Концепция о детях как субэтносе м мид м осорина кратко

Обновлено: 06.07.2024

издательство: Речь, 2004

Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – это самый древний, универсальный и самый успешный способ психологического присоединения к партнеру. Таким образом, происходит объединение двух людей в единую энергоинформационную систему, ведомую общим ритмом. Обучается ребенок такой настройке еще в утробе матери, где ритмические процессы в его организме синхронизируются с ритмами ее жизнедеятельности, а использует эту способность всю дальнейшую жизнь. Поэтому интонация, слова, образы песни беспрепятственно проникают внутрь одушевленного тельца ребенка, буквально пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку не обязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. В дремотном состоянии в дремучей глубине его души, которая и потом, когда он повзрослеет, никогда не будет полностью доступна его собственному сознанию, угнездятся целостные, древние, мощные и емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных символов, передающихся в народной традиции. Вечерняя убаюкивающая песня когда-то сопровождала ребенка на протяжении нескольких первых лет его жизни. Она присутствует в быте многих семей и сейчас. Когда ребенок становится старше, к ней присоединяются рассказывание сказок и историй, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий.

Детям кажется опасным вносить в дом извне посторонние, чужеродные домашнему миру предметы. Несчастья героев другого известного сюжета страшилок начинаются тогда, когда один из членов семьи покупает и приносит в дом новую вещь: черные занавески, белое пианино, портрет женщины с красной розой или статуэтку белой балерины. Ночью, когда все заснут, протянется рука балерины и уколет отравленной иглой на конце пальца, то же самое захочет сделать женщина с портрета, черные занавески задушат, а из белого пианино вылезет ведьма. Правда, эти ужасы происходят в страшилках только в том случае, если родители ушли – в кино, в гости, работать в ночную смену или заснули, что равно лишает их детей защиты и открывает доступ злу. То, что в раннем детстве является личным переживанием ребенка, постепенно становится материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых проекций.

Мальчикам интересно изучать свойства предметов, они более сенсорные, они пытаются ощупать предмет изнутри, понять, как меняется его структура под воздействием обстоятельств: бросить, взорвать, стукнуть, погрузить в воду или в огонь. Мальчик легко оторвет голову любимому плюшевому мишке, которого он оберегал, холил и лелеял в раннем детстве, чтобы посмотреть – как он устроен. Девочки с раннего возраста создают иллюзию быта, наслаждаясь эстетикой процесса.

Девочки всегда смотрят на обломки как на предметы, с которыми можно что-то сделать – то есть поставить их себе на службу, приспособить их качества к своим целям. Но девочкам совершенно несвойственно воспринимать их как вещество, которое можно включать в цепь химических превращений, воздействуя на него огнем. Можно сказать, что девочки мыслят предметно и совсем не склонны к алхимии. Они не пытаются внедряться, как это часто делают мальчики, в самую плоть вещей, совершая преобразования их состава. А вот мальчишки не упустят возможности бросить что-нибудь найденное в огонь и посмотреть, как это загорится, взорвется, расплавится. Увлечение химическими реакциями в младшем школьном возрасте – это практически всегда дело мальчиков. От исследования они быстро переходят к творческой практике, когда, например, набрав на свалке старые аккумуляторы, выплавляют из них на костре свинец, чтобы сделать себе грузила, биты, свинчатки, и т.п. У девочек же очень редко бывает, когда они в игре варят что-нибудь на огне по-настоящему. Чаще всего их суп понарошку в игрушечной кастрюльке состоит из плавающих в холодной воде головок цветков, лепестков и мелко нарезанной травы. Девочки стараются, чтобы все это красиво смотрелось. В приготовлении такого супа важна эстетика. Это дизайнерский процесс, организация красивого целого из элементов, но никак не химия.

Ребенок обязательно должен переболеть всем этим набором тайн, укрепить свой эмоциональный план. В более взрослом возрасте 14-17 лет подобные тайны, недоступные взрослому пониманию, могут стать причинами проблем. Задача родителей – отнестись с уважением к детским фантазиям в самом начале, реагировать на них здоровым образом, чтобы у детей не сформировалось представление о выдуманном мире – как об удобной ловушке для побега от взрослости. Чтобы не было как в анекдоте:

Этот анекдот, увы, хорошо отражает современную действительность. Сама цивилизация дарит детям легкие пути к уходу от реальности. И хорошо, если и через сто лет дети еще будут фантазировать, закапывать стеклышки и собирать гвоздики, не пользуясь готовыми программами.

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания. В конце XIX в. в развитиивозрастной психологии соедини­сь два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга— исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографические исследования детства и языка, главным образом, изучение детских игр и сказок.

В это же время детская психология начала, нако­нец, осознаваться учеными в качестве самостоятель­ной области психологической науки. Объективными предпосылками ее формирования были: а) требования педагогической практики; б) разработка идеи раз­вития в биологии; в) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов ис­следования.

По-настоящему задача связи между педагогикой и психологией встала с середины XIX века, в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор пока об­разование было преимущественно домашним, нетруд­но было осуществлять индивидуальный подход к каж­дому ребенку, понять его особенности и интересы, сделать обучение для него легким и занимательным, подобрать индивидуальный темп обучения. В то же время при большом количестве детей в классах мас­совой школы такой индивидуальный подбор адек­ватных методик был неосуществим. Поэтому было необходимо исследовать общие для всех детей меха­низмы и этапы психического развития с тем, чтобы дать объективные рекомендации: когда, в каком воз­расте и в какой последовательности можно обучать любых детей, какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста.

Этими требованиями объясняется и тот круг про­блем, которые решали ученые того времени: это бы­ли главным образом исследования движущих сил и этапов познавательного развития.

С. Холл: педология. Развитие детской психологии в конце XIX — начале XX века было тесно связано с педологией — наукой о детях, созданной американским психологом Стэнли Холлом (1844-1924). Холл был учеником Вундта и прошел стажировку в его лаборатории в Лейпциге, Вернувшись в Америку, он организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал из­давать журнал, посвященный проблемам детской психологии.

Исследуя психическое развитие ребенка, Холл при­шел к выводу, что в его основе лежит биогенетиче­ский закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что за­родыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие био­генетического закона на человека, доказывая, что он­тогенетическое развитие психики ребенка есть крат­кое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

Созданная Холлом теория рекапитуляции утвер­ждала, что последовательность и содержание этих эта­пов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории ре­капитуляции создал периодизацию психического раз­вития, критерием в которой являлся способ добыва­ния пиши. Он выделил пять основных фаз в психи­ческом развитии детей (стадия рытья и копания, охоты, пастушества, земледелия и т. д.), подчерки­вая, что только с семи-восьми лет ребенок вступает в эру цивилизованного человека и только с этого воз­раста его можно систематически обучать. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение долж­но надстраиваться над определенным этапом психи­ческого развития, так как созревание организма под­готавливает для этого основу.

И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что про­вождение каждой стадии обязательно для нормаль­ного развития, а фиксация на какой-то из них ведет к отклонениям и аномалиям в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разрабо­тал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, кото­рые пережило человечество, то переход от одной ста­дии к другой осуществляется в игре, которая и явля­ется таким специфическим механизмом. Так появ­ляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т. д. Важно не стеснять ребенка в проявлении сво­их инстинктов, которые таким образом изживаются.

Созданная Холлом педология — комплексная на­ука о ребенке, основывается на идее педоцентризма. Ребенок является центром исследовательских инте­ресов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, ко­торая имеет отношение к детям. Таким образом, дан­ная наука объединяет все отрасли знаний, связан­ные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концеп­ции Холла были довольно скоро пересмотрены, но сама педология, созданная им, очень быстро заво­евала популярность во всем мире и просущество­вала почти до середины XX века. Эта популярность педологии была связана главным образом с ее ори­ентированностью на практику, т. е. связью с не­посредственными нуждами педагогики и практи­ческой психологии. Действительно, в реальной пе­дагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические каче­ства, и социальный статус и образование их роди­телей. Именно эти задачи и помогала решать пе­дология, развивая комплексный подход к исследо­ванию детей.

Таким образом, С. Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педаго­гической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологи. Развитие детской психологии в Англии связано с именемД.Селли (1843-1923).В своих основных книгах "Очерки по психологии детства" (1895) и "Педагогическая психология"(1894-1915) он сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию.

Селли исходил из того, что ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, со­ставляющие основу главных образующих психики — ума, чувства и воли. В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, дви­жений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, в представление или по­нятие.

Хотя в теоретическом плане существенных откры­тий теория Селли не представляла, так как о струк­туре сознания и интеграции элементов на основе ас­социации говорили все представители этого направ­ления, его труды имели большое значение для практической детской психологии и педологии. Сел­ли исследовал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей (например, сначала — по сходству, потом — по смеж­ности, потом — по контрасту), и выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

Э. Клапаред: идея саморазвития. Швейцарский психолог Э.Клапаред (1873-1940), поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке— педологии, не принимал его интерпретации биогенетического закона. Кла­паред считал, что известное сходство между фило - и онтогенетическим развитием психики существует не
потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, которые тот должен изживать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому, что существует общая логика
развития психики в филогенезе и онтогенезе. Именно эта общая логика развития определяет сходство процессов (но не их тождество!).

Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, считая, что у них разный круг проблем. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную детскую психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания.

Считая, что психическое развитие не нуждается в дополнительных стимулах или факторах, которые бы его подталкивали, Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, ко­торые существуют у ребенка уже при рождении. Ме­ханизмами этого саморазвития являются игра и подражание.

Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления — синкретизм, то есть нерас­члененность, слитность детских представлений о ми­ре. Он утверждал, что психическое развитие продви­гается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его назначения, что уже является следствием разви­тия логического мышления.

А Гезелл: нормальное детство. Развитие детской психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этих наук, но и разработки новых объективных методов изучения психического развития детей. Одним из первых такие методы, по­зволяющие быстро и надежно определить уровень развития интеллекта детей раз­работал французский психолог А. Бине. Однако ин­теллектуальные тесты Бине исследовали детей от трех лет и старше и оставляли в стороне ранние возрасты. Этот пробел был восполнен американским пси­хологом Гезеллом (1880-1961). Он создал Иельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие именно детей раннего возра­ста— от рождения до трех лет. Периоды младенче­ства и раннего детства были в центре научных инте­ресов Гезелла в связи с тем, что он считал: за первые три года жизни ребенок проходит большую часть сво­его психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. На этой основе Гезелл со­здал и периодизацию психического развития, в ко­торой выделялось три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. При­чем, по Гезеллу, первый период характеризуется мак­симально высоким темпом психического развития, второй — средним, а третий — низким темпом.

В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, "зеркало Гезелла" (полупрони­цаемое стекло, применяемое для объективного на­блюдения за поведением детей). Он также исполь­зовал новые методы исследования: лонгитюдный (ме­тод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода— чаще всего с рож­дения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития мо­нозиготных— однояйцовых близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и норм для детей от трех месяцев до шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Моди­фикация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в ос­нове современной диагностики психического разви­тия детей.

Дж. М. Болдуин: Культурное развитие ребенка. Дж. М. Болдуин: Культурное развитие ребенка. Английский психолог Д. М. Болдуин (1861-1934) был одним из немногих ученых рубежа XIX-XX в., кто считал необходимымисследовать не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него. Болдуин отмечал, что и социальная среда и наслед­ственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым ве­щам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивиду­альные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны
лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды.

В своих работах Болдуин доказывал, что совре­менное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуина, вли­яет и на формирование самооценки, так как "хо­роший" человек — это, как правило, хороший с точ­ки зрения людей его круга. В самооценке, как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, закрепленная в обычаях, условностях, социальных учреждениях.

С позиций общественных норм и ценностей Бол­дуин рассматривает и такие понятия, как одарен­ность и гениальность. Для него в исследовании ода­ренности самое главное не установить разницу в /Q, а проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Таким образом, гений и общество должны быть согласны относительно пригодности новых мыслей, их со­ответствия общественным ценностям. Из этого по­нятно, почему Болдуин настаивал на необходимо­сти для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Он одним из первых отме­тил социальную роль игры и рассматривал ее как инструмент подготовки человека к жизни, к слож­ным социальным отношениям.

К. Бюлер: стадии психического развития. Интеллектуальное развитие ребенка изучал К.Бюлер (1879-1963), психолог Вюрцбургской школы. Главное внимание он уделял творческому мышлению, моменту инсайта, что привело его впоследствии к мысли, что интеллектуальный процесс — всегда в большей или меньшей степени процесс творчества.

Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бюлер создал эвристическую теорию ре­чи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но при­думывается, изобретается им в процессе общения с взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи — это цепь открытий.

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом. Изучая процесс ре­шения задач, он пересматривает связь между ассо­циацией и осознанием, заявляя, что ребенок связы­вает между собой только то, что уже осознал как це­лостность. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновен­ного схватывания сути вещей Бюлер назвал "ага-пе-реживание". Такое схватывание отношений есть про­цесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не за­висит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

: Разделяя идею Клапареда о саморазвитии психи­ки, Бюлер считал, что в основе психического разви­тия лежат врожденные структуры, которые само­раскрываются в процессе жизни. Бюлер выделил три ос­новных стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интел­лект (появление "ага-переживания", осознание про­блемной ситуации).

При переходе от стадии к стадии помимо ин­теллекта развиваются и эмоции, причем удоволь­ствие от деятельности смещается из конца в нача­ло. Так, на стадии инстинкта сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него. При дрессуре деятельность и удовольствие идут парал­лельно. И, наконец, при интеллек­те человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от общения с другом, еще до начала этой деятельности. Именно интеллекту­альная стадия является стадией культуры и дает воз­можность наиболее гибкого и адекватного приспо­собления к среде.

М. Мид: этнопсихология детства. Большое влияние на развитие генетической психологии оказа­ли работы этнопсихологов, ис­следовавших особенности психи­ки детей, воспитывающихся в разных культурных и социальных условиях, прежде всего труды американской исследовательницы М. Мид (1901-1978).

Основное внимание Мид уделяла проблемам социализации детей в разных культурах, причем объ­ектом ее изучения были не современные, а традици­онные общества, традиционная, замкнутая культу­ра, сохранившаяся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки.. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, Мид показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, са­мооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Она ввела в психологию новый термин "инкульту рация".

Стремление исследовать механизмы передачи культурных ценностей от поколения к поколению привело М. Мид к изучению динамики формиро­вания национального характера, этических и по­ловых стандартов поведения, взаимоотношений между различными поколениями. Она выделила три типа культур в истории человечества: постфигура­тивные (дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сво­их сверстников) и префигуративные (взрослые мо­гут учиться и у своих детей).

Информация о книге и авторе

Оригинальность подхода и удивительная наблюдательность автора помогают понять всю сложность и важность личностных задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и создающему собственный мир.

Новизна научных установок, необычность обсуждаемой проблематики, глубина и тщательность ее анализа делают выход в свет очередного издания этой книги заметным событием для широкого круга специалистов психологического и педагогического профилей, а также для всех интересующихся.

Осорина Мария Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета, вицепрезидент Санкт-Петербургского психологического общества, специалист в области общей и детской психологии, психологии творчества, социально-психологического тренинга. Наиболее значителен ее вклад в психологическое исследование традиций детской субкультуры и детского фольклора. Различными аспектами психологии посвящено большинство ее научных публикаций, многие из них имеют пионерское значение.


Издательство "Питер", 2008 г.

Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, которые естественным образом воспроизводятся в каждом новом поколении, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Он служит им чем-то вроде экологической ниши: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для выхода в мир взрослой жизни. Практически все мы в той или иной степени были причастны когда-то к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Исходя из всего сказанного, сформулированы задачи этой книги. Во-первых, мне хотелось описать феноменологию детского территориального поведения: как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места они посещают, что они там делают и т. д. Мне кажется важным ввести этот материал в научный обиход, привлечь к нему внимание психологов, этнологов, педагогов. Думаю, что он также будет интересен родителям и всем, кто практически работает с детьми.

Эмпирический материал, на основе которого делаются эти выводы, собирался в течение длительного периода, растянувшегося почти на 20 лет. Основными методами сбора информации были: включенное наблюдение за поведением детей в естественной обстановке, длительные глубинные интервью с детьми и взрослыми, вспоминавшими о своем детстве, письменные развернутые ответы информантов на поставленные мною вопросы (всего в этой работе приняло участие более двухсот человек). Естественно, этому предшествовал тщательный психологический анализ и моих собственных детских воспоминаний, который обычно необходим в подобном исследовании.

Поскольку эта книга посвящена необычной теме, раскрытой в непривычном ракурсе — секретный детский мир, увиденный изнутри, — мне кажется важным обозначить ее место в научно-психологической традиции.

В методическом плане наиболее значимы для меня были исследовательские принципы двух замечательных детских психологов — Жана Пиаже и Эрика Эриксона. Оба — каждый по-своему — поразили меня когда-то глубиной и тонкостью своей наблюдательности. Благодаря им я поняла, что внимательное наблюдение за живыми событиями должно предшествовать всем другим видам исследовательской активности психолога и служить для них фундаментом.

Предлагаемая читателю книга не может претендовать на полноту описания и объяснения всех аспектов грандиозной темы, обозначенной в ее названии, — секретный мир детей гораздо шире того, что удалось изложить в 14 главах этой работы. Поэтому каждая из глав относительно автономна и представляет собой нечто вроде развернутого комментария к одной из страниц книги детского бытия.

Серьезно – это одна из самых интересных и полезных книг по детской психологии, которую я когда-либо читала (а прочла я много), и то, что она уже шестой раз переиздается, только подтверждает ее статус золотой педагогической классики, неустаревающей и чрезвычайно любопытной.

Вот правда – рекомендую от всего сердца.

Цитаты

Маленький сделает каряки-маряки на стене или на двери, побольше — повесит свои рисунки над кроватью мамы, чтобы быть к ней ближе, запихнет ей на ночь под подушку свою куколку, поставит на ночной столик пластилиновую фигурку.

Молодая жена, поселившись в доме мужа, чувствует, что станет там настоящей хозяйкой только тогда, когда все переберет, перемоет, переложит, хоть немножко — но по-своему. То есть освоит пространство нового жилища, превратив его в поле своих активных действий, соприкоснувшись с каждым предметом, на котором останется след ее рук. Она внедрит туда обязательно и свои собственные вещи, которые станут знаками ее хозяйского присутствия.

Читайте также: