Константин симонов живые и мертвые анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ради жизни на земле.

«Кажется ему, Симонову, - писал А. Чаковский, - Принадлежит мысль о том, что вне исключительно трудных условий подвига быть не может. Я думаю, что это правильная мысль как в применении к народу или группе людей, так и к отдельной личности.

Писатель слагает гимн мужеству, героизму и стойкости народа, могучей силе советской военной науки. Эпопея (она создавалась с 1955 по 1971 год) начинается трагическими событиями: отступлением наших частей под Могилевом. Здесь в первые дни войны начинался боевой путь Серпилина.

Для словесника особенно сложен анализ крупного эпического произведения. Трудно отобрать главное (вроде бы все важно), ограни­ченность во времени (один-два часа).

Процесс подготовки учащихся к урокам по обзорным темам про­тяжен, более самостоятелен. По-разному можно знакомиться с три­логией. Мы предлагаем два варианта. (В первом - кроме учителей выступает много докладчиков и содокладчиков. Во втором - фронтальный опрос или беседа). Приблизительно за месяц до обсуждения раз­рабатываются темы устных выступлений. Они могут быть такими:

1. Краткие сведения о писателе.

2. История создания трилогии.

3. Главные герои книги (Серпилин, Синцов, Ильин).

4. Тема Родины в романах Симонова.

5. Тема доверия к людям.

Желающие письменно отвечают на вопросы, которые предлагаются также накануне обсуждения:

Что нового в ваше представление о Великой Отечественной войне «несла трилогия?

Какие эпизоды считаете кульминационными?

Что вам показалось непонятным в романе?

По какой теме вы хотели бы выступить на уроке?

Какие вопросы предлагаете для обсуждения?

Урок (его желательно провести сдвоенным) может быть органи­зован и в форме беседы. Она начинается с ответа десятиклассников на вопрос:

Когда состоялась ваша первая встреча с творчеством Константина Симонова?

Я родился в 1915 г. в Петрограде. Наша семья жила в командирских общежи­тиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая, ложь пре­зиралась.

Юный Симонов как бы себе отвечал на вопрос - какой должна быть судьба людей его поколения, с кого лепить жизнь?

С первых дней Великой Отечественной войны Симонов в дейст­вующей армии. Если время позволит, стоит указать, на каких фронтах он был:

1941 г. - Западный, Южный, Мурманское направление Карельско­го фронта.

1942 г. - Закавказский, Брянский, Западный, Сталинградский.

1944 г. - Первый и Второй Украинские, Ленинградский, Первый

Белорусский; сражался как солдат в отряде югославских партизан.

Учащиеся читают отрывки из воспоминаний современников о писателе:

Для К. Симонова тема Великой Отечественной войны стала глав­ной в его многожанровом творчестве.

Не узко ли быть верным только одной теме?

Персонажи трилогии - Серпилин, Синцов, Ильин и другие не ро­дились ни героями, ни солдатами. Они стали ими, когда над Родиной нависла смертельная опасность.

По своей привлекательности, цельности развития, завершеннос­ти образ Серпилина - вершина творчества Симонова. Этот образ встал в ряд с Левинсоном, Давыдовым, Вихровым. Характер и судьба гене­рала дали возможность писателю рассказать о важнейших событиях и самых существенных проблемах жизни советского народа в годы Вели­кой Отечественной войны. Да, трудна его судьба. Но писатель показы­вает, что даже несправедливость, если она была совершена по отноше­нию к настоящему человеку-патриоту, не сломает этого человека, не повлияет на его преданность Родине, на его готовность отдать за нее жизнь. (Свои доказательства ребята подтверждают текстом из трило­гии).

У сурового генерала отзывчивое и нежное сердце. Но жизнь на­учила его умению владеть собой, не обнажая свои боли и редкие радо­сти. Подтвердите это текстом.

Докажите, что к командующему армией генералу Серпилину тя­нутся все сюжетные линии, вокруг него группируются характеры, люди, сильные духом.

Николай Ильин — один из тех, кого солдатом тоже сделала война. В двадцать четыре года он уже командует полком, и армия для него, бывшего учителя, стала делом его жизни.

Есть ли в книге эпизоды, рассказывающие, как неверные действия людей, от которых зависят судьбы других, приводят к трагедии?

Любование собой, равнодушие к другим, безответственность - все это на войне оборачивается загубленными жизнями. Стоит вспомнить майора Барабанова, себялюбивого, властного, не считавшегося ни с чьим мнением. Ему доверил полк, а он в нетрезвом состоянии прика­зал без подготовки брать высоту. В результате — неоправданные жерт­вы. Учащиеся осуждают и поведение журналиста Люсина, который когда-то бросил в беде Синцова. И вот эта непорядочность проявилась снова. По вине Люсина погиб от немецкой пули усыновленный батальо­ном мальчик. (Учащиеся пересказывают отрывки и дают оценку по­ступкам Барабанова и Люсина). Характерно, что даже ненависть Симонов рассматривает в неразрывной связи с этими неблаговидными поступками. Когда наш автоматчик предложил перебить всех плен­ных, захваченных в немецком госпитале, Синцов пригрозил ему судом:

- А хочешь больше фашистов убить - в снайперы иди. А не в конвоиры.

- Так они ж звери! - вдруг с истерической нотой в голосе, с всхлипом выкрик­нул автоматчик и дернулся всем телом, как припадочный.

- А ты человек?

- Ну и будь человеком.

Лучшие герои симоновских произведений в самых различных об­стоятельствах оставались людьми с чистой совестью.

Каким было последнее лето Великой Отечественной войны?

Но враг, хоть и отступает, защищается с ожесточением. Ежедневно война уносит тысячи жизней. Горе постигает Серпилина - убит сын, три его сводных сестры стали вдовами. Через некоторое время погибает он сам. Печально завершилась большая, честная и прекрасная жизнь.

Смерть Серпилина особенно остро дает почувствовать, каких людей мы теряли в войну.

Каким вам представляется после прочтения книги создатель три­логии?

В данном случае слово служил по отношению к Серпилину может обозначать - ч е с т н о р а б о т а л, д е л а л с в о е д е л о т а л а н т л и в о и п р е д а н н о. Лексические повторы усиливают смысловой контраст, выразительность.

Таким образом, учащиеся убедились, как Симонов добивается нуж­ного ему воздействия на читателя, идейного и эмоционального звучания произведения и с помощью языковых средств, стилистических приемов.

1 Симонов Константин. Живые и мертвые. Роман: В 3-х кн. М.: Сов. писатель, 1977, кн. 1, с. 24-25. В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте.

Именно от Полынина Серпилин узнал, что перед войной из каждых 225 офицеров было только 25 тех, кто закончил военное училище, а остальные – ускоренные курсы. Из полковых командиров были единицы, кто имел за плечами учебу в Военной Академии. Самые образованные к тому времени отбывали сроки в лагерях, как Серпилин, либо были расстреляны, как Гринько.

Бесспорно, герои трилогии – образ собирательный. Но некоторые моменты из жизни вымышленных героев совпадают с тем, как жили и погибали подлинные герои Великой Отечественной войны. Так, например, именно в 1944 году, как и герой трилогии Федор Федорович Серпилин, от полученных ран скончался генерал армии Ватутин Николай Федорович (1901-1944), звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно в 1965 году. В годы Великой Отечественной войны Н.Ф. Ватутин был начальником штаба Северо-западного фронта, заместителем начальника Генштаба; а с 1942 года командовал войсками Воронежского, Юго-западного и 1-го Украинского фронтов. Генерал Н.Ф. Ватутин принимал участие в Курской и Сталинградской битве, то есть именно там, куда поместил К.М. Симонов своего героя генерала Серпилина.

Несомненный вклад в дело победы внесли и другие такие советские военачальники, как Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокосовский, С.К. Тимошенко, А.И. Еременко и другие, чей подвиг так же вдохновил Симонова на написание столь правдивого произведения о войне.

Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей, как и целью Отечественной войны против Наполеона (1812), было освобождение не только нашей страны, но и помощь всем народам Европы от захватчиков. Вот почему так важно было победить в этих двух Отечественных войнах. Не прошли даром и увенчались полной победой над врагом все неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, их напряженный труд в тылу и на фронте.

Читайте также: