Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы воспитанников.

Задачи:
- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;
- учить ориентироваться в пространстве;
- формировать способность к наблюдательности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- формировать способность к творческому воображению;
- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;
- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;
- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.
- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.

Воспитанники дошкольного возраста – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволят развить и откорректировать их познавательную сферу. Данный материал будет полезен психологам реабилитационных центров и другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

III. Обеспечение программы
3. 1. Список основной литературы
3. 1. Список дополнительной литературы

I. Пояснительная записка.


Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.

Преобразование познавательной сферы, происходящие в дошкольном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточная форсированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Известно, что на каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности.

Количество детей во время проведения подгрупповых занятий: 2, 3, 4 человека.

II. Содержание программы.

Цели и Задачи

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

Выявить уровень развития познавательной сферы воспитанника с учетом возрастных особенностей. Найти способы коррекции обнаруженных отклонений.

Запомни 10(8, 6) картинок, Последовательность событий, Классификация предметов, Ознакомление с окружающим.

Выявить уровень развития познавательной сферы воспитанника с учетом возрастных особенностей. Найти способы коррекции обнаруженных отклонений.

Уровень развития внимания.

Уровень развития мышления,

Восприятие (зрительное, слуховое)

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной,произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Письмо от Незнайки, индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, мяч.

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Письмо от Незнайки, индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, мяч.

Развитие словесно-логической памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания).

Развитие словесно-логической памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания).

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Письмо от профессора Вверх-Тормашкина, индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, альбомные листы.

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Письмо от профессора Вверх-Тормашкина, индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, альбомные листы.

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Поиграй с Буратино

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Поиграй с Буратино-2

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и

Кладовая памяти -2

Развитие произвольной памяти. зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

развитие зрительного восприятия и внимания, координации слухового и двигательного анализаторов, умения рассуждать, сравнивать, соотносить форму с образцом, делать элементарные умозаключения; укрепление мышц кистей, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции.

развитие зрительного восприятия и внимания, координации слухового и двигательного анализаторов, умения рассуждать, сравнивать, соотносить форму с образцом, делать элементарные умозаключения; укрепление мышц кистей, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции.

Развитие умения находить нужную фигуру по вербальной инструкции, классифицировать предметы по заданным признакам, работать вместе по визуальному образцу; развитие внимания и наглядно­образного мышления, аудиального восприятия, координации движений, слуховой и моторной памяти.

Игрушка Лиса, блоки Дьениша,

Развитие умения находить нужную фигуру по вербальной инструкции, классифицировать предметы по заданным признакам, работать вместе по визуальному образцу; развитие внимания и наглядно­образного мышления, аудиального восприятия, координации движений, слуховой и моторной памяти.

Игрушка Лиса, блоки Дьениша,

Развитие умения схематически изображать предметы с помощью палочек, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета, развитие произвольного внимания и аудиального восприятия, кратковременной и долговременной слуховой памяти, совершенствование графомоторных навыков.

Развитие умения схематически изображать предметы с помощью палочек, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета, развитие произвольного внимания и аудиального восприятия, кратковременной и долго в ре м е и ной слуховой памяти, совершенствование графомоторных навыков.

В гостях у Зайчика

Развитие умения читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти: развитие логического мышления, координации движений, памяти(аудиальной, кратковременной и долговременной слуховой) зрительного восприятия, внимания, связной речи.

В гостях у Зайчика-2

Развитие умения читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти; развитие логического мышления, координации движений, памяти(аудиадьной. кратковременной и долговременной слуховой) зрительного восприятия, внимания, связной речи.

Игры с Зайчиком

Развитие произвольного внимания, логической и слухоречевой памяти, мелкой моторики руки.

Игры с Зайчиком-2

Развитие произвольного внимания, логической и слухоречевой памяти, мелкой моторики руки.

Развитие комбинаторного и словесно-логического мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания, сенсомоторной координации движений, аудиальной и моторной памяти, мелкой моторики рук.

Игрушечный Волк, блоки Дьениша,

Развитие комбинаторного и словесно-логического мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания, сенсомоторной координации движений, аудиальной и моторной памяти, мелкой моторики рук.

Игрушечный Волк, блоки Дьениша,

Развитие аудиального восприятия, произвольного в н и м а н и я, т во р ч ес ко го воображения, логического и творческого мышления, координации движений, аудиальной и моторной памяти, зрительно­пространственной ориентации, мелкой моторики.

Письмо от Буратино, блоки Дьениша.

Развитие аудиального восприятия, произвольного внимания, творческого воображения, логического и творческого мышления, координации движений, аудиальной и моторной памяти, зрительно­-пространственной ориентации, мелкой моторики.

Письмо от Буратино, блоки Дьениша.

В гости к Ёжику

Развивать память, внимание. Способствовать формированию положительных эмоций.

В гости к Ёжику-2

Развивать память, внимание. Способствовать формированию положительных эмоций.

Солнышко и дождик

Формировать внимание в естественных

коммуникативных ситуациях; Развивать мелкую и крупную моторику.

Солнышко и дождик-2

Формировать внимание в естественных

коммуникативных ситуациях; Развивать мелкую и крупную моторику.

1У. Обеспечение программы
4. 1. Список основной литературы
1. Говорова Р., Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 1. с. 23 – 31.
2. Говорова Р., Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 4. с. 29 – 33.
3. Писаренко П. В. Скоро в школу. Внимание. – Донецк: ВЕКО, 2006.
4. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Цель: коррекция и развитие психических процессов у детей, имеющих нарушения в развитии познавательной сферы.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Расширять кругозор, активизировать и обогащать словарный запас и знания об окружающем мире.

2. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, гибкость и быстроту мыслительных операций, смекалку и сообразительность.

3. Развивать зрительную и слуховую память, опосредованное осмысленное запоминание.

4. Развивать зрительное, слуховое и пространственное восприятие.

5. Тренировать объем, концентрацию, распределение, переключение и устойчивость внимания.

6. Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Давайте для начала мы поприветствуем друг друга. Я назову себя ласково по имени и поздороваюсь. Сосед слева от меня сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поздоровается и не назовет себя ласково.

- Ну вот, все поздоровались, я предлагаю пройти за столы и начать работу.

Игровое упражнение «Нарисуй и зачеркни"

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Содержание: На столе перед каждым ребёнком находится лист бумаги и простой карандаш.

Ведущий предлагает детям:

1. нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

2. нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую и четвертую фигуры;

3. нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть первую, третью и шестую фигуры.

Цель: развитие словесно-логического мышления и речи.

Содержание: Ведущий прикрепляет к магнитной доске картинку к игре. Расположение картинок: верхний ряд – медведь, корова, кузнечик, свекла, яблоко, петух, воробей, чашка, тюльпан, береза; нижний ряд – волк, лошадь, муравей, морковь, груша, индюк, синица, тарелка, роза, сосна.

Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.

Получая обоснованный ответ, ведущий меняет расположение картинок – входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.

Ведущий: Ребята, рассмотрите внимательно на составленные пары картинок и постарайтесь их запомнить.

Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ведущий убирает нижний ряд картинок, а детям, по оставшимся на доске, предлагает вспомнить, какие были с ними в паре.

Ведущий: Я хочу предложить вам отдохнуть и немного подвигаться.

Цель: предупреждение утомляемости, развитие эмоционально-выразительных движений.

Содержание: Ведущий и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идёт дождь, образуются лужи.

Ведущий показывает движения, которые соответствуют этим явлениям

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

- Ну вот, отдохнули, я предлагаю пройти за столы и продолжить работу.

Цель: развитие логического мышления, умение устанавливать закономерности между предметами.

Содержание: На столе перед каждым ребёнком находится квадратный лист бумаги, разделённый на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Ведущий предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.

Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук.

Содержание: Ведущий раздает детям карточки и предлагает детям по точкам повторить изображение.

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, расширение объёма внимания и возможностей его распределения.

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Ведущий: Ребята, наше занятие подходит к концу. Понравилось вам? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей). До свидания, до новых встреч.

Библиографический список

1. Андреева А. Д., Вохмятина Т. В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. – М. : Центр психологической службы, 1994.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. : Компенс-Центр, 1993.

3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М. : Педагогика-Пресс, 1985.

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. - М. : Книголюб, 2005.

5. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М. : Институт практической психологии, 1996.

6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. – М. : Новая школа, 1993.

Конспект развивающего занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста Конспект развивающего занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски «Путешествие в.

План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6л.) с применением личностно-ориентированной,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

группового коррекционно-развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

Широченко Елена Викторовна

Педагог-психолог МАДОУ № 4

Конспект коррекционно - развивающего занятия

I . Вводная часть. Приветствие

II .Основная часть. Коррекционно-развивающие упражнения и игры

III .Заключительная часть. Ритуал прощания

Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст – один из важнейший периодов в жизни каждого ребенка. Именно к этому возрасту под влиянием воспитания и обучения у детей формируется определенный кругозор, запас конкретных знаний и умений, продолжается развитие коммуникативных навыков и познавательных психических процессов, от которых зависит успешность дальнейшего обучения в школе.

Одним из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития познавательной сферы ребенка, к которой относятся такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, речь, воображение, память и др.

Наиболее эффективным способом развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста является организация познавательной деятельности. Деятельность - необходимое условие развития ребенка, в процессе которой он приобретает жизненный опыт, познает окружающую действительность, усваивает новые знания и овладевает учебными действиями. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность - это активная деятельность, которая направлена на формирование у ребенка способностей по приобретению и использованию полученных знаний.

Основным принципом при организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности самого ребенка в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) на специально организованных познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей со взрослым;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Разрабатывая систему развивающей работы занятий с дошкольниками, нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, и только через игру ребенок овладевает социальными ролями, достигает определенного умственного и эмоционально - волевого развития. Именно посредством игры формируется определенный багаж знаний об окружающем мире, в игре ребенок учится мыслительным операциям, обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста, направлено на развитие познпвательной сферы ребенка, путем создания условий для его естественногопсихологического развития.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Образовательные:

Активизировать познавательные психические процессы: зрительную и слуховую память, восприятие, внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Формировать у детей знания умения и навыки, соответствующие их возрастным нормам;

Расширить и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать);

Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь);

Развивать зрительно-моторную координацию;

Развивать зрительно-пространственную ориентацию;

Развивать элементарные навыки самооценки;

Развивать фантазию и воображение.

Воспитательные:

Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательное отношение к окружающим;

Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

Повысить интерес детей к занятиям по развитию познавательных процессов с помощью игр и упражнений.

На занятии применяются следующие технологии:

Методы, используемые в работе с детьми:

Методы организации и осуществления познавательной деятельности дошкольников:

Метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью мольберта и предметных картинок);

Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);

Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);

Методы стимулирования и мотивации:

Методы контроля:

Самоконтроль и взаимоконтроль

Оборудование и материалы: игрушка Крошка Енот, мольберт и карточки с фигурами, предметные картинки, краска, кисти, вода, листы белой бумаги, поролоновые губки салфетки, цветные коктейльные соломинки, шнурки.

(Дети входят в группу и присаживаются на стульчики, поставленные на ковре)

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.

Психолог: «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю необычным способом поздороваться друг с другом и гостями. Дети, давайте подарим друг другу и гостям свои улыбки

2.Диагностика настроения

Психолог: Дети, давайте мы сейчас узнаем с каким настроением вы пришли на занятие?

3. Элементы сказка- терапии

Психолог: Дети, посмотрите кто к нам пришел! Это Крошка Енот. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Крошка Енот!

Психолог: Он, кажется, испуган. Давайте спросим, что у него случилось.

Дети: Что с тобой, Крошка Енот?

Психолог: Все дело в том, что у Крошки Енота сегодня День Рождения и мама попросила его нарвать к обеду сладкой осоки возле пруда. А он испугался того, кто живет в пруду и убежал. Заблудился, потерял корзину и совсем ничего не собрал.

- Вы хотите, чтоб он перестал плакать? (Да)

- Хотите, чтоб он нашел корзинку, нарвал осоки и вернулся к маме? (Да)

Крошка Енот говорит, что вы ему сможете помочь, если выполните задания того, кто живет в пруду.

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения.

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

Крошка Енот вспомнил, что его дорога похожа на третий узор.

Психолог: Ребята, какой узор мы рисовали третьим? Кто подскажет?

(Дети показывают и отвечают)

Психолог: (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, Крошка Енот вспомнит где он оставил свою корзинку

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

Закричал охотник: «Ой!

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Психолог: Крошка Енот вспомнил что он оставил свою корзинку справа у пруда. Ребята. Подскажите где правая рука? А левая? Спасибо, теперь Крошка Енот точно не заблудиться.

Давайте встанем со стульчиков и сделаем разминку:

Двигательно-речевая разминка (музыкальное сопровождение)

Раз, два - хлопай, хлопай.

Три, четыре - топай, топай.

Раз, два - улыбнись)

Три, четыре - подтянись.

Крикнули привет друг другу!

Повернулись все по кругу.

Вправо, влево наклонились.

И друг другу поклонились

А теперь коленки вместе

Начинаем бег на месте,

Быстро, быстро побежали

Всё закончили. Устали.

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда, ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

(Когда дети делали разминку на столы поставили краску, кисти, воду, листы белой бумаги, салфетки, поролоновые губки).

Цель: развивать воображение, творческий потенциал.

Материал: листы белой бумаги, кисточки, поролоновые губки, краски.

Психолог: Ребята, возьмите на кисть немного краски красного цвета и сделайте верху губки горизонтальную полосу, затем возьмите краску оранжевого цвета и чуть ниже сделайте оранжевую полосу. С краской желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета проделайте тоже самое.

Дети, переверните свои губки вниз и в виде дуги проведите губкой по листу. Сейчас я вам покажу как это правильно сделать. Ребята, посмотрите на что это похоже?

Дети: Ответ детей - Радуга.

Психолог: Крошка енот говорит, что, когда он увидел ваши замечательные работы, сразу перестал грустить и у него поднялось настроение.

Психолог: (читает письмо дальше). «Вы поможете Крошке Еноту собрать сладкой осоки, если справитесь со следующим заданием. Для этого нам нужно выполнить следующее задание.

Дети сидят парами за столами.

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Материал: Длинная карточка с изображениями: бабочка, молоток, заяц, замок, рюкзак, краски, катушка ниток, сапоги. Отдельные карточки с изображениями: сачок, гвозди, морковка, ключ, книжка, карандаши, иголка с ниткой, щетка.

Психолог: Дети, перед вами лежат конверты. Откройте, достаньте содержимое и положите на стол. Посмотрите, на длинной карточке изображены картинки. На отдельных карточках тоже изображены картинки, каждая из которых связана (по функциональному признаку) с изображением на полосе. Вам нужно объединить изображения в пары по общему признаку и объяснить свои действия.

После того, как дети выполнят задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание.

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Материал: Длинная карточка с изображениями: штаны, стол, кот, яблоко, сапоги, ель, трамвай, редис. Отдельные карточки с изображениями: рубашка, шкаф, собака, груша, ботинки, дуб, автобус, огурец.

Дети, перед вами лежат конверты. Откройте, достаньте содержимое и положите на стол. Посмотрите, на длинной карточке изображены картинки. На отдельных карточках тоже изображены картинки, каждая из которых связана с изображением на полосе. Вам нужно объединить изображения в пары так, чтобы их можно было назвать, одним словом. (овощи, фрукты, транспорт, одежда, обувь…)

Психолог – Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием. Давайте встанем со своих мест и пройдем на ковер.

(упражнение выполняется на ковре под музыкальное сопровождение)

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции.

Психолог: Сейчас я вам буду показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам

красную ладошку- хлопаем в ладоши, зеленую-топаем ногами, желтую - поворачиваемся вокруг себя.

Психолог: Молодцы ребята, вы все отлично справились с заданиями. Крошка Енот очень вам благодарен. А мы не забыли, что у него сегодня день рождения? (Нет)

Давайте с вами сделаем красивое украшение для праздника и подарим его Крошке Еноту. Я думаю, он будет очень рад.

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: ножницы, разноцветные соломинки для коктейля, шнурки.

Дети: нанизывают разрезанные соломинки на шнурок. Готовые бусы по очереди кладут в подарочную шкатулку и произносят пожелания.

Психолог: Крошка Енот говорит вам большое спасибо за помощь и за подарки! Он всегда будет вас помнить и ждать всех в гости. А сейчас ему пора домой к маме.

До новых встреч.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как им удалось ему помочь.

Психолог: Ребята, давайте представим, что мы превратились в теплые солнечные лучики, встанем в круг протянем свои ручки-лучики вперед и соединим их в центре. Улыбнемся и подарим всем свое тепло и улыбки.

Дети: встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком. (музыкальное сопровождение)

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

- развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Крошке Еноту подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

Цель занятия: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, произвольного слухового внимания и памяти.

1. развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления);

2. увеличение объема произвольного слухового внимания и памяти;

3. совершенствование графомоторных навыков.

1. воспитание способности адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности;

2. формирование умения участвовать в соревновании;

3. развитие способности действовать по правилам.

1. профилактика нарушений зрения;

2. профилактика нарушений и осанки;

3. релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника.

Материалы и оборудование: картинки-образцы с контурными изображениями цветов (тюльпан, роза, ромашка, гроздь сирени), цветные карандаши, фишки для награждения.

1. Ритуал приветствия.

Педагог-психолог: - Ребята, я рада новой встрече с вами и как всегда, давайте поздороваемся друг с другом пальчиками.

Упражнение на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

— Всех я вас приветствую!

2. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Педагог-психолог: - Ребята, а хотите почувствовать себя легкими и грациозными бабочками?

Педагог-психолог: - Мы немного отдохнули, а теперь пора дать поиграть нашим пальчикам.

Большой и указательный пальцы правой и левой руки в кольце. Попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки через колечки левой руки: большойуказательный, большой — средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

И цепочку получаем.

5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Педагог-психолог: - Вот и наступил самый интересный момент. Мы будем с вам рисовать совершенно необычным способом. Мы будем рисовать двумя руками одновременно.

Инструкция. Рассмотрите картинку-образец. Достаньте свои альбомы, возьмите по простому карандашу в каждую руку, нарисуйте обеими руками одновременно цветы по образцу по нашему выбору.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Педагог-психолог: - Это было не простое, но очень увлекательное упражнение, а теперь нам надо дать отдохнуть нашим глазкам.

7. Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

Педагог-психолог: - Глазки отдохнули, теперь дадим возможность расслабиться шее.

Инструкция. Исходное положение: сидя. Будем выполнять повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставьте к правой скуловой кости. На вдохе поворачивайте голову вправо до ощущения напряжения (5-7 секунд), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10-15 секунд). Повторите 2 раза. Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

8. Упражнение на запоминание.

Педагог-психолог: - Мы рисовали, отдыхали, расслаблялись, а теперь пришла пора вспомнить названия цветов из нашего букета.

9. Упражнение на развитие саморегуляции.

Инструкция. Встаньте на исходную позицию и по сигналу начинайте двигаться к выходу. Победителем будет тот, кто двигается медленнее всех. Помните: останавливаться нельзя! Остановившийся возвращается к начальной точке движения.

Читайте также: