Психолого педагогическая характеристика детей с заиканием кратко

Обновлено: 04.07.2024

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.


Основные причины заикания у детей

Речевые нарушения часто возникают именно в детском возрасте. Заикание развивается у детей от 2 до 5 лет, т.е. в тот момент, когда дети только учатся говорить. С каждым последующим годом вероятность возникновения патологии снижается, при этом заикание часто встречается именно у мальчиков.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).


Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:


Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.


Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Главной причиной заикания у детей считается генетическая предрасположенность. Но нередко ему предшествует психологическая травма: испуг, нервная обстановка в семье, сильные умственные нагрузки, резкая перемена привычного уклада жизни. До момента первых запинок дети выглядят совершенно здоровыми и, казалось бы, ничем не отличаются от сверстников. Однако так кажется только на первый взгляд.

Специалист способен распознать склонных к заиканию детей еще до проявления нарушений речи.

Психологические особенности, способствующие нарушению речи:

  • повышенная впечатлительность,
  • тревожность,
  • раздражительность,
  • робость,
  • обидчивость,
  • резкие смены настроения,
  • плаксивость.

У некоторых детей в возрасте 2-5 лет могут возникать страхи темноты, одиночества, нередко случается невротический энурез. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, плохо переносят необходимость ходить в детский сад.

Причины логоневроза

Заикание обычно начинает проявляться в возрасте от 2 до 4 лет.

Психологические особенности детей с заиканием

Мутизм - предшественник заикания

Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной психологической травмой, может наблюдаться мутизм, и ребенок совсем перестает говорить на какое-то время.

Мутизм - временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологический факторов. Длится это состояние может от нескольких часов до нескольких суток.

Вслед за мутизмом появляется заикание. Со временем оно неизбежно оказывает влияние на психологическое состояние ребенка.

Отличительные особенности заикающихся детей

Одновременно с появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, нарушение дисциплины, грубость.

У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи закрывают рот рукой, как бы опасаясь своих ошибок. Или вовсе стремятся ограничить речевое общение.

Психологические особенности детей с заиканием

При своевременном обращении за помощью к врачу-психотерапевту или в специальный речевой центр, все эти признаки очень быстро корректируются и снижают свою болезненную выраженность.

Больше о заикании на наших каналах, подписывайтесь!

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники


Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания. Благодаря этому курсу больше не обязательно посещать Центр развития речи в СПб лично - при надлежащем выполнении рекомендаций специалистов полное избавление от заикания доступно в любой точке страны и даже мира.

Отзывы о нас

Надежда , 3 сентября 2021

Огромная благодарность за нашего сына ( 4 года) так как после вашего курса результат превзошёл все ожидания. Буквально уже на второй день занятий речь была практически без запинок! Нам дали рекомендации и советы как её удержать ( ничего сложного, но главное правило не забывать выполнять!) Спасибо за помощь психотерапевту Елене ( провела огромную работу с нами - родителями) и конечно же логопеду -Надежде за её труд и терпения!
Спасибо, что есть такое замечательное место, процветания вам и успехов!

Мария , 9 июля 2020


В пособии представлен практический материал по диагностике и коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Помимо описания этапов, содержания, планируемых результатов, практических заданий раскрываются результаты изучения заикающихся детей, приводится схема логопедического обследования. Предназначено для специалистов, работающих с заикающимися детьми. Простота и доступность изложения, а также практическая направленность пособия делают его привлекательным и для родителей.

Оглавление

  • Введение
  • Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коррекция заикания у дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников

Заикание — это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей (А. В. Ястребова). Характерной особенностью заикания является то, что указанные трудности возникают у заикающихся только в процессе речевого общения. Если его нет, нет и пароксизмов заикания.

Это подтверждают работы Р. Е. Левиной и ряда других авторов, определяющих заикание как дефект речевой коммуникации, который носит ситуативный характер, т. е. зависит от ситуации общения, собеседника, роли самого заикающегося в коммуникативном процессе, темы общения и т. д. Так, у одного и того же заикающегося заикание в течение дня может проявляться по-разному — от полной невозможности общения до абсолютно плавной речи в зависимости от того с кем, где и на какую тему он разговаривает.

Как показали многочисленные исследования, заикание возникает преимущественно у детей 2–5 лет в период формирования фразовой речи, и предрасполагающую основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Для заикающихся характерны слабость и инертность нервных процессов.

Однако наличие ослабленной нервной системы еще не говорит о том, что ребенок обязательно будет заикаться. Для возникновения заикания необходимо действие одного или даже нескольких факторов, которые своим действием приводят к снижению адаптивных возможностей нервной системы и, как следствие, возникновению заикания. Такими факторами являются:

— физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, чрезмерного утомления;

— ускоренное развитие речи, когда фразовая речь у ребенка появляется в возрасте 1,5–1,7 лет;

— позднее развитие речи, когда система средств языка (звуковых, грамматических, лексических) оказывается длительное время несформированной;

— длительная травмирующая ребенка ситуация (хронические конфликтные переживания), постоянные отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими, дисгармоничной обстановки в семье и т. д.;

— острая травмирующая ситуация (психическая травма), предполагающая непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение (может быть как отрицательным (испуг), так и положительным (например, зрелищность циркового представления));

— неправильное воспитание (чрезмерная избалованность, императивное воспитание (ребенок лишен родительской любви и ласки), неровное воспитание (нет единства требований родителей, бабушек и дедушек), резкий переход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований);

— непосильная речевая нагрузка, возникающая вследствие многократного повторения непонятных, трудных слов при заучивании сложных стихотворений, приводящая к перегрузке нервной системы из-за незрелости механизмов речевой деятельности;

— попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте (дву — и многоязычие), в результате чего нервная система ребенка испытывает значительное напряжение, а попытка усвоить сразу несколько языков может привести к ее перенапряжению;

— подражание, в тех случаях когда наблюдаемый ребенком образец прерывистой речи закрепляется и фиксируется в сознании самого малыша.

Однако еще раз отметим, что решающую роль в возникновении заикания играет состояние нервной системы малыша. Так, например, действие даже нескольких факторов у детей с сильными и подвижными нервными процессами может не вызвать заикания.

Свойства нервной системы составляют основу для формирования индивидуально-типологических особенностей личности, проявляющихся в общем и речевом поведении человека и влияющих на его речь.

В трудах Р. Е. Левиной, С. А. Игнатьевой, С. А. Мироновой, Н. А. Чевелевой, А. В. Ястребовой и др. имеются многочисленные указания на недостаточное развитие у заикающихся произвольной регуляции. В частности отмечается, что поведение и деятельность заикающихся отличаются импульсивностью, общей неорганизованностью, отвлекаемостью, неумением приложить волевые усилия для преодоления встречающихся трудностей и пр.

Исследования ученых показали, что заикание преимущественно возникает у тех детей, неустойчивость поведения которых отмечалась еще в доречевой период развития. В дальнейшем по мере овладения речью неустойчивость поведения (импульсивность, двигательная расторможенность и т. д.) сказывается и на организованности их речевой деятельности. Нередко они испытывают сложности при подборе адекватных слов для выражения мыслей, с трудом удерживают замысел высказывания. В речи таких детей много логически и синтаксически незавершенных фраз, они допускают грамматические ошибки и часто сами их не исправляют, хотя средства языка ими усвоены.

В результате несмотря на внешнюю собранность даже простая деятельность выполнялась заикающимися с ошибками. У детей второй группы неустойчивость деятельности имела более широкий спектр проявлений и значительно большую выраженность. Для них были характерны импульсивность, неорганизованность, отсутствие рациональных приемов работы, неумение проявить волевое усилие для преодоления возникающих трудностей.

Исследование А. В. Ястребовой показало, что признаки неустойчивости деятельности, имея различную выраженность, свойственны всем заикающимся вне зависимости от их успеваемости. Аналогичные данные были получены и нами при изучении детей дошкольного возраста. Так, изучение особенностей произвольной регуляции деятельности и поведения будущих первоклассников позволило разделить их на две группы в зависимости от выявленных особенностей внеречевых процессов.

Первую группу составили дошкольники, которые долго не могли включиться в работу на занятиях, задания выполняли медленно, быстро утомлялись и отказывались от них. В ходе наблюдения обнаружено, что эти дети были невнимательны при восприятии инструкции, не вслушивались в слова экспериментатора и не дослушивали их до конца. В некоторых случаях наблюдалась подмена одного задания другим или соскальзывание с него.

В работах дошкольников данной группы было много ошибок, что проявлялось в пропуске нескольких фигур, строк, зачеркивании подряд всех изображений вместо фигур, указанных на образце. Некоторые из них начинали выполнять задание с середины листа и вычеркивали фигуры вразнобой. На уточняющие замечания о том, что необходимо выполнять задание с начала строки и зачеркивать требуется только указанные фигуры, они не реагировали и продолжали выполнять задание прежним способом. Причем следует отметить, что особенно сильно обозначенные особенности поведения и деятельности проявлялись при выполнении ими различных заданий в коллективе сверстников.

На занятиях с логопедом и воспитателем у этих детей наблюдались большие трудности пускового момента вхождения в работу, медлительность при работе над заданиями, частая отвлекаемость на посторонние предметы (ребята играли со своими руками, предметами, лежащими на столе, смотрели в окно и т. д.). Обращенные непосредственно к ним организующие и поясняющие высказывания педагога о значимости и необходимости выполнения задания отчасти побуждали их к действию, но почти сразу после начала работы они опять суетились, вертелись, двигали руками и ногами, обращались с посторонними вопросами к взрослому и сверстникам, причем по просьбе педагога повторить свои слова сделать это не могли.

В целом поведение дошкольников данной группы на занятии и при выполнении заданий можно охарактеризовать как пассивное, самостоятельного активного участия в работе на занятиях они не принимали. Для успешного выполнения заданий им требовались внешняя организация и стимуляция деятельности.

Отличительные особенности детей данной группы: общая неорганизованность поведения и деятельности, импульсивность и двигательная расторможенность. Кроме того, для этих ребят характерны быстрая утомляемость, трудности в концентрации и переключении внимания, повышенная отвлекаемость и неумение проявить волевые усилия для продолжения выполнения задания.

Следует отметить, что в дальнейшем, используя образец и выполняя задание правильно, предыдущие ошибки эти дошкольники не исправляли. У некоторых детей мы фиксировали ошибки в виде пропуска фигур, связаны они были со стремлением как можно быстрее выполнить задание. Так, при восприятии инструкции эти дети торопились и стремились начать работу еще до сигнала — команды педагога, что соответственно приводило к снижению продуктивности работы.

Заикание у детей

Немного статистики.

Заикание с затяжным течение относится к наиболее распространенным системным расстройствам, возникающим в детском возрасте. Распространенность заикания среди детей в возрасте от3 до 6 лет составляет 5-7%. В1-2% случаев данное речевое расстройство приобретает затяжное течение, сохраняясь на протяжении всей жизни. Чаще данным недугом страдают мальчики.

ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ: НЕВРОТИЧЕСКУЮ И НЕВРОЗОПОДОБНУЮ.

ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ возникает под влиянием стрессовых факторов различной силы и продолжительности, вызывающих острую или хроническую психическую травму у ребенка. Возникает остро в возрасте 2-6 лет. Причины острой психической травмы могут быть многообразны, в результате которых появляется однократный психический шок, сопровождающийся сильной эмоциональной реакцией. Например, в качестве такой причины может быть резкая смена привычной обстановки при определении ребенка в детский сад. Под хронической психической травмой понимают длительные отрицательные эмоции, появляющиеся вследствие неблагоприятного психологического микроклимата, окружающего ребенка. Ребенок с невротической формой заикания имеет особенности характера в виде повышенной впечатлительности, обидчивости, тревожности, робости, плаксивости. Настроение таких детей, как правило, неустойчивое, проявляется раздражительность, нетерпеливость. У некоторых из них наблюдаются страхи. Речевое развитие таких детей имеет свои особенности: нередко наблюдается раннее развитие речи, в короткий промежуток времени в обращении появляются развернутые фразы, словарный запас быстро пополняется. Темп речи таких детей ускорен, они недоговаривают окончания слов и предложений, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается нечеткость произнесения звуков в потоке речи.

Невротическая форма заикания имеет рецидивирующее течение, при котором речь на какое-то время становится плавной без запинок, но при малейшем эмоциональном напряжении или утомлении, соматическом заболевании заикание вновь появляется. Невротическая форма заикания чаще имеет благоприятное течение, когда выраженность заикания не бывает тяжелой. На ребенка положительно влияет изменение окружающей среды в лучшую сторону, общее оздоровление, адекватные лечебно-педагогические мероприятия. Иногда при данной форме заикания течение заболевания принимает хроническое течение, связанное с наследственной отягощенностью заиканием, патологическими чертами характера, неблагоприятной психологической атмосферой, окружающей ребенка.

НЕВРОЗОПОДОБНАЯ форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе у таких детей зачастую отмечается осложненное течение беременности и родов. В грудном возрасте такие дети беспокойны, плохо спят.

Возможно отставание в физическом и нервно-психическом развитии в течение первых лет жизни. Дети с неврозоподобной формой заикания отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, нарушением поведения, проявляющимся повышенной возбудимостью, расторможенностью, отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Заметна некоторая задержка в речевом развитии.

Так, первые слова нередко появляются к 1,5 годам, фразовая речь формируется к 3 годам, имеются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. В течении неврозоподобного заикания обычно не наблюдается периодов, свободных от запинок в речи. Запинки в речи усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних факторов. Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен. У детей с неврозоподобной формой заикания, как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха. Клиническое обследование таких детей выявляет признаки органического поражения головного мозга резидуального характера. При отсутствии своевременной медицинской, психолого-логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется и в дальнейшем хуже поддается коррекции.

Дети с прогредиентным течением неврозоподобной формы заикания с трудом обучаются в общеобразовательной школе, в подростковом периоде появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Довольно часто в практике встречаются дети с заиканием, имеющие в клинической картине смешанные проявления речевой патологии.

КАК ЛЕЧИТЬ?

При реабилитации заикающихся детей должен соблюдаться комплексный подход, так как нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. В работе с такими детьми важно сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности и оздоровление заикающегося в целом. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, физического терапевта, музыкального терапевта и других специалистов. По назначению врача возможен прием медикаментозных средств для коррекции резидуальных проявлений органического поражения головного мозга ребенка, проведение физиолечения.

Хорошей альтернативой медикаментозному лечению является применение такого не инвазивного метода лечения как биоакустическая коррекция.

Автор: САДЫКОВА ОЛЬГА ФЕДОРОВНА, врач-невролог, детский невролог

Читайте также: