Коммуникативная деятельность во 2 младшей группе детского сада по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усво­ение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оцени­вать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверс­тниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоцио­нальной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелатель­ного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, раз­витие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; формирование у ребенка представлений о самом себе и элементар­ных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формирование предпосылок и основ экологического мироощуще­ния, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям; формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Форми­рование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Раз­витие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целе­направленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положитель­но относиться к ним.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспи­тание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потен­циально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситу­ациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопаснос­ти дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходи­мости выполнения этих правил.

Тема недели

Детский сад. Игрушки

Едет с поля урожай (овощи)

Что растет в саду? (фрукты)

Осень-художница

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

Перелетные птицы

Что растет в лесу? (грибы)

Дары леса (ягоды)

Деревья осенью

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

У бабушки в деревне

(домашние животные)

У бабушки в деревне

(домашние птицы)

Кто живет в лесу?

(животные России)

Кто живет в лесу?

(животные Африки и Антарктиды)

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

Здравствуй, зимушка-зима!

Зимующие птицы

Зимний лес. Деревья.

Новогодний карнавал

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

Каникулы

Одежда, обувь

Игры во дворе

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

Едем, летим, плывем

(наземный транспорт, виды транспорта, профессии на транспорте)

Едем, летим, плывем

(водный и воздушный транспорт, виды транспорта, профессии на транспорте)

Буду в Армии служить

Мой друг Светофорыч

(правила дорожного движения)

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

Весна

Мамин день. Семья

Посуда. Продукты питания

Мебель. Бытовые приборы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Уважение к труду взрослых

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельности

Тема недели

Уголок природы

Дружит небо и земля

Родной край

Наш город

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Фотоальбом, атрибуты для игры, хрестоматия.

Рассматривание портфолио группы.

Закрепить основные правила поведения детей в группе и на участке детского сада.Воспитывать привычку безопасного поведения в детском саду.

Обустройство детских площадок.

Учить детей доброжелательному отношению

к взрослым. Раскрыть значение вежливых

слов, формировать у детей потребности в

доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать желание помогать взрослым.

Сюжетные картинки о профессиях

Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет.

Беседы о профессиях, встречающихся в детском саду.

Учить детей обращаться друг к другу по

имени. Учить мальчиков и девочек общению

друг с другом, самостоятельно выражать свою

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Атрибуты к игре.

Картинки с изображением овощей и фруктов.

Раскраски, карандаши, альбомы.

Загадки о спорте.

Загадки о спорте.

Атрибуты к игре.

Тема. Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные

особенности своей внешности

Атрибуты к игре.

Личные фотографии детей.

Беседа «Как меня зовут? Сколько

Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу.

Фотографии, предметные картинки, открытки, загадки, дидактические игры.

Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

Фотографии, сюжетные картинки, открытки, , дидактические игры.

Игровая ситуация «Я люблю

Беседа: «Как я с мамой ходил в

Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей. Учить детей быть внимательными. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Атрибуты к играм.

Игрушки и вещи детей.

Игровая ситуация «Найди свою

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Закреплять основные правила безопасного поведения в быту: самостоятельно не включать электроприборы, не поливать их водой; не трогать руками провода. Объяснить, что без присмотра взрослых нельзя использовать колющие и режущие предметы; закрепление номеров телефонов служб безопасности 01, 02, 03.

Предметные картинки, открытки, загадки, дидактические игры.

Аптечка, лекарства и бинт.

Атрибуты к игре.

Учить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны, правилам поведения в таких ситуациях. Формировать у детей положительное отношение к правилам безопасного поведения.

Предметные картинки, открытки, загадки, дидактические игры.

Повторить правила пользования электроприборами. Объяснить, что может случиться, если не соблюдать правил безопасного поведения в быту. Формировать сознательное отношение к своей безопасности; Закрепление номеров телефонов служб безопасности 01, 02, 03.

Серия картин с сюжетами на тему возникновения пожара.

Книга С.Маршака, альбом, краски.

Аудиозапись сирены пожарной машины.Изображение, на котором отражён процесс тушения пожара. Телефон.

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Картины разных пород собак и кошек.

Игрушки: кошка и собака.

Предметные картинки, открытки, загадки, дидактические игры.

Беседа по картинкам с использованием загадок.

Сюжетные картинки, дидактические игры.

Пластилин, мокрые салфетки.

Атрибуты к подвижной игре.

Атрибуты к играм.

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Альбом, карандаши, хрестоматия.

Дидактические игры, сюжетные и предметные картинки.

Пословицы и поговорки о дружбе.

Ватман, краски, кисти.

Чтение пословиц о дружбе.

Пластилин, мокрые салфетки.

Сюжетные и предметные картинки по теме.

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Семейные фотографии, альбомы.

Рассказы детей о членах своей семьи.

Выставка семейных фотографий.

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Фотографии, слайдов с различными улицами города.

Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Трафареты, цветная бумага, ватман, клей.

Фотографии достопримечательностей города, герб.

Цветная бумага, клей, ватман.

Иллюстрации, фотографии, открытки города; его достопримечательностей.

Иллюстрации, фотографии, открытки города; его достопримечательностей.

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Загадки, дидактические игры.

Цветная бумага, альбом, клей.

Сюжетные картинки по ПДД.

Иллюстрации, книги, альбомы, рисунки с изображением улиц, художественная литература по ПДД .

Составление детьми рассказа “Что я видел на улице, когда шел в детский сад”.

Пластилин, мокрые салфетки.

Сюжетные и предметные картинки по теме. Атрибуты к подвижным играм.

Дидактические игры.Трафареты, альбом, карандаши.

Тема . Программное содержание.

Виды и формы совместной деятельности

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу .

Грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

Беседа о любимых игрушках.

Научить детей ухаживать за комнатными растениями. Дать первоначальное представление о влиянии человека и условий природы на жизнь растения. Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание ухаживать за растениями.

Иллюстраций, фотографий комнатных растений.

Атрибуты к играм.

Альбомы и цветные карандаши.

Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать учить, познакомить с новым овощем – репкой. Продолжать развивать у детей желание трудиться. Проявлять в работе старание аккуратность, наблюдательность.

Пластилин, мокрые салфетки.

Лепка любимых овощей.

Формировать бережное отношение к растениям; закрепить представление об уходе за растениями; учит наблюдать за живой природой; воспитывать интерес к работе.

Иллюстраций, фотографий уличных растений.

Рассматривание иллюстраций, фотографий уличных растений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Cоциально-коммуникативное развитие. Тема: "Остров дружбы"

ЦЕЛЬ:Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.ЗАДАЧИ:Социально-коммуникативные:· Развивать эмоциональную от.

Развитие речи детей по средствам игровой деятельности.


Цель: развивать двигательную активность детей. Задачи: - учить понимать смысл художественного произведения;- развивать коммуникативные навыки;- учить действовать в соответствии с содержанием.


Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила:один хлопок ведущего – здороваются за руку,два хлопка &nda.


Цель. Уточнить и закрепить знания детей о многообразии животного мира.Задачи.Образовательные:учить различать животных по питанию;учить решать проблемные задачи.совершенствовать речь – доказатель.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитиюдля второй младшей группы. Предназначена воспитателям ДОУ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

Рассмотрена на заседании кафедры дошкольного образования

_________/ Паршина А. В.

_________/ Андреева Е.В.

Утверждена приказом от

Директора МБОУ СШ № 70

( 2 младшая группа)

Воспитатели: Паршина А.В.

I.Пояснительная записка

1.1. Нормативно – правовая база

1.2. Содержание образовательного процесса во второй младшей группе.

Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

При выборе методик обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной сферы развития.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с образовательной программой ОУ МБОУ СШ №70. Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа второй младшей группы МБОУ СШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: социально -коммуникативное развитие.

Задачи образовательной деятельности.

Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.

Помогать детям, в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе

рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).

Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.). Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как

результатам труда взрослых. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание,

умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Развивать интерес к правилам безопасного поведения; Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей четвёртого года жизни.

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.5.Сведения о воспитанниках.

Сведения о семьях воспитанников:

- 23 ребенка воспитываются в полных семьях;

- неполных семей одна;

- многодетных – две семьи;

- семей группы риска – нет.

1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).

В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.

Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. В дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным поэтому работа по физическому развитию детей при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке.

Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.

В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:

- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе уровня развития детей группы;

- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 3-4 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.

- организация прогулок для детей младшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;

- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.

1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).

Организация режима пребывания детей во второй младшей группе (в холодное время года).

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

— дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

— чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый:

— помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

— организует совместные игры детей;

— учит доброжелательному общению;

-поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.

Цель:учить взаимодействовать со сверстниками.

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС

Социально-коммуникативное развитие играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Оно помогает им войти в общество. Также позволяет общаться с окружающими.

Что такое

Социально коммуникативное развитие, это процесс развития у дошкольников навыков общения с окружающими людьми (знакомство, умение поддержать беседу, решение конфликтных ситуаций). Это определение является весьма условным, т.к. многие авторы формулируют его по-своему.


Развитие детей важно с раннего возраста

Обратите внимание! Эта тема на сегодняшний день является крайне актуальной, потому что многие дети, несмотря на более младший или старший возраст, испытывают трудности во время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Со сверстниками им бывает трудно:

  • установить контакт;
  • включиться в игру;
  • распределить роли в этой игре, часто возникают конфликты.

Со родителями проблема заключается в неумении малыша слышать взрослого, выполнять просьбы, часто встречается неуправляемость.


Разрешение конфликтов, тоже развитие

Задачи

Основной целью социально-коммуникативного развития дошколят является:

  • привитие им навыков общения;
  • знакомство их с традициями российской семьи;
  • усвоение правил поведения в обществе;
  • направление их на позитивное общение.

Основными задачами социально-коммуникативного развития малышей федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как:

  • Развитие самостоятельности в жизни и в принятии решений.
  • Увеличение времени, которое дошкольник проводит, общаясь с ровесниками и взрослыми.
  • Развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, готовности пойти на контакт.
  • Освоение норм, существующих в обществе.
  • Привитие трудолюбия, развитие творческого начала.

Шестой задачей специалисты часто называют развитие целеустремлённости, многозадачности, умении организовывать технологический процесс.

Значение

Коммуникация, это один из самых необходимых навыков для жизни в обществе. К сожалению, в настоящее время в силу определённых причин, у многих детей этот навык развит недостаточно.

К сведению! Одной из причин этого являются родители, которые не уделяют должного внимания ребёнку и не занимаются его воспитанием.

Также причиной могут быть проблемы со здоровьем, мешающие развитию навыков. В результате недостаточного развития коммуникативных навыков, у малыша возникают проблемы:

  • он начинает испытывать трудности в общении;
  • не может влиться в коллектив;
  • не умеет работать в команде;
  • не способен правильно выражать свои эмоции;
  • не может сопереживать.


Необходимо прививать уважение к старшим

Диагностика

Перед началом занятий по развитию коммуникативных навыков, а также в последующем, педагогам важно осуществлять диагностику коммуникативного развития дошкольников. Она заключается в проведении с детьми беседы, наблюдения за ними в ходе выполнения задания, используя дошкольный дидактический материал. Коммуникативное развитие оценивается по трём критериям:

  • Знание ребёнком правил общения с людьми.
  • То, насколько охотно ребенок общается.
  • То, насколько ребёнок умеет слушать, решать конфликтные ситуации, насколько он эмпатичен.

Каждый из этих трёх критериев оценивается по бальной системе, и в итоге коммуникативное развитие оценивается по одному из трёх уровней: высокий уровень, низкий или средний. Утверждает задания педсовет.

К сведению! Исходя из уровня коммуникативного развития, с дошкольником может быть проведена дополнительная работа по улучшению навыков общения, осуществлено планирование дальнейшей деятельности.

Как провести занятие по социально-коммуникативному развитию в младшей группе?

Дети в 2-3 года ещё только начинают осваивать коммуникативные навыки. Для них хорошим вариантом занятия будет разыгрывание ситуации с походом в гости.

Цель: знакомство с правилами и нормами, установленными в обществе.

  • ноутбук;
  • музыкальные колонки;
  • запись песни;
  • игрушка-машина;
  • игрушка-зайчик;
  • игрушка-подарок.


Поход в гости с ребенком развивает навык общения

Занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Цель: научить детей оценивать поступки, как свои, так и окружающих.


Оценивать свои поступки необходимо правильно

Ход (занятие начинается с просмотра мультфильма о Чебурашке и разборе поступков главных героев (Чебурашки, Крокодила Гены и Старухи Шапокляк)):

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Дети 5-6 лет уже довольно хорошо владеют коммуникативными навыками. Могут завязать знакомство с незнакомым человеком, поддержать беседу, умеют сопереживать и решать конфликтные ситуации.

К сведению! Им необходимо эти навыки совершенствовать.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Коммуникативная деятельность в старшей группе становится более разнообразной и многоуровневой.

Цель: дать новые и систематизировать имеющиеся знания о правилах поведения, этикета, принятых в обществе.

  • нарисованная карта страны Вежливости с отмеченными станциями: городами, деревнями, реками и морями;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • презентация;
  • проект;
  • музыкальные колонки;
  • запись мультфильма про поросёнка Фунтика;
  • мольберты;
  • краски;
  • кисти;
  • емкости для воды;
  • бумага.

Занятие начинается с просмотра мультфильма про поросёнка Фунтика и разбора поведения героев. Особое внимание уделяется понятию доброта.

Второй блок занятия заключается в задании изобразить доброту.

Обратите внимание! Словесные игры в старшей группе также имеют важную роль.

Социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе

Для детей 6-7 лет очень актуальна тема дружбы, в подготовительной группе уже хорошо понимают, каким должен быть друг, и чем ценна дружба.


Дружба развивает полезные навыки

Задание по этой теме будет заключаться в том, чтобы нарисовать, слепить или сделать аппликацию своего лучшего друга. А если лучшего друга пока нет, то изобразить его таким, каким хотелось бы его видеть. Потом каждый из ребят расскажет о качествах друга.

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе, т. к. они могут испытывать больше сложностей при общении и могут труднее воспринимать информацию. Для них используется специальная методика и устанавливается своя норма.


Малышам с ОВЗ уделяют особое внимание

Большую ценность на сегодняшний день представляет развитие в России инклюзивного образования. Благодаря ему, дошкольники с ОВЗ имеют возможность посещать дошкольное образовательное учреждение, в котором с ними проводятся занятия по программе, разработанной с учетом индивидуальных особенностей. В ДОУ такие малыши наконец-то получают возможность общаться со сверстниками, что напрямую влияет на улучшение их коммуникативных навыков.

Основные принципы успешного формирования коммуникативных навыков:

  • Минимальное количество игрушек, которые будут отвлекать детей от непосредственного общения друг с другом. При наличии большого числа ярких игрушек, дети, и так испытывающие трудности в установлении контакта с окружающими, будут погружаться в игру, меньше обращая внимание на сверстников.
  • Отсутствие оценивания малыша.
  • Запрет на соревновательные игры и состязания, т. к. они направлены на получение оценки от окружающих.

Детям дошкольного возраста, несмотря на наличие или отсутствие проблем со здоровьем, для социально-коммуникативного развития необходимо в первую очередь общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Задача родителей состоит в том, чтобы уделять должное внимание крохе и направлять его.

Читайте также: