Контроль внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Примечание.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Куриленко Е.Ю., учитель начальных классов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования , основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Образовательный процесс в соответствии с ФГОС необходимо понимать не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В настоящее время существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности. Выбор модели организации внеурочной деятельности в ОУ зависит от ряда факторов: как объективных (не зависящих от ОУ), так и субъективных (зависящих от условий ОУ). Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

территориальное расположение ОУ;

уровень развития дополнительного образования в ОУ;

программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;

кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, тьютора и др.);

материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в условиях нашего ОУ приемлема модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:

учебный план ОУ , а именно, часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

деятельность педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями;

формами организации являются различные формы, отличающиеся от классно урочных форм. Преимущество отдается интерактивным играм, коллективным творческим делам, проектам и т.д.

В нашей школе внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

1 Спортивно-оздоровительное.

Работа спортивной секций по тхэвондо.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2. Духовно-нравственное,

Беседы в рамках недели православной культуры.

Тематические классные часы.

Участие в конкурсе чтецов военно-патриотической тематики.

Разучивание стихов и песен к тематическим линейкам по данному направлению.

3. Социальное,

Организация занятий по ПДД, пожарной безопасности , выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся на данную тематику;

Проведение тематических классных часов, линеек.

4. Общеинтеллектуальное,

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.

Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.

Разработка проектов к урокам и классным часам

5. Общекультурное

Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

Проведение тематических классных часов и линеек по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла .

Перечисленные формы внеурочной деятельности способствуют формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность .

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен.

учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса ( дополнительные образовательные модули , проводимые в формах, отличных от классно-урочной );

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования) ;

деятельность иных педагогических работников ( педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования ;

Контроль результативности и эффективности внеурочной работы осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:

рост социальной активности обучающихся;

рост мотивации к активной познавательной деятельности;

уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью школы.

Основные направления и вопросы мониторинга:

Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

График проведения тематических линеек и открытых мероприятий в начальной школе

6) формулируются конкретные предложения по устранению обнаруженных недостатков, указы­ваются пути и время их исправления.

Анализ начинается с выявления результата дан­ной формы работы. В основу анализа могут быть положены: а) вос­питательные цели с определением степени их достижения и эффек­тивности используемых педагогических средств, б) отдельные элементы проводимой формы внеурочной деятельности, в) какие-либо педагогические идеи, например, идея со­трудничества и т.п.

Когда участники имеют опыт коллективного анализа, то каждый высказывается сразу по всем вопросам. Педагог вносит лишь дополнительные вопросы, вскрывающие главные причины неудач в работе, если сами дети их не увидели и не отразили при обсуждении.

2. Методика анализа внеурочной деятельностиза учебный год.

Цель анализа - оценка результатов воспитатель­ного процесса за истекший период, разработка целей и задач на новый учебный год.

Весь ход анализа внеурочной деятельности за учебный год делится на три периода:

1. Подготовительный период. В его основе лежит систематический сбор информации в течение учебного года и ее первичная обработка.

2. Анализ внеурочной деятельности проводится в период с марта по май с участием педагогов, уча­щихся, родителей. Коллективный анализ лучше проводить в два этапа:

Первый этап - обсуждение состояния школьных дел. Участники разбиваются на группы и вырабатыва­ют мнение по следующим вопросам: 1. Чем отличается наша школа от других, кем и чем мы можем гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует? 2. Какие положительные изменения произошли в этом году? Как закрепить эти достижения? 3. Что в жизни школы огорчает, не устраивает? Почему? 4. С решения каких проблем нужно начать следующий год? Второй этап - обсуждение элементов вос­питательного процесса во временных научно-исследовательских группах по следующим вопросам: 1. Какие успехи появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего? 2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему? 3. Над решением каких проблем необходимо работать в сле­дующем году?

3. Завершающий период. Школьные объединения, про­водя обсуждение, составляют ответы на следующие вопро­сы: - что удалось из задуман­ного в этом году; что сделано полезного для школы, окружающих людей; - что не удалось и почему; - что необходимо для улучшения работы в следующем году; - кого и за что нужно отметить по итогам работы за год.

Возможно использование других приемов сбора информации.

Сбор инфор­мации и анализ коллективной ВД проводится замдиректора по вос­питательной работе с привлечением актива педагогов и учащихся.

Контроль над внеурочной деятельностью.

Контроль - это педагоги­ческое средство, побуждающее учителей и учащихся к самосо­вершенствованию, своевременному выявлению акту­альных проблем и способов их решения. Цель контроля - обеспечить постоянное совершен­ствование воспитательного процесса.

Условно выделяют три направления контроля:

1. Контроль над деятельностью педагогического коллектива по созданию системы внеурочной воспитательной работы в школе. Сюда относится контроль над деятельностью: - директора школы; - заместителей директора; - организатора воспитательной работы; - руководителей кружков, секций и т.п., - методических объединений классных руководителей; - школьного библиотекаря и других сотрудников школы, причастных к организации воспитательной работы.

2. Контроль над деятельностью классных руководителей по следующим вопросам:

- целенаправленность и систематичность ВД, обеспечивающей развитие учащихся;

- систематичность, всесторонность, объективность и дей­ственность изучения учащихся;

- работа по организации и сплочению коллекти­ва;

- руководство развитием самодеятельных начал в коллек­тиве;

- индивидуальная работа с учащимися, создание условий для раскрытия возможностей каждого;

- взаимодействие с родителями, воспитательными организациями;

- психолого-педагогическая грамотность, владение методикой воспитательной работы;

- этика взаимоотношений с учащимися и роди­телями;

3. Контроль над деятельностью ученического коллектива:

v участие школьников в разных видах ВД, возможности для самореализации каждого ученика;

v рациональность структуры ученического коллектива, вза­имодействие групп;

v развитие ученического самоуправления, организация ра­боты по выявлению и воспитанию лидеров;

v преемственность в деятельности ученического коллекти­ва;

v взаимодействие педагогов и учащихся в воспитательном процессе и т.д.

Виды контроля: а) индивидуальный и фронтальный; б) тематический и комплексный; в) текущий, периодический, итоговый; г) предварительный; д) предупредительный, е) административный, ж) методический контроль, осуществляемый специалистами.

Методы организации контроля над внеурочной деятельностью в школе:

- не­посредственное наблюдение за поведением и результатами деятельности учащихся в различ­ных ситуациях, за действиями педагогов, проведением меропри­ятий, состоянием мебели и пр.;

- анкетирование пе­дагогов, учащихся, родителей;

- рейтинговая оценка и самооцен­ка;

- беседы с детьми, родителями, учителями, представителя­ми общественных организаций, коллективный анализ проде­ланной работы.

Организационную работу по планированию контроля про­водит замдиректора по воспитательной работе с учетом предложений администрации, руководителей общественных организаций, организаторов воспитательной работы.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: