Контрольно диагностическая деятельность в школе

Обновлено: 25.04.2024

2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;

3) обеспечение учебной рефлексии;

4) обеспечение контроля результатов обучения.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.

В общем, контроль включает в себя три составляющих:

  1. Проверка — это процесс, в ходе которого устанавливается факт наличия или отсутствия знаний и умений и уровень их овладения;
  2. Оценка — это процесс и результат, в ходе процесса устанавливается соответствие между достигнутым результатом и желаемой целью, а результат фиксируется в форме окончательного суждения о качестве и степени овладения знаний и умений или выражается в форме отметки или баллов;
  3. Учет — это фиксация результатов оценочной деятельности в соответствующих документах (классном журнале, дневнике учащегося, учетной тетради учителя).

Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.

Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.

Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.

Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;

Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;

Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Проверка несет в себе три основные функции:

  • контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.
  • обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.
  • воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.

Виды проверки:

  1. Предварительная — проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.
  2. Текущая проверка — это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.
  4. Рубежная — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.

Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения

Классификация современных форм и методов контроля

Портфель обучающегося.

Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

Устная контрольная работа.

Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Инновационный диктант.

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа.

Отгадывание кросснамберов.

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Тестовые задания.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.

Защита проекта, деловые игры

Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.

Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.

В центре внимания современной системы образования в России стоит модернизация и обнoвление теоретико-методологических основ развития образовательных систем, формирование научно-методических материалов в поддержку инновационной деятельности, поддержка новых научных направлений, апробация и внедрение нового содержания образования педагогов.

В настоящее время современное дошкольное образовательное учреждение – это oткрытая система, гуманистически ориентированная, развивающая и развивающаяся, способная воспитывать гармоническую личность, а п едагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Поэтому, одним из основных направлений работы ДОУ является динамичное развитие образовательной работы, повышение ее эффективности и качества. Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является правильно организованный контроль.

Из анализа научной и методической литературы, можно увидеть, что многие авторы, такие как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бобанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.

В то же время, контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений. Осуществляя контроль, старший воспитатель ДОУ изучает состояние образовательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности детей, индивидуальное мастерство воспитателей.

Использование диагностических методов в работе, т.к. наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, опрос, изучение продуктов деятельности воспитанников и др., позволяет педагогическому контролю стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства и на этой основе обеспечить повышение эффективности руководства образовательным процессом.

На данный момент в учреждении разработана общеобразовательная программа и каждый год отслеживается ее результативность. В ходе анализа был отмечен один из положительных моментов: обеспечивалась обратная связь между планом работы ДОУ и конечным результатом, который корректировал действия воспитателей в случае отклонения от намеченных целей. Но для повышения качества образовательной работы с детьми необходимо личностно-профессиональное развитие педагогов; создание единой системы контроля всех направлений деятельности ДОУ; контроль должен быть позитивным и направлен на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Поэтому возникла проблема модификации методической работы по повышению качества управления образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции.

Цель проекта: Создание условий для эффективного управления образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции.

Задачи проекта

Изучить и проанализировать педагогическую литературу; возможности нормативно правового обеспечения деятельности контрольно-диагностической службы ДОУ.

Сбор, накопление и сравнение имеющихся фактических результатов с запланированными с целью формирования оптимальной атмосферы деятельности ДОУ.

Сформировать у педагогов мотивацию и осознание необходимости повышения своей активности и инициативы, способствующие личностно-профессиональному развитию педагогов.

Модернизировать методическую работу, как эффективную систему управления посредством контрольно-диагностической функции, совершенствующую педагогический процесс и повышающую качества образовательной работы с детьми.

Принципы и подходы в управлении образовательным процессом посредством контрольно-диагностической функции

Принцип научности обеспечивает соответствие системы данной работы с нормативной документацией;

Принцип объективности обеспечивает соответствие проверки с требованиями государственных стандартов;

Принцип регулярности, систематичности способствует оперативному реагированию на недостатки воспитательно-образовательного процесса;

Принцип системности позволяет создать единую систему контрольного диагностирования всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;

Принцип многомерности обеспечивает охват диагностикой всех компонентов педагогической системы: здоровье, нравственность, безопасность жизни, развитие природных задатков, социальный статус воспитанников; данные трудоемкости педагогов, их профессионализма; использование инновационных методик, программ в воспитательно- образовательном процессе; условий, обеспечивающих качественный воспитательно-образовательный процесс и т.д.

Принцип действенности позволяет осуществить позитивное изменение в воспитательно-образовательном процессе;

Принцип дифференциации обеспечивает выбор диагностических средств и способов в соответствии возрастных и индивидуальных особенностях каждого из субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Принцип гласности обеспечивает открытость, способствует созданию в коллективе атмосферу педагогического сотрудничества.

Теоретическое обоснование

При изучении данной проблемы были использованы следующие теории и концепции:

1. Теория о формировании личности и ее значении для модернизации системы образования. А.Н.Леонтьев.

Внедрение инноваций в работу ДОУ – важное условие формирования и реформирования дошкольного образования. Реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к ДОУ и управлению им. Новым направлением функционирования системы образования является ее открытость. Неслучайно среди многих руководителей распространено мнение, что значение мотивации как функции не существовало, так как если люди ходят на работу, то они уже чем-то мотивированы, поэтому нет необходимости заниматься этой проблемой дополнительно. Собственно внутренней мотивации, действительно, может оказаться достаточно для исполнения трудовой деятельности и реализации тех целей, которые стоят перед ДОУ. Однако актуальность деятельности руководителя по мотивации трудового поведения кадров, по формированию их заинтересованности в качественной работе возрастает при изменениях, происходящих в ходе модернизапции системы образования. Это свидетельствует о необходимости использования мотивации в управленческой деятельности руководителя.

Д.К.Мак-Клелланд. определил три основные потребности: успеха, власти, принадлежности. Поведение личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольства) эмоции являются врожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положим, эмоции ведут к приближению, тогда как отрицательный эффект ведет к избеганию. Люди стремиться к маленьким степеням расхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы. Личность описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив – сильная, эффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основана на прошлой связи конкретных стимулов и положительных, и отрицательных аффектов. Можно говорить о мотивах приближения, в которых человек стремиться, чтобы его антиципации стала реальностью, и мотивах избегания, когда человек не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того какие расхождения между ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта – заученная человеческая тенденция реагировать, которая возымела успех в прошлом, когда был аналогично мотивирован. Схема – единица познания или процесса мышления, отображающая в символической форме прошлый опыт.

3. Теория мотивации. К.Ю.Белая.

По мнению К.Ю.Белой руководитель – стратег развития своего учреждения, создает целый комплекс условий для получения положительных результатов. Она рассматривает инновационную деятельность как средство достижения высоких результатов в образовательном процессе ДОУ.

4. Теория условий мотивации профессионального развития кадров системы образования. Н.В. Немова, Т.П. Афанасьева

Дают обобщенную модель условий мотивации профессионального развития кадров системы образования, их стимулирования, оценку мотивационной среды.

Планируемые результаты реализации проекта

Подготовка методических материалов.

Развитие профессиональных и трудовых компетенций педагогов ДОУ, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Создание методической службы, совершенствующая педагогический процесс и повышающая качество образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе осуществляется каждым завучем, каждый администратор имеет свой опыт и особенности её организации. Контроль будет продуктивным только в том случае, если будет проведен не ради контроля, а в целях получения информации о состоянии дел в школе и послужит основой для дальнейшей работы. Контрольно-диагностическая деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе должна иметь демократические начала. Цель контроля не найти и уличить, а создать условия для продуктивной работы всех участников образовательного процесса: провести анализ, изучить состояние, выявить и выяснить особенности, определить уровень, провести планирование и корректировку дальнейшей деятельности. Диагностическая и стимулирующая деятельность заместителя директора школы приводят к обратной связи в процессе управления, позволяет заинтересовать педагогов в результатах своего труда, привести к целенаправленной работе каждого члена коллектива.

  • грамотно организовывать текущее и перспективное планирование деятельности коллектива школы;
  • совершенствовать учебно-воспитательный процесс школы, с учетом особенностей каждого ребенка, его интересов, образовательных возможностей и способностей, состояние здоровья;
  • стимулировать создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания, саморазвития учащихся, для реализации интеллектуальных возможностей каждого ученика;
  • осуществлять систематический контроль за качеством образовательного процесса школы;
  • изучать и координировать деятельность профессиональных объединений педагогов, работу факультативов и кружков;
  • выявлять положительные и отрицательные тенденций в организации образовательного процесса вести работу по устранению негативных тенденций;
  • организовывать эффективную работу по подготовке и проведению итоговой аттестации учащихся, переводных и профильных экзаменов;
  • своевременно и предоставлять разностороннюю информацию о деятельности школы, результативности учебно-воспитательного процесса;
  • контролировать качество и своевременность ведение школьной документации;

Объекты контроля выбраны исходя из функциональных особенностей заместителя директора по образовательному процессу в соответствии с квалификационными характеристиками.

ПЛАН КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

Предварительный просмотр:

Виды, формы и методы контроля

Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования:

  1. индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
  2. систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
  3. разнообразие форм проведения контроля, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;
  4. всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  5. объективность контроля. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы;
  6. дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых;
  7. единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

Предварительный просмотр:

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.

Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система превратилась в пятибалльную.

  1. применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики;
  2. перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы [1] .

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускались фронтальные устные проверки и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с учащимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учеников о самостоятельно выполненных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельного учащегося, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля.

Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение приводило к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов несмотря на недостатки до сих пор не нашла достойной замены. Хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

Ученые предлагают новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др. [2]

[1] Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа / Сб. документов по народному образованию. 1917–1973. М., 1974.

[2] Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учеб.-справ. пособ. М., 2002.

Читайте также: