Конфессиональные отношения 8 класс история беларуси план урока

Обновлено: 02.07.2024

5. Участники тайного патриотического и
просветительского объединения
студентов, образованного в 1817 г.:
А) гайдамаки;
В) филареты;
Б) декабристы;
Г) филоматы

6. Участники тайного патриотического и
просветительского объединения
студентов, образованного в 1820 г.:
А) гайдамаки;
В) филареты;
Б) декабристы;
Г) филоматы.

7. Организация, активными участниками
которой быль А. Мицкевич, Т. Зан, Я. Чечот,
- это:
А) Демократическое общество;
Б) Общество военных друзей;
В) Общество филоматов;
Г) Патриотическое общество

8. Дата разгрома властями полулегальных и
тайных студенческих патриотических и
просветительских объединений в Виленском
университете:
А) 1817 г.;
В) 1823 г.;
Б) 1820 г. ;
Г) 1832 г.

9. Белорусские города – центры губерний ,
- в которых во второй трети XIX в. было
отменено действие III Статута ВКЛ:
А) Витебск;
Б) Минск;
В) Гродно;
Г) Брест;
Д) Бобруйск.

13. Определите правильную последовательность:
А) Прекращение действия III Статута ВКЛ в
Витебской и Могилевской губерниях;
Б) Прекращение действия III Статута ВКЛ в
Минской, Виленской и Гродненской губерниях;
В) Поражение шляхетского патриотического
восстания в Польше, Литве и Беларуси;
Г) Учреждение Комитета по делам западных
губерний.

14. Верно соотнесите элементы двух множеств:
1) руководство консервативноаристократическим направлением в
востании 1830-1831 гг.
А) М. Волович
2) руководство отрядом крестьян в
Слонимско-Новогрудском округе после
подавления восстания 1830-1831 гг.
Б) И. Домейко:
3) руководство шляхетскореволюционным направлением в
восстании 1830-1831 гг.
4) руководство университетом в
столице Чили;
В) И. Лелевель:
Г) Э. Плятер;
Д) А. Чарторыйский

14. Конфессиональные отношения в конце XVIII - первой половине XIX в.

16. Вспомним.

Что такое конфессия?
Когда и в каких целях был создан орден
иезуитов?
Что представляла собой Брестская церковная
уния?

Положение католической
церкви до восстания 18301831 гг.
Мероприятия царских
властей в отношении
католиков после восстания
1830-1831 гг.
1773 г. – булла папы римского об упразднении ордена иезуитов.
1814 г. – восстановление ордена Римом.
1815 г. – выдворение иезуитов из Петербурга.
1820 г. – императорский указ о высылке иезуитов за пределы
Российской империи

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающая: содействовать расширению знаний учащихся о при­чинах и сущности Реформации, конкретизации знаний о предпосыл­ках, главных деятелях, направлениях реформационного движения в Беларуси и его итогах, в том числе через установление внутрипред­метных связей со всемирной историей;

развивающая: способствовать развитию умений характеризо­вать исторические явления и деятельность исторических личностей, конкретизировать исторические понятия, раскрывать причинно-след­ственные связи между событиями;

воспитательная: создать условия для воспитания конфессио­нальной и национальной толерантности учащихся.

Возможно проведение комбинированного урока. Одна­ко, в связи с тем, что данная тема не связана

спре­дыдущей, и ее содержание требует установления внутрипредметных связей, методически оправданным будет и проведение урока изучения нового материала.

На этапе актуализации имеющихся знаний учащихся по теме це­лесообразно провести с учащимися беседу по следующим пример­ным вопросам:

Вспомните, что такое Реформация? В какой стране она нача­лась? С чьим именем связано ее начало?

Какими причинами было вызвано начало реформационного движения? Какие слои населения и почему были недовольны католи­ческой церковью?

Кого из деятелей Реформации в Германии, Швейцарии, Англии вы помните?

Сравните учение М. Лютера и Ж. Кальвина. Чьи интересы вы­ражали их идеи?

В ходе рассказа или самостоятельной работы учащихся с п. 1 § 8 полученные знания оформляются в виде блок-схемы:

соседство с люте­ранской Пруссией

рост городов, развитие ре­месла и торговли, культур­ный подъем

влияние русских воль­нодумцев,

развитие европей­ского книгопечата­ния

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В ВКЛ

бегство в ВКЛ русских еретиков

развитие внешней торговли

религиозная толерант­ность в ВКЛ

учеба выходцев из ВКЛ в европейских университетах

обострение социальных противоречий

сложное положение православной церкви, отсутствие государст­венной поддержки


В процессе заполнения схемы можно охарактеризовать личность

При изучении результатов и значения Реформации на белорус­ских землях (п. 4) в ходе рассказа учителя или самостоятельного изу­чения особое внимание следует обратить на принятые в те годы пра­вовые документы о свободе вероисповедания в Речи Посполитой, что было прогрессивным явлением для того времени: Виленскийпривилей Сигизмунда Августа 1563 г. и Акт Варшавской конфедерации 1573 г. На данном этапе урока учитель может кратко рассказать о про­светительской и литературной деятельности В. Тяпинского.

Для закрепления полученных знаний учащимся можно предложить выполнить ряд практических заданий


Основные даты: 1) IV в. - появление славян на территории Беларуси 2) с VI - по VIII вв. - славянизация балтов на территории Беларуси 3) VIII - IX вв. - возникли новые этнические общности славян (кривичи-полочане, дреговичи, радимичи) Племена балтов. Балты жили на очень большой территории. Поселения балтов на территории Беларуси. Балты на территории Беларуси жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещались на возвышенных мысах или отдельных холмах, на крутых берегах рек и озер. Их размеры были небольшими. Сначала городища не имели искусственных оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы. Они окружали поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен. У балтов на территории Беларуси до прихода славян еще не появились города. Они жили в наземных и полуземляночных жилищах. Полуземлянки были преимуществен


1. Какое влияние на формирование этноса оказывает религия?

2. Что такое униатская церковь? Когда она появилась на белорусских землях? С какими историческими событиями это было связано?

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс
Книга: § 21. Эволюция конфессиональных отношений в ХІХ — начале ХХ в.
Напечатано:: Гость
Дата: Вторник, 8 Март 2022, 05:26

Оглавление

1. Религиозная структура населения белорусских губерний

К концу XVIII в. белорусское общество являлось поликонфессиональным. Большая часть шляхты исповедовала католичество. Большинство белорусских крестьян (около 3/4) принадлежало к униатской конфессии. На территории Беларуси также проживали православные, иудеи, мусульмане, протестанты, старообрядцы.

В XIX в. население белорусских губерний оставалось поликонфессиональным. По результатам переписи 1897 г. православными признало себя 70,8 % населения края.


Второй по распространенности религией среди жителей белорусских земель был иудаизм: его исповедовало 14,1 % населения края. Одной из причин такого высокого показателя была религиозная терпимость жителей Беларуси по отношению к другим конфессиям. Случаи притеснений на религиозной почве среди населения белорусских губерний были редким явлением. Примечательно, что 14 % евреев, исповедовавших иудаизм, разговаривали на своем родном языке.

Римско-католическая церковь, согласно итогам переписи 1897 г., была третьей по количеству прихожан на белорусских землях. Их было несколько меньше, чем иудеев, — 13,5 %. Принадлежность к римско-католической церкви в большинстве случаев не была для белорусов основой их самоидентификации с польским этносом. Так, в Виленской губернии 46,1 % ее населения считали себя католиками, однако польский язык признавало родным только 2,8 %. В Минской губернии перепись зафиксировала 10,1 % католиков и только 3 % польскоязычных.

Конфессиональный состав населения белорусских губерний по результатам переписи населения 1897 г. представлен на диаграмме.


2. Расширение влияния православной церкви на белорусских землях


С включением белорусских земель в состав Российской империи на них стало распространяться общероссийское конфессиональное право. Согласно религиозному законодательству империи все религии, исповедуемые ее населением, делились на три категории:


Постепенно изменялось место конфессий в общественной жизни. Конфессиональная ситуация характеризовалась усилением позиций православия. Во второй половине XIX — начале XX в. на территории Беларуси существовало пять православных епархий: Полоцкая, Минская, Могилевская, Гродненская, значительная часть белорусских земель входила в состав Виленской епархии. К 1914 г. на территории современной Беларуси действовало 3552 церкви, 470 часовен и 35 монастырей. В Минске, Вильне, Могилеве и Витебске имелись духовные семинарии. При всех приходах существовали церковно-приходские школы.

Важным фактором церковной жизни в Беларуси являлась деятельность православных братств, возрождение которых началось в 60-е гг. XIX в. Братства активно развивали издательскую деятельность, публиковали периодические издания, популярные книги по гражданской и церковной истории Западной Руси, проводили публичные богословские чтения.

При этом допускался переход из нехристианского вероисповедания в христианское, а также поддерживался переход из любого вероисповедания в православие. Обратный переход был запрещен.

Главной задачей конфессиональной политики было обеспечение государственной поддержки привилегированного положения Русской православной церкви.

3. Ограничение влияния католичества

До 1830-х гг. российское самодержавие к католической церкви относилось достаточно терпимо. Католическая церковь сохранила независимость в организации религиозной жизни. Царские власти придерживались обязательств, касающихся свободы отправления католического культа. Российское правительство не запрещало деятельность на своей территории ордена иезуитов, разрешив ему открыть в 1812 г. академию в Полоцке.

Католическое духовенство по-прежнему стремилось к активной роли в обществе и широкому участию в общественно-политической жизни. Однако в реальности эта сфера деятельности для него значительно сузилась.

Правительство приняло меры по контролю деятельности католического епископата, который лишался права непосредственных сношений с римской курией. Законом запрещалось провозглашение папских посланий и распоряжений без согласия правительства.


После восстаний 1830—1831 и 1863—1864 гг. одним из важнейших направлений правительственной политики стала борьба против влияния католической церкви, которая поддерживала повстанцев. Были закрыты многие костелы и монастыри, их земли конфискованы, строительство новых храмов запрещалось, а католические службы в ряде приходов стали проводиться на русском языке.

4. Упразднение униатской церкви

После включения белорусских земель в состав Российской империи усилиями могилевского архиепископа Георгия (Конисского) и императрицы Екатерины II начался процесс присоединения униатов к православной церкви. При императоре Павле I (1796—1801) воссоединение униатов приостановилось, и их переход в католичество не возбранялся. В 1798 г. император даже учредил две униатские епархии: Брестскую (для Минской и Литовской губерний) и Луцкую (для Волынской и Подольской). Те же тенденции сохранились в конфессиональной политике в правление Александра I (1801—1825).

В царствование Николая I (1825—1855), стремившегося к усилению значимости православной церкви, конфессиональная ситуация в Беларуси резко изменилась. Участие части униатского духовенства в восстании 1830—1831 гг. привело к возникновению идеи полной ликвидации греко-католической церкви.

Участие некоторых представителей униатского духовенства в восстании 1830—1831 гг. привело к окончательному решению вопроса о ликвидации греко-католической церкви.

В 1839 г. на Полоцком Соборе был подписан акт о присоединении греко-католической церкви к православной. В результате православная церковь получила

свыше 1600 приходов и более 1 млн 600 тыс. новых прихожан. В целом объединение прошло спокойно, без особого сопротивления верующих.

5. Политика Российской империи по религиозному вопросу после восстания 1863—1864 гг.

Значительное влияние на конфессиональную ситуацию в Беларуси во второй половине XIX в. оказало восстание 1863—1864 гг. Политические потрясения, охватившие территории Польши, Литвы и Беларуси, не оставили в стороне ни одну из конфессий. Однако в первую очередь происходившее сказалось на положении двух основных христианских вероисповеданий — православного и католического, отношения между которыми существенно осложнились.

В среде православного населения белорусских губерний, как показывает анализ источников, цели восстания 1863—1864 гг. восприняты не были, и отношение основной части верующих к этому событию было явно негативным. В значительной степени это было обусловлено соответствующей позицией православного духовенства. Она была сформулирована в предписании Литовского митрополита Иосифа (Семашко), которое он направил духовенству епархии еще 19 декабря 1861 г. В нем осуждались действия лиц, которые возбуждали среди местного населения антироссийские настроения и призывали к борьбе за независимость Польши.


Священникам было предписано предупреждать свою паству о недопустимости каких-либо контактов с восставшими.

Не наблюдалось симпатий к восставшим и среди православных верующих. Даже бывшие униаты, подвергшиеся полонизации и окатоличиванию, вели себя пассивно, предпочитая не вмешиваться в политические события. В ряде регионов Беларуси (Могилевская, Витебская губернии, ряд населенных пунктов Минской) были отмечены случаи враждебного отношения к восставшим, местное крестьянское православное население оказывало помощь властям, войскам и полиции в борьбе с повстанцами.

Анализ многочисленных источников показывает, что католическое духовенство и польское дворянство, не оставлявшие надежд на возрождение польской государственности и мечтавшие о восстановлении своего былого влияния, приняли непосредственное участие как в подготовке, так и в проведении восстания 1863—1864 гг. В разной степени в нем были задействованы все иерархические структуры католической церкви: епископы, священники, диаконы, церковнослужители и монахи.

Что касается протестантов (лютеран и реформистов), то сведений об их широком участии в событиях тех лет нет. Они в целом сохраняли нейтралитет. Исключением, пожалуй, была реакция преподавателей и учащихся Слуцкой евангелическо-реформистской гимназии. Воспитанные в польском духе, почти все учащиеся старших классов гимназии не только сочувственно отнеслись к восстанию, но и приняли непосредственное участие в нем.

Восстание 1863—1864 гг. закончилось поражением. Одним из главных его результатов стало существенное изменение конфессиональной политики российского правительства и вследствие этого положения вероисповеданий. Активное участие и поддержка восстания со стороны определенной части католического населения белорусско-литовских губерний вызвали соответствующую реакцию властей.

Были применены репрессивные меры в отношении католического духовенства, причастного к восстанию. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что за участие в восстании в Беларуси были подвергнуты различным видам наказания 294 ксендза, из них 8 были казнены, 36 сосланы на каторжные работы, 25 на поселение в Сибирь, 91 — во внутренние губернии России без лишения гражданских прав, 104 подвергнуты административным взысканиям. За 28 священниками был установлен надзор полиции.

К числу административных мер, направленных против католической церкви, которые применялись после восстания, относилось и закрытие костелов и монастырей. Всего в течение 1864—1867 гг. в западных губерниях России были закрыты 34 монастыря, 128 костелов, 67 часовен. Из них 140 храмов приходилось на Виленскую и Гродненскую губернии. Упраздненные костелы в большинстве случаев преобразовывались в православные церкви. Так, в Гродненской губернии из 62 упраздненных костелов и часовен 55 были переданы в православное ведомство.

Среди перешедших в православие большинство составляли крестьяне. Однако нередко переходили и представители знатных сословий. В Литовской епархии, например, православными стали князья Радзивилл и Любецкой, помещики Лапотинский, Белецкий, Биспинг, многие чиновники, четыре ксендза и т. д. Некоторые из них надеялись таким образом получить разные права и привилегии экономического характера. Однако были среди них и те, кто переходил в силу своих убеждений. Таким примером является переход из католичества в православие князя А. Друцкого-Любецкого, наследника основателя Луцкого братства.


Еще одним мероприятием правительства по части деполонизации Северо-Западного края стал перевод чиновников-католиков из Беларуси во внутренние губернии России. После усмирения восстания по инициативе М. Муравьева, санкционированной Западным комитетом и утвержденной императором Александром II, решено было полностью очистить все местные государственные учреждения и учебные заведения региона от католиков. Местные чиновники-католики заменялись уроженцами других регионов империи. Для проверки их полной благонадежности требовалось предоставлять генерал-губернатору все сведения не только о них, но и о членах их семей, особенно о женах, главным образом о вероисповедании последних. В 1865 г. эта работа была в основном завершена.

Конфессиональная политика российского правительства после подавления восстания ставила своей целью не только ослабление влияния католического костела, но и усиление позиций православной церкви. В определенной мере этой цели удалось добиться. Возросла численность православных храмов, прихожан и священнослужителей. Увеличилась материальная поддержка со стороны правительства.

Было принято решение о материальной поддержке православного духовенства. На эти цели было выделено 115 тыс. руб. 25 мая 1864 г. император утвердил предложение Синода об увеличении ассигнований на выплату окладов священнослужителям. Их жалование в 1864 г. почти удвоилось. Городские священники стали получать по 400 руб., а сельские — около 220 руб. Была оказана денежная помощь духовным лицам, потерпевшим от восстания. Кроме того, в каждом приходе были созданы церковные советы, задачами которых стали наблюдение за ходом строительства и ремонта церквей, забота о храмах и духовенстве.

Таким образом, восстание 1863—1864 гг. оказало заметное влияние на религиозную жизнь в Беларуси. Оно обусловило конфессиональную политику, положение вероисповеданий и их взаимоотношения в последующий период.

6. Изменения в религиозной жизни в начале XX в. Свобода вероисповедания

К началу ХХ в. в Российской империи государство осуществляло вмешательство во внутреннюю жизнь конфессий, не признавало право личности на религиозное самоопределение.

Особыми видами государственного преступления являлись отвлечение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь. Внеисповедное состояние государством вообще не признавалось.

Несмотря на определенные ограничения в конфессиональной жизни, в Российской империи были элементы свободы вероисповедания. Признанные законом неправославные религиозные сообщества имели право на свободу исповедания своей веры и публичное проведение богослужений. Веротерпимость выражалась в равенстве признанных религиозных конфессий перед законом. Непризнанные религиозные общины законодательством игнорировались и поэтому не имели никаких прав.

Проблема реформирования государственно-­церковных отношений на основе принципа свободы совести активно обсуждалась в конце XIX — ​начале XX в. российской общественностью и привлекала пристальное внимание правящих кругов.

Таким образом, конфессиональная ситуация на белорусских землях в XIX в. характеризовалась усилением роли Русской православной церкви, упразднением униатства, ограничением влияния католичества, а в начале ХХ в. — ​созданием определенных условий для распространения свободы вероисповедания.

Вопросы и задания


1. Чем характеризовалась конфессиональная ситуация на территории Беларуси в начале XIX в.?

2. Какие изменения произошли в конфессиональной политике российского правительства на белорусских землях на протяжении XIX в.? Как это было связано с общественно-политическими событиями, происходившими в Беларуси?

3. Определите общее и особенное в государственной политике по отношению к униатской и католической церквям на территории Беларуси.

4. В чем заключалось расширение свободы вероисповедания в Российской империи в начале ХХ в.?

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ в.

Конфессия (лат. confessio — испове́дание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Конфессия (лат. confessio — испове́дание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

4% 38 % 39 % 6 %

Теория официальной народности

«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России, открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:

1) Православная Вера .

2) Самодержавие.

Иезуиты — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году

Иезуиты — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году


16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк. 13 марта 1820 года император Александр I подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения были закрыты, а имущество конфисковано.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года император Александр I подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения были закрыты, а имущество конфисковано.

Брестская уния (1596 г.) = Униатство Православие Католичество + Обряды

Брестская уния (1596 г.)

Униатство после разделов Речи Посполитой В 1791 году на территории современной Беларуси униаты составляли 75 % населения После разделов Речи Посполитой, когда большая часть территории современной Белоруссии оказалась в составе Российской империи, часть униатов была присоединена к Православной Российской церкви, а часть осталась в общении с Римом. Павел I запретил насильственные методы обращения в православие.

Униатство после разделов Речи Посполитой

В 1791 году на территории современной Беларуси униаты составляли 75 % населения

После разделов Речи Посполитой, когда большая часть территории современной Белоруссии оказалась в составе Российской империи, часть униатов была присоединена к Православной Российской церкви, а часть осталась в общении с Римом.

Павел I запретил насильственные методы обращения в православие.

В ходе Польского восстания 1830 года значительная часть униатского духовенства примкнула к нему: по данным исследователя О.В. Карпович среди повстанцев Белоруссии (Могилевская, Минская, Гродненская, Витебская, два белорусских уезда Виленской губерний) было 25 церковников-униатов Большинство повстанцев из числа униатского духовенства (22 человека) было из Минской и Гродненской губерний. После подавления восстания российские власти начали проводить политику обращения униатов в православие: обновить храмы в восточном духе, приобрести книги православной печати, устранить заимствования из латинского обряда. Полиции вменялось в обязанность проверять, чтобы в униатских храмах священник отправлял богослужения только по православному служебнику. В церквях стали сооружать иконостасы.

В ходе Польского восстания 1830 года значительная часть униатского духовенства примкнула к нему: по данным исследователя О.В. Карпович среди повстанцев Белоруссии (Могилевская, Минская, Гродненская, Витебская, два белорусских уезда Виленской губерний) было 25 церковников-униатов Большинство повстанцев из числа униатского духовенства (22 человека) было из Минской и Гродненской губерний.

После подавления восстания российские власти начали проводить политику обращения униатов в православие:

  • обновить храмы в восточном духе,
  • приобрести книги православной печати,
  • устранить заимствования из латинского обряда.
  • Полиции вменялось в обязанность проверять, чтобы в униатских храмах священник отправлял богослужения только по православному служебнику.
  • В церквях стали сооружать иконостасы.

В 1835 году был создан комитет по очистке униатского обряда, который потребовал продать все органы, либо разобрать их на запчасти.

Полоцкий собор (1839 г.) 12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с униатскими епископами Иосифом Семашко , Антонием Зубко и Василием Лужинским . Собор постановил признать присоединение белорусских епархий к православной церкви. К Российской православной церкви присоединилось свыше 1600 приходов, насчитывавших более 1,6 млн прихожан.

Полоцкий собор (1839 г.)

12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с униатскими епископами Иосифом Семашко , Антонием Зубко и Василием Лужинским . Собор постановил признать присоединение белорусских епархий к православной церкви. К Российской православной церкви присоединилось свыше 1600 приходов, насчитывавших более 1,6 млн прихожан.

Читайте также: