Консультация для родителей что такое мини музей в детском саду
Обновлено: 08.07.2024
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
категории Тукбулатова Л. Ф.
Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения
Цель создания мини – музея.
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями
Задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
- Формирование у дошкольников представления о музее
- Расширение кругозора дошкольников
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
- Развитие творческого и логического мышления, воображения
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада
Этапы создания мини-музея.
Подготовительный этап.
1. Выбор темы и названия.
2. Выбор места размещения мини-музея.
3. Планирование экспозиций.
4. Принципы построения экспозиции.
5. Разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.
6. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей.
1. Выбор темы и названия
- создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, тема определяется педагогом, обсуждается с родителями и детьми;
- тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом;
2. Размещение мини-музея
При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребенка.
2.1. Групповое помещение.
Это вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Однако расположение мини-музея в группе имеет и минусы:
- постоянный доступ к экспонатам имеют дети только одной группы.
- удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.
Экспонаты могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках, на небольших полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке. Мини-музей природы рационально расположить в уголке природы, мини-музей гжели или хохломы - возле уголка творчества, мини-музей связанный с тематикой спорта - рядом со спортивным уголком.
Вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки - те же.
Важно, чтобы полки с экспонатами располагались не над шкафчиками для одежды, а были закреплены на уровне глаз ребенка.
2.3. Помещения для дополнительных занятий.
Помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых мини-музеев. Однако при оформлении мини-музеев в таких помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.
Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафчиках. Часть образцов может разместиться на стенах и потолке (если это безопасно). Групповые мини-музеи могут располагаться рядом с входом в группу. При таком расположении мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя и детей время. Рассматривать экспозицию могут все родители со своими детьми.
На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом. Например, исторические и фольклорные. Такой музей может быть представлен русской избой, фермой, избушкой Бабы Яги и лешего, мельницей и т. п. На базе музея под открытым небом можно проводить фольклорные праздники.
3. Планирование экспозиций.
Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
Экспозиции могут быть представлены разными группами, например:
3) по решаемой задаче:
3. Принципы построения музейной экспозиции.
• Принцип деятельности и интерактивности
- дети могут играть с экспонатами, дополнять собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее. Для реализации этого принципа необходимо выделит в мини-музее уголок для самостоятельной деятельности.
- несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, экспонаты в нем должны достоверно отражать заявленную тему.
• Принцип динамичности и вариативности
- реализация данного принципа заключается в том, что мини-музей должен периодически меняться – по тематике, экспонатам, содержанию уголков самостоятельной деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание должно обновляться каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников.
- экспонаты в мини-музее должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
• Принцип экологичности и безопасности
-оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей.
-мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью, а деятельность ребенка отражает тематику занятий, экскурсий ит. п.
5. Паспорт мини-музея.
1. Визитная карточка:
– разделы и экспонаты
2. Оформление мини-музея.
Этап реализации.
1. Оформление мини-музея
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
1. Оформление мини-музея.
Так как внимание дошкольника еще недостаточно сформировано, эффективность всей работы мини-музея будет в немалой степени зависеть от того, на сколько удачно расположены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.
В горизонтальной одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции (предметы) одного наименования, отличающиеся по окраске, форме, размеру. Таким образом, можно показать объект с разных сторон, сравнив его с другими.
В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально, а это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках,
- использование стендов (изготавливаются из картона любой формы, подходящей для размещения экспонатов, обтянутого тканью),
- использование кубиков различной высоты, задрапированные тканью,
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках дерева.
Основная ошибка при организации мини-музея, это когда мини-музей превращается во фрагмент общего интерьера
2. Формы работы с детьми в мини-музее.
В ходе знакомства с экспонатами мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
• Во-вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно.
• В-третьих, мини-музей не поддается критериям оценки, применимым к настоящим музеям, поэтому не требует строго соблюдения к ним.
ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ ДОУ
Важная особенность музея в детском саду заключается в том, что в создании элементов развивающей среды музея принимают участие дети и родители.
Дошкольники чувствуют свою причастность к музею; они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
Ребята из подготовительных групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Музей в детском саду – результат общения, совместной работы воспитателя и их семей.
ПОЧЕМУ МЫ СОЗДАЛИ МИНИ-МУЗЕЙ?
1. Мы находимся в спальном районе, удаленного от большинства музеев.
2. Многие родители считают, что дошкольникам рано посещать такие учреждения.
3. Родителям просто не приходит в голову идея посещения музеев.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕВ
Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.
Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.
Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.
Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.
Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.
Сценарий выпускного праздника в детском саду в подготовительной к школе группе Сценарий выпускного праздника в детском саду - 2018 На переднем плане - кукла в коляске, грузовик на верёвочке, большой надувной мяч, большой.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Цель работы ДОУ с родителями: создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются приоритетные задачи: повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщении родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”.
- Что такое мини-музей?
Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А.М. Страунингом в пособии “Методы активизации мышления дошкольников”
Принцип системного подхода легко и доступно изложен в стихотворной форме (М.С. Гафитулин):
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то – для чего-то,
Это Что-то – из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то.
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то…
Что-то ты теперь возьми,
И в музее рассмотри.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.
-
привлечь внимание родителей к музеям;
- создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
- обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
- использование новых форм работы с детьми и их родителями;
-
формирование у дошкольников представления о музее;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие креативного и логического мышления;
- вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.
-
участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
- ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
- мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Мастер-класс на тему:
Цель : формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Оборудование : мультимедийная установка, часть экспонатов и игр из мини-музея чая, корзина с чаем, брошюры, памятки.
Что такое музей? Музей – это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В нашем районе нет музеев, поэтому организация мини-музея в ДОУ необходимость для развития у детей интеллектуальной деятельности и познавательной активности. Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?
Какие основные преимущества, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?
- Мини-музей расположен в ДОУ;
- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);
- Дети – создатели, участники;
- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;
- Можно пригласить детей других групп ДОУ;
- Соответствует, разнообразят и дополняют образовательный процесс.
Укажите, что может быть основой для создания мини-музея
- Образовательная необходимость (необходимо интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете)
- Познавательная активность детей (появился интерес, желание узнать, откуда это берется?)
- Инициатива взрослого (педагога, родителя).
Да, коллеги, правильно. А давайте подумаем, как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее?
Как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее?
- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;
-Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;
1.Наглядности. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Какие формы взаимодействия с родителями можно реализовать, работая над созданием мини-музея?
- Изготовление атрибутов для игр и оформления;
- Создание тематических альбомов;
- Фото-выставки и выставки детских работ;
- Родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи, деловая игра);
- Экскурсия для детей и родителей;
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов;
- Досуговая форма общения (познавательно-игровая викторина, фольклорный или спортивный досуг, чаепитие).
Подготовительный этап.
1 этап подготовительный (планирование мини-музея). Алгоритм по созданию мини-музея: - оформление визитной карточки и паспорта мини-музея; - разработка форм работы с экспозициями мини-музея; - составление конспектов занятий с экспозициями мини-музея. Таким образом, вначале работы (дети, родители) вместе определяют тему и название мини-0музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
Практический этап (этап создания мини-музея). Сбор экспонатов и информации о них, создание музея, разработка экскурсий, открытие мини-музея, приглашение гостей (дети других групп, родители), пополнение атрибутов в музее, проведение образовательной деятельности. Участие в создании детей и родителей обязательно.
Заключительный (обобщающий этап). Презентация мини музея.
В дальнейшем планирую развиваться в данном направлении, потому что работа над созданием мини-музея помогла мне решить комплекс педагогических задач. Работа в музее, в первую очередь, очень увлекает детей: дети стали больше интересоваться историей бурятского народа, его традициями и обычаями, проявляя познавательную активность, стали чаще выражать стремление к творческому самовыражению. Родители также активно принимали участие в создании музейной экспозиции, участвовали в опросах, принимали участие в совместной деятельности с детьми. Эта работа помогла выстроить партнерские отношения, привлечь родителей к участию в тематических мероприятиях на базе мини-музея. В результате работы над этим проектом я познакомилась и освоила новую педагогическую технологию, а мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. Таким образом, можно сказать, что мини-музей не только результат общения и совместной работы воспитателя детей и их родителей, но и возможность повышения качества обучения за счет интерактивности.
Читайте также: