Контент анализ в психологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

Контент-анализ имеет философский смысл, который заключается в отхождении от разнообразности текстовой информации к более абстрактной модели материала. Сферы познания, в которых прилагается метод контент-анализа достаточно обширные. Его можно применить в социологии, политологии, где он пользуется популярностью, также в психологии, управлении персоналом, PR, истории, антропологии, литературоведении. Ученые привели статистику, в которой они описали распределение исследований по наукам, пользуясь контент-анализом. Чаще данный метод встречается, как средство изучения в антропологии и социологии – 27,7%, в теориях коммуникации он встречается немного реже – 25,9%, в исследовании полит наук он составляет – 21,5%. Реже метод контент-анализа встречается в области исследований исторических событий, изучении общественных связей.

Контент-анализ используется, первоначально, к четкому и выраженному содержанию.

Контент-анализ, как метод исследования

Данный метод стали использовать в разнообразных исследованиях социальных наук в США 30-х год. XX в. Впервые его начали прилагать в литературоведении и сфере журналистики. В силу распространения метода контент-анализа ученые начали его применение в области политической пропаганды.

Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и большой строгостью. Его сущность заключается в фиксировании единиц содержания, что поддается исследованию в квантификации приобретенных показателей.

Можно определить контент анализ пример в психологии: так, анализируя особенности характера индивида по анкетированию или интервью, можно выделить такие категории анализа: самоотношение, отношение к другим личностям, своей деятельности, природе, вещам, окружающим предметам. При исследовании личностного свойства такого, как тревожность исследователь предварительно определяет совокупность составляющих компонентов: волнение относительно собственного здоровья, благополучия близких, финансового положения, карьеры и др. Список категорий всегда должен быть совершенно исчерпывающим и предоставлять возможность однозначно соотнести определенную категорию с текстом.

Современный метод контент-анализа зачастую используется в осуществлении исследований явления массовых коммуникаций, маркетинговых исследованиях. Он может прилагаться в исследовании многих документальных источников, больше всего эффективен в исследовании, где имеется множество однопорядковых данных.

Что такое контент-анализ? Главные процедуры данного метода содержат выявление всех смысловых единиц, что могут выступать:

- понятиями, обнаруженными в конкретных терминах;

- темами, сформулированными в смысловых статьях, частях текстов, радиопередачах;

- именами и фамилиями людей;

- персонажами, героями, группами и классами персонажей;

- смыслом апелляций направленных к вероятному адресату.

Все единицы определяются соответственно к содержанию, целям, гипотезам, задачам в определенном исследовании. Эти единицы должны соответствовать конкретным научным понятиям, которые несут в себе исследовательскую задачу. Единицы являются индикаторами научных идей, обозначенных в исследовании.

Изучением категорий и смысловых единиц контент-анализа занимаются авторы разных документов, корреспонденты, писатели, комментаторы, публицисты, юристы, психологи.

К процедурам также входит выделение отдельных единиц счета, что могут либо сходиться со смысловыми категориями анализа либо нет. Если совпадают, тогда процедура исследования будет сводиться к высчитыванию частоты упоминания конкретной смысловой единицы. Если же единицы счета не сходятся с текущими единицами анализа, исследователю придется самому, основываясь на анализируемом материале и собственном здравом уме, определять единицы счета.

Такими единицами считаются:

- число строк, знаков, абзацев, колонок;

- количество всех рисунков с соответствующим содержанием и сюжетом;

- площадь текста, на которой наложены смысловые единицы;

- метраж пленки для аудио- или видеозаписей;

В общем, процедура подсчета похожа на стандартнее способы классификации по группировкам. Используется составление таблиц, используются компьютерные программы, формулы, используются статистические расчеты восприимчивости и понятности текста.

Эти смысловые единицы являются основными компонентами исследовательской концепции, выраженность которых регистрируется соответственно к назначенным целям. Исследователь заранее формирует определенные идеи, проблемы, темы, что представляют категории анализа.

Контент-анализ в психологии

Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности. От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения. Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.

Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик. Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.

Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:

- изучение психологии респондента;

- изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.

Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.

Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).

Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.

Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.

Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.

Суть и особенности

Существует несколько вариантов описания этого определения:

  1. Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
  2. Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.

При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.

  1. Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
  2. Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
  3. Нужно фиксировать единицы текста.

Контент-анализ применяется для исследования и изучения:

Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.

Фото 2

Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.

Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:

  1. Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
  2. Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
  3. Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.

История изучения

В психологии метод субъективного контент-анализа начал применяться в 30 годах XX века в социальных науках. Первые направления, которые начали тестировать эту методику, — журналистика, литературоведение. Процедуры, которые включает этот метод, были основаны американскими социологами — Б. Берельсоном, X. Лассуэллом.

Ученые тестировали методику в сфере политики, пропаганды, смогли модернизировать ее, приспособить к различным сферам человеческой деятельности.

Частота применения контент-аналитических методов повысилась в период развития средств массовой информации. Когда Б. Берельсон обобщил полученные данные в книге, методику начали применять в научных направлениях за пределами психологии.

Фото 3

Одновременно с развитием контент-анализа на территории Америки, он начал получать популярность в СССР. Вклад в развитие советского подхода к освоению этой методики внес ученый Н. А. Рыбников.

Он специализировался на изучении биографических данных. Метод контент-анализа он применил для изучения личностей по их автобиографии.

Изначально Рыбников начал изучать сочинения детей рабочих. Он предлагал им описывать жизнь, положительные, отрицательные моменты, раскрыть переживания.

Таким образом ученый смог определить, какие положительные и отрицательные моменты жизни преобладают у детей зависимо от возраста. Он сделал интересный вывод — в раннем возрасте девочки позитивней смотрят на жизнь, чем мальчики. При взрослении они больше склоняются к негативным мыслям, переживаниям.

Следующим ученым, который продолжил применять контент-анализ, развивать это направление, был П. П. Блонский. Его интересовали только первичные воспоминания людей. Испытуемых он набирал из сферы образования. Это были учителя, профессора, студенты, школьники.

После проведения исследований ученый смог доказать, что у большинства людей первичные воспоминания связаны со страхами или тяжелыми переживаниями.

Сферы применения

С помощью контент-анализа можно изучать текстовые документы, видео- и аудиозаписи. Методика может применяться в разных сферах человеческой деятельности:

Большую роль контент-анализ играет в разработке искусственного интеллекта.

Разновидности и методологии

Виды контент-анализа в психологии:

  1. Неколичественный. Строится на нечастотной модели содержания текста.
  2. Количественный. Подразумевает применение математико-статистических процедур. При исследовании ученые учитывают стиль речи, смысловые блоки, слова.

Психологическая наука выделяет 4 методологии контент-анализа:

  1. Социологический или семантический. Осуществляется с помощью экспертных оценок содержания.
  2. Лингвистический или грамматический. Определяется по длине фраз, размеру абзацев, порядку слов, из которых состоит предложение, метрическому составу.
  3. Ситуационный. Обработка, преобразование библиографических ссылок и научной литературе.
  4. Кибернетический или документалистический. Определяется по плотности текста, параметрам языка, проточности, аспектности, информационному объему, емкости, информативности.

Преимущества и недостатки

Фото 5

С помощью этого метода:

  1. Можно увидеть скрытые закономерности, тенденции.
  2. Нельзя нарушить поведение испытуемого со стороны исследователя.
  3. Получается выявить достоверные показатели, которые часто крайне сложно различить в массивном количестве информации.
  4. Удается получить достоверные результаты.

С помощью контент-анализа можно раскрыть психологические особенности автора, коммуникатора, действующей аудитории, определить связь между ними. Методика позволяет увидеть связь между написанным текстом и реальностью, которая окружала автора в момент его написания, сделать выводы.

Это трудоемкий метод. Чтобы понимать какая реальность окружала автора, его читателей в период написания, подачи текста, нужно изучить каждого человека по отдельности, его:

  • окружение;
  • социальный статус;
  • географическое положение;
  • ситуацию в стране;
  • психическое и физическое состояние.

Процедуры

Психологи выделяют несколько процедур контент-анализа. Чтобы пользоваться данной методикой, нужно тщательно изучить особенности исследования.

Выявление смысловых единиц

Фото 6

Чтобы выявить смысловую единицу, нужно знать какими они бывают:

  1. Факты, события.
  2. Документальные данные о человеке.
  3. Подтекст апелляций, которые направляются к потенциальному адресату.
  4. Темы, которые выражаются в текстах, видео, музыке.

Смысловые единицы контент-анализа назначаются перед проведением исследования. Они могут различаться зависимо от целей, содержания, гипотез, задач.

Выявление единиц счета

Единицы анализа и единицы счета могут быть одинаковыми или разными. Они зависят от назначения проводимого исследования. Если они не совпадают, значит психолог выделяет собственные единицы счета, наиболее популярные из которых:

  1. Метры видео или аудиозаписи.
  2. Длительность телепередачи.
  3. Число строк в тексте.
  4. Количество страниц, отдельных слов.
  5. Количество изображений, относящихся к сюжету текста.

Подсчет

Чтобы подсчитать результаты, нужно выдвинуть критерии, по которым информация будет делиться на отдельные группы. Для подсчетов могут применяться компьютерные программы, таблицы, специальные формулы.

Популярные ошибки

Фото 2121

Специалисты, которые впервые применяют на практике метод контент-анализа, могут получить искаженные результаты. Чаще они связаны с ошибками, которые психолог допустил при исследовании. Наиболее распространенные:

  1. Документы не проверены на подлинность.
  2. Авторство документов не подтверждено.
  3. Для анализа подобраны данные, которые не относятся к гипотезам исследований.
  4. Психолог начал обработку информации раньше, чем была разработана исследовательская программа.
  5. Не продуманы критерии для анализа.
  6. Поставлены некорректные цели для проведения исследования.
  7. Выставленные категории не соответствуют языку, на котором написан документ.
  8. Классификация составлена с нарушением логики.
  9. Не подготовлены методические инструменты. Анализ проводился без них.

Категории должны быть:

  1. Взаимоисключающими — содержание категорий не должно совпадать между собой.
  2. Исчерпывающими — важно, чтобы категории отражали смысл понятий.
  3. Уместными — они должны соответствовать поставленным задачам.
  4. Надежными — важно, чтобы категории не вызывали разногласий, был упорядочены. Иначе может случиться путаница, которая приведет к неточности полученной информации.

Люди, которые профессионально занимаются контент-анализом, могут без труда определить особенности, структурные единицы в тексте, составить его краткое содержание, цели автора, его общий настрой. Новичкам в этом направлении важно знать принцип работы метода, его особенности, применяемые инструменты, распространенные ошибки.

Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Сущность метода

Объект контент-анализа

Основные направления применения контент-анализа

Стадии разработки и применения контент-анализа

  • формулируются тема, задачи и гипотезы исследования
  • определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

Таким образом, категории анализа должны быть:

  • уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

За единицу анализа может быть принято:

  • слово,
  • предложение,
  • тема,
  • идея,
  • автор,
  • персонаж,
  • социальная ситуация,
  • часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.

Основные процедуры контент-анализа

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т.п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • классификатор контент-анализа,
  • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  • регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  • каталог (список) проанализированных документов.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

Контент анализ в психологии

Психология использует разные научные методы, применение которых зависит от целей и задач исследования.

Одним из используемых методов выступает контент-анализ, который используется в психологии и психодиагностике достаточно давно.

Это мощное оружие в руках психолога, социолога или человека, вовлеченного в среду СМИ, а потому следует понимать сущность и специфику этого метод, чтобы успешно применять её на практике.

О достоинствах и недостатках наблюдения, как метода психологического исследования, читайте здесь.

Понятие и сущность

Контент-анализ в психологии основывается на исследовании специфических особенностей текста, которые раскрываются путем анализа с точки зрения количества и качества изучаемых единиц текста.

Текстом при этом может выступать что угодно, любой носитель информации: видеозапись, интервью, радиопередача, визуальная, графическая информация.

Такой анализ производит интерпретацию содержания текста и выявление числовых закономерностей.

Первостепенной задачей анализа является выделение неких единиц информации, несущих смысл.

Что это может значить на конкретном примере?

После первого шага следует второй этап: исследователь изучает поведение выбранных им смысловых единиц внутри текста, изучая частоту и количество их появления в тексте.

На основании полученных данных можно сделать выводы, польза и применение полученной информации зависит от цели исследования.

Исполнитель (то есть психолог) обязан быть достаточно квалифицированным специалистом.

Понятие и сущность анализа

Как минимум, он должен быть внимательным и скрупулезным, ведь ему придется уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенностей поведения.

Ему придется работать не только с анализом вербального взаимодействия участников коммуникации, но и выявлять признаки неречевого типа, будь то жесты, графические объекты, рукописи.

Каковы основные принципы экспериментального метода в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

В чем преимущества данного метода?

Основными плюсами метода выступают:

  • возможность открытия скрытых тенденций и закономерностей;
  • объективность процедур и достоверность результатов;
  • исследователь никаким образом не оказывает воздействие на поведение испытуемых;
  • метод позволяет обнаруживать достоверные показатели, которые внешне не всегда различимы в огромных массивах информации.

Этот научный метод призван раскрыть не видимое на первый взгляд содержание коммуникации, её сущность, изучая то, как проявляется это содержание в тексте.

В чем состоят преимущества данного метода?

Исследователь, таким образом, может обнаружить связь текста с реальностью, протекающей вне текста, что бывает невозможно при упрощённом постижении информации.

В ходе внимательного рассмотрения изучаемой информации, она переводится в количественные показатели, на основании которых ученый уже может сделать множество важных открытий и выводов.

Контент-анализ дает возможность добыть особо ценную информацию, которая отвечала бы таким критериям качества, как объективность, валидность и надежность. Именно это отличает его от обычного содержательного анализа.

Предыстория

В те же года Н.А. Рыбников, ученый, специализирующийся на биографических данных, применил данный метод для раскрытия специфических характеристик определенной личности через ее сочинение о своей жизни — автобиографию, которую он воспринимал как психологический документ, в котором фиксируется личность, её развитие или деградация, её история.

Он брал за основу сочинения детей рабочих, предлагая им описать свою жизнь на текущий момент. Исследование позволило выявить градацию положительных или негативных взглядов на своё существование в зависимости от возраста и пола испытуемых школьников.

Предыстория и основатели

Он сделал интересный вывод: девочки младшего возраста более позитивно смотрят на свою жизнь, нежели их сверстники мужского пола.

С возрастом же они меняются ролями, и девочки, взрослея, всё больше выражают тенденцию к негативной оценке своей жизни.

Вслед за этим ученым к методу обратился на практике психолог П.П. Блонский, которого интересовали первые воспоминания людей, в качестве испытуемых он выбрал тех, кто находится внутри сферы образования: школьников, студентов и учителей.

Ученый сделал вывод, что в большинстве своем первым воспоминанием как детей, так и взрослых, являлось несчастье, какой-либо страх.

Этот метод применяется и в социологии, где психодиагностика производится для изучения общественного сознания различных социальных слоев.

Так социолог В.А. Кузьмичев произвел разбор 13 еженедельных советских газет, применив тематическую группировку, применявшуюся ранее в США, выделив такие темы, как спорт, сенсации, экономика, культура и т.д.

Другой ученый, В.Н.Касаткин, исследовал записи здоровых и больных людей. Американский исследователь Г. Лассуэлл применял данный метод, изучая область политики и пропаганды, он преобразовал контент-анализ путём различных нововведений.

Для более ёмкого понимания сути контент-анализа вы можете ознакомиться с трудами вышеописанных ученых, стоявших у истоков метода, вся информация есть в открытом доступе.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Ответ узнайте прямо сейчас.

Виды анализа

Основные виды анализа

Существует разделение на количественный и качественный контент анализ, которые, однако, могут использоваться совместно для более углубленного проникновения в суть объекта анализа.

При количественном анализе подключается использование процедур математико-статистического характера, здесь всё зависит от единицы анализа, за которую можно взять определенное слово, смысловые блоки, стиль речи и т.д.

Этот вид контент-анализа относительно прост, ведь по сути представляет из себя подсчет слов (смыслов, словосочетаний) в выбранном тексте. Для проведения такого анализа, если, конечно, используется именно текст в прямом его значении, достаточно будет использовать Microsoft Word.

Обращаясь к результатам одного лишь количественного метода сложно будет сделать какие-то категоричные умозаключения и выводы о тексте, но он гарантирует больший процент понимания смысла, посыла автора и иных особенностей анализируемого пласта информации.

Когда используется качественный контент-анализ, обычно исследователь выделяет некую категорию анализа, изучая текст на факт наличия или отсутствия в нем данной категории.

Если говорить о тексте в банальном его значении — наборе слов и предложений, то качественный анализ, в отличие от количественного, после подсчета лексических единиц переходит на следующий уровень: анализирует связь между ними.

Перед началом такого исследования требуется определить цель, для чего мы анализируем текст, смысловые категории и словарь лексических единиц. Здесь уже необходимо будет подсоединить умение анализировать, делать выводы, сопоставлять разные данные и находить закономерности.

Использование в СМИ

Использование в работе СМИ

Этот метод является крайне выгодным инструментом изучения того или иного объекта СМИ.

Текст СМИ зачастую содержит в себе сокрытые символические формы общения с аудиторией, и задачей исследователя является превращение этих форм в статистические объективные данные.

Контент-анализ крайне продуктивный метод изучения как своих источников, так и источников конкурентов. Он позволяет выявить наиболее удачные ходы, которые пускают в ход конкуренты, и внедрить их в свою систему.

С его помощью можно отследить закономерности и тенденции информационного потока, выйти на явные и скрытые намерения коммуникатора и предсказать возможную реакцию аудитории.

Иногда необходимо проанализировать свои материалы, и выявить те аспекты, которые затрудняют восприятие идеи потребителем, посмотреть, на какие смысловые посылы аудитория реагирует хорошо, начинает, например, активнее переходить по ссылкам, продажи начинают расти и т.д.; а на какие реагирует нейтрально, либо вообще негативно.

В этом нам помогут, в том числе, и комментарии пользователей.

Процедура: пример исследования для чайников

Из чего состоит процедура: пример исследования для чайников

Как сделать контент анализ? Первое, с чего следует начать — это определить единицы смысла и единицы счета.

Смысловой единицей могут являться: термины, в которых выражены те или иные важные для исследования понятия, события, идеи, факты.

Единица счета позволяет обнаружить регулярность и частоту появления выбранной категории (или признака этой категории) в источнике информации.

Важно учитывать, что контент-анализ лишь дополняет обычный, содержательный, выступая вспомогательным средством, который позволяет углубить восприятие смысла любого текста, ведь при поверхностном взгляде что-то ускользает мимо нашего взора, и иногда это может являться точкой ступора, когда обычные методы не позволяют продвинуться дальше в исследовании.

При проведении исследования по этому методу следует заранее подготовить определенные инструменты исследователя:

  • таблицу, куда будут внесены единицы и категории анализа;
  • бланк контент-анализа, содержащий необходимые данные об авторе документа, объеме текста и прочее;
  • регистрационная карточка, где записывается количество единиц счета;
  • список изученных текстовых/визуальных/аудио материалов.

Процедура: пример исследования для чайников и результат

Результаты анализа текста, т.е. количество случаев применения в нем, например, определенного набора слов, умозаключения касательно категорий анализа можно прописать как отдельно, так и в бланке.

Итак, наверное, стоит подключить немного конкретики.

Возьмем для примера такой интимный момент, как переписка между двумя людьми. А еще лучше, семейной пары. Там и выстраиваемые долгими годами отношения, свои особенности коммуникации, возникшие со временем, и еще очень много интересных моментов.

Самый простой способ: мы копируем текст, и загружаем его в обычный Word, делая поиск по словам.

Сопоставляем количество нужных нам слов до и после замужества, и, может, даже делаем простенький график, где будет отображена частота или падение применения тех или иных смысловых единиц. Вот такой домашний и в чем-то полезный и весёлый контент-анализ.

Если же мы обратимся к сфере СМИ, то на роль предмета исследования подойдет публичная презентация своей деятельности конкурентом — его интервью, тексты блогов. Контент потребителей же заключается в их видимой реакции, то есть в комментариях.

Как проводится процедура: пример исследования для чайников

Можно исследовать негативные отзывы, особенно если всегда всё было ровно и спокойно, а тут вдруг негатив начинает просто литься рекой.

Тогда будет не лишним сопоставить лексическую основу вдруг из ниоткуда вылившихся на вашу компанию рек ругани и порицаний, с ранними негативными комментариями, которых было не так много.

Если некая доля из них будет основываться на сильных сторонах вашего конкурента, то вы сможете определить заказчика всех этих негативных реплик в ваш адрес.

Когда вы выясните на что опираются люди, вовлеченные в волну заказного негатива, вы сможете принять решение о дальнейших действиях.

А какие возможности он даст, если применять его в психологии, научной работе, публичной деятельности и рекламе?

Можно проследить, какие темы находят больший отклик у читателя, как меняется состояние клиента после употребления тех или иных смысловых единиц, которые он видит, слышит или читает.

Читайте также: