Кому из помещиков страшен дубровский разбойник кратко

Обновлено: 04.07.2024

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;

формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Форма проведения

: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского
языка.
Формы работы с учащимися:

Методы и приемы обучения:

Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Внутрипредметные связи:

Межпредметные связи

: Уроки истории и живописи.

Средства обучения

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
  • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Работа с текстом.

Анализ эпизода

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

– Какое чувство вызывает рисунок?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Выводы учащихся

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (

Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

Замечание учителя:

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, — чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена.

Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей.
Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми.
Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую
трусость.
XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Пушкин так говорил о крепостной жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

Слово учителя:

Описание героя

  • в кругу знакомых автора был всем известный помещик, генерал Лев Дмитриевич Измайлов, он жил в поместье в Тульской губернии и был широко известен своим жестоким нравом, вспыльчивым и свирепым характером;
  • многие черты характера героя принадлежали двоюродному деду Пушкина — генерал-майору Петру Абрамовичу Ганнибалу, обладающего достаточно взрывным темпераментом;
  • фамилия персонажа в реальности принадлежит к известному княжескому роду Троекурово.


Кирила Петрович — генерал-аншеф в отставке. Занимал в обществе высокую социальную ступень, принадлежал к знатному роду, имел в своем владении несколько поместий и 3000 крепостных. Далеко за пределами имения было известно о его хорошем материальном положении и о том, каким жестоким характером он обладал:

Внешне он представлял собой полного, крупного мужчину среднего возраста, выглядел физически сильным и крепким.

Отношение с окружающими

Герой имеет определенную власть над людьми, благодаря своему высокому положению, и считает, что может поступать с каждым так, как ему заблагорассудится. Из кратко изложенной истории прошлого известно, что он даже мог позволить себе сжечь целую деревню, оставив людей без крова.

Троекуровские поступки очень часто приносят окружающим его людям боль и лишения. Из-за своей прямолинейности и привычки открыто высказывать свое мнение он часто ссорится со своими соседями.

Несмотря на такое обращение, соседи и чиновники относятся к помещику льстиво и трепетно, всячески угождают его прихотям.

С уважением барин относился к старшему Дубровскому и его сыну Владимиру, пока однажды не обиделся на своего хорошего друга и, будучи по природе мстительным человеком, не постеснялся лишить их единственного источника дохода.

Единственный человек, к которому помещик испытывает нежные, добрые чувства — его любимая дочь Мария. Но в отношениях отца и дочери Троекуровых нет доверия и взаимопонимания.

Будучи уверенным в своей правоте, помещик, не слушая мнения своей дочери, насильно выдает ее замуж за престарелого князя Верейского, считая это более выгодной и удачной партией.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проверка д/з

Мотивация к деятельности

- Как вы понимаете эти слова?

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

4) Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

6) Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

5.Подведение итогов. Рефлексия

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. ( Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

Замечание учителя:

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше.

6. Д/з (по выбору)

Дубровский

Обращение Троекурова со слугами

Кирила Петрович — богатый и знатный дворянин, но необразованный, избалованный, жестокий и страшный человек. Не знал ни в чём чувства меры, даже в еде. Ел и пил в больших количествах, имелись дни, когда обжирался как свинья. Считал себя лучше всех и относился к остальным с пренебрежением. Любил получать удовольствие от слабости других. Его забавляли шутки над людьми, спокойно закрывал человека с голодавшим медведем, подобные эпизоды заканчивались печально.

Троекуров

Дочь Марию выдал замуж за старого князя Верейского.

А она влюблена во Владимира Дубровского, но ей пришлось пожертвовать счастьем ради чести, так как любимый не успел её спасти от бракосочетания. Троекуров поступил жестоко по отношению к дочери.

Слуги ничем не отличались от хозяина. Они также вели себя наглым образом, воровали у Андрея Гавриловича.

Крестьяне же Дубровского испытывали страх от мысли оказаться в подчинение Кирилла Петровича, знали, что он будет относиться к ним хуже, чем к скоту, поэтому решили сбежать с Владимиром и разбойничать в лесах.

Пушкин изображает Кирилла Петровича в романе с нехорошей стороны, чтобы показать, что в России таких помещиков множество, и он ничем не отличается от других.

В романе присутствуют и иные дворяне, богатые, с высоким статусом, но душой низкие и подлые. Между собой проявляют любезность и вежливость, а к крепостным относятся пренебрежительно. Они интересовались богатством, до людей им дело нет.

Взаимосвязь Дубровского с крестьянами

Андрей Гаврилович — противоположность Троекурова и других чиновников. Социальное положение Дубровского-старшего в обществе оставляло желать лучшего. Имение досталось от отца Гаврилы Ефграфовича. Андрей небогат, но образован, умён и благороден. Относился ко всем строго, но с уважением. Любил говорить правду и был честен. Умел общаться со всеми наравне. Отношение Дубровского к крестьянам положительное, Пушкин изображает героя как лучшего из помещиков.

Дубровский и слуги

По характеристике Андрея Гавриловича можно рассмотреть и понять, как Дубровский относился к людям:

  1. Слуг если и наказывал, то за дело.
  2. Помогал бедным, за это его любили, уважали и поклонялись.
  3. Обращался с крестьянами не как с подчинёнными, а как с людьми.

После смерти Дубровского все горевали искренне и боялись попасть к Троекурову. Женщины рыдали, мужчины еле удерживали слёзы. Потеря близкого человека даёт им осознание, что такого замечательного владельца им не увидеть.

Описание наследника

У Андрея Гавриловича имелся сын Владимир, который также нравился народу. Крестьяне радовались и приветствовали его. Мужественный, смелый и благородный герой повести. Когда отца лишили имения не по закону, организовал группу разбойников, целью которой было пугать местных чиновников. Занимался грабежом и наказывал богатых и тех, кто этого заслуживал.

Крестьяне

  1. Дубровские относились к крестьянам по-доброму, по-человечески и старались всячески помогать им. Слуги в ответ дарили своё преданное и искреннее отношение.
  2. Люди Троекурова говорили, что им плохо приходится, а чужие придут, ещё больше достанется.

Идея повести в том, что в обществе, где помещикам дано всесилие, а крепостным — унижение, человек, не совсем с умом, будет вести себя избаловано и распущенно, ведь ему всё дозволено властью. Умный будет относиться к полномочиям рассудительно, его не испортят власть и богатства.

Троекуров и Дубровский – два героя одной повести Александра Сергеевича Пушкина “Дубровский”. Эти герои полностью противоположны друг другу. В жизни часто происходит так, что противоположности притягивает друг к другу как магнитом и они становятся частью одного целого. Две эти части способны сосуществовать до тех пор, пока не произошла ситуация, способная спровоцировать разрыв. Известно так же, что всех противоположностей обязательно что-то объединяет. В случае Дубровского и Троекурова их объединяла служба, год рождения, а так же оба были представителями дворянства. Оба помещика взяли в жёны любимую женщину и произвели на свет по одному наследнику, только у Дубровского это был сын, а у Троекурова дочь. Троекуров Кирилл Петрович был очень состоятельным и богатым помещиком. Своим богатством он добивался уважения в обществе, соседи были готовы угождать любой его прихоти, лишь бы хоть на мгновенье оказаться частью его мира.

Состояние Дубровского было не большим, деревня и 70 крестьян в собственности приносили маленький доход, почти все деньги помещик отдавал своему единственному сыну. Внешне Троекуров был высокого роста и у него был огромный живот, Дубровский тоже был высоким мужчиной, но более крепким, без лишнего веса. Несмотря на все свои богатства, Троекуров не отличался высоким интеллектом, он следовал исключительно свои инстинктам. Дома у него жили несколько молодых девушек, за которыми он приставил следить двух старух, иногда он выдавал некоторых девушек замуж, а на их место брал более молодых. Троекуров никогда не отказывал себе в еде и выпивке, из-за этих слабостей ему иногда становилось дурно. Дубровский напротив был очень умным и начитанным мужчиной, как и подобает истинному дворянину. Его не прельщали богатства других людей, он никогда не падал ниже своего достоинства и ни перед кем не пресмыкался. Дубровский вёл умеренную жизнь.

Дубровский всегда говорил то, что думал и не задумывался о том, что это может кого-то зацепить. Именно из уст Дубровского прозвучало, что у Троекурова люди живут хуже собак. Гаврила Андреевич никому не позволял себя унижать и сам не унижал людей, даже представителей низших сословий. Дубровский верил, что все люди вокруг, как и он сам не способны на коварство. Троекуров мог поехать только к Дубровскому, остальные же должны были сами приехать в дом Троекурова и наслаждаться его животными забавами. Несмотря на то, что Троекуров был груб и строг к своим крестьянам, они были ему преданы и гордились тем, что служат у богатого барина. Дубровский был лоялен по отношению к своим подчинённым и никогда не обдирал их как липок. На охоту Троекуров выезжал только в сопровождении Дубровского, так как тот в силу своей образованности лучше разбирался в собаках и был в курсе всех охотничьих тонкостей. Возникший между помещиками конфликт каждый переживал по-своему. Троекуров привык к тому, что Дубровский рядом в любой момент и был намерен примириться с другом, однако Дубровский был настолько оскорблён, что приказал выставить Троекурова вон.


Например, в эпизоде, когда после ссоры со старшим Дубровским Троекуров поехал на охоту, которая к тому же не задалась, и настроение еще больше было испорчено, жестокий помещик избивает повара. Таким образом, он сорвал свою злость на человеке, который не был виноват в скандале.

Этот персонаж не считался с интересами окружающих, относился к людям как к вещам, даже чиновники из-за его материального положения пресмыкались перед ним. Ещё и свою единственную и любимую дочь Машу Троекуров выдает замуж насильно, чем причиняет девушке невыносимые страдания.

Вседозволенность подданных

Именно поэтому один из псарей Кирилы Петровича не постыдился высокомерно пошутить над Андреем Гавриловичем Дубровским, сказав, что некоторым дворянам было бы неплохо поменять свою усадьбу на собачью конуру в поместье Троекурова. Покровские мужики совершают грабежи и воруют лес во владениях Дубровского, и этим открыто демонстрируют, что на мнение соседского помещика им наплевать.

К своим крепостным Кирила Петрович относится как к собственности, которой он очень дорожит. Когда отец-Дубровский потребовал к себе псаря Парамошку с повинной, Троекуров был сильно разгневан, ведь, по его мнению, какой бы ни была причина, только он имел право наказывать или миловать своих людей.

Если высокомерие помещика уязвлено, тот забывает о дружбе и ведет себя в высшей степени недостойно даже по отношению к честным дворянам. За воровство леса Андрей Гаврилович справедливо наказывает покровских мужиков, и за это Кирила Петрович жестоко мстит своему лучшему другу, обманным путем забрав у него родовое поместье.

Популярные сочинения

Взаимоотношения Андрея Гавриловича со слугами

Сравнительный анализ двух помещиков показывает, что между персонажами есть немаловажное отличие — социальное положение. Дубровский — обедневший дворянин, которому принадлежит небольшое имение Кистеневка. Их дом уже обвешал, крепостных людей намного меньше, чем у Кирилы Петровича. Тем не менее хозяева маленького поместья — честные и порядочные люди, которым чужд разгульный образ жизни.

А. С. Пушкин наделяет Андрея Гавриловича лучшими человеческими качествами:

  • честность;
  • благородство;
  • скромность;
  • справедливость;
  • смелость;
  • чувство собственного достоинства;
  • уважительное отношение к крестьянам.

Дубровский не злоупотреблял своей властью над людьми. Между ним и слугами сложились добрые, дружеские отношения. Это касается всех членов семьи Андрея Гавриловича. Крепостные очень любят своих господ, считают их родными. Например, можно рассмотреть эпизод, когда дворня окружает вернувшегося в Кистеневку молодого Дубровского: крестьяне целуют юношу, он никак не может освободиться из их объятий.

Люди Дубровского — смелые и решительные, они готовы жертвовать собой ради своего хозяина. Когда староста объявляет кистеневских крестьян собственностью Троекурова, голос из толпы дерзко выкрикивает, что никого, кроме Владимира, они своим барином не признают. После этого толпа крепостных двинулась на старосту с его помощниками, которые скрылись в господском доме.

Роль крестьян в жизни Дубровских

Некоторых крепостных этого семейства Пушкин наделяет индивидуальными характерами. Активное участие в жизни своих господ принимают такие персонажи:

  • Орина Егоровна Бузырева, няня Владимира Дубровского;
  • кучер Антон;
  • кузнец Архип;
  • дворовый человек Гриша.

Эти люди оказались не просто послушными слугами для Владимира Дубровского, а самыми настоящими друзьями. Они всюду следовали за хозяином после уничтожения Кистеневки.

Орина Бузырева

Егоровна — старая няня Дубровского, мать Гриши, которая на момент описываемых событий занимает в поместье должность экономки. Безусловно, изображая заботливую старуху, Пушкин вдохновляется образом собственной няни — Арины Родионовны (даже имена у них одинаковые).

Егоровна — умная и рассудительная старушка. Она единственная из всех обитателей Кистеневки сохраняет способность здраво рассуждать, когда болеет Дубровский, поэтому женщина с помощью повара Харитона пишет Владимиру письмо, в котором уведомляет о болезни отца и настаивает, чтоб сын приехал домой, ведь имением некому управлять.

Преданность семье Дубровских, безграничная любовь к своим хозяевам выражается у Егоровны еще и в том, что, несмотря на преклонный возраст, старуха продолжает сопровождать Владимира и тогда, когда он уже стал разбойником. Ей не страшна жизнь в лесу. Когда молодому Дубровскому наносят увечья, она кормит юношу, перевязывает ему раны.

Старый кучер Антон

От станции к родной Кистеневке Владимира везет именно этот персонаж. Увидев молодого барина, старик прослезился и поклонился юноше до земли. Очевидно, Антон очень любит Владимира и надеется, что он не даст кистеневских крепостных в обиду. Именно старый кучер рассказывает молодому Дубровскому о подробностях ссоры его отца с Троекуровым.

Гриша и Архип

Сын Егоровны всегда рядом с молодым Дубровским. Именно он выставил Троекурова со двора, когда скончался старый барин. Гриша не может уснуть в ту ночь, когда приказные сообщили о переводе кистеневских крестьян во владение Троекурова. Он выступает одним из зачинщиков пожара и после уничтожения Кистеневки вместе со своим хозяином ведет разбойничью жизнь.

Самым смелым из людей Дубровского был кузнец Архип. Очевидно, чувство гордости и собственного достоинства он перенял у своих господ. Известие, что кистеневских крестьян отдают Троекурову, сильно опечалило мужчину. Ему противна мысль, что нужно покориться жестокому помещику, поэтому Архип хочет ночью пробраться к спящим приказным и всех перебить топором.

Кузнец — не кровожадный убийца. Он жалостливый человек, ведь во время пожара мужчина, рискуя своей жизнью, спасает из пламени кошку. Архип остается преданным Владимиру и после уничтожения Кистеневки.

Часто считают, что носителем основной идеи произведения является положительный герой, что в его образ воплощены те главные мысли, ради которых автор взялся за перо. Откроем страницы повести, написанной более чем полтора столетия назад. Одно из позорнейших явлений царской России — крепостное право, узаконившее господство одного человека над другим, превратившее живую душу в чье-то имущество, давшее возможность господину влиять не только на положение другого, но и определять его судьбу, счастье, распоряжаться его жизнью.

Слишком редко попадались на пути Троекурова люди, для которых честь и достоинство были превыше всего, чтобы суметь ему вовремя остановиться, возводя минутный каприз в степень желания власти любой ценой. Развращенный вседозволенностью, Кирилл Петрович развращает находящиеся рядом слабые души, сам при этом теряя достойных собеседников и друзей, саму способность искренне уважать и любить людей.

Читайте также: