Анализ работы семейного клуба в школе

Обновлено: 02.07.2024

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

1. Общие положения.

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Условия реализации Клуба

Время – Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Оборудование – комната психологической разгрузки, коврики, кресла, столики, доска.

Материалы и инструменты – магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников – 5-10 человек.

Содержание программы

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются зав.отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, мед.персонал, инструктор по физ-ре и ЛФК.

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

Обратная связь

Возможные формы организации:

3) вопросы, пожелания родителей.

Цель

Теоретическая часть

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

Обратная связь

Возможные формы организации:

4) вопросы, пожелания родителей.

Цель

Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Обратная связь

Возможные формы организации:

– вопросы, пожелания родителей.

Цель

Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– общий танец в круге, хороводы и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.

Теоретическая часть

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– общий танец в круге, хороводы;

– совместное пение под караоке и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– танцевальные и вокальные номера;

– совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

за 2017-2018 учебный год

Основные задачи работы клуба:

Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

Помочь родителям научиться общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения школьников.

Вовлекать родителей в жизнь школы.

В содержании работы были включены следующие методы:

метод продуктивной деятельности;

метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);

метод музыкальной терапии;

метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;

метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;

метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;

метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;

метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;

метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

Проведено 8 заседаний клуба по темам: общение без проблем, гиперактивный ребенок, маленькие агрессоры. Кто они?, играя, обучаем вместе, вы спрашивали, мы отвечаем.

Родительский коллектив 9 класса на последних занятиях задавали вопросы о правильном поведении во время подготовки к сдаче ОГЭ, о правильном распределении времени, о правильном питании. На заседания клуба приглашалась врач общей практики Кибатова Н.Н. Она рассказала о режиме дня для старшеклассников, о сбалансированном питании как до экзаменов, так и во время них.

Сегодня семейные клубы (центры) находятся почти в каждом районе города. Такие клубы (центры) предоставляют возможность для обучения детей и родителей новым навыкам в различных сферах, а также организуют разнообразный семейный досуг.

- образовательная программа для мам и детей до 3-х лет;

- встречи с экспертным сообществом города Тюмени (врачи, бизнес-мамы, стилисты и визажисты и др.);

- творческие мастер-классы для мам и детей;

- бесплатные многодневные онлайн-школы, вебинары;

- постоянная работа коуч-группы (4х-недельные онлайн-тренинги с индивидуальной поддержкой каждого участника);

- встречи в рамках книжного клуба;

- музыкальные концерты и мероприятия для детей с 0 лет.

Большой популярностью у тюменских мам пользуются специально организованные для них консультации и семинары от экспертного сообщества города Тюмени. Так больше всего участниц присутствовало на темах, посвящённых вопросам воспитания, здоровья и раннего развития детей, красоты и здоровья женщины, беременности и родам.

С появлением в городе Тюмени клубов для пап, всё больше отцов готовы уделять внимание вопросам воспитания своих детей, а также формировать позицию осознанного, ответственного отца, что не может неблаготворно сказаться на воспитании детей в целом.

Начало было положено в 2017 году. Александр Дмитриевич выступил с докладом в Совете Федерации Федерального Cобрания РФ. Он заявил о необходимости поддержки социальных проектов, актуализирующих тематику отцовства и отцовской педагогики, а также поддержки научно-прикладных исследований, направленных на выявление механизмов функционирования отцовства как социальной и воспитательной институции.

Главной целью своего проекта Александр Дмитриевич ставит формирование ответственного отцовства и профилактика латентной безотцовщины (ситуации, когда отец есть в семье, но ребёнком занимается либо недостаточно, либо никак).

В рамках реализации проекта организовываются диалоговые площадки, круглые столы и конференции, посвящённые проблемам отцовства, их осмыслению и решению. Проводятся открытые спортивные тренировки, практикуется интерактивное освоение социокультурного пространства города и соответствующий культуросообразный досуг, то есть всё, что позволит расширить взаимодействие отцов и детей, гармонизировать семейную жизнь.

Говоря о городских семейных клубах (центрах), стоит подчеркнуть, что преобладающее большинство таких клубов являются частными. Они уютно и комфортно обустроены, с удобной и красивой мебелью, а выбор игрушек, развивающих материалов и пособий приятно удивит всей членов семьи. Почти все занятия проходят на платной основе.

Всего мы проанализировали 32 городских семейных клуба (центра). Так, весь спектр предлагаемых услуг мы разделили на 4 категории: развитие детей, услуги для родителей, мастер-классы и организация семейных праздников/вечеров (Таблица 1).

Анализ форм деятельности в семейных клубах (центрах)

Всего: 32 семейных клуба (центра)

В результате анализа мы получили следующее:

- 31 клуб (центр) – 97% от общего числа – предлагают услуги по развитию детей (изобразительное искусство, театральный кружок, занятия музыкой и пением, лепка, английский язык, занятия по методики Монтессори, шахматы, робототехника, занятия с логопедом и психологом, кружок юного дизайнера и архитектора, и другое);

- всего 6 клубов (центров) – 19% от общего числа – предлагают услуги для родителей (курсы для беременных женщин и молодых родителей, лекции и семинары различных специалистов, психологические тренинги, занятия танцами, йогой или фитнессом);

- 13 семейных клубов (центров) – 41% от общего числа – предлагают посещение разнообразных мастер-классов как для детей, так и для родителей;

- 25 клубов (центров) – 78% от общего числа – предлагают провести на своей территории детские дни рождения и праздники (Новый год, Масленица);

- лишь 3 семейных клуба (центра) – 9% от общего числа – организуют необычные семейные вечера и мероприятия для всей семьи (литературные вечера, музыкальные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы).

Таким образом, мы видим, что деятельность городских семейных клубов (центров) по большей части направлена на детей, а не на совместный досуг всей семьи, что явно не способствует формированию позиции ответственного родительства.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в городе Тюмени достаточно разнообразный выбор семейных клубов (центров), которые не только занимаются развитием детей и родителей, но и организовывают качественный семейный досуг. Однако существует большая потребность в том, чтобы родители сами организовывали совместный семейный досуг. Следовательно, родителям необходимо быть компетентными в данном вопросе.

А. А. Кузьмичева

студентка гр.29ППО148

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры

психологии и педагогики детства Ж. Ю. Брук

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

В начале работы клуба были разработаны основные документы :

- создана творческая группа в составе 3 человек,

- утверждено Положение о творческой группе,

- утверждено Положение о клубе молодой семьи,

- разработан и утвержден план работы Клуба на 2012-2013 учебный год.

Основными целями деятельности Клуба являются :

Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребёнка, как носителя общественного сознания;

Создание психолого-педагогических условий успешной социолизации, формирование компонентов социализированности у детей и оптимизация родительско-детских отношений в рамках семейного клуба;

Воспитание духовности и нравственности, уважения к российским традициям супружества (юридическая оформленность брака, полнота семьи).

Для осуществления поставленных целей творческая группа в 2012-2013 учебном году решала следующие задачи:

Преодолеть барьер недоверия родителей к МБДОУ;

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;

Повышение социальной активности родителей, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;

Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, семейных ценностей среди молодежи, обеспечение преемственности поколений в семье.

Для реализации годовых задач были запланированы и проведены следующие мероприятия:

- праздник, посвященный Международному дню матери,

- проведение мониторинга определения качества муниципальной услуги в МБДОУ,

Анализ положительных и отрицательных моментов работы Клуба.

В течении учебного года мы работали над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы формирование гармоничных детско-родительских отношений, изменение в положительную сторону образа ребенка в представлении родителей, создание позитивного эмоционального фона семейных отношений, повышение педагогической культуры родителей.

Взаимодействие с семьями воспитанников (в рамках Клуба) реализовывалось через разнообразные формы, что соответствует задачам поставленными перед Клубом. Мы использовали традиционные (родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, выставки детских работ, папки-передвижки, информационные стенды и др.) и нетрадиционные (опросы, анкетирование, выпуск газет, тематические недели) формы общения, суть которых — обогатить родителей педагогическими знаниями.

В итоге творческая группа получила высокую оценку своей деятельности в рамках работы Клуба со стороны родителей, вся творческая группа проявляла в работе с родителями активность, творчество, высокий профессионализм. Заметно поднялась роль совета Клуба, родители (члены Клуба) проявляли большой интерес и участие во всех мероприятиях: писали стихи, рисовали, убирали участки, заклеивали окна, активно участвовали в подготовке собраний, на общем родительском собрании родители делились опытом семейного воспитания.

По результатам работы творческой группы за 2012-2013 уч. год можно сделать следующие выводы:

1. Целевой компонент работы Клуба реализован на должном уровне.

2. Творческая группа успешно осуществляет задачи поставленные перед Клубом.

3. В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников (в рамках Клуба).

Показателями результативности в реализации системы работы с родителями является:

- удовлетворенность работой ДОУ;

- степенью информированности по воспитательным, образовательным, правовым вопросам;

- характером взаимодействия с педагогами и руководителями;

- родители воспитанников - активные участники всех делах детского сада, помощники педагогов.

Перспективы работы на 2013-2014 учебный год.

Исходя из вышеизложенного, перед коллективом в следующем 2013-2014 году стоят задачи:

• Внедрять в работу ДОУ новые формы сотрудничества педагогов с родителями, осуществлять разностороннее развитие дошкольников в триаде семья – педагог – ребёнок.

• Продолжать работу Клуба молодой семьи с применением инновационных подходов.

• Использовать в работе положительный опыт семейного воспитания с

целью его распространения.

• Строить общение с родителями на основе выявления их трудностей.

• Грамотно руководить работой Совета Клуба (проверять организацию питания, оздоравливания, воспитательно-образовательный процесс).

• провести День открытых дверей, на котором родители принимают активное участие.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого мы становимся с первого дня своего существования. Мы испытываем влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.

У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Именно здесь вы найдете сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.

Цели работы клуба

  • Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов;
  • Формирование социально - культурных семейных ценностей
  • Объединение усилий семьи, школы, всех заинтересованных людей и организаций для сохранения здоровья подрастающего поколения, развития творческого потенциала ребят и взрослых.

Задачи работы клуба

  • Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье. Формирование "семейных" отношений в классе.
  • Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.

Перечень направлений в работе клуба:

Содержание работы клуба

операции, сборы, конкурсы, праздники и т.п.:

  • помощь в доме по уборке квартиры, помощь на кухне,
  • забота о младших членах семьи, доброе отношение и забота о старших (дедушках и бабушках),
  • помощь в уходе за домашними животными и птицами,
  • уход за комнатными растениями и цветами,
  • посильная помощь на огороде,
  • выполнение поручений взрослых (аптека, магазин, почта и т.п.);

проведение семейных вечеров, дискуссий, викторин, бесед:

Шагая в этом направлении, мы будем придерживаться следующих заповедей:

  1. свято храни честь своей семьи;
  2. люби свою семью и делай ее лучше;
  3. будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
  4. проявляй заботу и участие к близким и далеким родственникам;
  5. подари родителям радость;
  6. умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
  7. доброе дело – дороже богатства;
  8. жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Ожидаемые результаты:

  • Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры.
  • Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье.
  • Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.

Пояснительная записка

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы.

Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.

У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Каждая отдельно взятая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношений. У каждого из нас есть желание жить в дружной благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Читайте также: