План урока на тему патриотизм

Обновлено: 02.07.2024

При подготовке урока использован учебник по обществознанию:

  • Глобальный мир в ХХI веке. 11 кл. Под редакцией Л.В. Полякова. М. Просвещение, 2009 г.
  • Обществознание. 11 кл.Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.Просвещение, 2010 г.

Класс: 11 класс.

ЦЕЛИ ТЕМЫ:

  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
  • продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
  • развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
  • формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Основные понятия урока: Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

Подготовка к уроку:

Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)

Учащиеся работают в малых группах.

Прием работы: синквейн, работа с документами, словарями, диалог

Цитаты:

Ход урока

Эпиграф Урока: “Национальная идея может произойти из национального характера, национальной культуры, национальной гордости”

I. Организационное начало урока.

ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ ЗВОНА КОЛОКОЛОВ.

Государство рождается однажды, но с течением времени оно видоизменяется, трансформируется многократно, но когда это происходит, меняется его географическое очертания, формы, правления, политические и экономические очертания, формы правления, политические и экономические уклады. Однако остается то, что как будто постоянно, но если мы присмотримся, то это жизнь нашего народа, в которой сохраняется дух, культура, прошлое и прорыв в будущее.

Сейчас Россия как раз и переживает становление своей государственности, а если вспомнить, что столыпинская и коммунистическая попытки потерпели крах, то сразу понимаем – другого шанса не будет. Наша страна и народ стали очевидцами сразу нескольких событий, которые можно назвать эпохальными:

  • потерпело крах социалистическое общество;
  • распался СССР;
  • произошел переход к рыночным отношениям.

Страна стала походить на один обнаженный нерв. Миллионы людей потеряли ориентиры и стали ощущать себя так, словно они лишились Родины и превратились в эмигрантов, даже не переступив порог собственного дома. Произошло падение ценностей, а других, новых, вместо исчезнувших, никто не придумал. Мы не всегда понимаем куда идем, что будет с нами, со страной. И не последнюю роль за последнее десятилетие начинает в нашей жизни и жизни страны, занимать церковь, с ее пониманием патриотизма и попыткой достучаться до сердец наших граждан.

И вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Если народ страны не будет един, если его не объединяет привязанность к земле, на которой он живет, желание сделать жизнь на этой земле лучше, то любая страна рассыплется в прах.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от алкоголизма, наркомании, хамства, грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, в основе нашего патриотизма лежат не столько в истории, а сколько в самоуважении к себе, как к свободным, творческим и полным энергии людям.

II. Проведение дискуссии.

1. Что такое Родина?

Вопросы для обсуждения:

  • С чего начинается Родина?
  • Что вы понимаете под словом патриотизм?

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином он состоит.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

(Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

  • Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
  • Готовы ли вы всю свою жизнь посвятить своей Родине, ее процветанию?
  • Не возникало ли у вас желание, после окончания школы уехать за границу?

(Зачитываются отрывки из сочинений, которые были написаны учащимися класса на уроках русского языка и касаются понимания слова Родина).

2. Можно ли гордиться нашей Родиной?

Слова учителя.

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Но мне кажется, что ругать свою историю, - это все равно, что придавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с ее достижениями и негативными последствиями, но я горжусь, что именно моя страна, мой народ выстоял и победил в самой страшной войне – Великой Отечественной, горжусь знаменитыми писателями, художниками, артистами, внесшими свой вклад в мировую культуру. И мне очень хочется, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия и зла.

Выскажите свое мнение по следующим вопросам.

  • В какие моменты вы испытываете гордость за свою страну?
  • Интересуетесь ли вы прошлым нашей страны? Какие чувства вы испытываете за поражения и ошибки руководства нашей страны или в действиях нашей армии?
  • Какие эмоции вызывает гимн нашей страны? (звучит гимнРФ )

3. Считаете ли себя истинно русским человеком?

Задание для учащихся.

Российская словестность; О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян! (А. Пушкин)

Какой знак можно поставить между понятиями, почему?

Задание для учащихся: заполнить таблицу, в которой зафиксировать общие признаки и основные различия национализма и патриотизма.

Работа со словарем.

Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.

Задание для учащихся.

  • Приведите примеры проявлений национализма в истории?

Видеоряд о геноциде фашистов.

Необходимость повышать национальное самосознание!

Вопрос учащимся:

Нужно ли быть толерантным?

Учащимся было предложено творческое задание. Работа с книгами

Задание: Создать дерево толерантности. (на доске).

4. Кто такой патриот современной России?

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Вопросы для дискуссии:

  • С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
  • Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
  • Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
  • Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
  • Гордитесь ли вы тем, что живете в России?

Приводятся сравнительные данные анкеты, которую выполняли в классах накануне дискуссии. Вопросы во многом сходны с вопросами для дискуссии, но они дают возможность увидеть в каком процентном отношении и сколько ребят отвели на каждый из вопросов. (Приложение 2)

III. Рефлексия.

Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Я хочу прочесть вам стихотворение. Оно мне очень понравилось. А написала его ученица одной из московских школ:

Храни огонь родного очага!
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что для тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

I этап. Организационное начало урока. Приветствие . Определение темы, целей и задач урока. 1.учитель :Я рада вас видеть .И так, поприветствуем друг друга и наших гостей . Per aspera ad astra? — [пэр аспэра ад астра] ученики :Через тернии к звездам! гостям : Здравствуйте!

3.УЧИТЕЛЬ: Напоминаю вам, что на протяжении урока вы должны вести лист самоанализа урока -рефлексии, ответив на вопросы и написав свои суждения об уроке на своих рабочих листах. учитель: Обратите внимание на эти слайды и скажите, что их объединяет? Выяснив это. мы узнаем какой является тема нашего урока.

Звучит песня песня Марка Бернеса, показ слайдов.(приложение №1)

Учитель тема нашего урока : Патриотизм - знак вопроса ?

4.учитель: Как вы думаете какой по форме будет наш урок ? Ответы учеников.

5.учитель: Цели нашего урока – это:

- воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;

-продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;

-развивать ценностные ориентиры и вашу социальную активность

-формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

II этап. Проведение дискуссии.

учитель: Правильно ,Сейчас я предлагаю вам вопросы для обсуждения .Нужно ответить на ряд вопросов , используя свой социальный опыт ,обществоведческие знания.

учитель:1.С чего начинается Родина?

учитель 2. Что вы понимаете под словом патриотизм?

учитель 3.Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

учитель 4.Готовы ли вы всю свою жизнь посвятить своей Родине, ее процветанию?

учитель 5.Не возникало ли у вас желание, после окончания школы уехать за границу?

учитель 6.В какие моменты вы испытываете гордость за свою страну?

учитель 7.Интересуетесь ли вы прошлым нашей страны?

учитель 8.Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой? учитель

9.Гордитесь ли вы тем, что живете в России?

Ответы учеников.

Ответы учеников.

IVэтап. Коллективное творческое дело (КТД)- работа в группах.

1 группа .Ваше задание составить синквейн на слово патриот . Ваше задание на ваших рабочих листах стр.1.

Давайте вспомним, что такое синквейн.

1.Человек 2.Верный, преданный 3.Охраняет, укрепляет, гордится 4.Искренне любит свою Родину 5.Защитник.

2 группа-вам предлагается заполнить сравнительную таблицу ,используя слова из списка. национализм ,патриотизм

1.любовь к своему народу

2.обособленность и вера в исключительность.

3.любовь, преданность и привязанность к Отечеству

4. недоверие к другим нациям

5. неприязнь к чужому

6.отстаивание национальных интересов.

Ответы учеников.

Есть ли в современном обществе национализм? К каким негативным последствиям он привел и может привести сегодня? Приведите примеры проявлений национализма в истории?

Ответы учеников.

V этап .Творческий проект. Ученики нашего класса приготовили задания ,которые им были даны заранее по нашей теме:

1.Эссе (приложение №2)

2.Презентация (приложение №3)

3. Рецензия на мультфильм Г.Бардина Конфликт. Спички. КОНФЛИКТ. Спички. Мультфильм Гарри Бардина. 1983г (приложение №4)

Презентация: История моей республики -страница многовековой истории моей страны; эссе на предложенную цитату ,рецензия на мультфильм ,тема которого созвучна с темой нашего урока .

7.учитель: Что такое эссе? Что такое презентация ? Что такое рецензия ?

Ответы учеников.

VI этап. Рефлексия(анализ урока ,выводы.) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни.

учитель. Сделаем вывод: В чём же, проявляется патриотизм?

Ответы каждого участника.

учитель: В заключении мне хочется сказать : Государство рождается , но с течением времени оно изменяется, трансформируется многократно, и когда это происходит, меняется его географическое очертания, формы, правления, политические и экономические очертания. Однако остается то, что постоянно, это жизнь нашего народа, в которой сохраняется дух, культура, прошлое и прорыв в будущее.И вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Если народ страны не будет един, если его не объединяет привязанность к земле, на которой он живет, желание сделать жизнь на этой земле лучше, то любая страна рассыплется в прах.

Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Я хочу вам процитировать слова советского педагога И. ИВАНОВА,которые могут стать для вас девизом на всю вашу жизнь

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем? Каждое дело - людям, иначе - зачем? Каждое дело - творчески , иначе - зачем? Наша цель - счастье людей! Мы победим - иначе быть не может. педагог И.П. Иванов.

Vivere est cogitare-- Ви́вэрэ эст когита́рэ].перевод Жить - значит мыслить!


Цель: Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.

Задачи:

  1. Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.;
  2. Познакомить учащихся с понятием Конституция, и основными правами, и обязанностями гражданина РФ;
  3. Сформировать у учащихся понятие о родном крае, городе, как о Малой Родине;
  1. продолжить развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное и объективно оценивать окружающую действительность.
  1. формирование у учащихся чувства патриотизма к малой Родине;

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: Конституция, патриотизм, патриот, гражданин.

Содержимое разработки

Тема. Я - патриот.

Цель: Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.

Образовательные:

Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.;

Познакомить учащихся с понятием Конституция, и основными правами, и обязанностями гражданина РФ;

Сформировать у учащихся понятие о родном крае, городе, как о Малой Родине;

Развивающие:

продолжить развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное и объективно оценивать окружающую действительность.

Воспитательные:

формирование у учащихся чувства патриотизма к малой Родине;

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: Конституция, патриотизм, патриот, гражданин.

План занятия:

Организационный момент (3-5 мин.).

Актуализация знаний (7-10 мин.).

Объяснение нового материала (15 мин.).

Динамические паузы (2-3 мин.)

Закрепление материала (7-10 мин.)

Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Сохранность контингента. Проверка все ли есть на столах учащихся для работы, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний:

Педагог. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

1. Наша страна называется…. (Россия);

2. Граждане России называются…. (россияне);

3. Назовите главный город России? (Москва)

4. Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)

Педагог. Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

Малая Родина – это часть большой страны.

5. Как называется край, в которой мы живём? (Хабаровский край)

6. Как называется наш город? (Комсомольск-на-Амуре)

Город Комсомольск-на-Амуре является нашей Малой Родиной.

3. Объяснение нового материала.

Педагог. Кто такой гражданин своей страны? (Это человек, который ощущает свою связь с каким-то определенным государством, признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права и выполняет свои гражданские обязанности).

- Гражданами какой страны мы с вами являемся? (Российской Федерации).

Педагог. А что вы знаете об обязанностях граждан? (платить налоги, соблюдать законы…)

Педагог. Какие законы вы знаете? (ответы учащихся)

Педагог. Если есть обязанности, которые должны выполнять граждане, то есть и права.

Это такие права как: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища и т.д.

Педагог. А что надо делать, если нарушаются наши гражданские права? (ответы учащихся)

Как называются люди, которые нарушают права других граждан? (хулиганы, преступники).

От них нас защищает наше государство.

Педагог. Мы говорили о государстве, в котором живем, а что такое Родина? (ответы детей).

Педагог. Назовите слова, родственные, однокоренные, слову Родина. (Народ, род, родственники, родня, природа.)

– У этих слов один корень. Какой? (Род.)

Задание. Сложите и назовите пословицы, которые у вас получились о Родине:

Нет земли краше

чем Родина наша

Человек без Родины

что соловей без песни

Одна у человека мать

одна у него и Родина

Педагог. У каждой страны есть отличительные знаки. Назовите их. (Флаг, герб, гимн).

Человек, который любит свою Родину, чтит ее традиции, знает ее историю, подвиги и достижения ее народа, который готов встать на ее защиту, называется патриотом.

Патриотизм является очень могучей силой. Примером тому Великая Отечественная война, в которой люди умирали, но не дали захватить родную землю.

Являясь патриотом своей Родины, человек должен уважать и любовь других народов к своей Родине, жить сними в мире и согласии.

4. Динамическая пауза (см. электронное приложение)

5. Закрепление материала

Задание. Составить психологический портрет патриота (мини эссе).

Учащимся предлагается описать, какими качествами, по их мнению, должен обладать патриот.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм – это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

ТЕМА: ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ – КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Цель урока: Сформировать у учащихся общее понимание об основных качествах, которыми должен

обладать военнослужащий ВС РФ – защитник Отечества.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс.

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Какие войска относятся к войскам не входящим в состав ВС РФ?

- Какие задачи возлагаются на внутренние войска?

- Могут ли возлагаться на внутренние войска другие задачи?

- Почему, на ваш взгляд, войска гражданской обороны согласно Женевским конвенциям не

предназначен для участия в боевых действиях?

- Каково предназначение внутренних войск, войск ГО?

- Какие задачи возлагаются на войска ГО?

- Из каких соединений и частей состоят войска ГО?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:

Военнослужащий – защитник Отечества , и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации.

Отечество – это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм – это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг – нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий – это прежде всего гражданин РФ. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства – РФ.

Чувство патриотизма – основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины – России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество – понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина – это русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина – это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина – это все то, создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть не зависим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности.

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятие долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

Мораль (нравственность) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

1. Каждый военнослужащий ВС РФ должен быть патриотом своего Отечества.

2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.

3. Военная служба эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.

4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

III. Закрепление материала:

- Какие обязанности возлагаются на защитника Отечества?

IV. Итог урока

Читайте также: