Модель взаимодействия логопеда со всеми участниками педагогического процесса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Большакова Юлия Владимировна

Населенный пункт: г. Челябинск

Автор: Гриднева Ирина Александровна

Населенный пункт: г. Челябинск

Анализ ситуации в настоящее время показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. При этом ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Интерактивное взаимодействие – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. Мы представляем его как усиленную целенаправленную деятельность учителя-логопеда с педагогами, родителями и воспитанниками по организации взаимодействия между собой для создания оптимальных условий развития и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Интерактивное взаимодействие характеризуется высокой интенсивностью коммуникации между участниками образовательного процесса с целью обмена информацией и рефлексией.

На наш взгляд, основными задачами интерактивного взаимодействия являются:

- создание условий для диалога между участниками образовательного процесса;

- улучшение психологической атмосферы.

Интерактивное взаимодействие реализуется посредством интенсивной коммуникативной деятельности участников педагогического процесса, разнообразием и сменой видов, форм и способов деятельности.

Мы выстраиваем интерактивное взаимодействие с учетом ряда позиций:

- информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме;

- наличие обратной связи, способствующей повышению эффективности обмена информацией и уверенности в правильности ее интерпретации.

При организации интерактивного взаимодействия мы руководствуемся принципами:

- активности и сознательности;

- открытости и доверия;

Интерактивное взаимодействие способствует становлению активной позиции у родителей в вопросах коррекционной работы с детьми, повышает их готовность сотрудничать с педагогами, проясняет родительские ожидания.

В нашей дошкольной образовательной организации интерактивное взаимодействие с участниками образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:

1. Интерактивное взаимодействие учителя-логопеда с родителями;

2. Интерактивное взаимодействие учителя-логопеда с педагогами;

3. Интерактивное взаимодействие учителя-логопеда с детьми.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями

В нашем детском саду большое внимание уделяется вопросу взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников. Это обусловлено тем, что дети группы компенсирующей направленности имеют тяжелые нарушения речи, и их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы и степени речевого развития.

В настоящее время актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Поэтому специалисты и педагоги детского сада способствуют более активному участию родителей в преодолении речевого недоразвития у детей, как дома, так и в стенах детского сада.

Наряду с традиционными формами работы, такими как: консультации, родительские собрания, рекомендации в родительском уголке и в индивидуальных тетрадях детей, мы используем интерактивные формы работы с родителями:

1. Посещение родителями фронтальной и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности;

2. Мастер-класс учителя-логопеда;

4. Интегрированное тематическое развлечение с участием детей, родителей и специалистов ДОУ;

5. Детско-родительские проекты.

Раскроем их подробнее:

1. Посещение родителями фронтальной и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности.

Цель: оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций; обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы с ребенком по автоматизации, дифференциации поставленных звуков, развитию артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, фонематического слуха.

2. Мастер-класс учителя-логопеда с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.

Темы мастер-классов отбираются с учетом пожеланий, запросов родителей.

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Интегрированное тематическое развлечение с участием детей, родителей и специалистов ДОО. Музыкальный руководитель разучивает с детьми танцы и песни. Учитель-логопед и воспитатели проводят работу по обогащению словарного запаса, разучивают стихи, пословицы, поговорки. Инструктор по физической культуре готовит эстафеты, подвижные игры, конкурсы. Родители готовят детские костюмы, газеты, активно участвуют в конкурсах и эстафетах

- Пословицы о военной службе;

- Эстафеты, подвижные игры с участием родителей;

5. Детско-родительские проекты:

Цель: вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Такая работа сближает педагогов и родителей. Проектная деятельность может проводиться в течение всего года. Родители с детьми изготавливают книжки – малышки, презентации, тематические проекты (рисунки, коллажи, поделки, альбомы, лэпбуки).

Семьи воспитанников участвуют в организации тематических выставок, обогащении предметно-развивающей среды группы (пособия на развитие воздушной струи, мелкой моторики и т.д.).

Интерактивные формы взаимодействия с педагогами

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (раздел 3 пункт 3.2.7) для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированную образовательную программу, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей.

Поэтому мы в своем детском саду создаем условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной работы. С этой целью мы организуем следующие мероприятия:

1. Мастер-класс учителя-логопеда с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.

2. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность.

Цель: включение специалистов в совместную коррекционно-развивающую деятельность, повышение эффективности работы для предъявления единых требований к организации образовательного процесса.

Цель: создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Проводится традиционно в начале учебного года перед днем дошкольного работника.

Интерактивные формы взаимодействия с детьми

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что мы должны формировать у детей активность, инициативность с учетом их индивидуальных особенностей. С целью реализации принципов содействия и сотрудничества детей и взрослых в различных видах деятельности, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, мы также используем интерактивные формы взаимодействия с детьми, которые помогают разнообразить логопедическую коррекционную работу, значительно повышают интерес детей, стимулируют речевую активность. Следующие формы работы нацелены на активное сотрудничество учителя-логопеда с детьми в рамках содержания адаптированной образовательной программы.

1. Тематическое занятие – презентация с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: расширить кругозор детей по лексическим темам, сложных для восприятия детьми; развитие лексико-грамматических средств языка и т.д. Проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.

2. Логопедическое развлечение.

Цель: Создать эмоционально приподнятое настроение, увлечь детей сказочным сюжетом; систематизировать знания детей; учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме; прививать интерес к родному языку.

3. Конкурс чтецов.

Цель: Развитие творческих способностей, артистизма, интонационной выразительности речи.

Родители совместно с воспитателем выбирают стихотворение для выступления, костюмы и атрибуты. Учитель-логопед работает над интонационной выразительностью и звукопроизношением ребенка.

4. Драматизация сказки.

Цель: формирование основ общения и поведения, расширение словарного запаса ребенка, развитие умения строить диалоги, связное и логичное высказывание, формирование эмоциональной, образной, красивой речи.

Таким образом, интерактивные формы взаимодействия позволяют:

1. Наладить тесное сотрудничество, создать атмосферу

взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса.

2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОО.

3. Достичь высоких результатов в коррекционно-речевой работе с детьми.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70.

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер: худож. Г. А. Карасева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 238.

5. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

6. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

8. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

9. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под. ред. О.И. Волжиной. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.

10. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 336 с.

11. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2014. – 320 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в дошкольном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:

обследование речи учащихся;

проведение коррекционно-логопедической работы;

общее развитие речи школьников;

-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,

программы по русскому языку;

-популяризация логопедических знаний.

Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с воспитателями групп, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией.

Содружество в работе учителя-логопеда и воспитателя предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед про-водит коррекционно-развивающие занятия, где воспитатель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру занятий. Отметим и важность посещения занятий учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение занятий помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения, на которых подробно и детально знакомит воспитателей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи дошкольников. Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя способствуют выработке единства требований к воспитаннику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает :

составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими по-вышенного педагогического внимания;

проведение дифференцированных занятий;

совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;

разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.

Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:

ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в течение недели;

логопедическая работа в условиях ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения;

отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.

1. Особенности психофизического развития школьника.

2. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?

3. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.

4. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).

5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.

Данные формы взаимосвязи с родителями оказывают существенное влияние на успешность логопедического воздействия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращается период коррекционной работы.

С результатами проведенной в течение учебного года коррекционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родительском собрании, где сообщает о детях, не нуждающихся в логопедической помощи, и о тех воспитанниках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.

Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов об-щеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений детейпозволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013–2014 учебный год Направление работы1 Сентябрь. Диагностическая работа:-Провести обследование речи детей. Заполнение речевых карт. Коррекционно - развивающая.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

( Из опыта работы учителя-логопеда Рыженковой Н.В.)

Говоря о работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, давно предполагается взаимодействие всех участников педагогического процесса ДОУ, а не только деятельность учителя-логопеда.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

Учитель-логопед и воспитатель.

Формы взаимодействия:

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;

по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;

по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);

по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;

по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.

Беседа об особенностях работы с леворукими детьми (3 детей-логопатов).

Консультации для воспитателей на педсоветах.

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда,медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

Учитель-логопед и педагог-психолог.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия:

Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.

Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедичесх знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.

Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.

Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель .

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия .

Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.

Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.

Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.

Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

Взаимодействие логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.

Цель - педагогическое просвещение родителей. (Внутри ДОУ и вне его.)

Формы взаимодействия.

Тестирование и анкетирование. Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.

Консультации – практикумы. Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.

Родительские пятиминутки. Родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Домашние игротеки. Знакомство родителей с простыми, но интересными и полезными играми, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.

Праздники и развлечения. Родители привлекаются для участия.

Общие и групповые родительские собрания.

День открытых дверей.

Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Прежде чем приступить к работе по коррекции речевого развития, проводится диагностика, которая показывает степень развития речи учащихся и соответствие её возрастным особенностям.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Федеральными государственными стандартами второго поколения во главу поставлено овладение детьми универсальных учебных действий (УУД). Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику, представляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут. Главенствующей целью образования становиться развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и успешного продолжения процесса образования на старшей ступени. Цели современного образования - предельно полное достижение развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; обеспечение возможностей эффективного самообразования.

Известно, что воспитание и образование, являясь специфической формой включения подрастающего поколения в общественные отношения, выступают как единство двух противоположностей: с одной стороны, личность вступает в общение, с другой, обособляется, присваивая себе социальную сущность. В связи с чем, становиться становится наиболее актуальный вопрос о роли речевого развития в процессе формирования личности. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

В школе существует логопедический кабинет. В него зачисляются учащиеся с речевыми нарушениями (чаще всего это учащиеся, которые мало посещали детский сад или обучались на дому). Речевое развитие осуществляется как в учебном процессе, так и на логопедических занятиях, где идет процесс развития всех сторон устной речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.

Прежде чем приступить к работе по коррекции речевого развития, проводится диагностика, которая показывает степень развития речи учащихся и соответствие её возрастным особенностям. Затем разрабатывается перспективный план по совершенствованию речевого развития учащихся.основной проблемой в речи выявлено не только отсутствие или замена звуков, но и их искажение и неточность произношения. Предложения чаще всего односложные.

Цель плана: улучшение произношения, улучшение памяти, обогащение словарного запаса, развитие воображения, развитие связной речи.

Учитывая особенности речи каждого ученика, разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений для развития органов артикуляционного аппарата. Упражнения проводятся в игровой форме, тем самым вызывая интерес у учащихся.

Чтение сказок, пословиц и поговорок. После прочтения сказок, с помощью наводящих вопросов, учащиеся пересказывают услышанное произведение. Предлагается инсценировать произведение, попробовать себя в роли героев, передавая эмоции и интонацию. Таким образом, развивается воображение, обогащается словарный запас.

Заучивание стихотворений. Разучивание стихов помогает: совершенствовать устную речь, развивать память, расширить кругозор, учит воспринимать поэзию. На этом этапе задается домашнее задание, где вместе с родителями разучивают стихотворение на определенные темы, создается совместно иллюстрация к этому стихотворению. Затем проводится совместное занятие родителей и учащихся. Они рассказывают свое стихотворение, а иллюстрация помогает им в этом.

Практика работы нашей школы показывает, что целесообразно
использовать такие формы организации работы с родителями, как: открытые занятия для родителей, родительские собрания в форме мастер - класса, тематические консультации, индивидуальные консультации (беседы), рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье,. Действенная форма взаимодействия логопеда с родителями - родительские собрания, на которых можно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методамикоррекции речи у детей младшего школьного возраста, помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. По проведению артикуляционной гимнастики проходит совместные консультации групповые. Сначала родители, работая в группах, знакомятся с основными задачами и требованиями по проведению гимнастики, а затем, под руководством логопеда или одного из родителей, сами перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. В данном случае возникает эмоционально положительный контакт, появляются более доверительные отношения между логопедом и родителями, что в дальнейшем позволяет достигать положительных результатов коррекционной работы. В работе с семьей положительно зарекомендовали себя индивидуальные консультации (беседы). Важнейший принцип ее проведения – двусторонняя активность участников. Учитель – логопед придает целесонаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника (родителя) на откровенный разговор. Надо стараться задавать вопросы таким образом, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Содержание консультаций посвящено уточнению анамнестических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, в школе, при общении со сверстниками. Начать консультацию можно с постановки острой проблемы. Индивидуальная консультация – одновременно и форма, и метод общения с родителями.

Читайте также: