Step анализ это кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Привет на связи Василий Жданов в статье рассмотрим PEST-анализ предприятия. Изменения в бизнес-среде могут создать большие возможности для современной организации, а также вызвать значительные угрозы.

Например, возможности могут появиться от новых технологий, которые помогают привлечь новых клиентов, от новых потоков финансирования, которые позволяют инвестировать в более совершенное оборудование, от измененной государственной политики, которая открывает новые рынки.

Угрозы могут включать дерегулирование, которое подвергает фирму усиленной конкуренции, сокращающийся рыно или повышение процентных ставок, которые могут вызвать проблемы, если компания обременена долгами.

На помощь в оценке факторов приходит PEST – анализ. Что это такое рассмотрим наглядно в рамках данной статьи.

Что такое PEST — анализ?

PEST-анализ — это стратегический бизнес-инструмент, используемый организациями для выявления, оценки, организации и отслеживания макроэкономических факторов, которые могут повлиять на бизнес в настоящее время и в будущем.

В структуре PEST-анализа рассматриваются возможности и угрозы со стороны политических, экономических, социальных и технологических сил. Результаты анализа служат основой для процессов стратегического планирования и способствуют исследованию рынка.

PEST-анализ (политический, экономический, социальный и технологический) — это метод управления, посредством которого организация может оценить основные внешние факторы, влияющие на ее работу, чтобы стать более конкурентоспособной на рынке. Как указано в аббревиатуре, эти четыре области являются центральными для этой модели.

Оценка стоимости бизнеса
Финансовый анализ по МСФО
Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel
Оценка акций и облигаций

Исторический аспект PEST — анализа

Считается, что PEST-анализ был впервые представлен под названием ETPS профессором Гарварда Фрэнсисом Агиларом. В публикации 1967 года он представил экономические, технические, политические и социальные факторы как основные индикаторы, влияющие на бизнес-среду. Впоследствии буквы были переставлены для создания удобной и причудливой аббревиатуры, используемой сегодня.

Необходимость PEST – анализа

PEST-анализ полезен по четырем основным причинам:

  • он помогает определить деловые или личные возможности и заблаговременно предупредить о значительных угрозах;
  • он показывает направление изменений в бизнес-среде;
  • он помогает избежать запуска проектов, которые могут потерпеть неудачу по независящим причинам;
  • он может помочь освободиться от сомнительных предположений, когда фирма выходит на новый рынок, регион.

Эти инструменты дополняют друг друга и часто используются вместе.

Области исследования PEST — анализа

Комплексная оценка основных областей влияния, которые воздействуют на сектор, а также сама организация, может способствовать более эффективному стратегическому планированию. Это планирование используется, чтобы максимизировать способность организации извлекать выгоду из внешних условий, поскольку они существуют, и быть предупрежденной и лучше подготовленной к неизбежным изменениям, позволяя организации опережать конкурентов.

Основные элементы PEST-анализа:

  • P — Политический аспект анализа. PEST-анализ фокусируется на областях, в которых государственная политика и изменения в законодательстве влияют на экономику, конкретную отрасль и организацию, о которой идет речь. Области политики, которые могут особенно затронуть организацию, включают законы о налогах и занятости. Общий политический климат нации или региона, а также международные отношения могут оказать значительное влияние на организацию.
  • E — Экономическая часть PEST-анализа ориентирована на ключевые факторы интереса и обменные курсы, экономический рост, спрос и предложение, инфляцию и рецессию.
  • S – Социальными факторами PEST-анализа являются демография и возрастное распределение, культурные отношения, а также тенденции на рабочем месте и образ жизни.
  • T — Технологический компонент учитывает особую роль и развитие технологий в отрасли и организации, а также более широкое использование, тенденции и изменения в технологии. Государственные расходы на технологические исследования также могут представлять интерес в этой области.

Применение PEST – анализа

PEST-анализа также может применяться при оценке внутренней структуры организации с целью выявления сильных и слабых сторон ее внутренней политики, экономических перспектив, социального климата и технологической базы. Результаты этого анализа могут способствовать изменениям или улучшениям в областях, определенных как неподходящие.

Для чего используется?

Результаты PEST-анализа полезны для информирования других инструментов управления бизнесом.

Существует множество вариаций этой структуры, в которых рассматриваются различные внешние факторы в зависимости от отрасли или рынка, на котором работает организация.

  • помогает оценить, как стратегия вписывается в более широкую среду и стимулирует стратегическое мышление;
  • предоставляет обзор всех важных внешних воздействий на организацию;
  • поддерживает более решительное и компетентное принятие решений;
  • помогает в планировании, маркетинге, организационных изменениях, разработке бизнеса и продуктов, управлении проектами и исследовательских работах.

Алгоритм применения

Шаг 1: формируем список политических факторов. Среди них могут быть:

  • сроки выборов в стране;
  • государственная политика или политика конкретного региона;
  • претенденты на выборах;
  • взгляды власти на политику в стране и регионе;
  • планируемые и ожидаемые изменения в законах;
  • влияние законов на бизнес;
  • тенденции к регулированию;
  • подход государства к корпоративной политике;
  • возможные сроки предполагаемых законодательных изменений;
  • прочие факторы в политике.

Шаг 2: Составляется список экономических факторов. Среди них:

  • стабильность экономики;
  • рост или сокращение экономики в стране;
  • стабильность курсов валют, рубля;
  • уровень доходов населения;
  • изменение уровня доходов населения;
  • уровень безработицы;
  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • возможности получения кредитов предприятиями;
  • глобализация экономики;
  • прочие факторы.

Шаг 3: Формирование факторов социально-культурной среды. Среди них:

  • возраст населения;
  • демографические показатели;
  • уровень здоровья населения;
  • социальная мобильность населения;
  • модель занятости;
  • тенденции на рынке труда;
  • социокультурные изменения;
  • религиозные настроения;
  • образ жизни;
  • прочие факторы.

Шаг 4: формирование технологических факторов. Среди них:

  • наличие новых техник и технологий;
  • возможность появления новых технологий;
  • наличие доступа к новым технологиям у конкурентов;
  • исследовательские работы в стране;
  • инновационная инфраструктура;
  • технологические центры и их деятельность.

Шаг 5: Выявление возможностей

Разработать возможности для повышения уровня конкурентоспособности компании на базе выявления факторов.

Шаг 6: Выявление угроз

Выявить возможные угрозы среди перечисленных факторов и устранить их влияние.

На схеме здесь представлен алгоритм проведения PEST – анализа.

Пример PEST – анализа для банковской отрасли

Факторы Важность Сила влияния Направленность влияния Степень важности фактора Описание и комментарии
1. Политико-правовые 2
1.1. Изменение законодательства 3 3 1 9 Необходимость изыскания финансовых ресурсов
1.2. Правительственная политика 1 1 -1 -1 Риск возникновения новых законов
1.3. Установленные законом нормативы 3 2 -1 -6 Жесткие стандарты
2. Экономические факторы -5
2.1. Колебание рыночной конъюнктуры, цен, курсов 3 3 -1 -9 Длительный срок окупаемости инвестиций
2.2. Финансовое состояние банка 2 3 1 6 Улучшение финансовых показателей
2.3. Инфляция 1 2 -1 -2 Увеличение стоимости услуг
3. Социально- культурные факторы -5
3.1. Возрастающие потребности населения 2 2 1 4 Ужесточение требований к услугам
3.2. Изменение стиля жизни потребителей 3 3 -1 -9 Изменение представлений об услугах
4. Технико-технологические факторы 9
4.1. НТП в банковской сфере 3 3 1 9 Появление новых технологий и оборудования

  • технико- технологические;
  • политико-правовые.

Негативное влияние оказывают:

Часто задаваемые вопросы?

Вопрос № 1. Отличается ли PEST – анализ у разных компаний?

Ответ. PEST-анализ полезен для любой организации, которой необходимо оценить текущие и будущие рынки. Значение каждой области в анализе PEST будет варьироваться для разных секторов промышленности. Например, для ИТ-организаций, вероятно, будет сделан особый акцент на технологическом элементе по сравнению с теми, которые занимаются вопросами здравоохранения, туризма, добычи полезных ископаемых, обороны и банковского дела.

Вопрос № 2. Как выглядит матрица PEST – анализа?

Ответ. Она отражена в таблице ниже.

Матрица PEST анализа

Государственная политика, политическая стабильность или нестабильность, бюрократия, коррупция, регулирование конкуренции, внешнеторговая политика, налоговая политика, торговые ограничения, законы о труде (охране окружающей среды), гранты и инициативы в области финансирования и т. д.

Какая государственная политика или политические группы могут быть полезными или вредными для нашего успеха?

Экономические тенденции, темпы роста, рост отрасли, сезонные факторы, международные обменные курсы, международная торговля, затраты на рабочую силу, располагаемый доход потребителей, уровень безработицы, налогообложение, инфляция, процентные ставки, доступность кредитов, денежно-кредитная политика, стоимость сырья и т. д.

Какие экономические факторы будут влиять на движение вперед?
Как показатели экономики влияют в данный момент?

Отношение и общие убеждения относительно целого ряда факторов, включая деньги, обслуживание клиентов, импорт, религию, культурные табу, здоровье, работу, отдых, окружающую среду; рост населения и демография, иммиграция , структура семьи, тенденции образа жизни и т. д.

Как убеждения и ценности наших клиентов влияют на их покупательские привычки?

Технологическая и коммуникационная инфраструктура, законодательство о технологиях, доступ потребителей к технологиям, технологии и разработки конкурентов, новые технологии, автоматизация, исследования и инновации, регулирование интеллектуальной собственности, технологические стимулы и т. д.

Какие технологические достижения и инновации доступны или на горизонте?

Заключение

PEST-анализа — это простой и широко используемый инструмент, который помогает анализировать политические, экономические, социокультурные и технологические изменения в бизнес-среде.

PEST-анализа помогает понять политические, экономические, социальные и технологические изменения, которые будут определять бизнес-среду.

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

STEP-анализ – это инструмент выявления социальных (social), технологических (technological), экономических (economic) и политических (political) факторов, которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на компанию и ее деятельность.

Разделение всех факторов на четыре основных группы и выделение именно их в качестве наиболее важных связано с тем, что:

  • политика отражает деятельность властей, а значит формирует в определенной степени среду организации;
  • экономика определяет распределение имеющихся ресурсов в рамках всего государства;
  • социальная сфера в данном анализе исследует поведение покупателей и причины того или иного покупательского поведения;
  • технология влияет на возникающие рыночные изменения в условиях труда и производства продуктов.

Матрица STEP-анализа представляет из себя таблицу, разделенную на графы: группа факторов, в каждой из этих групп прописываются сами факторы, их проявление и возможные действия компании, направление на предотвращение или минимизацию потерь от их негативного проявления. Все факторы подлежат балльной оценке, отражающие степень влияния или значимости каждого из них для данной организации.

В связи с тем, что для одних компаний важнее одна группа факторов (например, социальная), а для других другая (например, политическая), то данный вид анализа имеет различные названия: STEP и PEST соответственно, в которых или один, или другой фактор выходит на первое место.

PEST-анализ — это инструмент, помогающий топ-менеджерам управлять компаниями. Решения менеджмента зачастую базируются на интуитивных действиях. Работа менеджера бывает неопределенной, и для придания его действиям большей формальности был составлен PEST-анализ.

pest анализ - Пошаговое руководство по PEST-анализу – увеличивайте прибыль грамотно

PEST-анализ — что это такое

PEST analysis — это инструмент работы менеджера. Аббревиатура PEST включает следующие понятия:

  • Political — внешняя политика компании;
  • Economics — экономические отношения компании;
  • Socio-culture — социально-культурные связи компании;
  • Technological — технологические возможности компании.

Исследование еще могут называть STEP-анализом, но суть остается прежней — как от перемены мест слагаемых не меняется сумма. Это такое исследование, которое позволяет взглянуть на деятельность компании как бы сверху. СТЕП-анализ оценивает положение компании на рынке.

pestle - Пошаговое руководство по PEST-анализу – увеличивайте прибыль грамотно

Автор методики — профессор Фрэнсис Агилар, преподающий в Гарварде. Он придумал методику в 1967 году, тогда она называлась ESTP. В последующем аббревиатуру видоизменили для удобства произношения.

Разница между SWOT и PEST-анализом

SWOT и PEST-анализы преследуют единую цель — определение долгосрочных перспектив предприятия. Однако SWOT-анализ разработан еще в 70-х годах. Он включает следующие положения:

  • strengths — сильные стороны;
  • weaknesseses — слабые стороны;
  • opportunities — возможности;
  • threats — угрозы.

SWOT-анализ учитывает как внешние, так и внутренние условия работы. Направленность ПЕСТ-анализа — в большей степени на внешние факторы.

Как провести PEST-анализ

Чтобы провести PEST analysis, необходимо:

  • определить внешние факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование компании;
  • оценить их долгосрочную динамику;
  • выработать стратегию дальнейшей работы предприятия в соответствии с динамикой внешних факторов.

Для сбора первичной информации следует воспользоваться специализированной экономической литературой, отследить рыночную ситуацию в регионах, изучить отчеты аналитических агентств.

Далее нужно оценить, как эти факторы могут повлиять на отрасль, которой занимается организация. В этом помогут эксперты. Они должны дать оценку каждому фактору в отдельности, а также оценить вероятность их изменения в ближайшем будущем.

Завершается PEST-анализ разработкой наиболее оптимальной стратегии функционирования организации. Стратегия должна учитывать вероятные риски.

Зачем проводить PEST-анализ

ПЭСТ-анализ нужен для правильной оценки возможностей организации. Малый бизнес, начинающие проекты могут позволить себе работать интуитивно, основываясь лишь на собственных представлениях об окружающей ситуации. Но для среднего и крупного бизнеса подобная тактика может окончиться провалом.

С помощью СТЭП-анализа компания может оценить внешнюю угрозу, выработать тактику защиты от конкурентов, разработать преимущества. Для максимально эффективной работы организации следует выработать четкую стратегию производства. PEST-анализ — пример стратегических шагов:

  • разработка выпускаемой продукции;
  • действия в отношении целевой аудитории;
  • усиление или ослабление влияния в регионах;
  • инвестиции или привлекаемое внешнее финансирование.

Исследование дает возможность оценить риски организации, особенно в отношении макроэкономики.

Необходимость PEST-анализа

PEST analysis — обязательный инструмент работы менеджера. Он нужен для объективной оценки положения организации на рынке, отслеживания рисков. Анализ снижает вероятность ошибок при интуитивном определении стратегии работы компании.

Для чего используется

Использовать PEST analysis должны менеджеры, отвечающие за продвижение компании на рынке. Методика позволяет создать четкое представление об условиях окружающей среды, правильно оценить риски и возможности. Это поможет определить дальнейший путь развития предприятия.

Алгоритм применения

PEST analysis включает следующие этапы:

  • сбор информации о внешних факторах и разделение ее по четырем группам;
  • определение степени влияния изученных факторов на отрасль организации — для этого понадобится привлечение экспертов;
  • разработка стратегии работы организации с учетом полученных рисков и возможностей.

Результаты ПЕСТ-анализа заносятся в сводную таблицу.

Алгоритм проведения PESTLE-анализа

Четырех групп внешних условий не всегда достаточно для создания полноценной стратегии. Поэтому PEST-анализ был модифицирован, и появились дополнительные блоки.

PESTLE-методика (или PESTEL-методика) включает две дополнительные группы условий:

  • L — legal, правовые особенности;
  • E — ecological, экологические условия.

Второй вариант — PESTLI-методика. Буква I в данном случае означает Industry — исследование конкурентов.

Последовательность действий не отличается от классического PEST-исследования.

Политические факторы

Обязательной оценке подвергаются следующие political, политические факторы:

  • состояние мировой политики — враждующие и дружащие страны, финансовые взаимоотношения между ними;
  • внешнеполитические отношения страны, где находится предприятие;
  • отношение страны к различным политическим союзам, обществам;
  • состояние внутренней политики;
  • состояние налоговой политики;
  • степень влияния государства на отрасль предприятия;
  • величина государственных субсидий для региона, где находится организация.

Оценка политических аспектов особенно важна для крупных организаций.

Экономические факторы

Экономические факторы играют важную роль в функционировании предприятия. На них следует обращать самое пристальное внимание:

  • инфляция;
  • уровень доходов населения;
  • уровень безработицы;
  • ставка рефинансирования;
  • изменение курса рубля;
  • цена нефти;
  • возможности конкурентов;
  • развитие отраслевых рынков.

От экономических аспектов PESTEL-анализа зависит закладка бюджета компании.

Социальные факторы

Социально-культурные факторы оказывают лишь косвенное влияние на работу организации. Сюда входят:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • уровень жизни населения;
  • средняя заработная плата;
  • культурные ценности, традиции;
  • развитие образовательной системы;
  • количество трудоспособных жителей.

Исследование социальных условий при проведении PESTLE-анализа необходимо для составления портрета целевой аудитории.

Технологические факторы

Современные технологии оказывают прямое влияние на бизнес. В этот раздел включены новые производственные технологии, интернет, реклама.

Особое внимание уделяется интернет-маркетингу, маркетинговым обновлениям. Интернет-реклама имеет колоссальное значение. Продвижение компании в социальных сетях, создание собственного сайта помогут повысить прибыль.

Факторы окружающей среды

В эту группу входят особенности климата, преобладающей погоды в регионе. Учитываются влияния экологической обстановки на покупательскую способность целевой аудитории.

Юридические факторы

Сюда включают изменения в законодательной базе, которые оказывают влияние на продуктивность предприятия. Учитываются законы о защите прав потребителей, трудовой безопасности.

Основные факторы PEST-анализа

PEST-анализ включает те же факторы, что и методика STEEPLE, за исключением правовых и экологических аспектов. Исследование может служить первичной тактикой, а по необходимости менеджеры оценивают риски по дополнительным аспектам.

P — political

Работа предприятия сильно зависит от политических факторов. При этом не важно, на каком уровне находится бизнес — региональный, государственный, общемировой. Убытки или прибыль компании могут зависеть от единственного принятого закона.

E — economical

Здесь важно изучать уровень спроса и предложения в рыночном сегменте компании. Отслеживать курсы валют, стоимость нефти. Также необходимо проводить сравнительный анализ затрат в прошлом году с затратами в текущем году. Это позволит спрогнозировать затраты на будущий год.

S — socio-cultural

Социально-культурные аспекты составляют портрет целевой аудитории. Особенности культуры, традиции, религиозные убеждения оказывают влияние на покупательский спрос на продукты предприятия.

T — technological

Ценность технологических факторов ежегодно возрастает. Технологии развиваются и оказывают все большее влияние на работу компаний в любой отрасли. Сюда относят научные открытия, разработку новых технологий, влияние интернета.

Преимущества проведения анализа PESTEL

Дополнительные критерии анализа ПЕСТЕЛЬ делают разработку стратегии компании более точной. С помощью экологических аспектов портрет целевой аудитории составляется эффективнее. Правовые аспекты исключают малейшую возможность рисков.

Для крупных предприятий методика PESTEL является оптимальным вариантом. Пример абстрактного предприятия, занимающегося изготовлением натуральной мебели. Оценка аспектов методики:

  • политические — риск минимальный;
  • экономические — риск минимальный, мебель всегда востребована;
  • социально-культурные — не оказывают негативного влияния;
  • технологические — не предполагается появления принципиально новых технологий изготовления мебели.

Если остановиться на этих четырех аспектах, то риски для организации минимальны, перспективы благоприятные. Но если оценить дополнительные аспекты и сделать из PEST-анализа PESTEL, то риски меняются. Экологические аспекты — вырубка деревьев может всколыхнуть внимание защитников природы. Правовые аспекты в данном случае менее влиятельны, но отслеживать их тоже нужно.

PEST-анализ, а также его разновидность PESTEL — обязательный элемент работы среднего и крупного бизнеса. Он позволяет оценить возможности предприятия, минимизировать риски, создать полноценную стратегию долгосрочной работы.

Читайте также: