Кому на руси жить хорошо краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 02.07.2024

Кто живет в крестьянской стране хорошо – такой основной вопрос спора. Поиск ответа на него – причина хождения мужиков по Руси. Встречаются с попом, который жалуется на уменьшение дохода обрядов. Во время ярмарки напиваются и слушают историю о Якиме Нагом. Он в пожар спасал картинки, а не деньги. Предлагают выпить вина счастливым, ведро пустеет, а такие люди не находятся.

Среди помещиков тоже нет человека, живущего хорошо. Оболт-Оболдуев не относится к таким, потому что нет владения крестьянами. Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина рассказывает о своей женской несчастной доле, смерти сына. Поведала историю, почему ее назвали Губернаторшей. Савелий-богатырь – дедушка ее мужа. Его тяжелой жизни каторжника излагает женщина.

Нет счастья и у других героев поэмы: странника Ионы, разбойника Крутояра. Надежда на светлое будущее звучит только в рассказе о Григории, который хочет посвятить себя борьбе за народ.

Мое мнение (вывод)

После отмены крепостного права положение русских крестьян не стало лучше. Об этом свидетельствуют рассказы героев.

Некрасов Николай Алексеевич

Время создания — 1863-1877 годы.
Время в книге — 1860-е годы.
Место сюжета — вся Россия.

Семеро крестьян, недавно ставшие свободными, выясняют, кому в стране лучше всего живется. Не сойдясь во мнении, отправляются по Руси, чтоб расспросить людей о счастье. Повсюду ходят с волшебной скатертью-самобранкой, дающей им водку и хлеб.

Реформы и перемены даются обществу нелегко: все сословия тоскуют по прошлому укладу. Теперь крестьянам предстоит взрастить в своем сознании свободу, самосознание, умение распоряжаться своей жизнью. А помещикам необходимо престать рассчитывать на беспечную жизнь, построенную на угнетении народных масс. Поэма учит тому, что к счастью народ приведут единение и серьезный труд всех слоев общества.

Поэма навевает грустные мысли, так как поиск народного счастья оказывается безуспешным – нет ни одного героя, который жил бы на Руси хорошо. Но есть и надежда, что эта ситуация изменится: народ начинает осознавать, какие мощные силы в нем заложены, как много русский человек может вынести. Простой человек, не избалованный счастьем, пока просто мечтает об отсутствии бед и опасностей, но когда-то русский народ станет созидательным, свободным и счастливым.

✓Главный герой – русский народ, который представлен в образах мужиков-странников (Демьян, Роман, Иван и Митродор Губины, Лука, Пахом, Пров).
Персонажи отражают мировосприятие народа.
✓Эпизодические персонажи — играют важную роль, хотя и обрисованы схематично. Они создают широкую картину жизни народа в массовых сценах на ярмарке и во время пира (народный заступник Фомушка, лекарша Евфросинья, холоп Яков, старообрядец, разбойник Кудеяр и др.).
✓Герои с личной историей — более выразительные персонажи, трагическая судьба которых в то же время типична (Матрена Корчагина, богатырь Савелий, староста Ермила Гирин и т.д.)
✓ Образы людей из уходящего прошлого — те, кто противостоит народу (князь Утятин (Последыш), помещик Оболт–Оболдуев, поп и др.) Представлены в комичном, гротескном виде.

* Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

*Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка-Русь!

* Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!

* Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Глава 1. Поп

Глава 2. Сельская ярмонка

Глава 3. Пьяная ночь

А странники уселись за свою скатерку, которую две руки из воздуха уставили едой и выпивкой. Потом Роман остался сторожить недопитое, а остальные пошли искать счастливого.

Глава 4. Счастливые

Крестьянин-белорус счастлив, что в здешних местах по милости богача Губонина может вволю есть ржаной хлебушек. Но выпить поднесли другому: тот ходит по деревням с медведями, а все жив! Разве что скула набок сворочена. Нищие уверяли, что всегда сыты милостыней добрых людей. Но этим наливать не стали. А тут ведро опустело. Тогда один мужик подсказал, кто настоящий счастливец: Ермил Ильич Гирин. Шутка ли, отняли у него за долги мельницу, выставили на торги, а он возьми и обойди в цене купца Алтынникова. Да вот беда, подьячие (чиновники) затребовали большой задаток. И пошел Ермил на базарную площадь, обратился к людям – за час крестьяне собрали ему тысячу по копеечке. А через неделю на той же площади он всем вернул, что взял. За последним рубликом никто не явился, так он его слепцам отдал.

Мужики дивятся: как крестьянин Гирин завоевал такую народную любовь? Оказалось, в молодости он служил писарем у бурмистра (управляющего) в имении князя Юрлова. Бумаги беднякам писал – копейки не брал. И мужики выбрали его бурмистром над собой. За семь лет только раз он поступил не по правде: отдал в рекруты (солдаты) вместо брата – сына Власьевны. Но совесть его заела. И что же: князь сына Власьевны вернул, брата Гирина – на его место. Ермил сам себя наказал: ушел с должности в мельники.

Странники хотят видеть Ермила, а тот – в остроге (тюрьме). Взбунтовалась деревенька Столбняки против помещика Обрубкова, а Гирин возьми и за людей вступись.

Глава 5. Помещик

Встали странники на пути у повозки седоусого румяного помещика Оболт-Оболдуева. Тот навел на них пистолет, как на разбойничков, а они за свое: в чем помещичье счастье? Тот ответил, что раньше дворянским родам был почет. Он сам из татар, предка его медведь ободрал на глазах у царицы – тем и прославился. Дворяне были хозяева и людей русских, и самой природы. Ели-пили, охотились.

Часть вторая

Последыш

Волга, село в разгар сенокоса. Странники косят вместе с местными мужиками. К берегу причаливают три лодчонки, а в них – помещики. Старый седоусый, с одним незрячим глазом, князь Утятин, барыни с детьми, собаки. Утятин все осматривает, требует разворошить готовый стог как сырой (а он – сухой). Крестьяне теперь вольные, земля не его, а он борется с отменой крепостничества. Оказывается, дети князя упросили крестьян сделать вид, что прежние порядки вернулись. Иначе он лишит их наследства. В награду обещали луга.

Часть третья

Крестьянка

Часть четвертая

Пир – на весь мир

Сюжет

Семь мужиков из бедных деревень уверены, что на Руси счастливы или поп, или помещик, или купец с министром да чиновником, или только царь один. С собой у них скатерть-самобранка вместо запасов. Выясняется, что поп беден, осмеян людьми и совестится брать копейки у крестьян. В пути они видят, как пьет народ, но и работает не меньше. Странники сами поят счастливцев: солдата, уцелевшего в боях и после них, силача-каменотеса, в чьих руках – счастье его родных. Узнают историю Ермила Гирина, честного человека, которому народ по копейке собрал на выкуп мельницы. Странники хотят с ним повидаться, но счастье ему изменило: он в остроге за защиту взбунтовавшихся крестьян. Видят счастливого в помещике Оболт-Оболдуеве, но он после отмены крепостного права всего и всех лишился, а сам ничего делать не умеет.

Отзыв

Странничество как способ узнать себя и Русь. Пьянство как повсеместная беда. Отмена крепостного права и дворяне, неготовые жить с этим фактом. Широкая панорама русской жизни, всех сословий, женской доли. Русь как героиня поэмы. Тема неправедного суда, жадного чиновничества. Колоритный народный язык. Близость к фольклору. Учит любить свой народ, судить о нем здраво, общее счастье ставить выше личного, учит состраданию и надежде на лучшее.

(526 слов) Произведение начинается со встречи семи мужиков — временно обязанных крестьян. Между ними возникает спор, кто на Руси живет лучше. В пути конфликт не прекращается, дошло до драки. Но вот один из них поймал птенца пеночки, и птица в обмен на его жизнь создает скатерть-самобранку, чтобы герои смогли обойти всю Русь и выяснить, кто прав.

В следующих главах писатель рассказывает о поисках мужиков. Сперва проверили благосостояние попа. Ответ мужики услышали не тот, который ожидали. Священнослужитель говорит, что счастье в спокойствии, но поп этого не имеет: его постоянно дергают на свадьбы, похороны, крестины, а денег дают мало.

Дальше мужики отправились на ярмарку — узнать у народа об их жизни. Находясь на ярмарке, мужики увидели пьющий народ и драки, сделав вывод, что здесь нет довольных жизнью людей. Встречный человек Ермила Гирин делится историей, как он отправил постороннего человека вместо брата в рекруты, как раскаялся в этом, как просил у народа скинуться по рублю, а потом роздал каждому то, что взял на дело, как сидел в остроге после крестьянского бунта.

О своей жизни рассказывает следующий встречный, дворянин Гаврила, он вспомнил, как весело жил, держал крепостных, но после отмены крепостного права ничего не осталось веселого от прежнего раздолья.

Мужики уже не верили, что встретят счастливого человека и решили спросить у женщин. Они поделились историей о Матрене, которая сама рассказала свою историю. Она жила в хорошей семье. В молодости вышла замуж, родители мужа невзлюбили невестку, и ей пришлось терпеть все обиды, вот только дедушка Савелий был добр к ней, но случилась трагедия, дед не уследил за сыном Матрены: Дёмушку съели свиньи. Матрена не смогла забыть это, хоть у нее потом родилось еще пятеро детей. Сам дед полжизни провел на каторге за то, что убил управляющего, который довел крестьян до нищеты.

Но случилась еще одна беда, сына Матрены обвинили в неисправной работе, и она взяла всю вину на себя, получив побои. Потом, будучи беременной, она отправилась спасать своего мужа рекрутства и отстояла его освобождение, выпросив его у барыни – супруги чиновника. Сама героиня считает, что крестьянка не может быть счастлива.

Дальше мужики пришли к Волге и там заметили народ, который усердно работает. Но выяснилось, они это делают для старого помещика Утянина, который не знает об отмене крепостного права. Путники узнают историю, как его родня обманывает: они подговорили крестьян претворяться до смерти барина. В итоге простых людей богачи обманули, ничего не заплатив за участие в этой постановке.

В этом селе Вахлачиха они слушают песни. Есть история о Якове. Он постоянно помогал своему барину и, когда тот стал совсем стар, крестьянин возил его всюду на коляске. У Якова был племянник, который решил жениться на девушке, старик из ревности к красавице приказал отдать парня в рекруты. Слуга запил и решил отмстить барину, но на холопский лад: увез коляску в лес и там перед ним повесился.

Встретился мужикам странник Ион, который рассказал им историю грешников. Один из них был разбойник, совесть его мучила, и захотел он замолить грехи, но убил пана Глуховского. Следующая байка про Глеба, который решил скрыть за деньги освобождение крестьян.

В этой же деревне живет семинарист Гриша Добросклонов, который думает обо всей Русской земле и о народе, слагая песни. Он верит, что эта земля сильна и богата. Вот, кажется, мужики и нашли того самого счастливца.

Читайте также: