Почему памятник тысячелетию россии имеет форму колокола кратко

Обновлено: 13.05.2024

Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии российского государства и посвящен всему русскому народу. Автором памятника является Михаил Осипович Микешин, впоследствии известный художник и скульптор, а в то время это была его первая крупная работа. Конечно, такую грандиозную работу не мог выполнить один человек, поэтому в создании памятника принимал довольно большой творческий коллектив. Фактическим соавтором проекта нужно считать скульптора Ивана Николаевича Шредера, многочисленные фигуры исполнили: П.С. Михаилов, Р.К. Залеман, Н.А. Лаверецкии, М.А. Чижов, А.М. Любимов.

В памятнике отражены шесть эпох истории российского государства от варягов до создания империи: основание государства, принятие христианства, победа на Куликовском поле, централизация Русского государства, начало царской династии Романовых, петровские преобразования. Внешне сооружение напоминает громадный колокол, хотя некоторые видят в нем шапку Мономаха.



Памятник Тысячелетие России, общий вид

Средний ярус символизирует самодержавие. Вокруг шара-державы - семнадцать фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой - герой, олицетворяющий свою эпоху:

Рюрик - основание государства Российского в 862 г.
Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 г.
Князь Дмитрий Донской - победа на Куликовом поле в 1380 г.
Иван III - основание Российского государства в 1491 г.
Михаил Романов - основание династии Романовых в 1613 г.
Петр I - основание Российской империи.

Фигуры нижнего яруса объединены в четыре группы - "Просветители", "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники". Здесь мы видим известных и в наше время деятелей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, М.В. Ломоносова, И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинку и многих других.

Но, также присутствуют деятели подзабытые в нашу эпоху, ввиду незначительности их деяний, или общественной конъюнктуры нашего времени: Александр Кокоринов, Федор Волков, Дмитрий Бортнянский, Ордин-Нащокин, граф Сперанский, князь Кочубей и др.

Да и в официальной царской историографии Иван IV представлен кровавым тираном. Кроме того, он не Романов. Не удостоились чести и убиенные венценосцы: Петр III и Павел I - историю пишут победители.



Справа от Рюрика изображен Дмитрий Донской — герой Куликовской битвы. Ногой он попирает поверженного татарского воина. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар.


Центральным персонажем памятника является фигура Петра I. Крылатый ангел, символизирующий гения Славы указывает ему на север - новый путь России. У ног императора — побежденный швед, пытающийся спасти разорванное знамя.

Нижний ярус



Здесь интересна композиция из двух фигур, находящаяся в правом углу фото — Петр I с сосредоточенным взглядом и сложенными на груди руками и рядом с ним человек, явно разделяющий с ним его заботы. Видно, что это самый близкий ему человек. Кто же он ? Для большинства, не знающих историю памятника, сомнений никаких не было, конечно же это самый близкий сподвижник царя "полудержавный властелин", светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Памятник Тысячелетие России

Основные моменты

Впоследствии династия Рюриковичей из княжеской переросла великокняжескую, а затем и в царскую. Представители разветвленной династии были удельными князьями и русскими царями до начала XVII века. Последними монархами из этого рода стали Федор I Иоаннович, скончавшийся в 1598 году, и Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы.

Как был создан исторический монумент

Первую премию в четыре тысячи рублей получил выпускник Российской Академии художеств 23-летний живописец Михаил Никишин. Молодой художник понимал общую идею памятника, но не обладал опытом работы со скульптурой, поэтому он привлек для работы своего ровесника Ивана Шредера, который в то время был вольноопределяющимся учеником, посещавшим скульптурный класс Академии художеств.

В 1857 году по стране был объявлен сбор средств для памятника. В нем приняли участие представители разных сословий. Россияне пожертвовали для монумента 150 тысяч рублей, и правительство выделило еще 400 тысяч из государственной казны.

Гранит для фундамента в Великий Новгород привозили с северных берегов Ладоги – из Сердобольских каменоломен. Бронзовые детали изготавливали на литейных предприятиях Плинке и Никольса в Санкт-Петербурге, а потом по Неве и Волхову переправляли в Великий Новгород. Общий вес использованного металла составил 100 тонн. Известно, что готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Торжественное открытие исторического монумента прошло с участием семьи российского государя в начале сентября 1862 года и продлилось три дня. Красочное событие осталось в истории, благодаря живописному полотну, которое создал преподаватель Михаила Никишина – академик и мастер батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде.

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент имеет колоколообразные очертания и внушительные размеры. Он построен на фундаменте, углубленном в землю на 10 метров. Сам памятник подпирает гранитное основание высотой 6 м, а общая высота монумента достигает 15,7 м.

Среднюю часть занимает 17 фигур, высотой 3,3 м. Композиционно они разбиты на шесть скульптурных групп, ориентированных по разных частям света. Это символические этапы российской истории – призвание варягов, крещение Руси, Куликовская битва, основание самодержавного царства, рождение династии Романовых и образование Российской империи. Державу окружают скульптуры исторических персонажей, сыгравших главные роли на различных этапах русской истории. Это фигуры первого князя Рюрика, киевского князя Владимира Святославовича, Дмитрия Донского, Ивана III, Михаила Федоровича Романова, князя Пожарского, Козьмы Минина и Петра I.

Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год) Крещение Руси (988—989 годы)

Начало династии Романовых (1613 год) Образование Российской империи (1721 год)

История памятника в XX веке

К тому времени исторический монумент оказался в полуразрушенном состоянии. Его верхняя часть была почти полностью уничтожена. На постаменте стоял покореженный памятник, многие детали которого отсутствовали – не хватало мечей, посохов, щитов и копий.

В последующее время было проведено несколько реставраций монумента, последняя из которых прошла в середине 1990-х годов.

Как добраться

Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.

Как выбирали персонажей для памятника

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

Верхний ярус. Православие

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского



В соответствии с архивными записями, о создании Новгородской достопримечательности лично отдал распоряжение император Александр II Николаевич. Правительство организовало конкурс на лучший проект монумента. В губернии разослали извещение о добровольном сборе средств.

Церемониальное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. В тот знаменательный день произошли и другие события: Рождество Пресвятой Богородицы, 482 годовщина Куликовской битвы и 19-летие цесаревича Николая.


Создание монумента обошлось в полмиллиона рублей. Собранные пожертвования составили пятую часть суммы, поэтому остальные 400 тыс. рублей выделили из государственной казны.

На трёхдневном праздновании присутствовали Александр II, императорская семья, почти 12 тыс. военнослужащих и многотысячная публика. По словам очевидцев, на эти три дня население Новгорода увеличилось почти вдвое. Многие не могли понять, почему этот важный памятник воздвигли в периферийном Новгороде, а не в столице? Во-первых, именно в Новгороде правил первый русский князь Рюрик. Во-вторых, монумент задумывался как возвышение российского самодержавия, а не государства.

История создания монумента

Михаил Микешин / Первый эскиз памятника.

Вряд ли бы ему пришло в голову что-либо подобное, будь он профессиональным скульптором. А вот художественное восприятие позволило Микешину расширить горизонты, стереть границы между монументальным искусством и живописью. Его идея отражала желание Александра II создать памятник, который бы изображал историю России сквозь века.

Особенности композиции памятника


Композиция, включающая 126 фигур, не казалась слишком массивной. Общая высота памятника составляет 15,7 м, диаметр постамента — 9 м, сферы — 4 м, а горельефа — 26,5 м. Вверху композицию венчает статуя женщины-России, приклонившей колени перед ангелом, который держит крест. На сфере державы выбит рельефный орнамент с изображением крестов.


В средней части композиции находится 17 скульптурных фигур, объединённых в группы. Каждая группа направлена в определённую сторону света, как бы показывая роль каждого правителя в усилении русских границ.


Наиболее плотный слой памятника — третий, поскольку в его горельефе насчитывается 109 персонажей. Они образуют отдельные группы, среди которых фигуры государственных мужей, полководцев, писателей, художников, просветителей и других выдающихся деятелей.

Кого увековечили в памятнике и почему Россия осталась без Ивана Грозного

Русские писатели, увековеченные в бронзе.


Группа деятелей культуры насчитывает 16 фигур. Ряд начинается с Ломоносова, который беседует с Кокориновым, Державиным, Фонвизиным и Волковым. Примечательно, что гении русской литературы Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь одеты в тоги — римские классические одежды.

Горельефы Кирилла и Мефодия / Нестора Литописца.


В просветителях изображён 31 персонаж. Начинают мини-композицию Кирилл и Мефодий. В этом ряду представлена фигура основателя Киево-Печерской лавры — Феодосия, а также основателей других монастырей. Рядом с ними на камне восседает Нестор Летописец.

Скульптуры Петра I и Владимира Великого.


Деятели государства образуют группу в 26 фигур. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах начинают круг. Пётр I изображён вместе с Яковом Долгоруким. Перед императрицей Екатериной Великой на коленях склонился Григорий Потёмкин. Замыкает ряд Николай I. Александр II не решался включить в композицию фигуру отца, ведь его кончина произошла недавно.

Наиболее многочисленной является группа, представляющая военных деятелей и героев — 36 фигур. Здесь представлены исторические личности русских князей Святослава, Мстислава, Даниила Галицкого; полководцев Александра Невского и Дмитрия Донского. В монументе также присутствует фигура украинского гетмана Богдана Хмельницкого и национального героя Ивана Сусанина.

Российские великие князья.

Современный вид памятника в Великом Новгороде.

Читайте также: