Критерии выбора педагогических технологий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога :

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Педагогические технологии воспитателя ДОУ Цели (принципы) деятельности воспитателя ДОУ Виды работ, посредством которых реализовывалась каждая задача Результаты, достигнутые при решении.

Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология.

Педагогические технологии Педагогические технологии Современные педагогические технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической.

Педагогические технологии в работе воспитателя Педагогические подходы это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися,.

Современные педагогические технологии настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых.

Один из важнейших и наиболее трудных моментов в педагогической деятельности, является выбор образовательной технологии. Осуществляя процесс выбора, педагог должен исходить из того, что каждая образовательная технология ориентирована на решение конкретных дидактических задач.

При осуществлении выбора образовательной технологии их принято подразделять на два вида:

  1. Генеральные технологии – имеют фундаментальный характер и определяют выбор частных технологий.
  2. Частные технологии – с их помощью обучение осуществляется как целостный процесс.

Механизм выбора индивидуален и вариативен по своему осуществлению. Это связано с тем, что часть педагогов подбирают технологии в зависимости от цели и конечного результата обучения. Для вторых важно содержание учебного материала и его обучающие возможности. Третьи опираются на используемые в технологии методы и способы. Кто-то учитывает реальный практический опыт и т.д.

Несмотря на индивидуальность и вариативность выбора, все педагоги обязаны учитывать следующие критерии выбора:

  • Учет ведущей цели и задач обучения
  • Ориентир на содержание урока, степень и уровень сложности учебного материала, его развивающие и обучающие возможности
  • Определение уровня подготовки учащихся и знаний по предмету, уровень их развития, умственных и интеллектуальных возможностей, потребностей в знаниях
  • Учет педагогического профессионализма и мастерства педагога
  • Наличие необходимых методических и дидактических средств, оборудования, временной лимит.

Алгоритм выбора образовательной технологии

Выбор педагогом образовательной технологии осуществляется согласно следующему алгоритму:

Готовые работы на аналогичную тему

Определение актуальной цели обучения и общих задач по изучению дисциплины, курса, раздела, темы и т.п.

Осуществление анализа возможностей и характера изучаемого учебного материала. Оценка материала осуществляется по следующим параметрам:

  • по уровню значимости: мировоззренческая, общенаучная, локальная и т.п. значимости;
  • по характеру: практический, теоретический;
  • по уровню сложности: низкий, средний, высокий.

Осуществление анализа обучаемости и учебных возможностей учащихся.

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся;
  • наличие практического опыта;
  • общая степень подготовленности;
  • уровень проявляемого учащимися интереса к изучению конкретного учебного материала.

Формулировка и постановка задач, исходя из цели. Задачи ставятся двух уровней развивающие и обучающие.

Предварительное определение предпочитаемой образовательной технологии.

Корректировка и конкретизация принятого решения о выбранной технологии. Осуществляется на основании учета имеющегося времени, методического и учебного материала, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.

Факторы выбора образовательной технологии

Для выбора образовательной технологии следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:

  1. Возможности организационных форм образовательных технологий, освоение с их помощью знаний, умений и навыков учащимися.
  2. Функция учебного материала в образовательном процессе: контрольная, обучающая, диагностическая.
  3. Конкретное назначение учебной информации (материала).
  4. Возможности учащихся: базовый уровень знаний, уровень учебно-познавательной активности, индивидуальные особенности и т.п.
  5. Возможности педагога: профессиональные навыки, педагогическое мастерство, методическая компетентность и т.п.
  6. Технические возможности образовательного учреждения: временные возможности, методическое оснащение, наличие необходимых учебных пособий и наглядного материала и т.д.

Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.

В случае, если цели изучаемой темы или раздела не превосходят уровня усвоения, то выбор педагога должен остановиться на репродуктивной образовательной технологии. Содержание данной технологии включает в себя:

  • процесс вербального взаимодействия с педагогом;
  • самостоятельная работа с учебным материалом (учебники, пособия и т.д.);
  • осуществление наблюдения за изучаемыми явлениями и объектами;
  • выполнение практических заданий (самостоятельно и совместно с педагогом).

В том случае, если цель изучение темы или раздела направлена на усвоение основных алгоритмов деятельности, то выбор останавливается на репродуктивно-алгоритмической технологии. Данная технология предполагает:

  • учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • самостоятельное представление изученного материала в виде реферата, доклада и т.д.
  • решение типовых и дидактических задач.

Если основной целью является формирование опыта эвристической и поисковой деятельности, то выбирается эвристическая технология, в которой преобладают дидактические методики (проблемное обучение, метод проектов, деловые игры и т.п.).

Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности (ТРИЗ – технологии, метод морфологического анализа и т.п.).

Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии (ИКТ, мультмедиа, автоматизированные обучающие системы и т.п.)

Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся.

В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности.


Здоровьесберегающие Личностно -ориентированные Игровые технологии Технологии исследовательской деятельности. Технологии критического мышления Информационно –коммуникативные Педагогические технологии в работе с родителями
Медико – профилактические Физкультурно-оздоровительные Различные виды гимнастик, фитбол, Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; Валеологического просвещения родителей. Технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (Различные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения Положительная Я-концепция. Учёт особенностей и личных качеств каждого ребёнка Использование персонажей во время проведения НОД. Дидактических игр. Настольно –печатных. Использование игровых приёмов и ситуаций Опытно –экспериментальная деятельность Поисковая. Проект Логические цепочки. Кроссворды. Ребусы. Задачи. ТРИЗ Информационно –обучающие программы Сайты. Мультимедийных презентации Мозговой штурм. Дискуссия Деловая игра Метод кейсов Педагогическая студия. Мастер - класс

Новые педагогические технологии в образовании включают в себя следующие виды деятельности:

а) Создание мультимедийных и интерактивных уроков (лекций). Зачастую преподаватели проводят комбинированные уроки с применением мультимедийных эффектов. На таких уроках, как правило, используются интерактивные доски, проекторы, ноутбуки. Работа с данной технологией вызывает интерес у учащихся. Эффективность усвоения материала повышается в несколько раз, в виду зрительного и слухового воздействия.

б) Работа с электронными книгами, конспектами и другими методическими пособиями. Используются данные педагогические технологии в профессиональном образовании. В особенности в вузах и средне-специальных учреждениях: в процессе дистанционной формы обучения. Широкой популярностью в сфере высшего образования пользуется электронная библиотека, видео и аудио конференции.

в) Работа со специализированной компьютерной технологией в образовании, в частности:

  • с компьютерами для глухих и слабослышащих;
  • с компьютерами для слепых и слабовидящих;
  • со специальными обучающими и развивающими программами. Специализированные компьютерные технологии применяются в основном в сфере коррекционного образования. Коррекционная педагогика предполагает работу с учащимися, которые отстают в умственном и физическом развитии либо не могут в виду возникшей болезни посещать школу либо вуз.

Педагогические технологии в коррекционном образовании позволяют поднять уровень образования на высший уровень гуманного отношения к обществу. Инновации в коррекционной педагогике открывают возможности обучения для тех, кто не смотря не физический либо умственный недуг, стремится получить образование.

Введение инноваций в образовательный процесс является предпосылкой, в первую очередь, для повышения качества обучения, а, во-вторых, для расширения возможностей обучения независимо от возраста, состояния здоровья и финансовых возможностей. А активное содействие преподавателей в разработке и внедрении новаторских идей с применением новых педагогических технологий в образовании будет способствовать совершенствованию и интенсивному развитию образовательной системы в нашей стране.

Самостоятельная работа: написать 5 конспектов совместной образовательной деятельности воспитателя и детей с использованием образовательных технологий.

Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.




Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся.

В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности.


Здоровьесберегающие Личностно -ориентированные Игровые технологии Технологии исследовательской деятельности. Технологии критического мышления Информационно –коммуникативные Педагогические технологии в работе с родителями
Медико – профилактические Физкультурно-оздоровительные Различные виды гимнастик, фитбол, Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; Валеологического просвещения родителей. Технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (Различные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения Положительная Я-концепция. Учёт особенностей и личных качеств каждого ребёнка Использование персонажей во время проведения НОД. Дидактических игр. Настольно –печатных. Использование игровых приёмов и ситуаций Опытно –экспериментальная деятельность Поисковая. Проект Логические цепочки. Кроссворды. Ребусы. Задачи. ТРИЗ Информационно –обучающие программы Сайты. Мультимедийных презентации Мозговой штурм. Дискуссия Деловая игра Метод кейсов Педагогическая студия. Мастер - класс

Новые педагогические технологии в образовании включают в себя следующие виды деятельности:

а) Создание мультимедийных и интерактивных уроков (лекций). Зачастую преподаватели проводят комбинированные уроки с применением мультимедийных эффектов. На таких уроках, как правило, используются интерактивные доски, проекторы, ноутбуки. Работа с данной технологией вызывает интерес у учащихся. Эффективность усвоения материала повышается в несколько раз, в виду зрительного и слухового воздействия.

б) Работа с электронными книгами, конспектами и другими методическими пособиями. Используются данные педагогические технологии в профессиональном образовании. В особенности в вузах и средне-специальных учреждениях: в процессе дистанционной формы обучения. Широкой популярностью в сфере высшего образования пользуется электронная библиотека, видео и аудио конференции.

в) Работа со специализированной компьютерной технологией в образовании, в частности:

  • с компьютерами для глухих и слабослышащих;
  • с компьютерами для слепых и слабовидящих;
  • со специальными обучающими и развивающими программами. Специализированные компьютерные технологии применяются в основном в сфере коррекционного образования. Коррекционная педагогика предполагает работу с учащимися, которые отстают в умственном и физическом развитии либо не могут в виду возникшей болезни посещать школу либо вуз.

Педагогические технологии в коррекционном образовании позволяют поднять уровень образования на высший уровень гуманного отношения к обществу. Инновации в коррекционной педагогике открывают возможности обучения для тех, кто не смотря не физический либо умственный недуг, стремится получить образование.

Введение инноваций в образовательный процесс является предпосылкой, в первую очередь, для повышения качества обучения, а, во-вторых, для расширения возможностей обучения независимо от возраста, состояния здоровья и финансовых возможностей. А активное содействие преподавателей в разработке и внедрении новаторских идей с применением новых педагогических технологий в образовании будет способствовать совершенствованию и интенсивному развитию образовательной системы в нашей стране.

Самостоятельная работа: написать 5 конспектов совместной образовательной деятельности воспитателя и детей с использованием образовательных технологий.


Общепринятым является следующее определение. Педагогическая технология– научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата или создающей условия для его достижения. В соответствии с этим определяются (И.И. Прокопьев и др.) характерные черты или признаки педагогических технологий(рис.30).


Рисунок 30 –Характерные черты (признаки) педагогических технологий

Один полный цикл педагогической технологии (педагогического взаимодействия) включает: педагогическое диагностирование66; постановку диагностируемых целей и задач; проектирование 84, конструирование81 педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания; реализацию спроектированного педагогического взаимодействия;управление (анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование).

Все процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии.

Ученые-педагоги изучают состав и структуру педагогической технологии70 (В.В. Гузеев, И.А. Колесникова, Г.Н. Петровский и др.). В самом общем виде структура педагогической технологии может быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов (рис. 31).


Рисунок 31 –Структура педагогической технологии

Педагогический процесс78осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Поэтому ряд исследователей указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметноориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся в большей степени к сфере психического развития, универсальных способностей 115 обучающихся.

− технология управления качеством воспитательного процесса, технология проектирования воспитания (образовательная технология);

Таким образом, что спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием у целевой группы знаний, опыта, компетентности27, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия123, управлением качеством педагогического процесса.

Существуют разные основания для классификации педагогических технологий:

–по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д. Левитес и другие);

–по степени обобщенности; по степени проявления обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития101(С.С. Кашлев);

– по типу организации и управления познавательной деятельности (В.П. Беспалько).

Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика, в том числе для преподавателя вуза классификаций.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии (рис.32).


Рисунок 32 – Классификация педагогических технологий по уровню применения

· По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии (рис. 33).


Рисунок 33 –Классификация педагогических технологий по степени обобщенности

· По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональноориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии (рис. 34).


Рисунок 34 –Классификация педагогических технологий

по характеру содержания и структуры

· По степени проявления обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии70 можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные, предметноориентированные) и продуктивные (личностно ориентированные) (рис. 35).


Рисунок 35 – Классификация педагогических технологий по степени проявления

обучающимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности

· В основу классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью положен характер взаимодействия педагога иобучающихся. Это взаимодействие, согласно В.П. Беспалько, может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание указанных признаков определяет разные виды технологий (систем обучения) (рис. 36).


Рисунок 36 – Классификация педагогических технологий по типу организации и управления

познавательной деятельностью

В практике обычно встречаются различные комбинации представленных на рисунке 8 монотехнологий: современное традиционное обучение, программированное обучение98, групповые и дифференцированные способы обучения и другие.

Одной изобщепринятых является классификация педагогических технологий по направлению модернизации существующей традиционной системы образования(табл. 1).

Таблица 15 –Классификация педагогических технологий по направлению модернизации

существующей традиционной системы образования(фрагмент)

Таким образом, спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием знаний, опыта, компетентности, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия, управлением качеством педагогического процесса [8].

Оценка эффективности педагогической технологии70 дается с учетом критериев технологичности педагогического процесса. Критерии технологичности педагогического процесса предложили В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Г.К. Селевко и др. Представим эти критерии в изложении Г.К. Селевко (табл. 16).

Таблица 16 – Критерии технологичности педагогического процесса

Критерии технологичности педагогического процесса Характеристика критерия
1. Концептуальность Опора на научную (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую) концепцию, включающую обоснование образовательных целей. Например, программированное обучение базируется на бихевиористской теории, развивающее обучение на теории учебной деятельности и содержательного обобщения
2.Системность Технология обладает всеми признаками системы: целостностью, взаимосвязью всех частей, логикой процесса
3.Управляемость Предполагает возможность диагностического целеполагания, проектирования, планирования педагогического процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
4.Эффективность Педагогическая технология эффективна по результатам, оптимальна по затратам, гарантирует достижение определенного образовательного стандарта
5.Воспроизводимость Существует возможность многократного, а также воспроизведения технологии в других учреждениях образования, иными субъектами

Кроме того, педагогические технологии должны отвечать таким требованиям, как соответствие целям135 и задачам, принципам и содержанию педагогического процесса112; соответствие возрастным, гендерным особенностям, потребностям и интересам участников педагогического процесса, уровню их развития, обученности и воспитанности; соответствие специфике педагогической ситуации69; сообразность индивидуальности педагога и др.

В педагогике (С.С. Кашлев и др.) определены критерии эффективности педагогических технологий (рис. 37).


Рис. 37 –Критерии эффективности педагогических технологий

Эффективность применения технологий, как показывает практика, зависит от ряда условий: полного описания технологии; наличия необходимых дидактических средств для ее реализации; высокого уровня владения педагогом соответствующими методами, приемами, формами педагогического процесса, педагогической техникой; разнообразия используемых технологий; рефлексии реализованных технологий и др.

В качестве наиболее эффективных в педагогическом процессе вуза зарекомендовали себя технологии развивающего120, личностно ориентированного119, проблемного, дифференцированного, кооперативного34, проектного99, программированного, модульного обучения. Нельзя говорить о качественном образовательном процессе, если в нем не находят применение игровые технологии, технологии группового121, коллективного122, диалогового обучения. Педагогический процесс в современной высшей школе не мыслится без применения информационных, прежде всего компьютерных технологий29. Теоретические основы (целевые ориентации, концептуальные положения) ряда названных технологий рассмотрены выше, другие будут охарактеризованы вами при подготовке к семинару по данной теме.

Владение педагогическими технологиями как инструментарием педагогической деятельности является компонентом и в то же время важнейшим показателем профессиональной культуры преподавателя. Многообразие педагогических технологий ставит преподавателя перед проблемой выбора педагогических технологий. В педагогической теории сформулированы принципы, руководствуясь которыми педагог может осуществить отбор технологий для их практического применения (рис. 38).


Рис.38 –Принципы отбора педагогических технологий

Процедура выбора и освоения педагогом технологии обучения и включения ее в образовательный процесс может быть представлен в виде общего алгоритма (Н.И. Запрудский,

С.С. Кашлев) (рис. 39).


Рис. 39 –Алгоритм отбора, освоения и включения педагогических технологий

в образовательный процесс высшего учебного заведения

Читайте также: