Краткое содержание чем домбра отличается от балалайки

Обновлено: 05.07.2024

Пожалуй, самой важной составляющей частью понятия нация, народ или маленькая народность, является культурное наследие или то, что принято называть таковым. Русские, как и в целом Россия, само собой, исключением не являются и у нас, как и остальных, есть свои культурные символы, наследие, которыми мы гордимся или, когда они становятся стереотипными, немного стесняемся. Однако, многое из того, что сегодня является неотъемлемой частью русской народной культуры, появилось сравнительно недавно, а то и вовсе было привезено из-за границы, после чего экспроприировано (без апроприации, прошу заметить!).

Щи да каша, пища наша

В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которую русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едать по два раза в день.

Французский живописец Корнелий де Брюйн, 1703 год.

Балалайка

Казахская двухструнная домбра западного типа. Очень похожа на балалайку. Инструмент на столько примитивный, что нет необходимости выяснять, кто придумал ее первым.

Казахская двухструнная домбра западного типа. Очень похожа на балалайку. Инструмент на столько примитивный, что нет необходимости выяснять, кто придумал ее первым.

Какая же культура без музыки? Этот трехструнный музыкальный инструмент на столько крепко увязался с представлением о русском народе, что любое изображение средневекового быта на Руси не обходится без появления балалайки. Кто их изобрел и когда – неизвестно. С народными инструментами вообще дело привычное, нет не имени изобретателя, ни даты. Но есть первое письменное упоминание о балалайке:

В Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ. 23 июля 1688 года.

Балалайка состоит из длинной рукоятки, на которой сделаны лады, и из круглого корпуса. На нее навязывают две струны, которые настраиваются довольно высоко.

Александр Терещенко, "Бытъ русскаго народа", 1848 год.

Похоже, часть музыкальных инструментов Жорж Милославский прихватил с собой из будущего. Балалайка в их числе.

Похоже, часть музыкальных инструментов Жорж Милославский прихватил с собой из будущего. Балалайка в их числе.

Несовершенный и антихудожественный инструмент, мало пригодный для чего-либо иного, кроме бренчания деревенских песен…

Якоб Штелин, Известия о художествах России, 1767 год

Труд этот, по правде говоря, полон ошибок и вымыслов, что станет очевидным позднее, но именно с легкой руки Штелина западная публика узнала о народной культуре в России. Эти сведения дополнили уже существовавшие на тот момент стереотипы, прибавив к ним балалайку, как основной атрибут народного творчества. Кстати, первоначально у нее было всего две струны. Третью добавили лишь в конце XVIII века, при чем сделали это для придания инструменту академичности. В таком виде балалайка и добралась до нас, оставив своего двуструнного собрата лишь в народной памяти. Так и выходит, что этому русско-народному инструменту лет 300-400, не больше, а популярна она стала и того позже, примерно 250 лет назад.

Другое дело Домра

Зарисовка на тему: "Вдруг, как в сказке скрипнула дверь. ". Скомороший оркестр Ивана IV должен был выглядеть в одном известном фильме примерно так.

Зарисовка на тему: "Вдруг, как в сказке скрипнула дверь. ". Скомороший оркестр Ивана IV должен был выглядеть в одном известном фильме примерно так.

Восточное (тюркское) звучание названия инструмента позволяет предполагать, что произошел он от восточного танбура , и был занесен на Русь монголо-татарами во время набегов. Во всяком случае более раннее использование домры или чего-то подобного никак не подтвердить. Самые ранние лубки и дворцовые записи с упоминанием этого инструмента относятся к началу XVI века.

Прорисовка фрески Софийского собора в Киеве, 1037 год. Домры здесь еще нет. Но уже есть гудок - один из самых древних музыкальных инструментов на Руси. Правда без смычка. и это странно.

Прорисовка фрески Софийского собора в Киеве, 1037 год. Домры здесь еще нет. Но уже есть гудок - один из самых древних музыкальных инструментов на Руси. Правда без смычка. и это странно.

А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь

Царский указ Алексея Михайловича, посланный приказчику Верхотурского уезда в 1649 году.

Спасибо Василию Андрееву, большому поклоннику русских народных инструментов. Без него, возможно, домра так и не вернулась бы к нам. На фото кружок любителей игры на балалайках в 1894 году. Василий Андреев в центре.

Спасибо Василию Андрееву, большому поклоннику русских народных инструментов. Без него, возможно, домра так и не вернулась бы к нам. На фото кружок любителей игры на балалайках в 1894 году. Василий Андреев в центре.

Балалайка от домбры отличается формой, извлекаемым звуком и количеством струн. У балалайки на одну больше. Количество ладов, разное и настройка струн разная.

Если судить по внешнему виду, то эти струнные щипковые инструменты отличаются своей формой и размерами. Балалайка имеет треугольную форму, а домбра - грушевидную. У балалайки три струны, а у домбры - две. Домбра распространена у казахов и у других тюркских народов, а балалайка, чисто русский инструмент. Отличаются эти инструменты и способом извлечения звука, и музыкальным строем.



Ни для кого не секркт, что сегодня гитара — это самый популярный "народный" музыкальный инструмент. Существуют довольно различные способы игры на этом замечательном инструменте. Например, умелый гитарист может целый концерт играть очень серьёзную музыку. Это - классическая гитара. В эстрадном оркестре или каком-либо ансамбле звучит эстрадная или джазовая электрогитара. В компании или в кругу своих друзей, на вылазке наприроде мы довольно часто слышим, как поют бардовские песни под аккомпанемент гитары. Я не буду тут в ответ на ваш вопрос "лить воду". Попытаюсь просто ответить на поставленный вопрос. Если попроще, то вот пример (действительно - "три аккорда"):


Всё показано подробнейшим образом. Очень интересный материал. Хочу сказать вам спасибо, так как сам нашел этот сайт только потому, что искал ответ на ваш вопрос.

Если сравнивать с другими популярными инструментами: гитарой, фортепиано, скрипкой, флейтой, например, то достичь базового уровня на гармошке проще.

На гармошке не надо ставить и отрабатывать технику правой и левой руки, синхронизировать их и т.д. "Координационно" гармошка проще.

Сложность достижения хорошего уровня игры уже сравнима с другими инструментами, здесь надо работать над качественным звукоизвлечением, а оно довольно тонкое, потому что инструмент духовой. И для полного раскрытия звучания гармошки надо осваивать более хитрые приёмы: бенды, блокировки, тремоло, а это уже дело не 2-3 часов.

Это маршевая песня, написанная В. Агапкиным. Состоит из трех независимых музыкальных частей, объединенных в единое целое. Довольно сложное в исполнении, особенно третья часть, когда мелодию на баяне приходится играть левой рукой на басах, а правая выступает в качестве аккомпанемента. Любимый мой марш. Также является гимном нашей области. Слова к нему написал мой хороший знакомый молодой местный поэт. Нот здесь очень много, басов тоже. Вот сейчас достал баян и немного оторвался в связи с вашим вопросом. А то давно в руки не брал- не работаю. Давайте посмотрим небольшой видеоурок.

В детстве мечтала научиться играть на фортепиано. И вроде бы исполнению мечты ничего не препятствовало: при общеобразовательной школе имелась музыкальная школа-студия, в которую я также была зачислена. Но не судьба. В первом классе меня почему-то преследовали головные боли. Папа решил, что виной тому занятия музыкой, и после долгих споров и препирательств мне все-таки пришлось отказаться от уроков игры на пианино. А пение в хоре я уже сама решила бросить два года спустя, обидевшись, что мне не дали сольную партию.

Вот так я "завязала" и с музыкальным образованием вообще, и с попытками научиться играть на фоно в частности. Инструмент в доме имеется (дочкин, она профессиональный музыкант), но я к нему не подхожу. Раньше боялась расстроить дочь своим неумелым бряцанием по клавишам, теперь, когда она живет в другом городе, боюсь расстроить пианино ;)

Если речь идёт об украинской группе ONUKA, которая играет электронный фолк, то в своём обычном составе девушке играют на ударных и клавишных инструментах.

В расширенном составе этой группы появляются уже и тромбон, и валторна и бандура.

При записи своего альбома участницы группы также используют такие фольклорные музыкальные инструменты, как сопилки (это что-то вроде дудки-пищалки) и трембиты (а это уже духовые музыкальные инструменты).

Все о домбре

Домбра – это национальный музыкальный инструмент. О том, что представляет собой домбра, какова история её создания, какие легенды с ней связаны и о многом другом, мы поговорим немного ниже.


Что это такое?

Итак, начнём с рассказа о том, что же всё-таки представляет собой такой музыкальный инструмент, как домбра.

Домбра (она же Домбыра) – это национальный казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент. Однако стоит отметить, что домбра является народным инструментом не только для казахов. Большую значимость она также имеет и для ногайской, и для калмыцкой культуры.

Устройства домбры достаточно простое. Этот инструмент имеет всего-навсего 2 струны и состоит из 2-х основных элементов, которые включают в себя корпус и гриф. За тысячелетия этот казахский национальный инструмент, конечно же, претерпевал некоторые изменения, но, в общем-то, особо значимых отличий не наблюдается. Выглядит он примерно так же, как и привычная нам всем русская балалайка.

Кстати говоря, домбре она приходится близким родственникам.



Корпус этого музыкального инструмента называется шанаком. Обычно он способствует усилению звучания домбры. Изготавливают его разными методами – сборкой или же вырубкой. Второй из способов относят к наиболее затратным, кропотливым и тяжёлым, так как корпус при этом вырезывается из цельного дерева. Первый же способ отличается своим удобством, а потому он является более востребованным. Шанак при этом изготавливается из кусков самых разных деревьев, таких как, например, клён или же орешник.



Дека, которую также называют какпак, является ответственной за тембр и ритм звучания. Её мастерят чаще всего из деревьев одной породы.


У народного казахского музыкального инструмента имеется и подставка, которая является ключом, соответствующим мелодии домбры. Конкретно от её параметров зависит то, насколько качественным будет звучание народного казахского музыкального инструмента.

Имеется у домбры также и особая пружина, длина которой варьируется от 200 до 350 миллиметров. Ранее этот музыкальный инструмент был без пружины, однако со временем, заметив, что она делает звук значительно лучше, её стали использовать всё чаще, закрепляя рядом с подставкой.



Разумеется, один из важнейших элементов любого струнного инструмента – это сами струны, которые и являются источником звука. Именно от них, а вернее, от материала, из которого они сделаны, зависит то, насколько качественным будет звук исполняемых на домбре произведений. Струн, как уже говорилось выше, всего две. Ранее в их качестве выступали кишки домашних животных (коз или же баранов).


Очень ценились и такие струны, которые были сделаны из овечки двух лет. Эти струны способствовали более низкому строю домбры, что для народной музыки было большим плюсом.



Кроме того, к строению домбры относятся имеющиеся у неё порожки, которые разъединяют клавиши, и обечайки, которые делают из клёна. Именно с помощью порожков, которые располагаются по грифу в зависимости от используемого строя, музыкант имеет возможность поменять звучание домбры, прижав струны к одному из таких порожков в определённом месте.


В целом, это было краткое и обобщённое описание домбры. Данный музыкальный инструмент на самом деле имеет несколько разновидностей. Однако об этом мы поговорим немного ниже.

История и легенды

Домбра имеет свою собственную историю возникновения, а также множество легенд. Начнём мы, пожалуй, с истории.

Существует множество свидетельств о том, что данный музыкальный инструмент появился более 4-х тысячелетий назад. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены на плато Майтобе. Обнаружил эти изображения профессор Акитаев с исследователями. На древнем рисунке была изображена группа пляшущих человечков, в руках которых был предмет, обладающий множеством сходных с домброй черт. По мнению археологов, этот рисунок датируется таким периодом, как неолит.


Кроме того, во время раскопок старинного Хорезма исследователи отыскали фигурки в виде музыкантов, которые играли на щипковых инструментах. Данные музыкальные инструменты обладают большим количеством типологических сходств с домброй казахов. Учёные говорят о том, что именно такой инструмент был популярен у кочевников, живших на территории всего Казахстана.

Музыкальный инструмент, который чем-то напоминает домбру, встречается на памятниках множества самых разных древних племён, которые населяли пространство Евразии в различные периоды времени.

Итальянский купец и мореплаватель Марко Поло в своих заметках писал о том, что такой музыкальный инструмент имелся у воинов тюрков-кочевников. Согласно своим традициям, перед началом боя они играли на нём и пели, чтобы создать соответствующий боевой настрой.


Теперь перейдём к легендам, которые имеют тесную связь с данным музыкальным инструментом. Таковых много, каждая из них по-своему красива, интересна и уникальна. Мы расскажем о нескольких наиболее популярных из них.


В этой легенде повествуется о том, что как-то раз безымянный герой-богатырь, очень устав от благородства и подвигов, по пути к себе домой решил взять отдых. Он смастерил из орехового дерева самодельный инструмент, сделал струны из конской гривы и начал предпринимать попытки игры на сотворённом им же самим музыкальном инструменте. Однако тот и звука не издал, решив упрямо молчать. Долго пытался богатырь заставить играть свой музыкальный инструмент, однако все его попытки нельзя было назвать успешными. Забросив это дело, он в скором времени погрузился в царство Морфея.


Как-то раз Джучи, который был сыном известного всем хана Чингисхана, выбрался в лес вместе со своими слугами. Он любил охоту, она очень увлекала юношу. Так, в процессе погони за дикими куланами Джучи настолько увлёкся, что не заметил, насколько сильно он оторвался от своей охраны. Этому юноше не было равных в плане меткости, ни одно животное не могло от него скрыться.


Однако противником Джучи в этот раз стал разъярённый Хромой Кулан, который получил своё имя после одной из битв с волком. Он хотел обезопасить свою семью и с этой целью атаковал молодого хана, сбив его с коня. Юноша не смог удержаться, он упал, при этом повредив себе шею, и погиб почти сразу же после этого.

Поиски молодого хана длились долго, целых 3 дня, приближённые выискивали юношу по всему лесу. По традиции, о гибели человека следовало уведомить его близких до начала длящихся 7-ми дней поминок. Однако все боялись поведать Чингисхану о гибели Джучи, его самого дорогого и любимого ребёнка, ведь по обычаям того времени, человеку, который принёс плохое известие, полагалась смерть.


Музыкальный инструмент передал абсолютно всё: и топот конских копыт, и тревогу куланов. Представить произошедшее можно было по одному только звучанию музыки. Чингисхан долгое время ничего не говорил, царило гробовое молчание, нарушить которое никто не решался.

Наконец, он начал говорить. Чингисхан понял всё, что хотел донести поэт своей мелодией. Однако несмотря на это, поэт не был лишён жизни. За него говорила домбра, а потому Чингисхан решил наказать именно её, приказав залить ей горло свинцом.


Есть и такое поверье, связанное с этим музыкальным инструментом. Поначалу всё было хорошо, девушка, которая являлась дочерью хана, влюбилась в юношу. Её чувство было взаимным. Уже совсем скоро у них должен был появиться первенец. Настоящим подарком судьбы было то, что на свет появилась двойня.

За дочерью хана долгое время наблюдала злая колдунья, которая в скором времени выкрала детей у матери и подвесила их на верхушку священного дерева. Они погибли, а само растение вскоре засохло от их горючих слёз.

Молодая мать, обнаружив, что дети пропали, сразу принялась их искать. Она почти потеряла надежду, однако вскоре услышала грустную напевную композицию. Сердцем она почувствовала, что это – зов её малышей.


Жили когда-то в горах Алтая два брата-великана. У одного из них, младшего, имелся чудесный музыкальный инструмент, который назывался домброй. Юноша очень её любил и часто играл на ней. Именно ему доставалось почти всё внимание. Старший его брат страшно ему завидовал и тоже хотел славы, а потому решил построить необычайный мост через бушующую реку. Младший не захотел принимать в этом участия, тогда старший брат разозлился на него и со всей силы ударил домбру о скалу.

Не играла больше чудесная мелодия, однако на той самой скале остался видимый след. По прошествии большого количества лет люди нашли его и стали вновь мастерить этот музыкальный инструмент, и вновь заиграла в тех краях прекрасная мелодия.


Обзор видов

Теперь, как и обещали, перейдём к рассмотрению разновидностей такого народного казахского музыкального инструмента, как домбра. Их всего несколько:







Однако несмотря на то, что среди перечисленных разновидностей есть и трёхструнный инструмент, домбра, у которой всего 2 струны, – это стандарт традиционной казахской домбры.

Отметим, что не стоит путать домбру с таким инструментам, как домра. Инструменты имеют не только сходные названия, но и некоторые внешние черты.


Оба инструмента красивые и в целом они очень похожи по форме. Однако домбра – это большой инструмент, её размер может составлять от 80 до 130 сантиметров. Помимо этого, данный инструмент визуально значительно уже домры. Домра же – это более маленький инструмент, размер которого составляет около 60 сантиметров, он значительно отличается своей толщиной и шириной. Так что, если внимательно приглядеться, можно легко отличить домбру от домры.


Особенности звучания

Домбра – любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души – и радость, и грусть, и тоску. Звучание домбры отличается своей певучестью, бархатистостью и ритмичностью, а потому перепутать звуки домбры со звуками какого-либо другого инструмента – задача достаточно сложная.


Как настроить?

При правильной настройке буква G, которая соответствует нижней струне, и буква D, соответствующая верхней, будут гореть на тюнере зелёным цветом.

Какие песни исполняются?

Свадебные


Для ритуальных обрядов


Исторические сказания

Самым любимым жанров у певцов, которые играли на домбре, были народные сказания, родом которых является эпос. История народа довольно-таки обширна, а потому песенных сказаний насчитывается достаточно много.

Большинство из таких сказаний играют огромную роль и в нашем современном мире, так как они доносят нам реально произошедшие исторические события, что очень важно для всей культуры в целом.


Другие

Кроме ритуальных, свадебных и исторических песен, певцы любили исполнять и произведения, которые посвящены любви. Востребованы были и песни с весёлым, заводным настроением.

Интересные факты



Звучание домбры можете оценить, посмотрев следующее видео.

ИСТОРИЯ ДОМРЫ И БАЛАЛАЙКИ,

А , СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И

РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕМЕСЛА

ДОМРА

Уверены, что балалайка старше домры? Ошибаетесь. Достоверно известно, что нашей домре более 1000 лет, в то время как балалайке всего лишь около 350.

Описание этого муз инструмента вполне подходит под нашу домру.

Интересно, что художники 16 -17 веков на древнерусских псалтырях изображали царя Давида среди музыкантов с русскими национальными инструментами, которые подписаны как: лик лышников (лыко – смычок), лик бубуников, лик сурначеев, лик гусляров, лик домрачей.

*Царь Давид (второй царь Израильско-Иудейского царства (1004-965 гг. до н.э.)) - сочинитель псалмов, музыкант, покровитель музыки .

Домру - любимицу народа можно смело назвать и профессиональным инструментом СКОМАРОХОВ.

Скоморохи, являлись не только хранителями языческой культуры в бесписьменный период, они участвовали во всех народных обрядах: свадьбах, похоронах. были собирателями и хранителями народной песенности и музыки.

Если говорить об отношении православной церкви в начале 2-го тысячелетия к русским щипковым инструментам (в частности к домрам), то оно двояко:

Борьба церкви со скоморохами длилась более 6 веков.

Но Грозный царь не равнодушен к музыке. Он организует деятельность Государевой потешной палаты (1571г), основу которой составили привезенные из разных мест лучшие скоморохи.

К сожалению, в этот период угасает такое древне ремесло как производство домр. История домры - древнерусского инструмента здесь казалось бы обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Русский народ никогда просто так не покорялся, и народные умельцы, вопреки запретам игры на домре рождают балалайку, в царских указах о которой ничего не было сказано. Народ создал балалайку, ту самую, которая потом, спустя три века, поможет возродится домре.

БАЛАЛАЙКА

По мере развития плотницкого дела, во второй половине 18 столетия появляется балалайка с трехгранным корпусом. Ко второй половине 19 века балалайка обычно изображалась с весьма длинным грифом и небольшой декой треугольной формы. Балалайки же с полукруглой или сферической формой корпуса стали исчезать из быта.

Проходит время, интерес к балалайке ослабевает. В моде гармоника, клависин, скрипка… На балалайке играют лишь крестьяне на селе – лишь этот инструмент им доступен.

Из истории домры и балалайки все музыковеды делают однозначный вывод: балалайка и домра – две различные модификации одного и того же вида струнного щипкового инструмента. Только одна из них исторически более ранняя, а другая более поздняя. При этом ДОМРА – родоначальница балалайки.

В.В. Андреев реаниматор

дренейшего музыкального ремесла.

Говоря о домре и балалайке, нельзя не вспомнить Василия Васильевича Андреева - реформатора русских народных инструментов, создателя и руководителя первого Великорусского оркестра, педагога, композитора, дирижера, исполнителя-виртуоза на балалайке и гармонике. Василий Андреев родился в городе Бежецке в семье купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки по происхождению Софьи Михайловны. Музыкальное воспитание Андреева В.В. проходило под неустанным надзором матери – Софьи Михайловны.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино в имении Андреевых под Петербургом, с балалаечником-самородком крестьянином Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным, который любезно знакомил Андреева с возможностями балалайки. Балалайка буквально завораживает Василия Васильевича.

Андреев интуитив­ но почувствовал, что в примитивной конструкции крестьянской балалайки заложены большие потенциальные возможности, которые можно развить и довести до уровня концертного инстру­ мента.

Так в 1883 году Андреев, в возрасте 22-х лет, занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и посвятил этому делу всю свою жизнь.

В 1884 году Андреев, не найдя специалистов по изготовлению балалайки, заказал балалайку местному столяру И.Муравьеву . Однако и этот инструмент не смог удовлетворить Андреева, и он сам готовит чертежи улучшенной балалайки.

В 1885г. Андреев обращается к известному петер­ бургскому скрипичному мастеру В. В. Иванову с просьбой изготовить по чертежам Андреева балалайку. Тот соглашается при условии, что Василий Васильевич даст ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации.

Впоследствии В.В. Иванов сам очень гордился своей работой над усовершенствованием балалайки, у которой кузов треугольной формы был впервые выполнен из лучистого клена, а гриф — из черного дерева. Вместо жильных ладовых перевязок в гриф были врезаны пять металлических порож­ ков. Струны на этой балалайке, как и на народной, были жильные . Балалайка Иванова во многом превосходила свой прототип большей силой звучания и тембром.

Прошло некоторое время. Балалайка, благодаря усилиям В. В. Андреева становится популярной не только в России, но и за рубежом. Но работы по её усовершенствованию продолжаются, и в 1887г другой петербургский мастер Ф.С. Пасербский, изготовил уже двенадцатиладовую балалайку. Это давало возможность улучшить музыкальный диапазон инструмента. Вскоре Пасербский сделал разновидности хроматических балалаек: приму, альт, бас, а несколько позже — пикколо и контрабас и вернул струнному щипковому инструменту ансамблевый колорит (как когдо-то в Потешной палате Ивана Грозного).

Так возрождалось древнерусское музыкальное ремесло.

Наиболее удачными оказались балалайки работы мастера само­ родка Семена Ивановича Налимова. Большинство инструментов этого мастера вошли в историю русской музыкальной культуры как произведения высокого искусства. Инструменты работы Налимова очень отличались от балалаек, созданных руками других мастеров не только по звучанию, но и внешне, в особенности — шириной грифа.

В 1895 году в Вятской губернии обнаружили неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. По его внешнему виду похож на домру, но по строю – это балалайка. В.В. Андреев отправился к мастеру Семену Ивановичу Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи создания Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В период 1896 - 1890 гг. В. Андреевым, Н.П.Фоминым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры от пикколы до басовой.

Домра совершенствуется и даже видоизменяться, появляются её новые виды. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером Сергей Фёдоровичем Буровым – основателем династии музыкальных мастеров-народников, была создана четырехструнная домра /по древним рисункам/. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр.

Дело, начатое В. В. Андреевым и С. И. Налимовым, получило необычайно широкий размах еще при жизни этих замечательных людей. Фанатичная преданность Андреева пропаганде русских щипковых инструментов заинтересовала десятки музыкальных мастеров Петербурга, Москвы и других городов России. Однако, еще не все известные музакальные фирмы имели в продаже домры и балалайки.

Так в магазине Ю. Циммермана заведующий говорил, что их фир­ ма слишком серьезная и почтенная, чтобы торговать „балалай­ ками". Что же касается народных инструментов, то у них [в мага­ зине] имеются в достаточном количестве мандолины и гитары. Но не прошло и пяти лет, как Ю. Г. Циммерман организовал специаль­ ный отдел в Лейпциге для производства балалаек и домр . Эти немецкие балалайки и домры хотя и отличались чистотой работы и привлекательной внешностью, но „не звучали". У них не было надлежащей силы звука и соответ­ствующего тона, а музыканты - народники говорили, что "в них нет русской души". Немецкие балалайки „не пошли", и Ю. Г. Цим­ мерман перешел на торговлю русскими балалайками, продавая их тысячами.

В наши дни, к сожалению, есть псевдомастера, которые не ценят исторический опыт народного музыкального ремесела, и современные предприниматели в погоне за рублём продают секреты музыкального народного промысла за рубеж, в том числе и в Китай. Настоящий мастер так никогда бы не поступил. Горько и обидно за русских мастеров:

Завет отцов тебе не мил.

Достоинством себя не мерил.

Ты или честь свою пропил,

Иль совесть долларом заклеил.

Китайцам продал ремесло

Что Русью тыщу лет хранилось.

Потомки вспомнят всё равно

Кем домра русская травилась.

В 1907 году в Петербурге с коммерческими целями была органи­ зована Всероссийская выставка музыкальных инструментов . На ней экспонировались музыкальные инструменты народов России, в том числе балалайки и домры, изготовляемые по налимовским образцам.

Обращение Андреева к балалайке как к средству пропаганды музыкального искусства определялось легкостью и доступностью начального обучения на ней, возможностью формирования эстети­ческих и музыкальных вкусов широких слоев населения, развития их музыкального дарования.

Сегодня домра и балалайка – перспективные инструменты с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющими истинно русские корни и, тем не менее, дошедшие до высот академического жанра. Какова будет их дальнейшая судьба?

СЕРЖАНТОВ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ

В советское время музыкальные мастера домр и балалаек успешно продолжали традиции Андреева и Налимова. Среди них ярко выделяется деятельность музыкального мастера Сержантова Владимира Филипповича - первого Заслуженного работника культуры РСФСР.

Владимир Филиппович 1931 г.р. Он любил мастерить с детства корабли, самолетики и др. игрушки. Но пришла в 1941г пришла война, и детство закончилось рано. Уже в 1943 году двенадцатилетним мальчишкой он пришел в мастерские ВХО Министерства культуры. ВХО - всесоюзное хоровое общество – это единственная запись в трудовой книжке Владимира Филипповича. Его отец на фронте, у матери 3 детей. Время было трудное, военное, нужны были карточки на питание и ему было стыдно бегать по улицам без дела. Юный Володя стал помогать взрослым сколачивать ящики для снарядов. Работал со сноровкой, стараясь не отстать от старших. На золотые руки мальчика, ловкость и умение держать инструмент обратил внимание известный мастер музыкальных инструментов Сергей Федорович Буров - тот самый, который сконструировал 4-х струнную домру. Он предложил маленькому рабочему научиться делать русские музыкальные инструменты. Так Володя Сержантов стал учеником Бурова. А летом 1945 года, в год Великой победы - сделал первую в своей жизни балалайку. Хотя она была еще далека от совершенства, но, слушая, как во дворе на ней играют его друзья, Володя был счастлив.

Помимо своих профессиональных качеств, В.Ф. Сержантов восхищает своей любовью к жизни, преданностью друзьям и поддержке музыкальных талантов. Он очень гостеприимный человек. В его доме всегда гости. Кто эти гости?

Во - первых – это музыкальные мастера. С 1967г в Музыкальном домике заведена традиция: «Каждый год, 10 марта, в День Рождения Владимира Филипповича Сержантова мастера ВХО встречаются до сих пор , не смотря ни на какие невзгоды и болячки".

Во – вторых - музыканты–народники, приезжая за новыми инструментами или с ремонтом, они обязательно гостили у Сержантовых. Это Михаил Рожков, Владимир Болдарев, Александр Цыганков – сейчас они уже народные артисты РФ, а тогда только начинали свой творческий путь. Всех перечислить сложно, можно кого-то обидеть, не упомянув. Но всем им большое спасибо – их совместная работа с музыкальными мастерами позволяла совершенствовать домры и балалайки и расширять их музыкальные возможности.

Читайте также: