Почему парламентаризм называют парламентской демократией кратко

Обновлено: 08.07.2024

Парламентская демократия является формой демократии , которая опирается , как указывает его название основное учреждение, парламент , состоящий из избранных представителей народа, то есть граждан. Она часто идет рука об руку с представительной демократией (также известной как непрямая демократия) и отличается от прямой демократии, при которой народ или собрание, составленное по жребию , напрямую голосуют за законы. При парламентской демократии парламент принимает закон (законодательная власть) и в конечном итоге избирает правительство (исполнительную власть). Сегодня это самый распространенный тип демократии в мире.

Сегодня мы также говорим о парламентской системе , то есть о демократической системе, в которой парламент доминирует ( Германия , Великобритания , Япония , Италия , Сербия , Испания , Израиль , Канада ), в отличие от полупрезидентской ( Франция ). где доминирует президент исполнительной власти, или президентская система ( США ), где верховная, законодательная, исполнительная и судебная власти строго разделены Конституцией 1789 года, без одного из этих трех полномочий одна доминирует над другой, в соответствии с фундаментальным принципом разделение властей в либеральной демократии .

Парламентская демократия не обязательно противоречит прямой демократии: таким образом, в Швейцарии граждане могут сами часто голосовать по различным вопросам во время голосования. Тогда косвенная парламентская демократия и прямая демократия объединяются, образуя партисипативную демократию . Референдум во Франции, хотя и реже, похож на него.

парламентская демократия

Демократический строй

Для того чтобы рассмотреть такую форму управления государством, как парламентаризм, следует обратить внимание на демократический строй в целом, что это такое. Сама по себе демократия бывает двух видов: непосредственная и представительная. Средства выражения непосредственной демократии – это проявление гражданских интересов напрямую, с помощью проведения референдумов, забастовок, митингов, сборов подписей и т. д. Цель этих действий – оказание влияния на органы власти, народ напрямую требует исполнения своих требований. В данном случае граждане сами выражают свои интересы, не прибегая к помощи тех или иных посредников.

Представительная демократия отличается от непосредственной тем, что народ принимает участие в политической жизни государства не самостоятельно и напрямую, а с помощью избираемых ими посредников. В законодательные органы избираются депутаты, в обязанности которых входит защита интересов гражданского населения. Парламентская демократия – один из классических примеров такого государственного строя.

парламентская демократия это

Что представляет собой парламентаризм

Если сказать коротко, то парламентаризм представляет собой такую форму правления, когда депутаты законодательных собраний сами избирают и назначают членов правительства. Их назначают из членов партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент. Такая форма правления, как парламентская демократия, возможна не только в государствах с демократическим строем. Она способна существовать и в монархических странах, однако в таком случае правитель не обладает широким спектром полномочий. Можно сказать, что государь царствует, но не принимает каких-либо государственно важных решений, его роль минимальна и, скорее, символична: это участие в каких-либо церемониях, дань традициям. Следует отметить, что идеальным условием для установления парламентаризма считается наличие двухпартийной системы, что необходимо для обеспечения политической стабильности.

Также такой вид демократии может существовать в рамках парламентской республики, что означает возможность представительного органа власти избирать главу государства. Но также функции главы может исполнять и непосредственно сам председатель правительственного органа власти.

парламентская демократия как форма правления современного государства

Парламентаризм: механизмы реализации

Суть механизма, благодаря которому реализуется такой вид государственного строя, как парламентская демократия, заключается в выборах, проводимых на избирательных округах. В качестве примера можно привести Конгресс США. Для того чтобы отдельно взятый представитель власти – конгрессмен - выражал интересы приблизительно равного числа избирателей, каждое десятилетие происходит пересмотр границ округов для пересчета численности граждан, имеющих право голоса.

Кандидаты в депутаты выдвигаются в основном партиями, проводящими перед этим огромную работу по выявлению политических настроений общества, заручаясь поддержкой различных социальных групп. Они устраивают публичные мероприятия, распространяют агитационные материалы и становятся неотъемлемой частью гражданского общества.

Что такое президентализм?

Президентская демократия – антипод парламентаризму. Суть такого государственного строя состоит в том, что все действия, осуществляемые правительством и парламентом, находятся под контролем президента. Руководитель государства избирается гражданами страны. Некоторые исследователи считают, что такой тип власти ставит под угрозу идею демократических ценностей и может перейти к тоталитаризму, так как многие решения принимаются президентом, а парламент имеет гораздо меньше полномочий.

парламентская демократия и политическая традиция востока

Достоинства парламентаризма

Недостатки парламентской демократии

Как и любая другая политическая система, парламентаризм имеет ряд слабых сторон. Зачастую исследователи-политологи проводят сравнение данного вида демократии с президентализмом. По отношению к нему парламентская демократия имеет характерные недостатки и слабости.

парламентская демократия в россии

Государства с парламентской демократией

На сегодняшний день в мире представлено большое число различных форм власти, начиная с демократических и либеральных, заканчивая тоталитарными режимами. Классический пример страны, где действует парламентская демократия, – это Великобритания. Главой английского правительства является премьер-министр, а королевский дом царствует, но не принимает государственных решений и выполняет роль символа страны. Две партии Великобритании – консерваторы и лейбористы - борются за право сформировать правительственный орган.

Многие другие европейские государства избрали для себя парламентскую демократию как форму правления. Это Италия, Нидерланды, Германия, а также многие другие.

парламентская демократия имеет характерные недостатки и слабости

Парламентская демократия в России

Если говорить о России, то, по мнению политологов, на сегодняшний день в нашей стране действует такая форма правления, как президентализм. Однако некоторые исследователи считают, что Российская федерация – государство смешанного типа, где парламентаризм существует совместно с президентализмом, причем последний доминирует. Парламентская демократия в России выражается в том, что Госдума имеет право распустить парламент, но только в определенные сроки – в течение года после выборов.

Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.

Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два.

Упоминания в литературе

Сравнительный анализ опосредованного порядка формирования Верховного Совета Съездом народных депутатов показывает его полную идентичность с тем, что предусматривалось Конституциями 1936 и 1977 годов. Так, были установлены такие же нормы представительства и количество национально-территориальных и территориальных округов. Эта аналогия в известной мере позволяет утверждать, что как в 1977 году, так и в 1988 году изначально предполагалось сохранить сталинскую модель организации государства с опорой на партийно-государственную бюрократию и при сохранении правящего положения Коммунистической партии. Реформаторы изначально не планировали отказываться и от социалистических идей – на первых порах речь шла о строительстве в СССР демократического социализма. Ставилась тактическая задача преобразования Советов в новые представительные учреждения с элементами парламентской демократии . Именно с этой целью предусматривалась ротация состава Верховного Совета. Посредством выборов большего числа депутатов предполагалось вовлечь массы в текущую работу представительных органов на общегосударственном, а также на республиканских и местных уровнях. Однако сразу же бросалась в глаза несогласованность полномочий и различный порядок формирования Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Хотя Верховный Совет и приобрел больший объем полномочий, ряд из них не мог осуществляться без участия Съезда.

Все больше внимания в науке конституционного права уделяется роли политических партий в демократическом процессе. Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя конституционные формы и методы. С развитием многопартийности связано и формирование подлинно представительной формы правления. В то же время отмечается, что в неразвитом гражданском обществе, каким является современное российское общество, на поверхность всплывают привычные многим тоталитарные настроения. А это таит в себе угрозу не только парламентской демократии , но и всему конституционному строю.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии .

Связанные понятия (продолжение)

Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными станциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Большая коалиция — в странах парламентской многопартийной системы правления название коалиционного правительства, сформированного двумя крупными или крупнейшими политическими партиями страны.

Либера́льная демокра́тия — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.

Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Прямая, также непосредственная, демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом.

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.

Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.

Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".

Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.

Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.

Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и.

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Электора́т (лат. elector — избиратель) — круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью.

С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Предметом дискуссий были такие вопросы, как.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Пармезан Черница




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: