Конституционные проекты 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как известно, первая российская конституция была принята чуть более ста лет назад – 10 июля 1918 г. Однако конституционные проекты, которым не суждено было воплотиться в жизнь, начали создаваться гораздо раньше.

Проект предполагал разделение властей, создание иерархии дум во главе с Государственной думой, координировать законодательную деятельность должен был Государственный совет во главе с императором.

Она готовилась в обстановке строгой секретности, в обсуждении участвовал сам Александр I.

Проект включал положения о свободе слова и печати, неприкосновенности личности и собственности, независимости суда, предполагал создание двухпалатного парламента и федеративное устройство Российской империи. Революционные события в Европе заставили Александра I положить этот проект под сукно.

Эти проекты были впервые опубликованы только в начале XX в., после отменены предварительной цензуры.

Лишь начавшаяся в 1905 г. революция привела к разработке конституционных проектов. Манифест об усовершенствовании государственного порядка даровал подданным Российской империи политические права и Государственную думу, которая проработала до Февральской революции.

Ознакомиться с полными текстами документов можно в Национальной электронной библиотеке (НЭБ):

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Семинар Конституции.docx

Заключение

Таким образом, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века.

Муравьев придерживался очень умеренных позиций, сведя в один документ многие нереализованные конституционные проекты эпохи Александра I.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов, было антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение.

Александром I Царству Польскому была дарована Конституция, которая гарантировала свободу печати, неприкосновенность личности, создание двухпалатного сейма. Эта Конституция должна была стать пробным шагом для подготовки введения Конституции в России. После бунта в 1830 году, Конституция в Польше была отменена.

Проект Лорис-Меликова М.Т. ограничивал привлечение земских и думских представителей к рассмотрению законопроектов. Он предложил программу преобразований, включавшую проекты податной реформы, перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы и др.

Во второй половине XVIII - XIX столетий представителями государства и общества был выдвинут целый ряд конституционных проектов, предполагавших внедрение парламентских начал в государственное устройство Российской империи.

Большая их часть даже и не предполагала формирования законодательных учреждений народного представительства.

Тем не менее, они не были реализованы, так как российская монархия видела в народном представительстве с любыми полномочиями претензии на ее абсолютный характер.

История становления конституционализма в России.

Сильное государство должно функционировать в соответствии с запретами, велениями, требованиями, составляющими содержание демократических конституционных принципов[1].
(Г.А. Гаджиев. Судья Конституционного суда РФ, 2002г.).

Государственное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось принятием Основного закона страны, выдвижения принципа верховенства конституции.

Конституционные течения проявились в обществе, литературе и науке в начале 19 века. При этом существенное значение имеют западная переводная литература.

Проекты конституции России разрабатываются Никитой Михайловичем Муравьевым (1824г.), Г.С. Батеньковыми (1826г.) и др.

Многие конституционные идеи 19-20 века остались так и не востребованы, в виду прихода к власти Советов. Советское государство пошло по своему пути развития идей конституции и конституционализма.

Первая Конституция РСФСР 1918г.[8], ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов.

Конституция СССР 1923г. (в ред.1924г.)[10] стала вектором для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство.

Во-первых,интерес к проблеме создания конституционно-правовых документов сохранялся в России еще со времен правления Екатерины II. Императрица, желая показать свою просвещенность и образованность, стремилась к созданию нового законодательства, для чего, в частности, собрала Уложенную Комиссию. Однако результаты деятельности комиссии Екатерину II не удовлетворили, и новое Уложение, как свод законов, не было создало, но стремления Екатерины II к переустройству государства, к введению новых законов не прошли бесследно, и были затем востребованы ее внуком - императором Александром I.

Во-вторых, на создание в России конституционно-правовых проектов повлияли события революционной Франции. Великая французская буржуазная революция вызвала огромный резонанс в русском обществе. Русское дворянство активно занялось созданием конституционных проектов, часть его - для того, чтобы не допустить в России событий, подобных французской революции, часть -чтобы позаимствовать передовые идеи революции.

В-третьих, в немалой степени на всплеск конституционного творчества в России повлиял государственный переворот 11 марта 1801 г., убийство Павла I. Заговорщикистремились к избавлению страны от тирана и деспота, каким они считали императора Павла I. Таким образом, они стремились к установлению системы верховенства закона над случайными действиями власти. Именно поэтому первыми действиями императора Александра I было издание Манифеста о восшествии на престол, в котором он обещал установить законность в управлении, справедливость в суде, заботиться о своих подданных, отменитьмногие распоряжения своего отца, произвести широкую амнистию осужденных.

Все эти причины вызвали смягчение цензуры в обществе, что повлекло за собой создание новых общественно-политических журналов. В новых изданиях активно обсуждались проблемы переустройства жизни общества.

Основные проблемы, волновавшие высшее русское общество, сводились в теме идеального правителя, к форме государственного правления, к законности, к гарантиям от возврата к деспотизму, к проблемам прав и свобод личности.

Общие идеи

· Идеальный правитель должен проявлять заботу и уважение к человеку, соответствовать представлениям о справедливом и мудром государе.

· Форма государственного правления, наиболее подходящая для России, как считали авторы проектов конституции, была монархия, способная защитить подданных государства от произвола.

· Требование законности в государстве. (чтобы законность была превыше власти, и сам царь действовал бы сообразно принятым им законам - это бы защитило страну от возможного возврата к деспотизму)

Следовательно, авторы проектов поставили вопрос о возможном законодательном ограничении власти императора.

Основные проекты

Проект Сперанского

Необходимость реформ в государстве Сперанский объяснял самим ходом исторического развития. Сперанский был сторонником монархии, но ограниченной принципом законности. Для поддержания законности в государственной политике, по мнению Сперанского, необходимо было придерживаться принципа разделения властей. При соблюдении идеи разделения властей каждый орган власти выполняет только те полномочия, которые определены ему законом. По идее Сперанского, законодательную власть следовало сконцентрировать в новом органе - Государственной думе, исполнительную власть передать министерствам, а судебную поручить Сенату. Закон четко определял полномочия самого императора. По правовому проекту Сперанского в государственную жизнь вводились гражданские и политические права, выборное начало и ограничение самодержавной власти.

До отечественной войны 1812 г. в русском обществе было подготовлено множество конституционных проектов. Из них частично был реализован лишь проект Сперанского (создание Государственного Совета, несколько ранее вместо приказов стали создаваться министерства).

Проект Новосильцева

Проекты декабристов

Анализируя конституционные проекты, предложенные властью и оппозицией, можно отметить, что идеи конституционализма приобретали все большую популярность в обществе, в высказанные в проектах предложения получили дальнейшее развитие в последующих государственных реформах.

ВЫВОДЫ

I. Духовное и социально-экономическое развитие России в течение всего XVIII века подтачивало устои феодального строя и средневековой идеологии, подготовляло страну к переходу на более высокую ступень развития, обнаруживало ростки новой идеологии с требованием преобразований ее общественного и государственного строя.

II. Расширение связей России с Западной Европой, начавшееся в петровскую эпоху и продолжавшееся в течение всего XVIII века, привело в первой четверти XIX века к всплеску в верхах Российского общества интереса и симпатий к преобразованиям в западных странах, прежде всего во Франции, и выразилось в составлении ряда конституционных проектов реформ.

III. Однако состояние российского общества резко отличалось от того, что было достигнуто в западных странах. Россия оказалась не готовой к масштабным преобразованиям. Значительное западное влияние и очевидная для части интеллигенции привлекательность идей народовластия, парламентского строя столкнулись с сопротивлением консервативных сил общества, с отчужденностью широких слоев населения от предлагавшихся реформ, а также с огромной сложностью преобразований в такой большой стране как Россия.

IV. Борьба вокруг реформ показала столкновение внешних влияний и внутренних сил, выявила неприемлемость игнорирования русских национальных традиций государственного строительства и простого заимствования западных образцов и идеальных проектов, оторванных от внутренних условий жизни страны, а также необходимость тщательно готовить предполагаемые реформы, продуманно взвесив все возможные последствия вводимого новшества.

V. Вместе с тем нельзя забывать, что в первый период царствования Александра I были осуществлены такие важные преобразования в государственном строе России как создание Государственного совета и переход к министерской системе управления (вместо прежних приказов), а также дарование Конституции Королевству Польскому. В конституционных проектах реформ пробивались идеи, которые получают признание и в наше время - о верховенстве законодательной власти перед исполнительной, о введении ответственности исполнительной власти перед законодательной, о повышении роли государственного контроля над работой законодателей и правительства.

VI. Можно обратить внимание на необходимость преодоления имевшего место в прошлом чрезмерного восхваления революционных, насильственных преобразований, а также увлечения частью интеллигенции западническими проектами реформ государственности России, не учитывающими ее условия и традиции.

VII. Поражение радикальных проектов реформ на время толкнуло Россию к реакции и застою. Однако всплеск внимания к конституционным преобразованиям, опыт борьбы вокруг реформ первой четверти XIX в. подготовил проведение великой реформы второй половины XIX в., наделил их пониманием необходимости ради сохранения целостности и могущества России последовательного решения назревших вопросов реорганизации государственного строя и общественного уклада в жизни страны.

Страхов Денис

45.Систематизация законодательства Российской империи в 30- гг. XIX в., ее результаты и значение.

46.Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.: общая характеристика принципов и институтов.

47.Отмена крепостной зависимости крестьян: причины, общая характеристика законодательных актов, нового статуса крестьян, институтов крестьянского самоуправления и суда, значение.

48.Земская реформа 1864 г.: общая характеристика законодательной основы, организации и компетенции земских учреждений, значение. Земская контрреформа.

Положение 1890 года признало государственный статус земских учреждений. Члены и председатели земских управ считались теперь государственными служащими. Им присваивались классные чины, а должность председателя управы могли занимать лишь лица, имеющие право на поступление на государственную должность.

Шахунова Юлия

49.Городская реформа 1870 г.: общая характеристика законодательной основы, организации и компетенции органов городского самоуправления, значение. Городская контрреформа.

50.Законодательная основа судебной реформы 1864-1899 гг.: общая

51.Реформа судоустройства: общая характеристика новых органов юстиции.

52.Реформа судопроизводства: общая характеристика принципов и институтов. Организация следствия, прокуратуры и адвокатуры.


Кинев Сергей Леонидович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории России
Томского государственного педагогического университета.

Литвинов Александр Валерьевич,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры современной отечественной истории
Томского государственного университета.

Конституционные проекты и представительные
учреждения в России во второй половине XVIII - XIX вв.

Прожив много лет в Швеции, Н.И. Панин был поклонником ее государственной системы - конституционной монархии с существенными ограничениями королевской власти. Вскоре после очередного дворцового переворота, в результате которого на российском троне воцарилась Екатерина II, Н.И. Панин, наставник ее сына, будущего императора Павла I, став первым советником императрицы, решил, что пора действовать, и предложил императрице создать при ней Императорский Совет.

Дворянские
собрания

Проект государственных
преобразований М.М. Сперанского

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Однако предложенные Сперанским реформы вызвали недовольство консервативного дворянства. Он подвергался постоянному третированию как выскочка, обвинялся в государственной измене, что, в конечном счете, привело к его отставке и ссылке. А разработанный им проект государственных преобразований так и остался практически не реализованным. Вместо учреждения законодательной Государственной Думы Александр I решился только на создание законосовещательного института из назначаемых им самим членов - Государственного Совета.

Представительные органы власти
в Великом княжестве Финляндском
и Царстве Польском

В 1809 г. полным поражением Швеции закончилась последняя русско-шведская война. По ее итогам был подписан Фридрихсгамский мирный договор, в соответствии с которым России отошли Финляндия и Аландские о-ва. Тогда же в составе Российской империи было образовано Великое княжество Финляндское. Его главой являлся российский император и, по совместительству, Великий князь финляндский. Княжество обладало в империи достаточно широкой автономией. Всеми внутренними делами занимался выборный представительный орган власти - сейм. Финляндия пользовалась другими значительными льготами и привилегиями. Она получила свою почтовую службу и органы правосудия. Лютеранская церковь обрела статус государственной. Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии (с 1878 г. финнов, правда, стали призывать в армию, но для прохождения службы в самой Финляндии). В 1863 г.было утверждено равноправие финского языка со шведским. Первое время, однако, права автономии нарушались. Так в период с 1809 г. по 1863 г. Финляндский Сейм вообще не собирался, и управление страной осуществлялось сенатом при генерал-губернаторе. Первое заседание сейма для разработки конституции было созвано в 1863 г. по инициативе Александра II. С 1869 г. сейм стал созываться регулярно, обновление его состава проводилось раз в пять лет, а с 1882 г. - раз в три года. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 г., когда Финляндия стала независимым государством. По всей видимости, успешность финского парламентаризма в России объясняется стремлением имперскиой власти компенсировать отсутствие полной независимости одному из самых передовых в своем социально-экономическом развитии региону Российской империи.

Отправление правосудия Конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны. Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената.

Сперанский
Михаил Михайлович
(1772 - 1839)

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Парламентские проекты
декабристов

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Хорошее образование, полученное молодыми дворянами, способствовало их знакомству с идеями европейского Просвещения. Участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. почти всех основателей и многих активных членов будущего дворянского революционного движения позволило им увидеть общественно-политический уклад нескольких европейских государств. Все это привело декабристов к одной из основных идей - народ, одержавший победу над сильнейшей в Европе армией Наполеона, должен быть освобожден от крепостнического рабства. Между тем император Александр I не только отказался от проведения дальнейших либеральных преобразований, которые были предприняты им в начале правления, но и принял ряд мер явно консервативного характера (так, например, резко активизировалось создание военных поселений, существенно утяжеливших положение государственных крестьян). В этих условиях ставка делается на военно-революционный переворот.

Народным вече на 5 лет. Каждый год один из членов Державной думы выбывал, и на его место избирался новый - этим обеспечивались непрерывность и преемственность власти и ее постоянное обновление. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически президентом республики. Этим обеспечивалась невозможность узурпации верховной власти: каждый президент занимал свой пост лишь один год. Третьим верховным государственным органом республики предполагалось учредить Верховный собор, состоящий из 120 человек, избираемых пожизненно с пожизненным материальным обеспечением. Единственной функцией Верховного собора была контрольная: он должен был следить за точным соблюдением всеми гражданами и должностными лицами конституции. При этом демократическое устройство должно было одинаково распространяться на всей территории, независимо от того, какими народами она заселены. Однако П. Пестель был противником федеративного устройства, так как видел в нем опасность сепаратизма и возможность распада страны: вся Россия по его проекту должна была представлять собой единое и неделимое унитарное государство (исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения).

Государственный Совет

Председатель Совета также назначался императором, первым стал граф Н.П. Румянцев. 1 января 1865 г. Государственный Совет возглавил великий князь Константин Николаевич - младший брат Александра II. С этого времени на протяжении 40 лет управление высшим законосовещательным собранием в империи находилось в руках ближайших родственников царя.

Государственный Совет был единственным официальным местом в Российской империи, где его члены в заседаниях пользовались свободой слова. Непременным условием являлось выступление на русском языке. Делопроизводство Совета возлагалось на Государственную канцелярию.

Пестель
Павел Иванович
(1793-1826)

Полковник (1819 г.), командир Вятского пехотного полка.
Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Арестован (по доносу) 13 декабря 1825 г. Казнен
в Санкт-Петербурге.

Муравьев
Никита Михайлович
(1795-1843)

Капитан (1825 г.).
Участник заграничных походов 1813-1814 гг. Приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги (так как
в восстании 14 декабря 1825 г.
не участвовал по причине отсутствия в Санкт-Петербурге). С 1827 г. -
в Нерчинских рудниках,
с 1835 г. - на поселении
в Иркутской губернии,
где и умер.

Юбилейное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г. Художник И. Е. Репин. 1903 г.

Реформы системы
местного самоуправления

Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством.

Валуев
Петр Александрович
(1815-1890)

Граф (с 1880 г.), государственный деятель.
В 1861-1868 гг. - министр внутренних дел, руководил подготовкой и проведением земской (1864 г.) и цензурной (1865 г.) реформ. В 1872-1879 гг.-министр государственных имуществ, в 1879-1881 гг. -
председатель Комитета министров.

Однако соображения и Валуева, и великого князя остались без последствий.

Романов
Константин Николаевич
(1827-1892)

Великий князь, второй сын императора Николая I, генерал-адмирал (1831 г.).
В 1853-1881 гг. руководил Морским министерством, провел ряд реформ на флоте.
В 1857-1861 гг. участник подготовки крестьянской реформы 1861 г.,
в 1860-1861 гг. председатель Главного комитета по крестьянскому делу.
В 1865-1881 гг. председатель Государственного Совета.

Реализация этого проекта продвинулась дальше других. Александр II утвердил доклад Лорис-Меликова 1 марта 1881 г., за несколько часов до своей трагической смерти, а на 4 марта было намечено заседание Совета министров для последнего обсуждения проекта. Убийство царя не позволило свершиться весьма вероятному призыву выборных при Государственном Совете, чего так хотело общественное мнение. История не знает сослагательного наклонения, но есть много оснований полагать: будь созыв представителей осуществлен тогда, в начале 1880-х гг., возможно, что многое в российской истории рубежа ХIХ - ХХ вв. было бы по-другому

Лорис-Меликов
Михаил Тариэлович
(1825-1888)

Граф (1878 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии (1875 г.). В 1880 г. - глава Верховной распорядительной комиссии. В 1880-1881 гг. - министр внутренних дел. После убийства императора Александра II - в отставке.

Проект земских соборов
Н.П. Игнатьева

Еще одна попытка в XIX в. создать в России общероссийский представительный орган - земский собор - относится к 1882 г., началу царствования Александра III, и принадлежит Н.П. Игнатьеву, министру внутренних дел (1881-1882 гг.).

12 апреля 1882 г. министр ознакомил со своим планом Александра III, представив ему проект манифеста и рескрипта о земском соборе. Его заседание предполагалось открыть через год, 6 мая 1883 г., приурочив к коронации императора. Министр внутренних дел предлагал собрать 3500 - 4000 депутатов, избранных от разных сословий, а также иерархов церкви и правительство. Более половины депутатов представляло крестьянство (около 2000 - 2500 человек). Предполагалось, что большое количество участников позволит власти выяснить подлинные настроения населения. Рассаженным по 30 столам, чтобы облегчить контроль за присутствовавшими и исключить оппозиционность, членам Собора предстояло выслушать и передать своим избирателям содержание царской речи, а также обсудить реформу местного управления. В случае, если дискуссия затянулась бы, предполагалось оставить для разработки указанных вопросов небольшую комиссию из 30-40 человек, избранную Собором.

Лорис-Меликов
Михаил Тариэлович
(1825-1888)

Граф (1878 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии (1875 г.). В 1880 г. - глава Верховной распорядительной комиссии. В 1880-1881 гг. - министр внутренних дел. После убийства императора Александра II - в отставке.


Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана "Государственная уставная грамота Российской империи", но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и "Положение о выборах". Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.

Читайте также: