Как строить общение с различными по характеру собеседниками кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы отличаемся друг от друга многим – внешностью, образованием, пристрастиями, но есть то, что является самым серьезным и, пожалуй, труднопреодолимым различием. Речь идет о нашем темпераменте. Веселому тяжело понять грустного, тому, кто очень быстро соображает, сложно работать в паре с тугодумом, новатор вряд ли договорится с консерватором.

Как общаться с холериком

Как общаться с холериком

Холерики – люди взрывного темперамента, они порывисты и неуравновешенны, соответственно, общаться с ними сложно. Эти индивидуумы очень обидчивы и не терпят, когда им возражают, так что поссориться с ними элементарно. Тем не менее, они не злопамятны и быстро успокаиваются, поэтому если не обращать внимания на их вспышки, а принимать их такими, какие они есть, общий язык найти с ними все-таки можно.

Помните, что холерики всегда говорят то, что думают, но при этом часто это не их истинные мысли, а просто реакция на каждый конкретный момент, помноженная на сиюминутное настроение. В другое время и при иных обстоятельствах вы легко можете услышать от них диаметрально противоположные по смыслу высказывания. И даже если такой человек оскорбил вас, не факт, что он на самом деле плохо к вам относится.

Если же вы работаете с холериком, особенно если вы – его начальник, то стоит учитывать, что в этом человеке очень много энергии, его не надо подстегивать, чтобы добиться от него отличных результатов (любое давление он воспринимает негативно). Напротив, ему регулярно нужно давать передышки, иначе он доработается до нервного истощения.

Коммуникативная культура.

1. Искусство ведения беседы

2. Искусство договариваться

3. Чувство собственного достоинства. Самоценность

4. Правила общения.

1. искусство ведения беседы

Беседа – способ межличностной коммуникации. Это направляемой участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей. Данное определение выделяет несколько ключевых черт:

- Беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, какова тема, порядок и продолжительность выступлений.

- Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.

- Беседа предполагает экспромт, т.е. участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить.

- Беседа организовано во времени и имеет начало, середину и конец.

Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и на следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворителен, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения. Выделяют два типа бесед:

  1. непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;
  2. деловее обсуждение проблемы, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Деловая беседа может быть: а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым); б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Варианты развития диалога в беседе:

Техника расспроса в беседе:

а. разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;

б. стимулировать начало высказываний партнера;

в. стимулировать развернутость высказываний;

г. уточнять и оценивать поступающую информацию.

Техника информирования в беседе:

  1. сформировать установку на восприятие;
  2. заинтриговать (темой, новизной, позицией);
  3. последовательно изложить суть информации.

Техника слушания в беседе:

1-й тип. Слушание как понимание смысла:

а. мобилизация внимание;

б. уточнение содержание;

2-й тип. Техника слушание как сопереживание:

а. понять эмоциональное состояние;

б. проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;

в. себя поставить на место партнера;

г. оценить ситуацию с позиции партнера.

При анализе беседы обратить внимание на:

Эффективность беседы. Несмотря на то, что наши разговоры кажутся случайными, на самом деле они основаны на правилах – неписанных законах, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте. Четыре особенности правил формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение.

Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качество, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость.

Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует навыки предоставления достоверной информации (включая указания источников), поддерживает баланс между временем разговора и слушания (соблюдая очередность в беседе), поддерживает последовательность разговора, демонстрирует вежливость (используя негативные и позитивные стратегии спасения престижа) и не нарушает этических норм.

Успешность деловой беседы зависит:

а) от степени её подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);

В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, т.е. ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Вообще умение слушать является критерием коммуникабельности человека. Исследования показали, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цели.

В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мыслей, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно, только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить , соблюдая следующие правила эффективного слушания:

1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.

2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, т.к. Расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.

3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.

4. Слушайте с интересом – это поможет вам создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.

6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.

7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

8. Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.

9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.

10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.

2. Искусство договариваться

Договориться – значит прийти к соглашению после переговоров. Для достижения соглашения можно использовать четырех- шаговый метод: 1шаг – найдите время для беседы, 2 шаг – подготовьте условия, 3 шаг – обсудите проблему, 4 шаг – заключите договор.

1. Я никогда не хочу ссориться с тобой. 1. Я хочу как можно чаще достигать взаимопонимания, и тогда я буду видеть улыбку на твоем лице, слышать слова одобрения в мой адрес и чувствовать себя любимой.
2. Ты должен думать о будущем! 2. Интересно, каким бы человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать?
3. Ты должен слушаться учителей и родителей! 3. Конечно, ты поможешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.

Очевидно, что второе высказывание дает позитивный настрой на поиск дальнейших путей достижения результата. Однако важно знать информацию от собеседника. Для этого нужно, чтобы ваш партнер ответил на следующие вопросы:

- Что он хотел увидеть в результате вашего сотрудничества?

- Что он хотел услышать, что ваш диалог оказался полезным?

- Как хотел чувствовать себя по завершении?

Учесть цели партнера по общению – значит найти способы достижения сотрудничества. Совпадение вашего предложения и потребности партнера – самая сложная часть коммуникации, которая требует искусства коммуникатора. Здесь нужно воспользоваться навыкам слушания, быть внимательным к своему собеседнику, а также рефлексировать свои чувства и переживания. Чтобы понять партнера и быть понятным, нужно активнее использовать обратную связь в виде возвращения собеседнику смысла, резюмирование сказанного, обмен чувствами и отношениями по поводу обсуждаемого предмета. Чтобы отстоять свою точку зрения, важно обладать даром убеждения, а это значит – внушать доверие, быть уверенным в своей правоте, уметь объяснить преимущества своего предложения, пользоваться богатством и красочностью своего языка, быть искренним.

Совместно принять решение – это подойти к заключению совместного соглашения, где ответственность в полной мере несут оба партнера.

Подводя итог, можно сказать, что к успешной коммуникации ведет знания того, чего хотите вы и ваш партнер и как обоим прийти к соглашению, чтобы укрепить чувство собственного достоинства.

3.чувство собственного достоинства.

Оптимальное общение означает уважение чувства собственного достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только сравнивая себя с другими. Самооценка формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.

А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому и на сей раз он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция великана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых усилий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянувшись, продолжал свой путь.

Итак, что же мы видим на примере этой притчи?

1. В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. Осознанно или неосознанно, но мы постоянно находимся во власти вопросов: кто крупнее (сильнее, умнее, лучше, образованнее) и кто мельче – я или он (она)? Или мы одинаковые?

2. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнерам, которого считается равным. При этом основанием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Пока Лев считал себя самым большим и сильным, он и вел себя соответствующим образом. Но когда ему дали понять, какой он маленький (по сравнению со слоном), Лев тотчас изменил свое поведение. Или взять носорога. Он спасовал перед Львом не потому, что был действительно слабее, а потому, что сам себя счет слабее, т.е. его представление о самом себе было неправильным, а самооценка оказалась заниженной.

3. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности. В сопоставлении Льва с Зайцем и Газелью представления действующих лиц о самих себе соответствовали действительности. А вот самооценка других действующих лиц с действительностью не совпадала. Если реакция со стороны окружающих показывает, что у них другое представление о нас, не совпадающее с нашим собственным, от этого страдает наше чувство собственного достоинства.

4. Слишком значительное несоответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит нашему общению с другими людьми. Представьте молодого человека в грязных брюках и вызывающе лохматого, который считает себя неотразимым. В соответствии со своими представителями о самом себе он ожидает, что девушкам понравиться именно в таком виде. Но если девушки дают ему понять, что находят его внешность непривлекательной и даже отталкивающей, нормальное общение молодого человека с ними станет невозможным. То же самое относиться и ко Льву, разумеется, в конце рассказанной нами истории…

5. Когда не получается нормального общения с другими людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства – это центральная единица нашего бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.

Люди, у которых постоянно низкая самоценность, все время ждут насмешки и обмана, оскорбления со стороны окружающих. В конечном итоге они становятся жертвами. Таким людям свойственен постоянный страх – неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх – это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его страх исчезнет.

Таким образом, самоценность – это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведении каждого из нас независимо от нашего желания. Если я люблю себя, доверяю себе – я открыт для нового опыта.

4. Правила общения

С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения, стали нормой его жизни. В психологии общения существует три блока человеческих отношений:

- правила общения в повседневной жизни

- правила деловых отношений

- универсальные правила социальных отношений.

Правила общения в повседневной жизни[2]:

1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала – эффективные средства самореализации.

2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает людей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успехе самого трудного дела.

3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия труда, учебы, творчества.

4. Справедливо оценивайте людей, а если критикуете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечания делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажите о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критерием культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве.

7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

Список правил можно продолжать и дополнять, однако мы ограничимся данными. Каждый человек сам выбирает, каким правилам ему следовать. Однако, если выбранные правила мешают взаимопониманию с другими людьми, их следует пересмотреть, а не упорствовать в своем упрямстве. Если же помогают, то, возможно, стоит поделиться с другими. Человек, умеющий отдавать, умеет принимать дар от других людей.

Правила деловых отношений:[3]

1. Следует стремиться к справедливому распределению трудовых обязанностей.

2. Следует уважать мнение другого человека.

3. Следует стремиться к сотрудничеству при столкновении с физическими условиями труда (работы).

4. Следует быть готовым к оказанию помощи коллеге по работе, если потребуется.

5. Следует сохранять доверительность в отношениях с коллегами.

6. Следует сотрудничать с коллегами по работе, даже если имеется чувство антипатии к ним.

7. Не следует чернить начальников.

8. Следует обращаться к коллеге по имени (это у англичан).

9. Следует обращаться к коллегам за помощью и советом, когда это необходимо.

10. Следует смотреть в глаза коллеге во время разговора.

11. Не следует проявлять чрезмерное любопытство по поводу личной жизни другого человека.

12. Следует возвращать другим людям долги, откликаться на их благосклонность, комплименты сколь бы малы они ни были.

13. Не следует вступать в сексуальные отношения с коллегой по работе.

14. Следует заступаться за коллегу по работе в его/её отсутствие.

15. Не следует критиковать коллегу публично.

Универсальные правила социальных отношений:[4]

1. Следует уважать частную жизнь.

2. Следует смотреть в глаза собеседнику во время разговора.

3. Не следует обсуждать с другим то, что было сказано конфиденциально.

4. Не следует проявлять сексуальных домогательств в общении с другим человеком.

5. Не следует публично критиковать другого человека.

6. Следует возвращать людям долги, услуги, любезности, сколь бы малы они ни были.

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании — лучше не словами, а взглядом. Склонен пере­кладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный и ригидный собеседник.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение с других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собесед­ником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно за­медляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться кначалу разговора и уточнить то, что было малопо­нятным.

Экстраверт и интроверт.

Экстраверт. Экстраверсия — ориентация личности на мир ] внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме v деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. t Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если бесе- , да носит благополучный характер, то он строит диалог таким об­разом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сгла­живать беззлобной иронией.

Практическое работа № 2

Определение своего темперамента (по А. Белову или Айзенку)

Задание 1.Определите свой тип темперамента, ответив на вопросы теста Айзенка.

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас по­нимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела, предпочитаете подождать, прежде чем
действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для об­думывания?

10. Верно ли, что вы почти на все могли решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным не­знакомцем (незнакомкой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывают случаи, когда вам хочется остаться в одиночестве?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас часто такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие люди?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь не много приятелей (подруг), но зато особенно близких вам?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать про вас, что ваши нервы часто натянуты до пре­дела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над дру­гом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприят­ностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось бла­гополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что иногда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе человек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недос­татки вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вече­ринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл по каждому параметру.

Если ваш результат равен 12, то у вас смешанный тип темперамента.

Сделайте выводы о своем типе темперамента.

Задание 2.Впишите соответственно алфавитному порядку названия черт характера. Например: А — аккуратность, Б — бестактность и т. д.


Какие черты вашего характера помогают быть успешным в жизни?

Задание 3.Прочитайте сказку о деревьях-характерах И. Вачкова (см. приложение 5). Нарисуйте или опишите свое дерево-характер, а также деревья-характеры тех людей, которые находятся рядом с вами. Проанализируйте свой рисунок, воспользовавшись руководством в при­ложении 6.

Какие черты вашего характера помогают процессу взаимопони­мания? Над какими чертами характера вам необходимо работать?

Доминантный и недоминантный собеседники

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании — лучше не словами, а взглядом. Склонен пере­кладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный и ригидный собеседник.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение с других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собесед­ником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно за­медляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться кначалу разговора и уточнить то, что было малопо­нятным.

Экстраверт и интроверт.

Экстраверт. Экстраверсия — ориентация личности на мир ] внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме v деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. t Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если бесе- , да носит благополучный характер, то он строит диалог таким об­разом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сгла­живать беззлобной иронией.

Практическое работа № 2

Определение своего темперамента (по А. Белову или Айзенку)

Задание 1.Определите свой тип темперамента, ответив на вопросы теста Айзенка.

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас по­нимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела, предпочитаете подождать, прежде чем
действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для об­думывания?

10. Верно ли, что вы почти на все могли решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным не­знакомцем (незнакомкой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывают случаи, когда вам хочется остаться в одиночестве?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас часто такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие люди?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь не много приятелей (подруг), но зато особенно близких вам?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать про вас, что ваши нервы часто натянуты до пре­дела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над дру­гом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприят­ностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось бла­гополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что иногда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе человек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недос­татки вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вече­ринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл по каждому параметру.

Если ваш результат равен 12, то у вас смешанный тип темперамента.

Сделайте выводы о своем типе темперамента.

Задание 2.Впишите соответственно алфавитному порядку названия черт характера. Например: А — аккуратность, Б — бестактность и т. д.


Какие черты вашего характера помогают быть успешным в жизни?

Задание 3.Прочитайте сказку о деревьях-характерах И. Вачкова (см. приложение 5). Нарисуйте или опишите свое дерево-характер, а также деревья-характеры тех людей, которые находятся рядом с вами. Проанализируйте свой рисунок, воспользовавшись руководством в при­ложении 6.

Какие черты вашего характера помогают процессу взаимопони­мания? Над какими чертами характера вам необходимо работать?


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что есть общение? В современной психологии этим термином принято называть одну из функций характеризующую полноценную личность, позволяющую поддерживать коммуникативные связи с прочими субъектами психологии. Но говоря простым языком – это то, что позволяет людям успешно обмениваться информацией с помощью письма или вербально, мимикой, жестами и через иные каналы связи.

Доминантный собеседник

Как разговаривать с доминантным собеседником

Особенностью доминирующих людей является их желание и стремление быть лидером всегда и во всем. Связано такое поведение и с детскими психотравмами, и с особенностями развития характера.

В зависимости от ситуации, но желательно справляться самостоятельно, только в крайнем случае я поделюсь с кем-то

В психологии общения, при проведении исследований, было отмечено, что чем больше расстояние между собеседниками, тем дольше возможен контакт взглядов. По этой причине, самым эффективным является тот процесс общения, при проведении которого собеседники сидели за разными концами стола.

Рецессивный или недоминантный собеседник

Недоминантный собеседник

Недоминантный собеседник — полная противоположность доминантному. Такой оппонент будет предпочитать слушать и иногда односложно отвечать, ведь он думает, что все вокруг говорят верно и знают лучше, чем он сам. Рецессив чувствует себя вечным просителем, он получает много информации, зачастую противоречивой, но анализировать глубоко он ее неспособен, поэтому в разговоре может выдавать отрывистые тезисы, когда-то услышанные от других людей, но при этом не согласующиеся между собой. Поэтому он часто оказывается в глупом положении, отчего считает себя еще большим глупцом.

Он не допускает, что кто-то был не прав в своем высказывании, рецессив искренне думает, что он все не правильно понял и обвиняет только себя.

При построении общения с таким человеком, чтобы убедить его в чем-либо, необходимо использовать напор, но не доминантного собеседника, а более мягкий. Нужно стать лидером и вести за собой, при этом слышать оппонента и мягко направлять если он в чем то не прав, а то что убедить его получиться, сомнений нет. Это самый податливый из всех собеседников.

Мобильный собеседник

Собеседник с мобильной личностью

Мобильный собеседник – это человек по своему общению как погода в тропиках: переменчивый и непостоянный. Он легко переключается с темы на тему, быстро вникает в суть, но при этом удержать его внимание очень непросто, ведь также быстро он может переключиться на совершенно другую задачу, абсолютно забыв про то, что он с кем-то разговаривал. Зато, такой человек – генератор идей, большинство из которых гениальные. Речь у мобильного оппонента зачастую очень быстрая, местами неразборчивая, часто проглатываются во фразах слова или концы предложений, как само собой разумеющееся по смыслу.

Основной задачей при общении с мобильным собеседником становится удержание нити разговора на необходимой для вас теме. Для этого избегайте длинных и скучных фраз, особенно которые могут быть непонятны для вашего оппонента. Скучные предложения со множеством второстепенных членов вызовут приступы нестерпимой зевоты, раздражение и полное отключение от темы.

В лучшем случае, по взгляду и по жестам вы заметите нетерпение собеседника, и попытки завершить фразу за вас, добравшись до сути более простыми речевыми оборотами. Поэтому лучше выбрать стратегию общения короткими предложениями, состоящими из сути, после которых собеседник должен сам вставить фразу. Это поможет удержать внимание на диалоге.

Ригидный тип личности

В общении с таким человеком следует избегать повторений смысловой нагрузки в разных вариациях фраз, это вызовет раздражение. Будьте уверены: вас поняли с первого раза, ведь такой человек чаще всего обладает сильными умственными способностями как в творчестве, так и в логике.

Ригидный собеседник

Ригидный тип личности

Если для первого полное включение в тему происходит моментально, то для второго этот процесс может занять значительное время. Более того, если вы отвлекли его от какой-то работы, то скорее всего ригидный оппонент сначала вернется к своему труду и доделает до конца, и только потом ответит на вопрос или вступит в диалог. Главной чертой таких людей является максимализм и основательность иногда доведенные до абсурда.

Самой верной тактикой общения с ригидным собеседником будет долготерпение. Не стоит торопить его с подведением выводов и итогов. Он помнит о том, что от него ждут ответа, просто мысленно он просчитывает варианты и дальнейший ход диалога. Когда будет готов, он воспроизведет результат измышлений и разъяснит причины такого решения. Но, если нужен срочный ответ, и нет времени поразмыслить, ригидный человек предпочтет не брать на себя ответственность за необдуманный шаг и попросит принять решение кого-то другого.

Экстравертированный собеседник

Как разговаривать с экстравертом

В общении с экстравертами достигнуть консенсуса не составляет труда, ведь они позиционируют людей на плохих и хороших по принципу: общительный — положительный, необщительный – отрицательный. Но не стоит перебарщивать с юмором и иронией касательно вашего собеседника, ведь самый большой страх для экстравертов – это быть смешным.

Если человек в беседе старается о чем то умолчать, то в 90% случаев, ненароком информация будет озвучена. Это объясняется тем, что человек сам концентрируется на мысли о неразглашении факта.

Интровертированный собеседник

Кто такой интроверт

Чтобы расположить к себе интроверта, общаться надо искренне, без лести или панибратских выходок. Только уважительные отношения и к нему самому, и к его личному пространству. Если он от вас на шаг отодвигается не нужно придвигаться обратно, или принимать на свой счет. Это лишь означает, что вы немного переступили зону личного пространства. Также стоит избегать фокусировки внимания на своем собеседнике: для него это будет страшным дискомфортом сравнительным с пытками.

Амбивертированный собеседник

Как разговаривать с амбивертом

Амбиверт – самый непостоянный тип в общении. Этот человек по несколько раз в день может менять свой психотип с экстраверта на интроверта и обратно. Настроение также может быть очень переменчивым и непостоянным. Чаще всего такая необычная изменчивость является симптомом психозов, переутомления и недосыпа.

При общении с амбивертом нужно следить за перепадами и улавливать малейшие изменения, после чего подстраивать беседу под волну собеседника. При этом, все изменения у вас и оппонента должны происходить синхронно.

MalBusiness.com

деловые переговоры_малых-бизнесов

Деловые переговоры практически всегда необходимо вести, учитывая характер оппонента. В малом бизнесе часто приходится вести деловые переговоры с различными людьми. Различными по своему статусу, по занимаемому положению. Немалое значение в переговорах имеет и степень знакомства с вами, и ваше отношение к ним. Немалое значение в деловых переговорах имеет и характер собеседника. Очень большое значение для успеха в деловых переговорах имеет нужный подход к характеру собеседника, учет свойств его характера.

Вступление.

От характера противоположной стороны в переговорах, зависит тип его поведения. Опытные переговорщики умеют быстро распознавать характер собеседника и выбирают правильную тактику ведения переговоров, чтобы извлечь из них максимальную пользу. Конечно, что бы этому научиться, нужно затратить много времени на изучение, подготовку к переговорам, постоянную практику.

Оставим это для профессиональных переговорщиков и дипломатов. Думаю, в малом бизнесе можно ограничиться гораздо, гораздо меньшими знаниями и при этом успешно проводить деловые переговоры. Но иметь понятие о некоторых характерных чертах собеседников, манерах их поведения и тактике ведения переговоров с ними, необходимо и владельцам малого бизнеса.

Психологи разделяют собеседников по множеству признаков. Я когда-то пробовал определить, к какому типу переговорщиков отношусь сам. Видимо какие-то признаки определял неверно, потому что получалось, что отношусь к очень уступчивому и покладистому типу, хотя точно знаю, что это не так.

С какими же типами переговорщиков приходится сталкиваться в малом бизнесе. Если обобщить, выберем несколько самых распространенных типов, с которыми чаще всего приходится вести деловые переговоры.

Деловые переговоры с пассивным, нерешительным собеседником.

Обычно такой тип собеседника очень долго и сложно принимает решения, во всем сомневается. Он обычно мало говорит, больше молчит и слушает. Часто не может принять решение, ему требуется время на обдумывание.

Что можно противопоставить такому собеседнику, как строить переговоры с ним?

Несколько советов по переговорам с пассивным оппонентом.

1)Не предлагайте ему большое число вариантов. Чем большее число вариантов вы предложите, тем более мучительный выбор ему предстоит. А, возможно, решение с его стороны так и не последует.

2)Все ваши предложения должны быть конкретными и четко сформулированными. Не предлагайте расплывчатых предложений и формулировок. Предложите что-то, стимулирующее быстроту принимаемого решения. Например, если решение не будет принято, завтра вы решите эти вопросы с кем-нибудь другим.

3)Не сильно давите на такого собеседника. Будьте доброжелательны и терпеливы во время переговоров. Обычно от давления он замыкается, и деловые переговоры закончатся безрезультатно. Старайтесь задавать вопросы корректно, но в форме, требующей конкретного ответа.

4)Не принимайте его молчание и пассивность за согласие с вашими доводами и предложениями. Получите четкие ответы на свои предложения.

5)Не отвлекайтесь в переговорах с таким собеседником на посторонние вопросы, не относящиеся к теме переговоров. Не распыляйте внимание собеседника.

6)Используйте, если это возможно, примеры других малых бизнесов, уже сотрудничающих с вами. Например, такие-то бизнесы или клиенты уже давно пользуются услугами моего бизнеса и очень довольны. Иногда примеры, особенно авторитетные, могут существенно помочь нерешительному собеседнику быстрее принять решение.

7)Если такой собеседник обращается со своими предложениями к вашему малому бизнесу, и вам они неприемлемы, отвечайте вежливым, но жестким и решительным отказом. В противном случае вы рискуете быть втянутым в нудную и ненужную вам дискуссию.

8)Если целью вашего малого бизнеса в деловых переговорах с таким собеседником является получение конкретных результатов, ведите переговоры постепенно, пошагово. Начните с общих моментов и продвигайтесь пошагово к конечной цели. После каждого шага проверяйте реакцию собеседника и фиксируйте результат на бумаге. Так пошагово легче будет достичь конечную цель.

Деловые переговоры с активным собеседником.

деловые переговоры_малые_бизнесы_договариваются

Обычно такой тип собеседника сам проявляет активность. Эта активность может выражаться, прежде всего, в его наступательном настрое в деловых переговорах. Это может быть и чрезмерная разговорчивость, и излишняя требовательность и, даже, агрессивность. Они обычно быстро реагируют на возникающие вопросы, иногда бывают раздражительны и несдержанны. Я не буду раздельно останавливаться на каждом из этих черт характера собеседника, т.к. в манере вести деловые переговоры со всеми этими типами собеседников есть много общего. Что же можно противопоставить такому собеседнику, как строить переговоры с ним?

Несколько советов по переговорам с активным оппонентом.

1)Внимательно выслушайте собеседника, старайтесь побыстрее понять (желательно без дополнительных вопросов) его позицию или предложения. Сохраняйте хладнокровие, не поддавайтесь напору и давлению собеседника, не переходите на заданный им темп переговоров.

2)Говорите громким, хорошо поставленным, уверенным голосом. Четко и ясно излагайте свои доводы. Желательно в среднем темпе. Это позволит вам продемонстрировать свою уверенность, не позволит собеседнику постоянно вас перебивать и направлять деловые переговоры в нужное русло.

3)Старайтесь выслушать собеседника до конца. Дайте возможность ему высказаться и израсходовать свой запал, свой эмоциональный настрой. Обычно после всплеска эмоций у таких собеседников наблюдается их спад и его легче будет склонить на свою сторону. При этом сохраняйте сдержанность и хладнокровие.

4)Требовательности собеседника, если вы считаете ее чрезмерной, противопоставьте свою решительность отстаивать свою позицию до конца. Но, сохраняя твердость, не вступайте с собеседником в перепалку, спокойно продемонстрируйте ему свою непреклонность.

5)Можно, при излишней агрессивности или эмоциональности собеседника, незаметно перевести диалог на другую тему, дать себе и собеседнику перевести дух, а затем продолжить разговор на начатую тему. Неожиданная реплика, даже шутка или анекдот могут быть очень кстати.

6)Обычно переговоры с такими собеседниками начинаются без излишних прелюдий. Поэтому и вы поскорее переходите к делу. Если собеседник излишне разговорчив, не делайте пауз в своих высказываниях, не давайте ему говорить вообще и ни о чем.

7)Старайтесь с этим типом собеседников (впрочем, и с любым другим) наладить личный контакт, доверительные отношения. Это может снизить накал переговоров и быстрее приведет к намеченному результату. Но если этого не удастся сделать, не расстраивайтесь. Главная цель обеих сторон достигнуть намеченной цели в деловых переговорах.

Внимание!

Для знакомства с книгой следует перейти по ссылке.

Заключение.

В заключение хочу сказать, что учитывая характер и тип поведения собеседника, можно и нужно выбирать правильную тактику ведения переговоров. А правильно выбранная тактика позволяет консруктивно проводить деловые переговоры и очень часто может решить исход деловых переговоров в пользу вашу пользу.

Читайте также: