Компьютерные вирусы и антивирусные программы план урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока : ознакомление обучающихся с различными видами вирусов и антивирусными системами.

Задачи урока:

- дать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.

- способствовать развитию навыка работы с ПК, коммуникативных навыков.

- воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, согласование.

- формирование социально-нравственного поведения, учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности, создание благоприятной социальной среды на уроке. Развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

- формировать умение учиться, заботясь о своем здоровье; выполнять правила охраны труда в кабинете информатики, контролируя время работы на ПК.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

- пути проникновения вирусов на компьютер;

- типы компьютерных вирусов.

Обучающиеся должны уметь:

- не допускать проникновение вирусов с различных носителей.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения : наглядно - демонстрационный, частично – поисковый, работа в тройках, практическая работа.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, практическая работа.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор.

Дидактический материал : карточки с заданием на закрепление, практическое задание (программа).

1.Организационный момент - 2 мин.

2.Инструктаж по безопасной работе в компьютерном классе – 3 мин.

3.Актуалтзация знаний – 3 мин.

3.Информационная минутка – 3 мин.

4.Изучение нового материала – 20 мин.

5.Практическая работа с целью закрепления изученной темы – 8 мин.

6.Подведение итогов урока (Приложение № 4) – 4 мин.

7.Выставление оценок с комментариями – 5 мин.

Орг. момент (2 мин). (Слайд № 2)

Каждый из нас неповторим, кто-то любит спорт, кто-то любит рисовать, кто-то увлекается компьютерами. Мы являемся личностями. В современном технологичном мире информация хранится в компьютерах и в сети Интернет. И бывает, что ваша информация может быть повреждена или украдена кем-то. Надо уметь противостоять этому, надо уметь защищать себе не только в обычной жизни, но и в информационном мире. Именно это мы сегодня и научимся делать – защищать нашу личную информацию.

2. Инструктаж по безопасной работе в компьютерном классе (3-4 мин). (слайд № 4)

Традиционным для каждого из наших уроков информатики является повторение основных правил техники безопасности и работы за компьютером. Давайте вспомним основные из них:

- Находиться в классе в верхней одежде;

- Класть одежду и сумки на столы;

- Находиться в классе с напитками и едой;

- Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

- Передвигать компьютеры и мониторы;

- Прикасаться к экрану монитора;

- Включать и выключать компьютеры самостоятельно;

- Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

- Ударять по клавиатуре, бесцельно нажимать на клавиши;

- Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

- Удалять и перемещать чужие файлы;

- Вставать без разрешения преподавателя со своих мест, когда входят посетители;

- Мешать работе других обучающимся и преподавателю.

Актуализация знаний. (3 мин).

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Что такое компьютерная сеть?

В чём различие между локальной и глобальной компьютерными сетями?

Что такое сеть Интернет?

Какие услуги сети Интернет вам известны?

3. Информационная минутка (4 мин) (Слайд № 5)

Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы 6удем говорить о болезнях. Установите соответствие между органами человека и частями компьютера.

- На прошлых уроках мы с вами рассмотрели основные виды программного обеспечения. Давайте вспомним, что такое ПО? (ПО - вся совокупность программ, используемых на компьютере).
- Зачем компьютеру необходимо ПО? (Программное обеспечение позволяет компьютеру выполнять определенную работу).
- На какие группы делится все ПО? (Системное ПО, прикладное ПО, системы программирования).
- Что относится к системным программам? (Программы, необходимые для работы компьютера).
- Приведите примеры системных программ (Операционные системы, драйверы, утилиты).
- Что такое прикладное ПО? (Программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя).
- Примеры прикладного ПО? (Текстовые, графические процессоры, игры)
- Что такое системы программирования? (Это программы для создания новых программ на языках программирования).
- К какой группе программ относятся антивирусные программы? (системное ПО). Почему? (Они необходимы для корректной работы всей компьютерной системы).

Мы с вами говорили о том, что компьютер можно в чем-то сравнить с человеком. Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, часто, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом. Особенности:

  • проникновение вируса в организм человека происходит из вне;
  • способность вируса к саморазмножению;
  • активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

2. Изучение нового материала

Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его хозяина и выполняют различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безобидными, так и весьма неприятными.

Компьютерный вирус – это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, загрузочные секторы дисков, сети. При этом копии сохраняют возможность дальнейшего распространения. Часто вирусы обладают разрушительным действием.

2) Пути распространения компьютерных вирусов

Давайте подумаем, каковы пути распространения вирусов. (Вирусы могут попасть в ПК так же как любая другая программа). В противоположность обычным бациллам, компьютерные вирусы не передаются по воздуху: так как вирусы – это программы – средой их обитания служит только различная компьютерная техника.

Как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети). Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную силу.

3) Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

4) История компьютерной вирусологии

Первые вирусы появились давно, еще на заре эпохи ЭВМ, и не всегда были вредоносными. Например, в конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в нее устройств.

Однако позднее программы-вирусы стали разрабатываться со злым умыслом. Есть сведения, что некоторые компании специально инфицировали компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или вывести из строя их информационные системы.

5) Слухи и заблуждения

Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютера. Максимум, на что способны некоторые вирусы, - это уничтожить информацию на жестком диске, что приведет к повреждению ОС и приложений. Хотя даже в этом случае ситуация может стать для вас фатальной, если вирус уничтожит важные документы.

6) Создатели компьютерных вирусов

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться. Первым вирусным конструктором, который получил широкое распространение, стал VCL (Virus Creation Laboratory), созданный в 1992 году.

7) Классификация вирусов

Существует несколько разных классификаций вредоносных программ.

Наиболее распространенная из них делит вирусы по среде их обитания . Согласно ей компьютерные вирусы бывают файловые, сетевые, загрузочные и макровирусы.

  • Файловые вирусы – это программы, которые поражают исполняемые файлы операционной системы и пользовательских приложений. Чаще всего они внедряются в файлы с расширениями com, exe, bat, sys, dll. Такие вирусы обнаружить и обезвредить проще всего. Радует также, что проявить свою вредоносную активность они могут только после запуска зараженной программы.
  • Нередко из файловых вирусов выделяют отдельный подтип, который называют макровирусами . Они также обитают в файлах, но не программ, а документах пользователя и шаблонах (doc, dot, xls, mdb и др.). Для их создания используется язык макрокоманд. Поэтому, чтобы обезопасить себя от макровирусов, необходимо отключить автозапуск макросов при открытии документов.
  • Сетевые вирусы в качестве среды обитания используют глобальную или локальные компьютерные сети. Они не сохраняют свой код на жестком диске компьютера, а проникают напрямую в оперативную память ПК. Вирусы этого типа за способность вычислять сетевые адреса других машин, находясь в памяти компьютера, и самостоятельно рассылать по этим адресам свои копии называют сетевыми червями. Такой вирус может находиться одновременно в памяти нескольких компьютеров. Сетевые вирусы обнаружить сложнее, чем файловые. Сетевые вирусы распространяются с большой скоростью и могут сильно замедлить работу аппаратного обеспечения компьютерной сети.
  • Среда обитания загрузочных вирусов – специальные области жестких и гибких дисков, которые служат для загрузки операционной системы. Для заражения вирусы используют главную загрузочную запись винчестера. Загрузочный вирус подменяет оригинальную запись и перехватывает управление системой. Такие вирусы обнаружить и удалить сложнее всего, поскольку они начинают свою работу еще до загрузки антивирусных приложений. Они же представляют наибольшую опасность.

Еще одна существующая классификация вирусов – по их деструктивным возможностям .

  • Безвредные вирусы – оказывают незначительное влияние на работу ПК, занимая часть системных ресурсов. Нередко пользователи даже не подозревают об их присутствии.
  • Неопасные вирусы – также занимают часть ресурсов компьютера, но об их присутствии пользователь знает хорошо. Обычно они проявляются в виде визуальных и звуковых эффектов и не вредят данным пользователя.
  • Опасные вирусы – программы, которые нарушают нормальную работу пользовательских приложений или всей системы.
  • Очень опасные вирусы – программы, задача которых заключается в уничтожении файлов, выводе из стоя программ и ОС или рассекречивании конфиденциальных данных.

Все компьютерные вирусы бывают двух типов – резидентные и нерезидентные.

  • Резидентные вирусы представляют собой программы, присутствующие в оперативной памяти либо хранящие там свою активную часть, которая постоянно заражает те или иные объекты операционной системы.
  • Нерезидентные вирусы загружаются лишь во время открытия зараженного файла или работы с инфицированным приложением.

Как несложно догадаться, наибольшую опасность представляют резидентные вирусы, так как время их активной работы ограничивается только выключением или перезагрузкой всей системы, а не отдельного приложения.

По особенностям алгоритма работы различают:

  • Простейшие вирусы – вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов, поэтому его достаточно легко обнаружить.
  • Вирусы-спутники (компаньоны) - вирус, который не внедряется в сам исполняемый файл, а создает его зараженную копию с другим расширением.
  • Стелс-вирус (невидимка) – вирусы, скрывающие свое присутствие в зараженных объектах, подставляя вместо себя незараженные участки.
  • Полиморфные вирусы (мутанты) – вирусы, модифицирующие свой код таким образом, что копии одного и того же вируса не совпадали.
  • Макровирус – вирусы, которые заражают документы офисных приложений.
  • Троянская программа – программа, которая маскируется под полезные приложения (утилиты или даже антивирусные программы), но при этом производит различные шпионские действия. Она не внедряется в другие файлы и не обладает способностью к саморазмножению.
  • Черви – это вредительские компьютерные программы, которые способны саморазмножаться, но, в отличие от вирусов не заражают другие файлы. Свое название черви получили потому, что для распространения они используют компьютерные сети и электронную почту.

Сегодня наиболее распространены так называемые сетевые черви, а также макровирусы.

8) Профилактика появления компьютерных вирусов

Одним из основных методов борьбы с вирусами является, как и в медицине, своевременная профилактика. Подумайте, какие средства помогают предотвратить заражение ПК?

9) Антивирусные программы

Итак, особое место в этом списке занимают программные средства защиты – антивирусные программы. К какому виду ПО они относятся? (Системному ПО).

Антивирусная программа (антивирус) - программа, позволяющая выявлять вирусы, лечить зараженные файлы и диски, обнаруживать и предотвращать подозрительные действия.

Существует несколько типов антивирусных программ, различающихся выполняемыми функциями.

Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Поэтому в современные антивирусные комплекты программ обычно входят компоненты, реализующие все эти функции.

3. Дополнительная информация

Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его хозяина и выполняют различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безобидными, так и весьма неприятными.

Компьютерный вирус – это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, загрузочные секторы дисков, сети. При этом копии сохраняют возможность дальнейшего распространения. Часто вирусы обладают разрушительным действием.

2) Пути распространения компьютерных вирусов

Давайте подумаем, каковы пути распространения вирусов. (Вирусы могут попасть в ПК так же как любая другая программа). В противоположность обычным бациллам, компьютерные вирусы не передаются по воздуху: так как вирусы – это программы – средой их обитания служит только различная компьютерная техника.

Как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети). Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную силу.

3) Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

4) История компьютерной вирусологии

Первые вирусы появились давно, еще на заре эпохи ЭВМ, и не всегда были вредоносными. Например, в конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в нее устройств.

Однако позднее программы-вирусы стали разрабатываться со злым умыслом. Есть сведения, что некоторые компании специально инфицировали компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или вывести из строя их информационные системы.

5) Слухи и заблуждения

Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютера. Максимум, на что способны некоторые вирусы, - это уничтожить информацию на жестком диске, что приведет к повреждению ОС и приложений. Хотя даже в этом случае ситуация может стать для вас фатальной, если вирус уничтожит важные документы.

6) Создатели компьютерных вирусов

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться. Первым вирусным конструктором, который получил широкое распространение, стал VCL (Virus Creation Laboratory), созданный в 1992 году.

7) Классификация вирусов

Существует несколько разных классификаций вредоносных программ.

Наиболее распространенная из них делит вирусы по среде их обитания . Согласно ей компьютерные вирусы бывают файловые, сетевые, загрузочные и макровирусы.

  • Файловые вирусы – это программы, которые поражают исполняемые файлы операционной системы и пользовательских приложений. Чаще всего они внедряются в файлы с расширениями com, exe, bat, sys, dll. Такие вирусы обнаружить и обезвредить проще всего. Радует также, что проявить свою вредоносную активность они могут только после запуска зараженной программы.
  • Нередко из файловых вирусов выделяют отдельный подтип, который называют макровирусами . Они также обитают в файлах, но не программ, а документах пользователя и шаблонах (doc, dot, xls, mdb и др.). Для их создания используется язык макрокоманд. Поэтому, чтобы обезопасить себя от макровирусов, необходимо отключить автозапуск макросов при открытии документов.
  • Сетевые вирусы в качестве среды обитания используют глобальную или локальные компьютерные сети. Они не сохраняют свой код на жестком диске компьютера, а проникают напрямую в оперативную память ПК. Вирусы этого типа за способность вычислять сетевые адреса других машин, находясь в памяти компьютера, и самостоятельно рассылать по этим адресам свои копии называют сетевыми червями. Такой вирус может находиться одновременно в памяти нескольких компьютеров. Сетевые вирусы обнаружить сложнее, чем файловые. Сетевые вирусы распространяются с большой скоростью и могут сильно замедлить работу аппаратного обеспечения компьютерной сети.
  • Среда обитания загрузочных вирусов – специальные области жестких и гибких дисков, которые служат для загрузки операционной системы. Для заражения вирусы используют главную загрузочную запись винчестера. Загрузочный вирус подменяет оригинальную запись и перехватывает управление системой. Такие вирусы обнаружить и удалить сложнее всего, поскольку они начинают свою работу еще до загрузки антивирусных приложений. Они же представляют наибольшую опасность.

Еще одна существующая классификация вирусов – по их деструктивным возможностям .

  • Безвредные вирусы – оказывают незначительное влияние на работу ПК, занимая часть системных ресурсов. Нередко пользователи даже не подозревают об их присутствии.
  • Неопасные вирусы – также занимают часть ресурсов компьютера, но об их присутствии пользователь знает хорошо. Обычно они проявляются в виде визуальных и звуковых эффектов и не вредят данным пользователя.
  • Опасные вирусы – программы, которые нарушают нормальную работу пользовательских приложений или всей системы.
  • Очень опасные вирусы – программы, задача которых заключается в уничтожении файлов, выводе из стоя программ и ОС или рассекречивании конфиденциальных данных.

Все компьютерные вирусы бывают двух типов – резидентные и нерезидентные.

  • Резидентные вирусы представляют собой программы, присутствующие в оперативной памяти либо хранящие там свою активную часть, которая постоянно заражает те или иные объекты операционной системы.
  • Нерезидентные вирусы загружаются лишь во время открытия зараженного файла или работы с инфицированным приложением.

Как несложно догадаться, наибольшую опасность представляют резидентные вирусы, так как время их активной работы ограничивается только выключением или перезагрузкой всей системы, а не отдельного приложения.

По особенностям алгоритма работы различают:

  • Простейшие вирусы – вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов, поэтому его достаточно легко обнаружить.
  • Вирусы-спутники (компаньоны) - вирус, который не внедряется в сам исполняемый файл, а создает его зараженную копию с другим расширением.
  • Стелс-вирус (невидимка) – вирусы, скрывающие свое присутствие в зараженных объектах, подставляя вместо себя незараженные участки.
  • Полиморфные вирусы (мутанты) – вирусы, модифицирующие свой код таким образом, что копии одного и того же вируса не совпадали.
  • Макровирус – вирусы, которые заражают документы офисных приложений.
  • Троянская программа – программа, которая маскируется под полезные приложения (утилиты или даже антивирусные программы), но при этом производит различные шпионские действия. Она не внедряется в другие файлы и не обладает способностью к саморазмножению.
  • Черви – это вредительские компьютерные программы, которые способны саморазмножаться, но, в отличие от вирусов не заражают другие файлы. Свое название черви получили потому, что для распространения они используют компьютерные сети и электронную почту.

Сегодня наиболее распространены так называемые сетевые черви, а также макровирусы.

8) Профилактика появления компьютерных вирусов

Одним из основных методов борьбы с вирусами является, как и в медицине, своевременная профилактика. Подумайте, какие средства помогают предотвратить заражение ПК?

9) Антивирусные программы

Итак, особое место в этом списке занимают программные средства защиты – антивирусные программы. К какому виду ПО они относятся? (Системному ПО).

Антивирусная программа (антивирус) - программа, позволяющая выявлять вирусы, лечить зараженные файлы и диски, обнаруживать и предотвращать подозрительные действия.

Существует несколько типов антивирусных программ, различающихся выполняемыми функциями.

Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Поэтому в современные антивирусные комплекты программ обычно входят компоненты, реализующие все эти функции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект для урока информатики "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"

1. Актуализация знаний

- На прошлых уроках мы с вами рассмотрели основные виды программного обеспечения. Давайте вспомним, что такое ПО? (ПО - вся совокупность программ, используемых на компьютере).
- Зачем компьютеру необходимо ПО? (Программное обеспечение позволяет компьютеру выполнять определенную работу).
- На какие группы делится все ПО? (Системное ПО, прикладное ПО, системы программирования).
- Что относится к системным программам? (Программы, необходимые для работы компьютера).
- Приведите примеры системных программ (Операционные системы, драйверы, утилиты).
- Что такое прикладное ПО? (Программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя).
- Примеры прикладного ПО? (Текстовые, графические процессоры, игры)
- Что такое системы программирования? (Это программы для создания новых программ на языках программирования).
- К какой группе программ относятся антивирусные программы? (системное ПО). Почему? (Они необходимы для корректной работы всей компьютерной системы).

Мы с вами говорили о том, что компьютер можно в чем-то сравнить с человеком. Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, часто, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом. Особенности:

проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

способность вируса к саморазмножению;

активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

2. Изучение нового материала

Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его хозяина и выполняют различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безобидными, так и весьма неприятными.

Компьютерный вирус – это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, загрузочные секторы дисков, сети. При этом копии сохраняют возможность дальнейшего распространения. Часто вирусы обладают разрушительным действием.

2) Пути распространения компьютерных вирусов

Давайте подумаем, каковы пути распространения вирусов. (Вирусы могут попасть в ПК так же как любая другая программа). В противоположность обычным бациллам, компьютерные вирусы не передаются по воздуху: так как вирусы – это программы – средой их обитания служит только различная компьютерная техника.

Как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети). Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную силу.

3) Признаки появления компьютерных вирусов

Назовем основные признаки проявления компьютерных вирусов.

неправильная работа нормально работавших программ;

медленная работа компьютера;

невозможность загрузки ОС;

исчезновение файлов и каталогов;

изменение размеров файлов;

неожиданное увеличение количества файлов на диске;

уменьшение размеров свободной оперативной памяти;

подача непредусмотренных звуковых сигналов;

частые зависания и сбои в работе компьютера.

4) История компьютерной вирусологии

Первые вирусы появились давно, еще на заре эпохи ЭВМ, и не всегда были вредоносными. Например, в конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в нее устройств.

Однако позднее программы-вирусы стали разрабатываться со злым умыслом. Есть сведения, что некоторые компании специально инфицировали компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или вывести из строя их информационные системы.

5) Слухи и заблуждения

Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютера. Максимум, на что способны некоторые вирусы, - это уничтожить информацию на жестком диске, что приведет к повреждению ОС и приложений. Хотя даже в этом случае ситуация может стать для вас фатальной, если вирус уничтожит важные документы.

6) Создатели компьютерных вирусов

Что является стимулом для такой деятельности – сказать сложно. Это может быть как чувство мести, так и желание самоутвердиться. Первым вирусным конструктором, который получил широкое распространение, стал VCL (Virus Creation Laboratory), созданный в 1992 году.

7) Классификация вирусов

Существует несколько разных классификаций вредоносных программ.

Наиболее распространенная из них делит вирусы по среде их обитания . Согласно ей компьютерные вирусы бывают файловые, сетевые, загрузочные и макровирусы.

Файловые вирусы – это программы, которые поражают исполняемые файлы операционной системы и пользовательских приложений. Чаще всего они внедряются в файлы с расширениями com, exe, bat, sys, dll. Такие вирусы обнаружить и обезвредить проще всего. Радует также, что проявить свою вредоносную активность они могут только после запуска зараженной программы.

Нередко из файловых вирусов выделяют отдельный подтип, который называют макровирусами . Они также обитают в файлах, но не программ, а документах пользователя и шаблонах (doc, dot, xls, mdb и др.). Для их создания используется язык макрокоманд. Поэтому, чтобы обезопасить себя от макровирусов, необходимо отключить автозапуск макросов при открытии документов.

Сетевые вирусы в качестве среды обитания используют глобальную или локальные компьютерные сети. Они не сохраняют свой код на жестком диске компьютера, а проникают напрямую в оперативную память ПК. Вирусы этого типа за способность вычислять сетевые адреса других машин, находясь в памяти компьютера, и самостоятельно рассылать по этим адресам свои копии называют сетевыми червями. Такой вирус может находиться одновременно в памяти нескольких компьютеров. Сетевые вирусы обнаружить сложнее, чем файловые. Сетевые вирусы распространяются с большой скоростью и могут сильно замедлить работу аппаратного обеспечения компьютерной сети.

Среда обитания загрузочных вирусов – специальные области жестких и гибких дисков, которые служат для загрузки операционной системы. Для заражения вирусы используют главную загрузочную запись винчестера. Загрузочный вирус подменяет оригинальную запись и перехватывает управление системой. Такие вирусы обнаружить и удалить сложнее всего, поскольку они начинают свою работу еще до загрузки антивирусных приложений. Они же представляют наибольшую опасность.

Еще одна существующая классификация вирусов – по их деструктивным возможностям .

Безвредные вирусы – оказывают незначительное влияние на работу ПК, занимая часть системных ресурсов. Нередко пользователи даже не подозревают об их присутствии.

Неопасные вирусы – также занимают часть ресурсов компьютера, но об их присутствии пользователь знает хорошо. Обычно они проявляются в виде визуальных и звуковых эффектов и не вредят данным пользователя.

Опасные вирусы – программы, которые нарушают нормальную работу пользовательских приложений или всей системы.

Очень опасные вирусы – программы, задача которых заключается в уничтожении файлов, выводе из стоя программ и ОС или рассекречивании конфиденциальных данных.

Все компьютерные вирусы бывают двух типов – резидентные и нерезидентные.

Резидентные вирусы представляют собой программы, присутствующие в оперативной памяти либо хранящие там свою активную часть, которая постоянно заражает те или иные объекты операционной системы.

Нерезидентные вирусы загружаются лишь во время открытия зараженного файла или работы с инфицированным приложением.

Как несложно догадаться, наибольшую опасность представляют резидентные вирусы, так как время их активной работы ограничивается только выключением или перезагрузкой всей системы, а не отдельного приложения.

По особенностям алгоритма работы различают:

Простейшие вирусы – вирусы, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое дисковых секторов или файлов, поэтому его достаточно легко обнаружить.

Вирусы-спутники (компаньоны) - вирус, который не внедряется в сам исполняемый файл, а создает его зараженную копию с другим расширением.

Стелс-вирус (невидимка) – вирусы, скрывающие свое присутствие в зараженных объектах, подставляя вместо себя незараженные участки.

Полиморфные вирусы (мутанты) – вирусы, модифицирующие свой код таким образом, что копии одного и того же вируса не совпадали.

Макровирус – вирусы, которые заражают документы офисных приложений.

Троянская программа – программа, которая маскируется под полезные приложения (утилиты или даже антивирусные программы), но при этом производит различные шпионские действия. Она не внедряется в другие файлы и не обладает способностью к саморазмножению.

Черви – это вредительские компьютерные программы, которые способны саморазмножаться, но, в отличие от вирусов не заражают другие файлы. Свое название черви получили потому, что для распространения они используют компьютерные сети и электронную почту.

Сегодня наиболее распространены так называемые сетевые черви, а также макровирусы.

8) Профилактика появления компьютерных вирусов

Одним из основных методов борьбы с вирусами является, как и в медицине, своевременная профилактика. Подумайте, какие средства помогают предотвратить заражение ПК?

Резервное копирование наиболее ценных данных;

создание дистрибутивного и системного диска;

хранение всех регистрационных и парольных данных не на ПК;

проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети;

9) Антивирусные программы

Итак, особое место в этом списке занимают программные средства защиты – антивирусные программы. К какому виду ПО они относятся? (Системному ПО).

Антивирусная программа (антивирус) - программа, позволяющая выявлять вирусы, лечить зараженные файлы и диски, обнаруживать и предотвращать подозрительные действия.

Существует несколько типов антивирусных программ, различающихся выполняемыми функциями.

Полифаги . Просмотр содержимого файлов, расположенных на дисках компьютера, а также содержимого оперативной памяти компьютера с целью поиска вирусов.

Ревизоры . В режиме предварительного сканирования создает базу данных с контрольными суммами и другой информацией, позволяющей впоследствии контролировать целостность файлов (контроль над изменениями, которые происходят в файловой системе ПК).

Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Поэтому в современные антивирусные комплекты программ обычно входят компоненты, реализующие все эти функции.

3. Дополнительная информация

Итак, действительно, компьютер может заразиться. И причиной заражения действительно является вирус, только компьютерный. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к саморазмножению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его хозяина и выполняют различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безобидными, так и весьма неприятными.

Компьютерный вирус – это программа, которая может создавать свои копии и внедрять их в файлы, загрузочные секторы дисков, сети. При этом копии сохраняют возможность дальнейшего распространения. Часто вирусы обладают разрушительным действием.

2) Пути распространения компьютерных вирусов

Давайте подумаем, каковы пути распространения вирусов. (Вирусы могут попасть в ПК так же как любая другая программа). В противоположность обычным бациллам, компьютерные вирусы не передаются по воздуху: так как вирусы – это программы – средой их обитания служит только различная компьютерная техника.

Как на ПК может попасть вредоносная программа? (Через зараженные дискеты, диски, флеш-карты, посредством Интернета или по локальной сети). Обычно вирус внедряется в какой-либо документ или программу, и в начале работы вы можете не заметить ничего необычного. Однако через некоторое время вирус проявит свою разрушительную силу.


Цель урока: дать понятие “компьютерный вирус”, “антивирусная программа”; рассмотреть различные классификации вирусов; изучить методы защиты от компьютерных вирусов; познакомиться с различными антивирусными программами.

Задачи урока:

познакомить учащихся с историей возникновения вирусов;

сформировать знания о видах вирусов;

способствовать овладению знаниями о способах защиты компьютера от вирусов;

обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой.

Развивающие:

ОК-2: организовывать собственную деятельность.

ОК-3: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4: Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные:

Ок-6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК-7: брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Методы обучения:

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, маркерная доска, презентации, видеозапись (используется в качестве материала для определения темы урока), конспект урока, Интернет-ресурсы.

Помощь студентам в определении темы урока, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

Формулировка темы и задач урока.

Учащиеся разбиваются на группы по направлению интересующего материала

Помощь группам в оформлении найденной информации по теме.

Коррекция знаний студентов

Работа в группах; обобщение и систематизация понятий.

Каждая группа формулируют рабочие вопросы, ответ на которые они будут искать, используя презентацию, учебник по информатике, Интернет-ресурсы.

После заполнения своей части конспекта группы пересылают его на компьютер учителя, используя локальную сеть.

Воспроизведение опорных знаний.

Группы составляют по 3 вопроса по своему разделу.

Представители групп демонстрируют свои вопросы (в это время учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал)

Заполнение анкет рефлексии.

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия

Оценка результатов работы на уроке

Домашнее задание, ответы на вопросы по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания, вопросы по выполнению домашнего задания

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

---Давайте вспомним:Что такое компьютер?

Предполагаемые ответы учащихся:

Компьютер (англ. computer — вычислитель) — программируемое электронно-вычислительное устройство для обработки данных, передачи и хранения информации. То есть, компьютер — это комплекс программно-управляемых электронный устройств. (Слайд 1)

В чём сходство компьютера и человека?

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Процессор компьютера аналогичен мозгу человека. Как и мозг, он является центральным компонентом всей структуры строения компьютера, и руководит остальными устройствами. Без него невозможно выполнить ни одну операцию.

2. Нервная система передает сигналы от частей тела к мозгу и наоборот, по такому же образу шина данных передает информацию от процессора, с помощью сигналов, другим частям компьютера.

3. Память компьютера подобно памяти человека. На носители записывается информация, которая в будущем может быть использована. (Слайд 2)

---Теперь предлагаю посмотреть рекламный ролик. (Демонстрируется рекламный ролик)

---Свяжите просмотренную видеозапись с информатикой и постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Предполагаемые ответы учащихся: Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

---Тема урока, как вы уже предположили, – “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”. (Слайд 3)

----Верно, что компьютер, как и организм человека подвержен воздействию различных вирусов (компьютерных) и также ему необходима защита от них в виде антивирусных программ. (Слайд 4)

----Исходя из темы урока, сформулируйте задачи нашей деятельности.

Предполагаемые ответы учащихся:

1) понять, что такое компьютерный вирус и антивирусная программа;

2) узнать, какие бывают компьютерные вирусы и антивирусные программы;

3) узнать, как защитить компьютер от вирусов;

-----Итак, выслушав ваши ответы можно выделить четыре основные задачи нашего урока:

Изучить понятие “компьютерный вирус”.

Рассмотреть основные виды компьютерных вирусов.

Определить методы защиты от компьютерных вирусов.

Рассмотреть понятие “антивирусная программа”. ( Слайд 5)

----Чтобы выполнить поставленные задачи урока нам необходимо изучить большое количество материала.

Я предлагаю Вам разделиться на четыре группы и каждой группе изучить тот необходимый материал для выполнения одной задачи урока.

/Учащиеся разбиваются на группы по направлению интересующего материала./

----Перед каждой группой лежит своя часть конспекта урока, который вы будете заполнять по ходу Вашей деятельности и, который поможет Вам, в дальнейшем, при выполнении задания в классе и домашнего задания.

Ваша задача изучить предлагаемый материал по теме “Компьютерные вирусы и антивирусные программы” и заполнить свою часть конспекта, затем представить полученные результаты остальным, а те заполнят свои записи по ходу ваших выступлений.

Так, я надеюсь, мы за урок разберемся со всей информацией, решая поставленные задачи, и в результате получим конспект по теме нашего урока.

2. Поисково-исследовательский этап.

//Каждая группа формулируют рабочие вопросы, ответ на которые они будут искать, используя презентацию (Презентация 2), практикум по информатике [1], Интернет-ресурсы [3].

//После заполнения своей части конспекта группы пересылают его на компьютер учителя, используя локальную сеть.

3. Практический этап.

----В то же время группы составляют по 3 вопроса по своему разделу.

----Вторые представители групп демонстрируют свои вопросы (в это время учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал).

4. Рефлексивно-оценочный этап.

-----Сегодня на уроке изучено:

Что такое компьютерные вирусы.

Типы компьютерных вирусов.

Признаки проявления вирусов.

Программы борьбы с компьютерными вирусами.

Методы защиты от компьютерных вирусов.

Составлен развернутый конспект по теме “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”, в создании, которого принял участие каждый из вас.

Домашним заданием будет составить тестовые задания с одним верным вариантом ответа, или составить кроссворд, опираясь на составленный конспект урока по теме “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”.

Выделите картинку, отражающую ваше настроение.

Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?


-75%

Читайте также: