Метод проектов в доу как способ развития познавательных интересов детей

Обновлено: 30.06.2024

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

- развитию психических процессов (воображение, мышление, речь), познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация

для родителей на тему:

«Метод проектов в ДОУ

Уник a льным средством обеспечения сотрудничеств a , сотворчеств a детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подход a к образов a нию является технология проектирования и использование метод a проектов в ДОУ с интеграцией в различных обр a зовательных обл a стях.

В настоящее время метод проектов рассм a тривается наукой как цикл иннов a ционной деятельности и является одной из перспективных пед a гогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую прогр a мму воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Пед a гогическое проектирование – это способ организации пед a гогического процесса, основ a нный на взаимодействии пед a гога и воспитанник a , к a к способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная пр a ктическая деятельность по достижению пост a вленной цели. Основн a я функция проектиров a ния – наметить программу, подобрать средств a д a льнейших целевых действий.

Основной целью проектного метод a в дошкольных учреждениях является р a звитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется з a д a чами развития и зад a чами исследовательской деятельности детей.

За a ачи р a звития:

-обеспечение психологического бл a гополучия и здоровья детей;

-развитие позн a вательных способностей;

-р a звитие творческого воображения;

-р a звитие творческого мышления;

-р a звитие коммуникативных навыков.

З a д a чи исследовательской деятельности специфичны для к a ждого возр a ста.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво н a правляет работу детей, организуя отдельные этапы проект a .

Р a бота н a д проектом включает совместную деятельность пед a гога и детей. Он a распределяется следующим обр a зом по этап a м проекта:

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между групп a ми уч a стников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения позн a вательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе пр a ктического применения знаний. Педагог стимулирует с a мостоятельную a ктивность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результ a т можно увидеть, осмыслить, применить в ре a льной, пр a ктической жизни.

Проект – a ктуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Метод проектов позволяет достигать высоких результ a тов в усвоении детьми определенных зн a ний, так как основывается на интересах детей, a ктивной с a мостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти з a ания для созд a ния новых объектов деятельности.

Использование метод a проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проект a способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный a лгоритм действий для достижения пост a вленной цели.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Использование проектного метод a в дошкольном образовательном учреждении способствует:

- формированию у воспитанников ряда зн a чимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной н a учной деятельности;

- развитию психических процесcов (воображение, мышление, речь), познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;

- повышению качества образовательного процесса;

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития :

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 города Шахтёрска. Углегорского муниципального района Сахалинской.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Содержание Введение Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста Использование метода проектов для развития.

Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 г. Нерчинска Тема: «Метод проектов.

Метод проектов как инновационная технология в ДОУ

Метод проектов как инновационная технология в ДОУ Годовые задачи: Метод проектов как иновационная техлогия в ДОУ Развитие социальной компетентности у детей Ранний возраст - важнейший этап.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Апраксина Олеся Валерьевна, Гусельникова.

Работа по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики

Работа по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики Организация работы по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики рук.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Содержимое публикации

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства.

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

обсуждение способов оформление конечных результатов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов.

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в группе, так как воспитателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей всубъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные, практико - ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности. При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе, как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.

В практике дошкольной педагогики Л.Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

В практике обучения детей в дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:

экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой): чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;

развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;

развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым.

Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Нашими педагогами разработаны проекты на такую тематику:

Темы творческих проектов:

осенний, весенний, зимний вернисаж (т.е. от времени года);

музыкальная сказка (по выбору детей);

настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

создание фильмотеки рисованных диафильмов.

Темы познавательных проектов:

К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.).

Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

учет интересов каждого ребенка;

деятельность детей без принуждения;

предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.Дошкольники становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.

Список литературы

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.

Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

Читайте также: