Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогические конфликты — это межличностные конфликты, возникающие между воспитателем и воспитанником (учитель и ученик, родитель и ребёнок). Также к числу педагогических конфликтов относятся столкновения группового характера (например, конфликт учителя и класса).

Понятие и виды конфликтов

Есть множество определений понятия конфликт, но все они подчеркивают возникновение противоречия, принимающего форму разногласий в ходе взаимодействия людей.

Конфликты бывают скрытыми или явными, но их основа, как правило, представлена отсутствием согласия. По этой причине специалист определяют конфликт в качестве отсутствия согласия между двумя или более сторонами (группами).

Конфликт представляет собой столкновение противоположных точек зрения, сторон, мнений и сил. Его характеризует активность субъектов, которая направлена на разрешение противоречия.

Конфликтные ситуации не в любом случае приводят к разрушениям. При соблюдении определённых условий даже открытый тип конфликта может способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Конфликты в педагогической деятельности, как правило, проявляются в качестве стремления учителя утвердить собственную позицию. Также они могут быть выражены как протест ученика против несправедливых оценок или наказаний за определенную деятельность или поступок.

Виды педагогических конфликтов включают:

  • Конфликты деятельности (возникают по поводу успеваемости, выполнения заданий);
  • Конфликты поведения (по поводу нарушения учениками правил и норм поведения);
  • Конфликты отношений (сфера эмоционально-личностных отношений).

Основной отличительной особенностью педагогического конфликта является противопоставление социально-ролевых позиций. Характер таких столкновений можно определить с помощью статуса участников (вертикальное межличностное взаимодействие). Здесь важно наличие юридической, моральной и профессиональной ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности и причины педагогических конфликтов

Педагогический конфликт является столкновением интересов, целей и позиций, которые обладают противоположной направленностью. Он возникает между субъектами педагогического взаимодействия.

Педагогический конфликт обладает несколькими особенностями:

  • Наличие ответственности преподавателя (воспитателя, учителя) за педагогически правильное решение проблемы (связано с тем, что школа считается моделью общества, в которой ученики должны усваивать нормы отношений между людьми);
  • Наличие разного социального статуса у участников конфликта (например, учитель - ученик), чем определяется поведение в столкновении;
  • Разница в жизненном опыте конфликтующих сторон ведет к появлению разной степени ответственности за ошибки при решении конфликта;
  • Разница в понимании событий и их причин;
  • Наличие других людей (например, учеников) делает их из свидетелей участниками, при этом конфликт начинает для них приобретать воспитательный смысл.

Для учителя в педагогическом конфликте должна быть характерна профессиональная позиция. Это обязывает появление инициативы в разрешении ситуации с постановкой интересов ученика на первый план. Любые учительские ошибки при разрешении конфликтных ситуаций способны порождать новые проблемы, в которые начинают включаться другие стороны (ученики, директор, родители и др.).

Педагогический конфликт считается сложным явление, которое происходит в силу объективных и субъективных причин. В состав первых из них можно включить аспекты и условия педагогической деятельности в соответствующей области, районе, школе, недостаточную степень удовлетворения потребностей ребёнка, противопоставление функциональных (ролевых) позиций учителей и учеников и др.

Субъективные причины больше относятся к отношениям в школьном социуме, которые связаны с особенностями психологической структуры личности. Конфликты могут возникать по причине психологической несовместимости учителя и ученика, наличия определённых черт характера, отсутствия коммуникативной культуры.

Разрешение педагогических конфликтов

Для предупреждения конфликтов можно использовать уместную шутку, комплимент, остроумный ответ. Учитель может начать апеллировать к достоинствам учащегося, извиниться, обратиться с просьбой об услуге. В любом случае ученикам важно внимание, наличие которого со стороны учителя поможет предотвратить или сгладить столкновение.

В решении конфликтных столкновений очень важно проявлять эмпатию. Это чувство помогает определить, как бы человек чувствовал себя на месте другого, что желает сказать человек, услышан ли он в ходе конфликта.

Как и в любом другом конфликте, в ходе педагогического конфликта важно определить, что хотят стороны, как можно достичь оптимального результата. Человек должен видеть не только собственную точку зрения, но и позицию другого человека.

В психологическом словаре конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

В социальной психологии и конфликтологии выделяют следующие признаки конфликтов:

** активность в поведении, направленная на преодоление противоречий;

** наличие двух илиболее активных сторон, находящихся в противоречивых отношениях.

Базируясь на указанных признаках, конфликт определяют следующим образом.

Конфликт — столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта (субъектов), направленной на разрешение противоречий.

Педагогический конфликт можно рассматривать как частный вид конфликта, который связан с педагогической деятельностью.

Педагогический конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Выделяют следующие особенности педагогических конфликтов (приводится по: Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования ?? не пропущен ли предлог / Р. В. Овчарова. М., 2001. С. 429):

1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта (школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми).

2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

З. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному).

5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства группой, вплоть до признания того факта, что учитель (воспитатель) недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения. Однако следует помнить, что сама педагогическая деятельность конфликтогенна, так как любое межличностное взаимодействие содержит противоречия. Эти противоречия вызваны как субъективным, так и объективным причинами. Это связано с тем, что сам процесс социализации ребенка, непосредственным участником которого становится учитель, является напряженно-противоречивым. Он протекает в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими. Если педагог не знает закономерностей протекания процесса социализации ребенка, не умеет учитывать изменяющиеся стремления и потребности ребенка, глух к переживаниям и настроениям детей, то это может стать причиной педагогических конфликтов.

Многие ученые отмечают, что межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками, и что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности, а с другой стороны, при благоприятном разрешении, они способствуют переходу личности на новые, более высокие уровни жизнедеятельности. Поэтому учитывая, что конфликты — неизбежные спутники школьной жизни, то объективно необходимым и актуальным является изучение структурных и динамических характеристик педагогических конфликтов.

Существуют разные типологии педагогических конфликтов. Так, Н. В. Самоукина выделяет три группы педагогических конфликтов:

1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников.

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

З. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.

Другой автор, М. М. Рыбакова, связывает конфликты с различными педагогическими ситуациями, выделяя конфликты деятельности, конфликты поведения (поступков), конфликты отношений.

Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов:

— в зависимости от участников конфликта — внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты.

— в зависимости от предмета конфликта — конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, конфликты правил взаимодействия.

— в зависимости от социальных последствий — конструктивные конфликты (способствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).

— в зависимости от длительности и напряженности конфликта — бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты.

Условия, которые порождают педагогические конфликты, можно рассматривать как предпосылки возникновения конфликтов. Предпосылки бывают объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации.

Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности. В качестве субъективных предпосылок педагогического конфликта могут выступать отрицательное отношение к учителю и предмету, личностные и индивидуально-типологические особенности учителя и учащихся.

Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рассматривает Г. И. Козырев. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них.

— нарушение дисциплины на уроке;

— плохое выполнение домашних заданий;

— нездоровые отношения между учениками;

— оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;

— необъективность при оценке знаний;

— неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков.

— нетактичное отношение друг к другу;

— перекладывание чужих обязанностей;

— неравномерное распределение педагогической нагрузки.

— самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;

— предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя.

В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педагогического конфликта велика роль педагога. Ему, как наиболее профессионально подготовленному, должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Главная задача педагога — превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо:

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга, снизить эмоциональное напряжение.

2. Провести диалог для уточнения отношений, позиций, намерений, целей друг друга.

3. Организовать взаимодействие, т. е. совместную деятельность всех оппонентов, направленную на решение конфликта.

При осуществлении программы разрешения педагогического конфликта необходимо придерживаться правил поведения в конфликте. Вот некоторые из них:

1. Не отвечать агрессией на агрессию, конфликтогеном на конфликтоген.

2. Не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом.

3. Соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту.

4. Давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии, не перебивать без надобности.

5. Проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями.

6. Не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе.

1. В своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения.

Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается менять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфликта, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите структурные компоненты педагогического взаимодействия. Каково соотношение между ними?

2. Какое значение имеет педагогическое общение в педагогической деятельности?

3. Какие функции выполняет педагогическое общение?

4. Назовите стили педагогического общения, которые могут негативно сказываться на эффективности педагогического процесса?

5. Какие барьеры могут возникать в педагогическом общении и как их преодолевать?

6. Что такое педагогический конфликт и в чем состоит его специфика?

7. Почему педагогические конфликты нужно принимать как нормальное объективное явление?


Школа, как и любое другое образовательное учреждение-это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, которые общаются между собой, взаимодействуют друг с другом В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать эти конфликтные ситуации.

Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику и все составляющие. Ведь без теоретических знаний, невозможно разобраться в самой сути конфликтной ситуации и найти верные пути её разрешения.

По мнению Исаевой А. Г выделяются особенности педагогического конфликта:

Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.

Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.

Школа - это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.

Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения[3, 35].

Конфликтная ситуация - это совокупность объективных и субъективных условий, при которых проявляется резкое противодействие двух и более сторон. Конфликтная ситуация характеризуется состоянием напряженности взаимодействия конкретных субъектов, причем степень напряженности определяет вероятность и остроту протекания конфликта. Переход конфликтной ситуации в явный конфликт происходит под воздействием определенного толчка - инцидента.

Инцидент - это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны и тем самым провоцирующее конфликт.

Как отмечает Темина С.Ю., конфликт может, проявляться в различных действиях. 1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, "шаг навстречу", неординарные действия и др. [4, с. 144] Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя - созданию наиболее благоприятных условий дляразвития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение вучебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.

Рассмотрим некоторые виды конфликтных ситуаций, причины возникновения и способы их разрешения.

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками.

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример: Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.

Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.

Определить роль ведущего в разборе конфликта.

Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.

Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно, включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни. Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

Таким образом, Конфликты — это неотъемлемая часть современной жизни. Чаще всего конфликты ассоциируются с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. Поэтому, в теории конфликтологии учат, что в каждом конфликте есть как разрушительное начало, так и созидательное начало. Конфликты могут выполнять позитивную и негативную функцию. Они могут нести деструктивные разрушения, или привести к образованию новой системы, новых взаимоотношений, более близких, более рациональных. Конфликт — это прежде всего способ, путь преодоления возникших противоречий, способ взаимодействия сложных систем, в который входит и педагогический процесс. В конфликтологии утверждают, что конфликта не нужно бояться, а необходимо знать, как им управлять. Управление конфликтами означает их прогнозирование, предупреждение, направление в созидательное русло, их разрешение.Существует множество причин, как субъективных, так и объективных, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Но в случаях разрешении педагогических конфликтов, очень важно, осознавать долгосрочнуюперспективу применяемых стратегий поведения. Так как конфликт свидетельствует о каких-либо противоречиях, необходимо постараться осознать их, и лишь за тем снять эти противоречия, наиболее конструктивнымспособом. И тогда своевременно разрешенные конфликты не будут обостряться и накапливаться. А это в свою очередь, будет положительно отражаться, как на межличностных взаимоотношениях, так и на продуктивности педагогической деятельности.

Список использованной литературы:

4.Темина С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. -М.: МПСИ,-2002,-144с

5.Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. -2016. -№10.



Определение понятия

Прежде чем приводить пример педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них.

Они могут быть простыми и сложными. В первом случае конфликт решается без участия педагога. Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.

пример педагогических ситуаций

В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.

Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками. Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость. Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома. После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.

В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом. Но учитель в любом случае обязан проанализировать ситуацию, чтобы принять верное решение.

анализ педагогической ситуации

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  1. Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
  2. Поведенческие ситуации - они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  3. Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.

Отличительные особенности

Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:

  • профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
  • нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
  • конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
  • педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
  • учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
  • из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
  • ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
  • педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.

педагогическая проблемная ситуация

Способы решения педагогической ситуации

  1. Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное - учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
  2. Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
  3. Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
  4. Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
  5. Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
  6. Учителю не нужно делать акцент на "отрицательном" поведении ученика.
  7. Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.

Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

психолого педагогические ситуации

Пункты анализа педагогической ситуации

  1. Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
  2. Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
  3. Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

социально педагогическая ситуация

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

Читайте также: