителей Опытно – экспериментальная деятельность в группе раннего возраста.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Опытно – экспериментальная деятельность

в группе раннего возраста.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего

возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного

интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Я работаю воспитателем в группе раннего возраста, мне моя работа очень нравится, это так здорово открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все мои детки очень подвижные и любознательные. Они очень любят поэкспериментировать, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями,

бумагой, магнитами. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.

При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста я стараюсь учитывать возрастные особенности детей поэтому:

- Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

- Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по опытноэкспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.

Экспериментирование с водой :

Используем разноцветную гуашь.

тренируем дыхательный аппарат.

Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

Краткий комментарий к статье от Любови Владимировны:

Полезного чтения…

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская активность – естественное, биологически заложенное, состояние ребенка. Каждый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Многие педагоги и психологи говорят о преимуществе метода экспериментирования. Но в действительности в деятельности детей раннего возраста он применяется редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

Процесс познания - творческий процесс, и моя задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют предметы. При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно-экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и качества. Знания о том или ином предмете, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

Цель проекта создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

В результате проектной деятельности стараюсь решить следующие задачи:

1. Знакомить детей со способами исследования разных предметов (постепенно подключать все виды восприятия; помогать обследовать предметы, выделяя их свойства и качества; побуждать включать движения рук в процессе знакомства с предметом, обводить руками части предмета, гладить; производить действия экспериментального характера).

2. Формировать представления о свойствах и качествах предметов (научить определять весовые параметры, температурные качества, материал изготовления; познакомить со способностью магнитов и получением промежуточных оттенков при смешивании красок, узнавать предметы по издаваемому звуку, познакомить с источниками света и тепла )

3. Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по общему свойству, устанавливать физические закономерности).

4. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера (наблюдения, беседы, опыты). Выполнять действия в соответствии с задачей, использовать действия моделирующего характера.

5. Стимулировать познавательную активность, наблюдательность, любознательность.

6. Развивать внимание и память, слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, мелкую моторику.

7. Развивать коммуникативные умения и инициативную речь в процессе взаимодействия.

Я провожу работу с детьми 3-х летнего возраста в количестве 7 человек во второй половине дня в совместной деятельности.

Предметно – пространственная среда в группе оснащена материалом и оборудованием, необходимым для формирования познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности:

Разнообразные сосуды: пластмасса, стекло, металл;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики.

Природный материал: камешки, опилки, перья, песок.

Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки, крышки.

Приборы:фонарики, электрическая лампа, линейки, спринцовки, трубочки, палочки, контейнеры, коробки.

Инструменты:магниты, лупы, зеркала, безопасные ножницы.

Материалы: бумага, фольга, ткань, наждачная бумага.

Предметы: маленькие резиновые и пластмассовые мячики, магнитики, свечи, восковые карандаши, деревянные и металлические ложки, пуговицы.

Данный проект направлен на контакт ребенка с предметами и материалами. Элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности; побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Работа по экспериментальной деятельности планируется поэтапно, с последующим усложнением. Первоначально, малыши знакомятся с бумагой и тканью, учатся узнавать вещи из этих материалов, знакомятся со свойствами и качественными характеристиками. Я предлагаю детям постирать два платья – одно бумажное, другое из ткани. Через практические действия, подвожу ребят к выводу, что бумага не предназначена для изготовления одежды, она намокает и разрушается в воде, а ткань сохраняет целостность. При проведении других опытов, дети знакомятся с другими характеристиками данных материалов: узнают, что вещи режутся, мнутся, впитывают, намокают, тянутся, рвутся.

В дальнейшей исследовательской деятельности, дети знакомятся с такими материалами, как древесина, металл, резина, пластмасса, стекло. Учатся узнавать предметы, сделанные из этих материалов и отличать их по визуальным и тактильным признакам. В ходе практических действий, ребята выявляют структуру поверхности предметов, их плотность, упругость, толщину, гибкость, теплопроводность.

Дети узнают, что вес предметов зависит от материала их изготовления.

• игрушки из одного материала, но разные по размеру. Я спрашиваю, почему Медведь возьмет игрушки большего размера, и проверяю ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Спрашиваю, какие игрушки возьмет Маша и почему;

• игрушки одного размера из разных материалов. Выясняю, кто какую игрушку понесет и почему.

Таким образом, в ходе опытно - экспериментальной деятельности, ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Эффективность экспериментальной деятельности не возможна без взаимодействия с семьей.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Единая образовательная платформа. Бесплатный сервис электронных журналов и дневников. Переводит отношения между школой и семьей на высокотехнологичный уровень.



Более 2 миллионов участников образовательного процесса из 3 990 учреждений страны

Читайте также: