Конституционно правовые принципы организации и деятельности государственных органов в рф кратко

Обновлено: 07.07.2024

Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти –это установленные Конституцией РФ общие, не связанные с особенностями их внутреннего устройства основные начала формирования, организации и деятельности (в т.ч. взаимодействия) органов государственной власти.Они закреплены в главе 1 Конституции РФ и являются обязательными не только по отношению к федеральным органам государственной власти, но и к органам государственной власти субъектов РФ.

Каковы же эти принципы?

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

2. Принцип народовластия, признаваемый современной наукой в качестве основополагающего при формировании и функционировании органов власти. Принцип народовластия закреплен в ст. 3 Конституции РФ. Формами осуществления народовластия являются прямое народовластие, а также народовластие, осуществляемое через органы государственной власти и местное самоуправление. Особое место здесь занимают референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа.

3. Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также в равноправии всех субъектов РФ между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами власти (ст.ст. 1, 5, 11, 73, 77 Конституции РФ).

4. Принцип разделения властей,позволяющий органам государственной власти сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в одних руках.Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции, при этом ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный аппарат.

5. Принцип сдержек и противовесов.Конституционная система сдержек и противовесов представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной власти (законодательной, исполнительной, судебной), благодаря которым создаются дополнительные правовые гарантии препятствия авторитарным и тоталитарным тенденциям. В отношении законодательной власти элементами подобной системы служат четкая процедура законодательного процесса; в отношении исполнительной власти в качестве ограничивающих мер служат принцип подзаконности правотворческой деятельности, институт импичмента президента, вотума недоверия правительству, запрет государственным служащим заниматься некоторыми видами деятельности и пр. Аналогичные ограничения предусмотрены и для судебной власти.

6. Принцип законности. Он является важным принципом правового государства. Данный принцип закреплен в части 2 статьи 15 Конституции РФ, обязывающей органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждан, их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4). Федеральные законы также имеют верховенство на территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Законы и иные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Соблюдение вышеизложенных условий позволяет говорить о наличии единого правового пространства и о единообразном действии принципа законности.

7. Принцип деидеологизации. Органам государственной власти запрещено предпринимать какие-либо действия по установлению какой-либо идеологии, взглядов, суждений идей. Часть 1 ст. 13 Конституции РФ устанавливает идеологическое многообразие. В ч. 2 ст. 13 Конституции РФ говорится о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

8. Принцип светскостизаключается во взаимном невмешательстве государства и его органов в дела церкви и религиозных организаций и наоборот (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ).

9. Принцип гласности.

10. Принцип эффективности.

11. Принцип экономности.

Вопрос 3. Классификация государственных органов

В зависимости от критерия государственные органы Российской Федерации классифицируются на различные виды.

По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, а также органы контрольной власти.

Законодательные органы избираются населением, обладают исключительным правом на принятие законодательных актов (в частности, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Исполнительные органы наделены полномочиями властного характера для выполнения задач по управлению государственными делами, то есть по осуществлению задач управления посредством применения правовых норм к конкретным обстоятельствам, организации исполнения и проверки исполнения, а также путем установления правовых норм для развития положений содержащихся в законе. В качестве примера может служить Правительство Российской Федерации. Судебные органы осуществляют правосудие и уполномочены применять государственное принуждение (например, федеральные суды). Деятельность органов контрольной власти состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности (в качестве таких органов выступают прокуратура, Счетная палата и ряд других).




По структуре или способу организации выделяют простые и сложные государственные органы.

К простым государственным органам относятся такие, которые не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат. Сложные государственные органы обладают соответствующей структурой организации, например, министерства.

В зависимости от территориальной сферы деятельности государственные органы подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти – это органы, в полномочия которых входит управление делами всей Российской Федерации, принятые ими законы распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации. К таким органам относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации – органы, в полномочия которых входит управление делами конкретного субъекта Российской Федерации. Они вправе осуществлять свое правовое регулирование, включая принятие законов, иных нормативных актов. Законы и нормативные акты субъекта Федерации не должны противоречить федеральным законам. Такими органами являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти субъектов Российской Федерации.

По характеру полномочийгосударственные органы делятся на органы общей, специальной и межотраслевой компетенции.Подкомпетенциейпонимаетсяопределенный конституцией либо законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не вправе выйти в своей деятельности.

Органы общей компетенции осуществляют руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления или сфер деятельности. Они создаются для решения широкого круга задач, например, таких, как осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и правопорядка, борьбы с преступностью и т.д. Перечисленные меры осуществляет Правительство Российской Федерации.

Органы специальной компетенции создаются для выполнения определенного рода задач, связанных с определенной сферой государственного властвования. На такие органы возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности, например, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Органы межотраслевой компетенции ведают специальным вопросами управления, имеющими межотраслевое значение, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

По порядку осуществления компетенции государственные органы могут быть единоличными и коллегиальными.

Единоличный орган состоит из одного должностного лица (например, Президент РФ), тогда как коллегиальный орган состоит из нескольких должностных лиц. Так, Правительство РФ выступает коллегиальным органом, состоящим из Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров.

В зависимости от порядка формированиягосударственные органы делятся на избираемые, назначаемые и формируемые.

Органы государственной власти или должностное лицо одного органа могут быть назначены другим государственным органом. Например, Правительство РФ формируется путем назначения Председателя Правительства и членов Правительства указами Президента РФ, причем назначению Председателя Правительства предшествует голосование по его кандидатуре в Государственной Думе.

Органы государственной власти или должностное лицо одного органа формируются другим государственным органом. В частности, член Совета Федерации – представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации, однако указ о назначении может быть отменен соответствующим законодательным (представительным) органом власти 2/3 голосов.

По срокам полномочий государственные органы подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные органы государственной власти создаются без ограничения срока действия, например, Совет Федерации Федерального Собрания. Временные органы создаются на определенный срок, например, Государственная Дума, избираемая на 5 лет.

В зависимости от правовой основы образования можно выделить государственные органы, созданные на основе Конституции Российской Федерации (например, Президент РФ), федеральных законов (мировые суды), указов Президента РФ (полномочные представители Президента РФ в федеральных округах), постановлений Правительства РФ (федеральные службы), законодательных актов субъектов Федерации (конституционные уставные суды субъектов Федерации).

Принципы организации и деятельности государственных органов – это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно, на указанные три вида делятся органы государственной власти.

Они действуют:

- самостоятельно в рамках своей компетенции;

- имеют сходные цели – реализация функций государства;

- взаимосвязаны, образуют единую систему государственных органов;

- дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ.

Исходя из него, государственные органы:

- призваны максимально обеспечивать законные интересы человека;

- обязаны уважать, соблюдать и защищать его права и свободы;

- не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Демократия как принцип, политическое мировоззрение, идея свободы и прав человека и гражданина, находит отражение в сознании граждан, должностных лиц, государственных деятелей, лидеров общественно-политических движений..

Принцип сочетания централизма и федерализма. Данный принцип обозначает:

- все государственные органы образуют единую систему государственных органов, во главе которых находятся высшие органы государственной власти;

- между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения);

- выделены вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

- субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

- субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.)

Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Так, согласно Конституции РФ и специальному закону (Закон 1999 г.) Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Далее, он назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Принцип использования коллегиальности и единоначалия. Этот принцип подтверждается существующей политико-правовой реальностью.

Органы государственной власти в российской Федерации могут быть:

- единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) – осуществляют свою работу на основе единоначалия;

- коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др.) – совместно (коллегиально) принимают решения.

Равный доступ к государственной службе. Смысл этого принципа в следующем: все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, принадлежности к той или иной партии, отношения к религии и др.

Вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы).




Принцип профессионализма. Данный принцип подразумевает:

- наличие специальной подготовки у работников государственных органов;

- учет данной подготовки при приеме на работу и продвижению по службе;

- контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

Принцип законности. Этот принцип обязывает государственные органы, государственных служащих соблюдать и надлежаще использовать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными государственными органами, не могут противоречить актам вышестоящих органов.

Принцип легальности образования и деятельности органов государства. Смысл этого принципа в следующем: государственные структуры могут учреждаться лишь в порядке, определенном Конституцией РФ и действующим законодательством. Легальность органов государства устанавливается различными способами (выборность, назначаемость соответственно действующему законодательству).

Принцип территориальности. Существенно то, что названный принцип положен в основу организации системы государственных органов. Территория государства делится на территориальные единицы. Соответственно, сама система государственных органов строится с учетом этих единиц. Каждый орган действует в определенном пространстве различных уровней – федерального, республиканского, краевого, областного и т.д.

Можно сказать, что последовательная ориентация должностных лиц, государственных служащих на названные принципы позволяет достичь большей результативности государственного управления в Российской Федерации.

Принципы организации и деятельности государственных органов – это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно, на указанные три вида делятся органы государственной власти.

Они действуют:

- самостоятельно в рамках своей компетенции;

- имеют сходные цели – реализация функций государства;

- взаимосвязаны, образуют единую систему государственных органов;

- дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ.

Исходя из него, государственные органы:

- призваны максимально обеспечивать законные интересы человека;

- обязаны уважать, соблюдать и защищать его права и свободы;

- не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Демократия как принцип, политическое мировоззрение, идея свободы и прав человека и гражданина, находит отражение в сознании граждан, должностных лиц, государственных деятелей, лидеров общественно-политических движений..

Принцип сочетания централизма и федерализма. Данный принцип обозначает:

- все государственные органы образуют единую систему государственных органов, во главе которых находятся высшие органы государственной власти;

- между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения);

- выделены вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

- субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

- субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.)

Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Так, согласно Конституции РФ и специальному закону (Закон 1999 г.) Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Далее, он назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Принцип использования коллегиальности и единоначалия. Этот принцип подтверждается существующей политико-правовой реальностью.

Органы государственной власти в российской Федерации могут быть:

- единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) – осуществляют свою работу на основе единоначалия;

- коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др.) – совместно (коллегиально) принимают решения.

Равный доступ к государственной службе. Смысл этого принципа в следующем: все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, принадлежности к той или иной партии, отношения к религии и др.

Вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы).

Принцип профессионализма. Данный принцип подразумевает:

- наличие специальной подготовки у работников государственных органов;

- учет данной подготовки при приеме на работу и продвижению по службе;

- контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

Принцип законности. Этот принцип обязывает государственные органы, государственных служащих соблюдать и надлежаще использовать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными государственными органами, не могут противоречить актам вышестоящих органов.

Принцип легальности образования и деятельности органов государства. Смысл этого принципа в следующем: государственные структуры могут учреждаться лишь в порядке, определенном Конституцией РФ и действующим законодательством. Легальность органов государства устанавливается различными способами (выборность, назначаемость соответственно действующему законодательству).

Принцип территориальности. Существенно то, что названный принцип положен в основу организации системы государственных органов. Территория государства делится на территориальные единицы. Соответственно, сама система государственных органов строится с учетом этих единиц. Каждый орган действует в определенном пространстве различных уровней – федерального, республиканского, краевого, областного и т.д.

Можно сказать, что последовательная ориентация должностных лиц, государственных служащих на названные принципы позволяет достичь большей результативности государственного управления в Российской Федерации.

Читайте также: