Контроль внеурочной деятельности в школе
Обновлено: 05.07.2024
Примечание.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Куриленко Е.Ю., учитель начальных классов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования , основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Образовательный процесс в соответствии с ФГОС необходимо понимать не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей.
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В настоящее время существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности. Выбор модели организации внеурочной деятельности в ОУ зависит от ряда факторов: как объективных (не зависящих от ОУ), так и субъективных (зависящих от условий ОУ). Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
территориальное расположение ОУ;
уровень развития дополнительного образования в ОУ;
программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;
кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, тьютора и др.);
материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в условиях нашего ОУ приемлема модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:
учебный план ОУ , а именно, часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
деятельность педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями;
формами организации являются различные формы, отличающиеся от классно урочных форм. Преимущество отдается интерактивным играм, коллективным творческим делам, проектам и т.д.
В нашей школе внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
1 Спортивно-оздоровительное.
Работа спортивной секций по тхэвондо.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
2. Духовно-нравственное,
Беседы в рамках недели православной культуры.
Тематические классные часы.
Участие в конкурсе чтецов военно-патриотической тематики.
Разучивание стихов и песен к тематическим линейкам по данному направлению.
3. Социальное,
Организация занятий по ПДД, пожарной безопасности , выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся на данную тематику;
Проведение тематических классных часов, линеек.
4. Общеинтеллектуальное,
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, ролевые игры и др.
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.
Разработка проектов к урокам и классным часам
5. Общекультурное
Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов и линеек по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла .
Перечисленные формы внеурочной деятельности способствуют формированию:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность .
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен.
учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса ( дополнительные образовательные модули , проводимые в формах, отличных от классно-урочной );
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;
классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования) ;
деятельность иных педагогических работников ( педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования ;
Контроль результативности и эффективности внеурочной работы осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью школы.
Основные направления и вопросы мониторинга:
Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
График проведения тематических линеек и открытых мероприятий в начальной школе
6) формулируются конкретные предложения по устранению обнаруженных недостатков, указываются пути и время их исправления.
Анализ начинается с выявления результата данной формы работы. В основу анализа могут быть положены: а) воспитательные цели с определением степени их достижения и эффективности используемых педагогических средств, б) отдельные элементы проводимой формы внеурочной деятельности, в) какие-либо педагогические идеи, например, идея сотрудничества и т.п.
Когда участники имеют опыт коллективного анализа, то каждый высказывается сразу по всем вопросам. Педагог вносит лишь дополнительные вопросы, вскрывающие главные причины неудач в работе, если сами дети их не увидели и не отразили при обсуждении.
2. Методика анализа внеурочной деятельностиза учебный год.
Цель анализа - оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, разработка целей и задач на новый учебный год.
Весь ход анализа внеурочной деятельности за учебный год делится на три периода:
1. Подготовительный период. В его основе лежит систематический сбор информации в течение учебного года и ее первичная обработка.
2. Анализ внеурочной деятельности проводится в период с марта по май с участием педагогов, учащихся, родителей. Коллективный анализ лучше проводить в два этапа:
Первый этап - обсуждение состояния школьных дел. Участники разбиваются на группы и вырабатывают мнение по следующим вопросам: 1. Чем отличается наша школа от других, кем и чем мы можем гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует? 2. Какие положительные изменения произошли в этом году? Как закрепить эти достижения? 3. Что в жизни школы огорчает, не устраивает? Почему? 4. С решения каких проблем нужно начать следующий год? | Второй этап - обсуждение элементов воспитательного процесса во временных научно-исследовательских группах по следующим вопросам: 1. Какие успехи появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего? 2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему? 3. Над решением каких проблем необходимо работать в следующем году? |
3. Завершающий период. Школьные объединения, проводя обсуждение, составляют ответы на следующие вопросы: - что удалось из задуманного в этом году; что сделано полезного для школы, окружающих людей; - что не удалось и почему; - что необходимо для улучшения работы в следующем году; - кого и за что нужно отметить по итогам работы за год.
Возможно использование других приемов сбора информации.
Сбор информации и анализ коллективной ВД проводится замдиректора по воспитательной работе с привлечением актива педагогов и учащихся.
Контроль над внеурочной деятельностью.
Контроль - это педагогическое средство, побуждающее учителей и учащихся к самосовершенствованию, своевременному выявлению актуальных проблем и способов их решения. Цель контроля - обеспечить постоянное совершенствование воспитательного процесса.
Условно выделяют три направления контроля:
1. Контроль над деятельностью педагогического коллектива по созданию системы внеурочной воспитательной работы в школе. Сюда относится контроль над деятельностью: - директора школы; - заместителей директора; - организатора воспитательной работы; - руководителей кружков, секций и т.п., - методических объединений классных руководителей; - школьного библиотекаря и других сотрудников школы, причастных к организации воспитательной работы.
2. Контроль над деятельностью классных руководителей по следующим вопросам:
- целенаправленность и систематичность ВД, обеспечивающей развитие учащихся;
- систематичность, всесторонность, объективность и действенность изучения учащихся;
- работа по организации и сплочению коллектива;
- руководство развитием самодеятельных начал в коллективе;
- индивидуальная работа с учащимися, создание условий для раскрытия возможностей каждого;
- взаимодействие с родителями, воспитательными организациями;
- психолого-педагогическая грамотность, владение методикой воспитательной работы;
- этика взаимоотношений с учащимися и родителями;
3. Контроль над деятельностью ученического коллектива:
v участие школьников в разных видах ВД, возможности для самореализации каждого ученика;
v рациональность структуры ученического коллектива, взаимодействие групп;
v развитие ученического самоуправления, организация работы по выявлению и воспитанию лидеров;
v преемственность в деятельности ученического коллектива;
v взаимодействие педагогов и учащихся в воспитательном процессе и т.д.
Виды контроля: а) индивидуальный и фронтальный; б) тематический и комплексный; в) текущий, периодический, итоговый; г) предварительный; д) предупредительный, е) административный, ж) методический контроль, осуществляемый специалистами.
Методы организации контроля над внеурочной деятельностью в школе:
- непосредственное наблюдение за поведением и результатами деятельности учащихся в различных ситуациях, за действиями педагогов, проведением мероприятий, состоянием мебели и пр.;
- анкетирование педагогов, учащихся, родителей;
- рейтинговая оценка и самооценка;
- беседы с детьми, родителями, учителями, представителями общественных организаций, коллективный анализ проделанной работы.
Организационную работу по планированию контроля проводит замдиректора по воспитательной работе с учетом предложений администрации, руководителей общественных организаций, организаторов воспитательной работы.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)
Читайте также: