Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга в доу
Обновлено: 05.07.2024
Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год
Группа № . . (2 младшая)
Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
В работе с детьми использовались следующие технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.
Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.
Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.
Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1
Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
диагностика младшая 3-4.pdf
диагностика подготовительная 6-7.pdf
диагностика средняя 4-5.pdf
диагностика старшая 5-6.pdf
Краткое описание документа:
Комплекс диагностических средств для проведения
педагогического мониторинга
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование. В соответствии с ФГОС ДО (п. 4.3–4.5), целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач п. 3.2.3 ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года): − индивидуализировать образование (в том числе поддержку ребенка, построение образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); − оптимизировать работу с группой детей.
Инструментарий представлен в виде карт наблюдений развития воспитанников по всем направлениям развития в образовательных областях: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.
Кузоватова Елена Владимировна
Комплекс диагностических средств, для проведения педагогического мониторинга.
п/п Возраст ребенка Объект мониторинга Диагностический инструментарий Сроки проведения Ответственный Вид, форма отчетности
Педагог-психолог Карта, диаграммы динамики развития
Уровень развития детей в соответствии с возрастными нормами: уровень развития инициатив Н. А. Кротова,
3 4-6 лет Уровень физического развития (скоростных качеств, динамической силы, скоростно-силовой выносливости) Тесты системы мониторинга физической подготовленности в дошкольных образовательных учреждениях май Воспитатели Сводная таблица
Уровень развития детей в соответствии с возрастными нормами уровня развития инициатив Н. А. Кротова,
Индивидуально по мере необходимости Воспитатели Протоколы
Индивидуально по мере необходимости Педагог-психолог Протоколы
Индивидуально по мере необходимости Педагог-психолог
Индивидуально по мере необходимости Педагог-психолог Протоколы
Индивидуально по мере необходимости Педагог-психолог Протоколы
Выявление уровня психологической комфортности М. Быкова,
Индивидуально по мере необходимости Педагог-психолог Протоколы
4 6-7 лет Уровень физического развития (скоростных качеств, динамической силы, скоростно-силовой выносливости) Тесты системы мониторинга физической подготовленности в дошкольных образовательных учреждениях май Воспитатели Сводная таблица
Функциональная готовность к обучению в школу Н. А. Кротова,
Индивидуально по мере необходимости
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог Протоколы
Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.
Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть 5: способы проверки результатов освоения программы Способы проверки результатов освоения программы. 1. Указывается график проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез);.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Что такое мониторинг?
В рамках контроля как вида управленческой деятельности сравниваются запланированное и реальное состояния контролируемого объекта, например достижения детей в рамках освоения образовательной программы. Наиболее часто встречающейся проблемой при организации контроля деятельности ДОУ является сбор значительного количества информации. Эта информация собирается несистематично в течение ряда лет — или если и собирается, то не анализируется в полном объеме. Кроме того, периодичность сбора информации носит случайный характер, то есть никто не устанавливает, с какой периодичностью необходимо собирать информацию о том или ином объекте.
Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую воспитатели детского сада пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.
Таким образом, использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
· постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
· изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
· компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы.
1. Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
Что изучается в рамках образовательного мониторинга в детском саду?
1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения . Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
— физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
— степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;
— степень готовности ребенка к школьному обучению;
— удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
2. Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность детского сада и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты мониторинга педагогического процесса ДОУ следует обеспечить его направленность на отслеживание качества:
— образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов;
— организации самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответствующими ресурсами и создании необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга должен быть включен анализ условий, обеспечивающих качество педагогического процесса в ДОУ:
— кадровый потенциал ДОУ (особенности профессиональной компетентности педагогов);
— развивающая среда ДОУ.
Каковы характеристики инструментария образовательного мониторинга в детском саду?
Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Под критерием (от греч. kriterion — средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов , применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Рассмотрим характеристики данных методов и особенности их использования.
К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники. Кратко охарактеризуем возможность их использования в деятельности воспитателя.
Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.
В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т.д.), требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
К малоформализованным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что мало- формализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Более подробно мы рассмотрим наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мониторинга в детском саду.
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
В завершение хотелось бы отметить, что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.
Читайте также: