Основные показатели и результаты деятельности в части укрепления здоровья детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

Основная цель работы:

  • обеспечение высокого уровня здоровья детей;
  • воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

игрушки, игры на спортивную тематику

Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, релаксации, игротерапия и другие оздоровительные технологии).

1. Утренняя гимнастика

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации является утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики подбираю с учетом двигательных умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе.

Утренняя гимнастика

Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем их физкультминутки, могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж.

Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

2. Гимнастика для глаз

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшего возраста при работе с детьми младшего возраста. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить следующие виды упражнений.

1. С предметам, например работа с расположенными на стенах карточками.

гимнастика для глаз

гимнастика для глаз

гимнастика для глаз

гимнастика для глаз

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять. Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.

Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

3. Дыхательная гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

5. Гимнастика пробуждения

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

6. Массаж и самомассаж

Во многих ДО важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

Массаж и самомассаж

7. Подвижные игры

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.

Релаксация

9. Занятия по физкультуре

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего – на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДО.

Работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников уделяется особое внимание. В 2017 году по данному направлению были поставлена задачи: оптимизировать работу по здоровьесбережению воспитанников через проектную деятельность.

Организация режима пребывания воспитанников осуществляется в строгом соответствии с утвержденными режимами работы групп. Режим работы каждой группы составлен с учетом особенностей контингента ее воспитанников, на каждый день недели, и в соответствии с требованиями СанПиН.

В нашем детском саду осуществляется система общеоздоровительных мероприятий, которая включает: систему закаливающих мероприятий, физкультурные занятия босиком; подвижные игры и физические упражнения на улице; утренняя зарядка на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями; дыхательная гимнастика после сна; спортивные игры и соревнования; элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.В период подъема заболеваемости ОРВИ активно применяются фитонциды (лук, чеснок).

ВложениеРазмер
osnovnye_pokazateli_i_rezultaty_deyatelnosti_v_chasti_ukrepleniya_zdorovya_detey.pptx 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Модель ежедневной системы работы по физическому воспитанию Физкультурно- оздоровительная работа Гимнастика: для глаз, пальчиковая, дыхательная Музыкально- ритмическая гимнастика Коррекционная работа Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Индивидуальная работа Физкультминутки Гимнастика после дневного сна Прогулки, подвижные игры

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - важная составная часть физического воспитания. Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность ребенка согласовывать действия различных звеньев своего двигательного аппарата. Музыкально-ритмическая гимнастика Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой , нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений Пальчиковая гимнастика Направленность воздействия упражнений на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук; на расслабление мышц. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Дыхательная гимнастика Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . Физкультурные минутки физические упражнения на крупные группы мышц, элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальцев рук, плечевого пояса и др Гимнастика после дневного сна Основная цель гимнастики после дневного сна- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений . Проведение самомассажа с использованием Су-Джок , игры на развитие зрительного восприятия Упражнения на зрительное восприятие и сенсорное развитие Прогулки, подвижные игры Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям

Результаты деятельности Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Это подтверждается участием детей в различных спортивных мероприятиях. Таким образом, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

13 Консультативно-информационная работа :

- консультативная помощь всем участникам образовательного процесса, родителям по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка

- проведение занятий, игр, упражнений с использованием здоровьесберегающих технологий

- активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе

- оформление папок, консультаций, стендов

14 Пространственная среда:

- оформление центра здоровья и физической активности в группах

- подбор, дополнение материалов, создание условий для социально-личностного развития ребенка

- оформление, создание условий для организации режимных моментов в туалетном помещении

Прикреплённые файлы:

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей "Осанка и её значение для укрепления здоровья детей" Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Маркова Е. В., воспитатель высшей категории МАДОУ№5.

Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести.

Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития.

2 Актуальность ٧ Одна из приоритетных задач дошкольного образования: Сохранение и укрепление здоровья детей средствами образования, учитывая их индивидуальные особенности; обеспечение качественного образования без увеличения учебной нагрузки. ٧ Высокие требования к работе ДОУ и к профессиональным качествам педагогов со стороны современного общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников. ٧ Работа над созданием благоприятного здоровье - сберегающего пространства, поиск новых современных методов и приемов, адекватных возрасту дошкольников.

4 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников (Приказ Минобрнауки РФ от г ) 1)Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; 2) Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения, воспитанников; 3) Рациональная организация образовательного процесса; 4) Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; 5) Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни; 6) Организация профилактики употребления психоактивных веществ воспитанниками; 7) Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; 8) Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

7 Система закаливания Воздухом Водой Солнцем Дополнительные процедуры Облегченная одежда Воздушные ванны Прогулки Утренний прием на улице летом Сон с доступом свежего воздуха Умывание и обливание рук прохладной водой Обливание ног водой летом Игры с водой в группе и на улице летом Солнечные ванны летом Босохождение -по массажным коврикам -по траве летом Элементы самомассажа Закаливающее носовое дыхание

9 Показатели по группам здоровья в ДОУ ГодыВсего детей 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа (86%) 37(88%) 5(12%) 1(2%) __ Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ Процент детей, имеющих хронические заболевания Классификация болезней Болезни органов дыхания 1/23% 1/23% Заболевания центральной нервной системы 1/23% 1/23% Заболевание глаз 1/23% 1/23% Болезни мочеполовой системы 1/23% __

10 (мониторинг) состояния работы по здоровьесбережению детей: ٧ Оценка состояния здоровья детей и уровня физического развития;. ٧ Диагностика физической подготовленности дошкольников; ٧ Проверка состояния физкультурно- оздоровительной работы; ٧ Анкетирование среди родителей.

11 Здоровьесберегающие технологии ٧ Игровой точечный массаж ٧ Гимнастика для глаз ٧ Дыхательная гимнастика ٧ Артикуляционные гимнастики ٧ Пальчиковые гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вгруппедля развития физических качеств , формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности.

В своей группе я создала определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития.

В группе провожу занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даю представления об индивидуальности человеческого организма, знакомлю со строением частей тела и основных органов чувств; элементарные умения и навыки личной гигиены, содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью, основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.

Во время физкультурных занятий детей знакомлю с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушения осанки.

Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке. Вне занятия, прогулки и развлечения запланированы мной в календарном плане, составляется так же перспективный план на месяц, где прописаны все задачи и индивидуальная работа с детьми.

В работе использую здоровьесберегающие технологии по охране работе и укреплению здоровья детей:

Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате.

Пальчиковая гимнастика – проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Гимнастика для глаз – проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Дыхательная гимнастика – проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию.

Артикуляционная гимнастика – профилактика и коррекция речевых нарушений с детьми, проводиться перед непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию..

Физкультминутки – на каждой образовательной деятельности.

Большое значение уделяю организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использую различные методические приемы: слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха провожу гимнастику после сна в сочетании с профилактическими процедурами и самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включаю мероприятия на расслабление: минутки радости, минутки музыкальные и смехотерапии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Включает в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, чай с лимоном, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются чеснок, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, и узкими специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

В работе с родителями использую различные формы и методы:

Совместны акции: спортивные праздники, дни здоровья

-консультации, памятки, буклеты, рекомендации (Прогулки с детьми в разное время года и т.д.).

-дни открытых дверей для обучения родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы).

Результаты работы: благодаря физкультурно-оздоровительной работе с детьми и применению здоровьесберегающих технологий, я достигла следующих результатов: улучшение показателей посещаемости в группе и снижение уровня заболеваемости.

Читайте также: